Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность как субъект, созидатель культуры





В науке вечно идут споры: каждый ли физически и психически здоровый человек способен к творчеству и даже проявить, порой, гениальность? Диалектически мыслящие теоретики на этот вопрос отвечают положительно. Мера способностей не определяется матушкой природой. Но кое - кто склонен считать, что природа, гены человека виноваты в том, что не каждый может стать наравне с талантливыми индивидами. Даже пытаются дать статистику, “разукрашенную” наукообразными терминами, в процентах “гениев”, скажем, на тысячу рождающихся детей. Такая “теория”, естественно, обрекает миллионы и миллионы людей на пассивность. Но она, повторяем, опровергается многими исследователями.

1. Прошлая и современная цивилизация содержит условия, где трудящемуся большинству закрыт доступ в высшие этажи культуры. Большинство обречено пожизненно на не творческую работу ради куска хлеба, ради крыши над головой и т.д. Система воспитания и обучения, созданная такой цивилизацией, направлена но то, чтобы формировать личность способную лишь к репродуктивной работе: исполнение, как пишет Э. Ильенков, извне навязанных форм и схем действий, а эти схемы разработаны “талантливым” меньшинством.[7]

В обществе, где люди жёстко расчленены по характеру собственности (одни хозяева, а другие наёмники) лишь меньшинство индивидов достигает нормы человеческого развития. Причём в таком обществе массовому сознанию, особенно молодёжи, навязывают идолы потребительства, извращённые эталоны поведения - алчность и насилие, цинизм и грубый индивидуализм и т.п. Данную драму переживает современная Россия.

2. Но даже в условиях тотального отчуждения от собственности многим удаётся прикоснуться к подлинным ценностям культуры и сделать верный выбор. Выбор по принципу: потреблять, чтобы трудиться, а не трудится, чтобы потреблять. В условиях господства разумных экономических отношений, принципов и традиций подлинного коллективизма и соборности верна первая сторона данной формулы. Она - важнейшее условие и способ проявления созидательного потенциала личности.



3.В жизни всегда есть место для подвига. Даже в условиях рутинного, но общественно-необходимого труда, существуют способы проявления творческой деятельности. Это те обстоятельства, когда идёт процесс воспроизводства и умножения материальных и духовных ценностей культуры. В любой сфере отношений. Суть этого процесса сводится к тезису: сокращая время и затраты, силы и средства, добиваться наибольшего эффекта.

4.Статус или признание действительно творческой личности определяются не только силой её интеллекта, но и общественно - исторической значимостью содеянного. Это реализуется в тех действиях и продуктах действия, когда их результат имеет всеобщее значение, всеобщий эффект. Тот результат, где ломаются “косные штампы, с которыми другие люди свыклись, несмотря на то, что эти штампы уже устарели, стали тесны для новых, с подволь созревающих форм отношений человека к человеку”.[8] Таких индивидов много в истории человечества. Их называют выдающимися личностями.

5.Творческий потенциал личности, проявляемый в процессе созидании и обогащении мира культуры, возникает при стечении и формировании многих субьективных, а не только объективных факторов.

а) При наличии потребности к разумно-творческой деятельности. Той потребности или интереса, который овладевает, как писал К. Маркс, “нашей мыслью, подчиняет себе наши убеждения и к которой разум приковывает нашу совесть, - это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им”.[9]

б) При наличии воли, стремления непрерывно развивать, совершенствовать культуру своего ума. Развивать путём образования и овладения логикой творчества, т.е. законами разума, который, как известно, есть духовная субстанция культуры. Это интеллектуальное богатство формируется и применяется в пламени практики, напряженного труда.

6. Передовая научная мысль доказала, что всеобщность творчества достигается в обществе, основанном на цивилизованном типе собственности, где каждый трудящийся гражданин (civilis) является совладельцем условий труда. Этих форм отношений не утвердила советская система. Но ещё Гегель писал, что “разумность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо выступает как разум.[10] Глубокие по смыслу слова! Лишь обладая собственностью, трудящийся индивид может проявить всю полноту разумно - творческой, а не чисто потребительской, паразитической деятельности. Лишь будучи собственником условий труда (прежде всего средств производства!), каждый человек становится полноценной личностью и сможет проявить при созидании мира культуры всю силу своего ума и таланта.

 

 


[1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997, с. 91.

[2] Ильенков Э.В. Философия и культура. С. 387-414.

[3] Ильенков Э.В. Философия и культура. С. 397.



[4] Там же, с. 398.

[5] Подьяков Н.Н. Основное пртиворечие развивающейся психики ребенка // “Педагогика”. – 2000, № 1, с.13.

[6] Ильенков Э.В. Становление личности: к итогам научногоь эксперимента // “Коммунист” –1977, № 2, с.74.

[7] Ильенков Э.В. Становление личности: к итогам научного эксперимента. С.

[8] Ильенков Э.В. Философия и культура. С. 412.

[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1, с. 118.

[10] Гегель. Философия права. М. 1990.








Date: 2015-04-23; view: 329; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию