Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-политические1) «оседание дружины на землю» - переход пожалованной земли из условного владения за службу в частную собственность бояр 2) соединение собственности на землю с политической властью (этому способствовала система иммунитетов – жалованными грамотами князья передавали своим вассалам ряд прав – административная и судебная власть, сбор налогов – т.е. освобождение вотчин от княжеской власти – независимость – и боярские, и церковные вотчины становятся целиком частными) Б оярско-дружинная верхушка из военной правящей государственной элиты она превращается в вотчинников — региональную корпоративную боярско-дружинную верхушку, влияние которой на процессы, происходящие в обществе, заметно усиливается. В отличие от младших дружинников, которые кормились за счет собираемых от имени князя налогов и штрафов и находились в прямой зависимости от князя, формирующееся боярство, укрепляя свои позиции, стремилось отстаивать свои личные интересы. Происходит развитие с вотчинного землевладения, появление крупных частных земельных владений (вотчин), регулярные доходы с которых делали бояр-вотчинников самостоятельной и независимой в экономическом и политическом отношении силой, не только не нуждавшейся отныне в защите со стороны князя, но и часто противостоящей ему. Военная элита превращается в политическую («оседание дружины на землю» - экономическая самостоятельность – хотят власти – соединение собственности на землю с политической властью) Усиление как представителей князя на местах – княжеских бояр, так и местной земельной аристократии. Зарождающиеся феодальные вотчины (княжеские, боярские, церковные) и в целом удельные княжества в условиях господства натурального хозяйства являлись самодостаточными экономическими единицами, имели свой аппарат управления и принуждения. Поэтому их владельцы - удельные князья, бояре, монастыри – перестали ощущать потребность в сильной великокняжеской власти. \ 3) укрепление позиций церкви на местах – поддерживает местную власть - политическая борьба городов за независимость 4) относительный характер политического единства Древней Руси. Слабая степень интегрированности отдельных частей Русского государства, его политическая аморфность и связанная с этим политическая неустойчивость древнерусской государственности. Почему? - Значительная политическая независимость князей, обусловленная родственными отношениями. Князья Киевской Руси, старшие или младшие, связанные между собой отношением к Русским землям как к общему родовому владению, были в значительной мере политически независимы друг от друга. По большей части на них лежали только нравственные обязанности: волостные князья должны были почитать киевского великого князя как старшего, вместе с ним должны были охранять свою волость, сообща с ним «думать» о русской земле и решать важные вопросы русской жизни. Естественно, что власть киевских князей в этих условиях не могла приобрести форму единодержавия. - Княжеские междоусобицы. Продолжали нарастать противоречия и в самой княжеской среде. В основе этих противоречий лежал отчетливо обозначившийся к началу ХН в. кризис прежней системы родового старейшинства, которая уже не отвечала интересам разросшегося к тому времени рода Рюриковичей. Его представители, используя отсутствие сколько-нибудь четкого порядка в наследовании и распределении уделов, боролись за передел княжений в свою пользу, что порождало многочисленные княжеские междоусобицы. В известной мере начало этому процессу положили упоминаемые выше княжеские съезды. Закрепив за каждым князем земли и волости в качестве их наследственных владений («отчин»), они тем самым создавали прецедент, подрывавший прежний порядок княжеского владения, основанный на очереди старшинства, что, естественно, усиливало политическую борьбу внутри правящей элиты. Все это вело к ослаблению центральной власти, разрушало государственную целостность Киевской Руси. - Разногласия между основными институтами государственной власти: князем и вече. Веча очень вмешивались в политические дела, и нередко, не признавая обязательными для себя счеты княжеского старшинства, звали в города князей по своему выбору, вторгаясь тем самым в вопросы наследования. Положение городских веч в этот период не было постоянным: при сильном князе, имевшем большую дружину, политическое значение веча понижалось, при слабом, наоборот, усиливалось. В крупных городах вече имело значительно большее политическое влияние, чем в малых. При Ярославе Мудром и его сыновьях оно не пользовалось серьезным политическим влиянием. Однако когда род Рюриковичей сильно разросся и наследственные счеты запутались, городские веча постарались вернуть себе политическое значение. Пользуясь смутой, они сами призывали к себе нужного им князя и заключали с ним «ряды». Часто вече оказывалось настолько сильным, что вступало в открытое противостояние с князем, а нередко и «указывало князю путь» (изгоняло его). 5) Утрата Киевом роли общегосударственного политического центра стала еще одним важным фактором, ускорившим процесс регионализации власти и распад единого государства на отдельные земли и княжества. К концу ХН в. старый Киев более не является общегосударственным политическим центром, сохраняя за собой только роль церковно-административного и сакрального центра. Статус старшего великокняжеского стола и политического центра русских земель переходит к Владимиру на Клязьме - главному городу Владимиро-Суздальского княжества, со временем ставшему и политическим центром Северо-Восточной Руси. 6) Любечский съезд князей – «отчинный» принцип наследования. 1097 г. на Любечском съезде князей, созванном по инициативе Владимира Мономаха (внука Ярослава Мудрого), был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов: «Каждый да держит отчину свою». Лествичный порядок, таким образом, был упразднен, и стала формироваться удельная система - система княжеств с династиями из дома Рюриковичей, номинально зависимых от Киева. В результате - усиление региональной власти!!!!
|