Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и становление личности





Культура – совокупность материальных и духовных ценностей накопленных человечеством в процессе развития и способ становления социально-личностного взаимодействия, т.е. способ развития или подавления обществом определенных качеств личности.

Человеку для выживания необходимы не только создание условий биологической среды, но и психические условия. Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие, чтобы сохранит возможность выполнять свои функции. Для человека, все что способствует психическому комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит биологическому равновесию. Главным человеческим интересом является сохранение своей системе координат основанной на ценностной ориентации. От нее зависит и способность к действию, и в конечном счете – осознание себя как личности. Если человек обнаруживает идеи, которые ставят под сомнение его собственные ценностные ориентиры, он воспримет это как угрозу своим жизненным интересам.. Также в своем развитии личность нуждается в свободе выбора предпочтений. Для того, чтобы личность являлась предельно адекватной себе самой необходимо познание психологической природы – составляющей без которой невозможен современный человек и его собственная свобода.

Не выдерживает критики “теория” о том, что многие нравственные, интеллектуальные способности личности наследуются генетически, т.е. являются врождёнными. Эти “теории” не опираются на экспериментальные данные, на факты, проверенные практикой. Ни один генетик, тем более психолог, философ, или культуролог, не открыл, не нашел в структуре генотипа человека, в его ДНК такие элементы, которые детерминируют те или иные его духовные способности. Никто из учёных не нашёл в организме человека программ, кодов, которые являются остовом, скелетом социальных, культурных норм поведения человека. Если не выявлены подобные коды, то, естественно, также не проверено, не подтверждено практикой, экспериментом процесс о том, как действуют, работают эти коды или программы в ходе становления, формирования личности.

Но отсутствие подобных фактов и экспериментов не останавливает и не мешает кое-кому их теоретиков утверждать, что гениями не становятся, а рождаются. Даже пытаются приводить “примеры” из истории общества. Скажем, Александр Македонский и Наполеон, М.В. Ломоносов и А. Эйнштейн якобы обязаны своей гениальностью врожденной, точнее, генетической наследственности. Но на вопрос о том, кто и как исследовал гены этих гениев, живших сотни, а то и тысячи лет тому назад, следует маловразумительный ответ. Говоря иначе, все эти суждения - всего лишь абстрактные гипотезы. Наука, которая не опирается на факты и эксперименты, оказывается на грани шарлатанства.

В противоположность этой теории разработана иная концепция становления человека как личности. Причём эта теория основывается на богатом эмпирическом материале, который накапливался на протяжении всей истории разработки данной проблемы. В частности на основе опыта, осуществленного российскими учёными в работе с детьми, рождёнными слепоглухими.

Необходимо обратиться к проблеме генезиса личности, происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего возникает вопрос – когда рождается личность, что этому способствует или препятствует?

Обозначим на этот счёт основные такие сценарии. Первый такой сценарий порождён тем, что некоторые теоретики пытаются исследовать соотношение биологического и социального в человеке и на этой основе доказать, что многие нравственные и интеллектуальные качества личности формируются двумя программами или кодами. С одной стороны, способности личности программируются генетическим кодом, с другой - общественными отношениями, где доминирующая роль принадлежит многообразному миру функционируемой культуры. Второй сценарий исходит из мнения, что становление человека, а значит и личности, осуществляется путём освоения наличного мира культуры и антикультуры. Говоря иначе, каждый человек как личность есть продукт общественных отношений.

Человек как личность может предстать или выступать в различных своих модификациях: как еще не сформировавшаяся личность, как подлинная, полноценная личность, как извращенная личность и.т.п. Отсюда следует вести речь о роли культуры в формировании истинно человечной, разумной личности. А эта проблема архисложна и требует весьма обширных исследований и разработок. По этим исследованиям сделаем следующие выводы. Фрагментарно обозначим их.

1. Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключ. сиамских близнецов) и индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запетлечена вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовность мозга к восприятию внешнего мира и т.д. При рождении все дети не только разные, но и уникальные.

Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующего осмысления.Плод быстрее осваивает те воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, вступая с ним в отношении как с Другим, соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. На втором месяце во внутриутробной жизни развивается нервная система, полуторамесячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери,, в шесть-семь недель возникает орган вкуса. Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, «пугается», «сердится», «грозит», реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зависимости от настроения матери. С шести месяцев берет свой отчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эмбрион способен увязать свое поведение со знакомым голосом, он «знает», какие движения вызовут чувство удовольствия, какие – неудовольствия.

Итак, новорожденный уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, пеленаний и т.д. формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к 2-3летнему возрасту, когда происходит осознание «я». Именно в этом периоде проявляются первые черты личностного поведения, во многом обусловленные тем, что ребенок попадает в ситуации свободного выбора. В этом возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны, и если окружающие способствуют развитию этих качеств, становление личности идет гармонично.

Таким образом, только что родившийся человек, это, говоря образно, маленькое розовое существо не обладает никакой психикой, никакими внутренне встроенными кодами, детерминирующими животные инстинкты, мотивы и желания или же “скелет” культурного поведения. В этом аспекте он чист, как лист белой бумаги. Единственное его “желание”, точнее, нужда его организма - в пище, в воде и тепле известного диапазона. Реально стоит проблема: сформировать психику, а с ней определённые интеллектуальные качества, присущие человеку и только человеку.

Новорожденный становится личностью в том случае, если он вовлечён в систему человеческих отношений, в систему предметного мира культуры. Мира предметов, которые созданы человеком для человека. Для этого человечка процесс “вхождения” в систему культуры архимучителен. “Предоставленный самому себе, ребёнок никогда не встанет на ноги и не пойдёт. Даже этому его приходится учить”.[3] Вовлекаясь в мир человеческого общения, в мир окружающей культуры, осваивая его ценности, каждый индивид формируется как личность. “Личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, человеческой деятельности”.[4]

2. Наука психология, а с ней и философия, но не биология с генетикой, и даже не физиология высшей нервной деятельности, сумели найти решение ряда важнейших вопросов становления личности, её психики и интеллекта. Как показывают эти науки у ребёнка формируются первые психологические образования, которые имеют общий, одинаковый характер для детей любого этноса. Будучи вовлечённым в мир человеческих отношений, в мир первых простейших предметов культуры, у ребёнка, в его голове возникает система фундаментальных психических образований. Именно здесь, а не в структуре генома, “содержится всё время изменяющаяся и корректирующая программа развития ребёнка”.[5]

Формирование этих фундаментальных психических, а затем интеллектуальных образований во времени, как считают многие психологи, длится в период от рождения до 2,5 - 3 лет жизни ребёнка. Они-то и составляют остов или “скелет” будущей универсально-интелектуальной и практической деятельности человека. За этот короткий миг жизни индивид в сжатой, “спрессованной” форме проходит путь, который прошло человечество в своём духовном становлении и развитии, как считает антропология, за два - три миллиона лет.

3. В ходе этого становления у человека возникают образы, первые весьма абстрактные представления, т.е. субъективная форма окружающих предметов культуры. Возникает вместе с образом пространства вообще. Формируются не сами по себе, а в процессе тяжкого труда по освоению окружающих вещей. Труда, осуществляемого совместно и с помощью других людей. Возникают истинно человеческие потребности в деятельности, направленной на удовлетворение материальных, а в последующем и духовных нужд, желаний и интересов. Весь этот процесс является становлением не только психики, но и способности мыслить в согласии или по форме (логике) осваиваемых предметов культуры.

Как отмечалось ранее, в предметном мире культуры зафиксирован разум, дух прошедших поколений, опредмечен вполне прозаических вещах - в тысячах предметах быта и в действиях взрослого человека, умеющего обращаться с этими вещами по-человечески, т.е. разумно. Ребёнок осваивает этот разум с его логикой, тем самым превращается в разумное существо, в представителя рода человеческого. Внешний мир культуры это тот сценарий, в согласии с которым должен научиться ребенок (с помощью, конечно, взрослого) самостоятельно мыслить действовать. Научиться оперировать вещами так, как того требуют вещи окружающей его с колыбели культуры. Он, ребёнок, становится субъектом высших психических функций, присущих только человеку. И всё это, как пишет Э. Ильенков, происходит раньше, чем человек осваивает язык, речь, слово. Более того, сформировавшийся интеллект составляет необходимую предпосылку усвоения речи.[6]

4. С освоения речи, языка - этого сложнейшего феномена культуры, его знаковой и информационной системы - совершается качественно новый шаг вхождения человека в царство культуры. Для человека открывается новый, более богатый и интересный мир. Особенно с момента освоения письменной речи - этого во всех отношениях величайшего достижения разума человечества и сферы культуры. Только на этом этапе начинается полноценное развитие человека как личности.

С освоением речи, приобретением умения читать, постепенно чисто органические нужды в (еде, питье и т.п.) вытесняются истинно общественными потребностями. Сами собой истинно человеческие потребности (учиться, заниматься музыкой, техническим творчеством и т.п.) не возникают. Даже не возникает потребность, скажем, пользоваться вилкой. Они прививаются только силой воспитания, обучения. Ни на Бога, ни на геномы тут надеяться нечего. Освоение мира норм и ценностей культуры формирует личность. И чем богаче и разностороннее человек осваивает мир культуры, тем более он развит интеллектуально, более универсален и свободен в своих отношениях с окружающим его миром социума и природы.

5. Дальнейшее развитие личности связано с «прохождением» других возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты – как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет и застои (25 – 30 лет, 40 –45 лет). Рубежами в жизни человека становится отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учиться выполнять особые социальные роли, т.е учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. Все они имеют выраженный контекст. Можно сказать так: личность. Не рождаются, а становится ею в процессе социализации. Личность – понятие конкретно-историческое. Так, в Европе личность понимается как определенная целостность, сохраняющая свой стержень. Для японцев, например, более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью. В европейской традиции становление личности шло через этапы осознания чувств страха и стыда, свободы (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали (средневековье), утверждение самоценности человеческой индивидуальности (Новое время).

Из изложенного должен последовать вывод, что становление личности – это сложный, глубоко противоречивый процесс взаимодействия человека с миром людей и природой, мерой которого является осознания себя уникального существа и в то же время сына (дочери) своего народа и человечества в целом. Масштаб личности определяется степенью реализации себя в социально-значимых деяниях, вектором которого является гуманность. Мир же культуры ориентирует человека на путь созидательной, творческой деятельности.

Date: 2015-04-23; view: 2399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию