Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР





Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками в ДОУ. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР, ее содержание. Структура деятельности коррекционных дошкольных групп.

Вопросы.

1. Назовите основные особенности развития ребенка дошкольного возраста.

2. Какие факторы необходимо учитывать при отборе методик для диагностического обследования дошкольника?

3. Назовите уровни ориентировочно-познавательных действий, характерные для ребенка дошкольного возраста.

4. Каковы основные параметры умственного развития дошкольника?

5. Какие компоненты включают в себя понятие «психологическая готовность к школе»?

Литература.
Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под редакцией Е.А.Стребелевой.- М.,1998.

Левченко И.Ю. Патопсихология. Теория и практика. – М., 2000.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов./ Под общей редакцией М.М.Семаго.- М. 1999.

 

Содержание практических занятий.

Тема 1. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми первого года жизни и раннего возраста.

Особенности развития детей раннего возраста. Ведущие направления психолого-педагогического изучения детей первого года жизни, их содержание. Психодиагностическое исследование психического развития, его ведущие направления.

Задание 1.

Раскройте содержание коррекционной работы, ее основные этапы с детьми раннего возраста, соотнеся их с периодами обучения.

Примечание. В процессе подготовки задания рекомендуется использовать материал «Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни».

Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни.

(по О.В.Баженовой).

Воз- раст, мес Сфера
Двига-тельная Сенсор- ная Эмоцио-нальная Голосовая активность Практическое действие Взаимодействие со взрослыми
    Смотрит на мать, когда она с ним разговаривает, при этом закрывает и открывает рот. Прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения.        
1,5   Следит за двигающимся человеком. Прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения.        
2-3   Развиты реакции глаз – фиксация, конвергенция, фокусировка. Поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха. Рассматривает руки. Следит за разнообразным движением игрушки. Появление улыбок на тактильное воздействие, на говорящее лицо. Формируется комплекс оживления на говорящее лицо и несколько позже на яркий предмет. Возникновение первых спонтанных вокализаций Дотрагивается до игрушек, подвешенных над грудью. Пристальное внимание к объектам. Появление движения в руках при виде погремушек, помещенных в зону непосредственной досягаемости Интерес к окружающим. Зрительный и эмоциональный контакт.
3-4 Хоро-ший Конт-роль головы. Опора на руки в положе-нии лежа на животе Прослежи-вает невидимую траекторию движения объекта (экран 10-12 см). Реагирует на исчезаю-щий объект. Локализует звук, узнает маму. Комплекс оживления вызывается легко. Возникает часто. Гуление. Расширение репертуара случайно произносимых звуков (а, у, я, м, п) и использование их при общении со взрослыми. Произвольный захват. Неспецифические манипуляции. Оральные контакты с объектом. Интерес к окружающим. Узнает мать. Возбуждается и предвосхищает общение. Возможны зрительный и эмоциональный контакты.
5-6 Сформирована зрительно- моторная координация (может точно дотронуться до предмета под контролем зрения). Может длительно удерживать предмет в руках Улыбается своему отражению в зеркале. Перестает рассматривать руки. Больше внимания уделяется игрушкам. Появляются первые любимые игрушки. Поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха. Имитирует слышимые звуки. Формируется контроль над отрицательными эмоциями. Это проявляется в модуляциях крика, сдерживании плача, паузой в плаче для восприятия реакции взрослого. По-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых. Вокализации при манипуляциях с объектами (голосовое сопровождение действий). Требование внимания осуществляется криком. Произносит отдельные слоги или звукосочетания. Начало лепета. Часто берет игрушку из рук взрослого. Формирование захвата. Берет вторую игрушку, но трясет первую. Зрительно контролирует манипуляции. Все тянет в рот. Любит играть с бумагой. Подносит ко рту бутылочку. Инициирует общение, прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки голоса. Тянет руки, когда хочет чтобы его взяли на руки. Отмечаются первые попытки подражания. Понимает жест. Выявляется возбуждение, когда ребенок слышит шаги.
7-8 Может сам сидеть. Хорошо переворачивается в любую сторону из любого положения. Приспосабливает позу, занимает удобную позицию для наблюдения. Находит наполовину спрятанный предмет, легко снимает наброшенный на него платок. Дифференцирует незнакомых. Возникновение реакции протеста на воздействие незнакомого взрослого. Длительный лепет, повторное произнесение слогов, появление псевдослов, выражающих отношение ребенка к происходяще-му Перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, захватывает предъявленную игрушку со стороны свободной руки. Удерживает игрушку при зрительном контроле, берет вторую игрушку со стороны занятой руки Имитирует действия и шумы. Старается привлечь внимание покашливанием, кряхтением. Может играть в игры с идентичными ролями. Сжимает губы, когда не хочет есть. Понимает запрет. Имитирует звуки. Отводит руки мамы, отвлекает ее, если она собирается делать неприятные процедуры (чистить носик, ушки).
9-10   Находит спрятанный на глазах предмет. Вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда положили   Появление вокализаций в конце и в начале действий Может взять маленький предмет: таблетку, горошину. Может совершать специфичные манипуляции: катать машинку. Тянет маму за одежду, требуя внимания; машет «до свиданья», отвечает взглядом или движением на вопрос «где?». Играет в игры с неидентичными ролями, где действия ребенка и взрослого не распределены (мама дает платок - - ребенок за него прячется). Игра «Дай-отдай». Ненадолго отдает игрушку.
11-12 Переступает ногами. Ходит самостоятельно. Проявляет интерес к картинкам в книге. Поворачивается на собственное имя. Дифференцирует тон.   Существование особых слов-меток, понятных только ребенку и взрослому. Произвольное повторение отдельных слогов. Может произносить отдельные слова. Понимает их предметную соотнесенность. Складывает игрушки в корзину. Достает предметы из-за барьера дальней рукой, царапает картинки, пытается листать книги. Почти не тянет предметы в рот, но часто бросает их на пол. Бросает игрушки, чтобы подняли, помогает одевать себя. Владеет указательным жестом, мотает головой. выражая протест. Вокализирует в конце и в начале действий.

 

 

Задание 2.

Разработайте рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни.

Примечание. В процессе подготовки заданий по указанной теме рекомендуется изучить материал:

Научный обзор по теме

«Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии на первом году жизни и с 1 года до 3 лет».

 

Ранний возраст - особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга результате взаимодействия организма с окружающей средой о интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы извне, перерабатывать и хранить информацию, что образует базу для дальнейшего интеллектуального развития ребенка. Для раннего детства характерен целый ряд особен­ностей.

Во-первых, это чрезвычайно быстрый темп развития, ко­торое имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис 1 года вязан с овладением ходьбой, 2-х лет — с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-дейст­венного мышления. В три года начинается развитие самосоз­нания ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является след­ствием отклонений в развитии ребенка. В критические пери­оды у ребенка могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства.

Другой особенностью развития в раннем возрасте являет­ся неустойчивость и незавершенность формирующихся навы­ков и умений.

Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перене­сенное заболевание, отсутствие целенаправленного педагоги­ческого воздействия) может произойти утеря навыков, наблю­дается явление ретардации ("застревания" на более ранней ступени развития).

Причина неравномерности развития психики ребенка раннего возраста определяется тем, что созревание различных функций происходит в различные сроки. Для каждой психи­ческой функции существуют свои сензитивные сроки. В це­лом ранний возраст является сензитивным периодом для раз­вития всех видов восприятия (сенсорно-перцептивной дея­тельности), непроизвольной памяти и речи. Становление этих процессов происходит в рамках предметной деятельности при активном взаимодействии со взрослым. Именно в раннем воз­расте закладывается фундамент для развития мышления и речи.

Еще одной особенностью раннего детства является взаи­мосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физическо­го и нервно-психического развития детей. Изменения в состо­янии здоровья малыша влияют на его нервно-психическую сферу.

В раннем возрасте ярко проявляется высокая степень ори­ентировочных реакций на окружающее. Известно, что при сенсорной, эмоциональной депривации существенно замедля­ется темп развития ребенка. Сенсорные потребности вызыва­ют высокую двигательную активность, а состояние двигатель­ной сферы во многом определяет возможности ребенка в поз­нании окружающего мира.

Ребенка раннего возраста характеризуют повышенная эмо­циональность. Раннее формирование положительных эмо­ций — залог становления личности ребенка, основа для поз­навательной активности.

Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жиз­ни зависит от многих факторов, прежде всего от наследствен­ных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружа­ющей среды. Задержку психо-моторного развития могут вы­звать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном и раннем постнатальном периоде.

Дифференциальная диагностика в раннем возрасте затруд­нена При различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика, например, недоразвитие речи у слабослышащего ребенка, умственно-отсталого.Замедленный темп развития может касаться одной или нескольких функций, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями.

Оценка уровня психо-моторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте должна производиться очень осторожно. При этом следует учитывать особенности развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельно­сти, речи, эмоционального развития.

В диагностическую группу могут приниматься дети с пос­ледствиями перинатального поражения ЦНС, у которых об­наруживается задержка психо-моторного развития и речи. Важно определить степень тяжести нарушений — дети с гру­бым органическим поражением ЦНС направляются в дошко­льные учреждения для детей с нарушениями интеллекта.

В условиях детского сада для детей с задержкой психичес­кого развития диагностическая группа может формировать­ся как разновозрастная, основным показателем является уро­вень психического и речевого развития ребенка (могут при­ниматься дети от 2,5 до 3,5 лет). Количество детей в группе — 6 человек.

На первый план в работе с детьми раннего возраста выдви­гается изучение динамики развития при целенаправленном обследовании и на основе постоянных наблюдений в процес­се коррекционной работы.

Дети, поступающие в специализированную группу, отличаются целым рядом особенностей.

Как правило, это соматически ослабленные дети, отстав­шие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций (функции передвижения собствен­ного тела в пространстве), на момент обследования выявля­ется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники тельных качеств) по отношению к возрастным возможностям.

Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельно­сть. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентиров­ке в их свойствах. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрос­лыми и с его помощью справляются с решением наглядно-пра­ктических задач.

Дети практически не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к актив­ному использованию фразовой речи значительно сужен.

Преимущественно манипулируют предметами, но им зна­комы и некоторые предметные действия — они адекватно ис­пользуют дидактические игрушки, хотя способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется го­раздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошко­льников, дети принимают и используют помощь взрослого.

Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой мо­торики обусловливает несформированность навыков самооб­служивания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания.

С учетом перечисленных выше особенностей определены следующие программные задачи:

Совершенствование двигательных функций, что пред­
полагает необходимость развития общей и мелкой моторики,
формирование элементарных графомоторных навыков.

• В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществ­
ляется сенсорное воспитание, направленное на совершенст­
вование оптико-пространственных и слуховых функций, со­
вершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

• Решение двух вышеназванных задач осуществляется на
базе предметной деятельности как ведущей деятельности
раннего возраста (от 1 до 3 лет). Важно не только совершенст­
вовать зрительно-моторную координацию, необходимо побу­
ждать детей к решению наглядных задач в дидактических
играх и в быту, развивая наглядные формы мышления.

• Развитие ребенка раннего возраста происходит в актив­
ном взаимодействии со взрослым, поэтому очень важно формировать у детей навыки эмоционального и ситуативно-де­лового общения со взрослыми и сверстниками.

• Основными средствами коммуникации являются рече­вые средства, важнейшим аспектом работы с маленькими детьми является целенаправленное развитие речи, ее функ­ций.

Рассмотрим более подробно содержание коррекционной работы и ее основные этапы, условно обозначив их как "Сту­пеньки развития", которые можно соотнести с периодами обу­чения.

Напомним, что в течение первого месяца пребывания ре­бенка в диагностической группе проводится углубленное ком­плексное обследование с целью определения уровня развития ребенка.

В дальнейшем занятия проводятся индивидуально или дети объединяются в подгруппы по 2-3 человека.

Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навы­ков у детей, который предполагает:

> диагностическое изучение ребенка на момент поступле­ния его в группу для уточнения стартовых возможностей, пер­спектив и темпов обучения;

> обратную связь с семьей с целью получения полной ин­
формации о развитии ребенка и консультирования семьи;

> взаимодействие с врачами-специалистами, особенно
невропатологом и психоневрологом, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;

> построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

> занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;

> индивидуально-дифференцированный подход: в рамках
одного общего задания могут совпадать целевые установки,
но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть
различными в зависимости от его нарушений, наиболее выраженных у каждого ребенка;

> построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

> использование игровой мотивации на всех занятиях;

> продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в
данный день, но не более 15-20 минут;

> необходимость преемственности в работе воспитателя,
логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках
одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.

Условно на прохождение каждой ступеньки отводится два месяца. Сроки могут изменяться в зависимости от индивиду­альных особенностей детей.

 

 

Date: 2015-05-19; view: 1123; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию