Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Языки» точных наук, их особенности и значение





В настоящее время в современной буржуазной позити­вистской философии широко обсуждается вопрос о так называемых языках точных наук. При этом современные позитивисты извращают роль и значение этих вспомога­тельных языковых средств, получивших весьма широкое распространение в математике, математической логике, химии, математической физике и других точных науках. Неопозитивисты утверждают, что национальные языки не могут быть полноценным средством общения между людь­ми в силу смысловой многозначности слов и алогичности, что современные национальные языки должны быть рефор­мированы по образцу «языков» точных наук, где каждый знак имеет одно единственное значение, где связи между знаками являются показателями логической связи между обозначаемыми предметами, где, другими словами, дости­гается полное соответствие между логическими и грамма­тическими категориями.

Примером такого совершенного «языка» может быть любое исчисление математической логики.

Всякое логическое исчисление представляет собой аксиоматически построенную дисциплину, в которой пе­ременные знаки обозначают мысли или предметы различ­ного конкретного содержания, а постоянные (логические константы) обозначают логические связи (отношения) или операции над предметами или мыслями любого конкрет­ного содержания. Кроме того, в логических исчислениях определены правила, позволяющие из одних простых предметов (соответственно мыслей) получать новые пред­меты (или мысли), имеющие смысл для данного исчисле­ния, а также правила вывода, позволяющие из одних доказанных суждений получать другие доказанные суждения.

Реформирование национальных языков по образцу «языков» точных наук связывается современными позити­вистами с выработкой ими «научной» методологии. Неопо­зитивисты отрицают мышление человека как реальный факт на том основании, что мышления человека как тако­вого никто никогда не наблюдал в личном опыте. Человек наблюдает в опыте лишь поступки людей, воспринимает их речь, классифицирует, изучает эти факты и тогда, когда говорит о мышлении человека, не имеет в виду ничего дру-


гого, кроме этих фактов. Поэтому язык людей — рассуж­дают позитивисты — должен быть устроен так, чтобы он давал возможность сразу проникать в логику того, о чем человек рассуждает. Всякая научная теория должна быть устроена как совершенный язык, раскрывающий логиче­ские связи между частями теории. Логические связи меж­ду предметами оказываются при этом произвольными конструкциями ума, поскольку «языки» точных наук — согласно неопозитивизму — конструируются нами совер­шенно свободно: правила такого языка (а следовательно, и правила логики) подобны правилам карточной игры (в этом суть «принципа терпимости» Р. Карнапа).

Замена логического анализа теории лингвистическим анализом языка теории используется неопозитивистами для обоснования агностицизма, для протаскивания субъективизма в науку. Приведем образчик такого линг­вистического анализа. Айер в статье «Философия науки» ' пытается путем лингвистического анализа решать спорные вопросы специальных наук — физики и психологии. Спор о существовании бессознательного, с точки зрения Айера, есть схоластический вопрос, поскольку в данном случае мы имеем дело с псевдопроблемой. И бихевиористы, отри­цающие существование бессознательного, и Фрейд, при­знающий существование бессознательного, якобы в равной степени и правы и неправы. Решение этого спора Айер пытается дать, применяя к вопросам науки лингвистиче­ский анализ. Предложения о реальном существовании бессознательного, как и предложения, отрицающие его, не принадлежат самому «языку науки», поскольку психо­логия не может поставить такого эксперимента, который бы доказал или опровергнул существование бессознатель­ного как такового. Эти предложения, с точки зрения Айе­ра, являются предложениями мета-лингвистического ха­рактера и принадлежат к мета-языку (как и любые другие предложения философского характера). Философские предложения мета-языка (т. е. того философского языка, при помощи которого мы интерпретируем предложе­ния языка науки, предложения о чувственных данных) являются предложениями, не подлежащими опытной проверке, и поэтому, вообще говоря, мы можем им прида-

1 Л. /. Ayer, The Philosophy of Science. «Scientific Thought in the Twentieth Century», London 1951.

вать любой смысл, наделять их любым значением. В зави­симости от того, какой смысл мы им придаем, мы встаем на позиции того или иного философского направления. Любая философская интерпретация предложений науки возможна, если не приписывать ей объективного содержа­ния, если она не включается в систему научных предло­жений. Вопрос о реальном существовании того или иного опытным путем не установленного явления, как и решение философских вопросов вообще, сводится к вопросу о смы­сле соответствующих слов, упогребляемых в философском языке, таких, как «реальное существование», «материя», «мышление», «бессознательное» и т. п. «Этот вопрос мо­жет быть словесным в том смысле,— пишет Айер,— что он включает сомнение не относительно природы фактов, но относительно выбора путей их описания. Таким обра­зом, между фрейдистом, настаивающим на реальности бессознательного, и бихевиористом, истолковывающим бессознательное как удачный символ, не может быть раз­ницы в мнениях о чем-либо подлежащем наблюдению...Их расхождение может просто заключаться в том, что одни хотят говорить о реальности существования явлений или процессов, охарактеризованных как лежащих за явле­ниями, а другие хотят ограничить применение этих слов к тому, что доступно наблюдению...» ' Выбор путей описа­ния данных науки, по мнению Айера, может быть раз­личным. Аналогичным же путем Айер пытается доказать, что правы как те физики, которые считают, что принцип неопределенности выражает ограниченность возможнос­тей нашего познания, так и те, которые считают, что он отражает объективную природу явлений, происходящих в микромире. Ошибка, по его мнению, тех и других физиков сводится лишь к непониманию того, что указанные вопро­сы связаны с интерпретацией философских предложе­ний мета-языка, и потому каждая из этих враждующих точек зрения в известном смысле является оправдан­ной.

Таким образом, язык из могучего средства познания, каким он является в действительности, превращен неопо­зитивистами в средство обоснования агностицизма, в

1 A. I. Ai/er, The Philosophy of Science. «Scientific Thought in the Twentieth Century», p. 6—7.

Ill


средство, при помощи которого доказывается, что наше познание распространяется лишь на область явлений, что непосредственно не воспринимаемая сущность предме­тов является для нас непознаваемой. Язык и языковый анализ является для них средством, при помощи которо­го доказывается, что абстракции являются фикциями, что основные и важнейшие вопросы философии (отношение мышления к бытию, а также вопросы об объективном существовании времени, пространства и причинности) объявляются вопросами, не имеющими смысла для науки.

Из приведенных выше рассуждении А. Айера следует, что учения неопозитивизма, объявляющие единственной реальностью наш опыт, происхождение и характер кото­рого мы не можем якобы выяснить посредством единич­ного, осуществляемого в личном опыте эксперимента, объявляющие вопросы материалистического или субъек­тивно-идеалистического истолкования нашего опыта псев­допроблемой, являются не чем иным, как воспроизведе­нием учений махизма о нейтральности опыта. Учения нео­позитивизма повторяют махистские положения, несостоя­тельность которых блестяще выяснена В. И. Лениным в его произведении «Материализм и эмпириокритицизм». В. И. Ленин показал, что попытки подняться над мате­риализмом и идеализмом означают на деле замаскирован­ное стремление позитивистов защитить субъективный идеализм. Попытки неопозитивистов устранить из фило­софии основной философский вопрос, доказать, что об­ласть познания — это область непосредственно наблюда­емых явлений (для реализации этих попыток они исполь­зуют лингвистический анализ — единственное, что их отличает в данном вопросе от махизма), являются сред­ствами завуалированной борьбы с материализмом, поскольку борьба против материализма с позиций от­кровенного идеализма в настоящее время не пользуется успехом, ибо откровенно субъективно-идеалистический взгляд на мир находится в вопиющем противоре­чии с развитием науки, с практикой повседневной жизни.

Софизм же неопозитивистов, которым они пользуются при обосновании своего взгляда на опыт, как на единст­венную реальность,— взгляда, согласно которому бессмы­сленно ставить вопрос об объективном существовании

материи, причинности, времени и пространства, о суще­ствовании абстракции, состоит в том, что они отрицают доказательства, основанные на общественной практике че­ловека, основанные на обобщении опыта развития науки. Общественно-историческая практика человека, опыт раз-| вития всех наук доказывает, что именно материалистиче­ской точке зрения на мир, которую принимает всякий человек в процессе своей трудовой, преобразующей мир деятельности и которая подтверждается успехами кон­кретных наук, человечество обязано своим прогрессом. Что же касается стремлений современных позитивистов (так называемых семантических идеалистов) реформиро­вать национальные языки по образцу «языков», применя­емых в точных науках, то эта замена невозможна по сле­дующим соображениям:

1. «Языки» формул в точных науках служат узким целям выражения объективных связей, изучаемых той или иной дисциплиной. Сфера применения этих языков (точнее, вспомогательных языковых средств) крайне ограничена: они создаются и используются применитель­но к определенной области предметов, изучаемых той или иной научной дисциплиной.

2. При помощи обычных языков мы выражаем не толь­ко объективные связи между предметами окружающего нас мира, но и наше отношение к различным предметам, наши эмоции, наши волевые побуждения, а «языки науки» способны выражать лишь объективные связи между изу­чаемыми предметами действительности.

3. Звуковой язык есть исторически сложившееся явле­ние, и развитие его как общественного явления не зависит от воли членов общества. Подобно тому как новое поко­ление, вступая в жизнь, застает уже готовые, созданные предшествующими поколениями производительные силы и производственные отношения и должно на первое время принять их и прилаживаться к ним, чтобы получить воз­можность производить материальные блага, так каждый человек, воспитываясь в обществе, усваивает исторически сложившийся язык данного общества. Поэтому можно сказать, что развитие языка представляет собой естествен­но-исторический процесс, а законы его развития имеют объективный характер. Названные же выше вспомога­тельные средства общения создаются обычно по воле и желанию людей. Так, например, значение знаков в исчис-

5 Мышление


лениях математической логики меняется 'по мере надоб­ности.

4. Язык является непосредственной действительностью мысли. Мысль материализуется в языке; язык, «языковая материя» есть средство формирования мысли. Ранее ука­занные вспомогательные средства общения не являются непосредственной действительностью мысли. Значение различных знаков в исчислениях устанавливается через посредство звукового языка.

5. В обычных исторически сложившихся языках функция обозначения предметов (номинальная функция) и функция выражения мыслей об этих предметах высту­пают в органическом единстве.

Это означает, что, читая книгу или слушая чужую речь, мы не только узнаем, о чем говорит человек, но и узнаем, что думает человек о тех или иных обозначаемых им словами предметах. На языке формул лишь обозна­чаются объекты и их связи и взаимоотношения. Что же думает человек об объектах, зафиксированных в форму­лах, оперируя с ними,— об этом в языке формул ничего прочитать нельзя.

6. Что же касается того факта, что в обычных нацио­нальных языках встречаются многозначные слова и суще­ствуют различные способы для выражения одной и той же грамматической связи, то необходимо подчеркнуть, что эти факты не препятствуют общению, взаимопонима­нию между людьми. Язык как система исторически сло­жившихся явлений и норм всегда в практике общения вы­ступает в виде живой речи, где слова и грамматические связи даны в контексте. Контекст позволяет всегда произ­вести соответствующие уточнения и добиться полного взаимопонимания между людьми.

Одновременно необходимо указать, что использование в специальных науках языка формул (символов) как вспомогательного языкового средства чрезвычайно по­лезно. Оно позволяет в сокращенной форме фиксировать различные соотношения между изучаемыми объектами. Так, вместо того чтобы формулировать один из законов сложения на обычном языке («сумма складываемых чисел не зависит от того, в каком порядке мы их складываем»), мы можем его записать в виде краткой формулы:

а -}- b == Ь -{- а.

Вместо того чтобы структуру общеутвердительного суждения формулировать на обычном языке («в обще­утвердительном суждении каждому предмету опреде­ленного множества, отраженного в понятии субъекта, принадлежит свойство, отраженное в понятии пре­диката»), мы пользуемся краткой формулой «все S суть Р».

Зная значение вводимых символов, мы по виду той или иной формулы «языка символов» можем судить о ха­рактере отношений между изучаемыми объектами, за­фиксированными в этой формуле. Если мы имеем ряд мыслей, записанных на обычном языке, например «книга моего брата», «Das Buch meines "Bruders», «The book of my brother», то по виду и по расположению сочетаний зна­ков в этих выражениях мы ничего не можем сказать о ха­рактере и отношениях предметов, отраженных в мысли об этих предметах. В данном случае сочетания и вид зна­ков в каждом из предложений различен, а мысль, ими вы­ражаемая,— одна и та же. В формулах же Н^О, а-\- Ь == b -\- а, «все 5 суть Р» и т. п. сам вид формулы говорит, какие отношения между предметами в пределах той или иной науки здесь выражены. Это связано с тем, что в обычных языках письменный знак обозначает звук или сочетания звуков (например, слово), тогда как в «языке символов» знаки обозначают изучаемые объекты, их свойства, отношения и операции над ними. Так, в фор­муле а -\- b == Ь -\- а буквы а и Ь обозначают числа, «4-» — операцию сложения, «=» — отношение равенства. В формуле «все S суть Р» символ S обозначает понятие логического субъекта, Р — понятие логического преди­ката.

В формулах «языка символов» мы зачастую выра­жаем и готовый результат, и одновременно тот путь, сле­дуя по которому можно получить этот результат. Так, формула СаО -\- Н^О = Са(ОН)г выражает результат определенной химической реакции (Са(ОН)а) и указы­вает одновременно, каким образом можно получить этот результат (а именно: соединяя окись кальция с водой).

Аналогично запись «если суждение «некоторые 5 суть Р» истинно, то истинно и суждение «некоторые Р суть S»» выражает и результат определенного логического процес­са (нами получено в качестве заключения истинное

5*


суждение «некоторые Р суть S») и указывает один из воз­можных путей, каким его можно получить (а именно:

можно поменять местами 5 и Р в истинном суждении, имеющем структуру «некоторые 5 суть Р»).

Все сказанное о «языках» точных наук означает, что «языки» формул, несмотря на их большую роль для спе­циальных точных наук, не только не могут заменить обыч­ные национальные языки, но и не могут быть образцом, «идеалом» для обычных языков, поскольку и природа их, и цели их существенным образом различны.

Date: 2015-05-19; view: 741; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию