Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Определение понятия личности в культурологии





Тема №9. Культура и личность.

Определение понятия личности в культурологии.

Проблема личности исследуется многими науками: психологией, педагогикой, социологией, философией и культурологией. Эта проблема не так уж проста, как кажется на первый взгляд. Сложна в том отношении, что до сих пор нет четкого и более или менее однозначного определения понятия личности.

Существует множество определений данной категории. Причем каждая наука пытается дать свою собственную дефиницию. Поэтому перед культурологией стоит задача выработать логически правильную, достаточно разумную, а значит наиболее точную дефиницию. И на основе такого суждения рассмотреть положение личности в системе культуры, роль последней в процессе её становления, формирования, а затем показать место и функции личности в созидании, творчестве норм и ценностей культуры. Важно также попытаться ответить на вопрос: откуда берутся талантливые личности? От рождения или же таланты и способности формируются за счет освоения наличного мира культуры?

Дать достаточно чёткие ответы на эти вопросы можно лишь в том случае, если культурология опирается на материал других наук. Прежде всего, если она в своих поисках руководствуется подлинно научной методологией, которую призвана разработать философия. Та философия, которая исследует законы познающего мышления. Эта сфера философии называется диалектической логикой или, говоря кратко, диалектикой.

Как же культурология преодолевает это препятствие? Во-первых, она признаёт, что каждая личность есть уникальное, неповторимое индивидуальное образование. Одним словом, она есть нечто единичное. Но это “единичное” обладает общими признаками, характеристиками. Понятие “личность” применимо для каждого отдельно взятого человека, как применим, скажем, термин “студент” к любому молодому человеку, обучающемуся в том или ином вузе. Во-вторых, культурология из всего калейдоскопа определений личности пытается выбрать и взять за основу своих исследований то суждение или, говоря иначе, дефиницию, которая наиболее сжато и точно выражает саму суть дела.

Однако ныне существует множество весьма громоздких, “многоэтажных” определений. Возьмём, для примера, одно из них, которое дано в учебнике для вузов по основам психологии. Здесь сказано, что “личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно- временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу в поступках и меру ответственности за последствия перед природой”.[1] Естественно, такое определение не только трудно запомнить, но и невозможно понять, что же, всущности,есть личность.

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность», куда входят и телесные и духовные качества индивида. Как в восточном, так и европейском мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой.

Далее необходимо отграничить понятие «личность» от понятий «индивид» и «индивидуальность». Рассматривая понятие индивид, надо указать, что оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный соц. атом, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то соц. группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (пр.всего телесно) от других индивидов. Гораздо более содержателен другой термин – индивидуальность, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Схематически это можно представить так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), затем как соц. индивид, персонифицированная соц.группа (сословный индивид) и, наконец, как личность. В последней своей ипостаси человек как бы вбирает в себя все многообразие соц.связей и отношений. Сущность личности составляет, по словам Маркса, не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физ.природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства, характеризующие его как личность.

Из всего многообразия определений личности культурология предлагает следующие две дефиниции.

1) Личность – это индивид со своей особой душой, интеллектом, со своим уникальным, неповторимым “Я”.

2) Личность – это единичный человек, являющийся продуктом общественных отношений, в котором общественное проявляется в особой, уникальной и неповторимой форме. Можно сказать еще несколько иначе: личность - это отдельный индивид, в котором общественное проявляется, реализуется в особой, специфической форме. Это специфическое отличает каждого от всех прочих индивидов. Отличает от всех живших в прошлом, живущих в настоящем и, возможно, в далеком будущем.

Эти определения базируются на исследованиях проблемы личности талантливым философом-диалектиком Э.Ильенковым (1,с.387-414)[2]. Они означают, что как нет в природе абсолютно одинаковых два одинаковых предмета (звёзд, деревьев, песчинок, атомов и.т.п.), так и нет и не было (и не будет!) абсолютно тождественных личностей. Этой “одинаковости” невозможно достигнуть даже методом клонирования. Отсюда следует житейский вывод: каждый мыслящий человек, если он считает себя личностью, должен развивать, обогащать свою уникальность и дорожить своей неповторимостью, т.е. своим собственным “Я”. Но на пути формирования этого “Я” наука даёт самые различные, часто взаимоотрицающие сценарии, логические схемы понимания.








Date: 2015-04-23; view: 1092; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию