Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика проектов информатизации





 

Каждый отдельный проект информатизации предполагает достижение поставленных целей в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов.

При оценке окупаемости характерной особенностью информационных проектов является то, что затрачиваемые заказчиком проекта средства не приводят непосредственно к получению им прибыли. Введем следующие основные понятия.

Проект - некое начинание, предполагающее необходимость выполнения нового комплекса работ и имеющее следующие особенности:

• ограничение во времени;

• уникальную организационную структуру;

• определенную цель;

• отличие от обычного для данного предприятия производственного процесса.

Проектный менеджмент - совокупность средств и функций планирования, осуществления и контроля за выполнением работ, составляющих содержание проекта. «Жизненный цикл» такого специфического менеджмента ограничен и включает все время от момента учреждения проекта до его завершения. Началом его являются определение формы менеджмента и назначение руководителя проекта, который в дальнейшем и осуществляет собственно проектный менеджмент.

Руководитель проекта - лицо, реализующее непосредственное управление работами над проектом. Оно координирует и контролирует работу сотрудников, участвующих в работе над проектом в той или иной форме.

Проектная бригада - группа лиц, которым поручено осуществление проекта. Численность бригады и распределение задач в ее составе определяются объемом проекта и формами проектного менеджмента.

Как правило, проекты ИС характеризуются высокой сложностью, новизной, ограниченностью в средствах и во времени при конкретно поставленной цели.

Хотя многие проекты могут выполняться параллельно с основной повседневной деятельностью, для наиболее важных и объемных проектов создаются отдельные структурные подразделения: рабочие группы, лаборатории и т. п. Фактическим организатором работы по проекту становится руководитель конкретного инновационного проекта, который не всегда может быть начальником структурного подразделения. От согласованности их действий часто решительным образом зависит успех проекта. Можно привести две формы организации проектного менеджмента: типовую и матричную.

При типовой организации менеджмента руководитель проекта единолично несет ответственность за его выполнение. Проектное подразделение в значительной мере изолировано от структуры предприятия, связь с другими подразделениями осуществляется через высшее руководство предприятия.

При матричной организации проектного менеджмента руководитель проекта является, по существу, одним из функциональных руководителей: ему функционально подчинены сотрудники других подразделений, которые при этом остаются в составе своих «родных» подразделений, начальники которых остаются их производственными руководителями. В связи с этим руководители этих производственных подразделений имеют право контролировать работу «своих» работников над проектом и получать информацию о ходе реализации проекта. Указания же руководителя проекта для участников работ являются функциональными, они ограничиваются рамками их профессиональной деятельности и не касаются производственных вопросов.

Работа над проектом может проводиться и без включения этих работ в структуру предприятия. Она может проходить путем создания специализированных бригад программистов и системных аналитиков без включения работ в вышеуказанные формы менеджмента. Это возможно при выполнении работ над проектом на основе договорных отношений с некими бригадами специалистов.

Центральной фигурой по-прежнему остается руководитель проекта. Совместно с заказчиком он разрабатывает техническое задание, согласует с ним изменения в планировании или осуществлении проекта. Он информирует заказчика о состоянии проектирования и контролирует работу исполнителей. Все работы и решения собираются в библиотеке проекта.

В более сложных случаях может создаваться, так называемая бригада главного программиста. В этой структуре руководитель проекта - главный программист - имеет всю полноту власти в работе над проектом. Кроме него, в бригаде могут быть также и другие работники:

• разработчик инструментов - решает задачи проектирования программ, процедур или библиотек общего пользования; он должен отслеживать деятельность руководителя проекта и решать, где требуются программы общего пользования, а где - вспомогательные;

ассистент руководителя проекта - является советником и заместителем руководителя проекта, может принять на себя его функции и постоянно является советником руководителя проекта; при этом он может самостоятельно разрабатывать проектные решения и программировать, т. е. должен быть и опытным программистом;

менеджер проекта - осуществляет задачи управления, в том числе по финансам и по кадрам, контролирует соблюдение сроков проектирования и его текущее состояние;

администратор документов - контролирует выполнение нормативов на составление документов, отвечает за составление внутренних и внешних документов, за каталогизацию и управление версиями;

лингвист - курирует используемые языки программирования и применяемые компиляторы, проектирует сложные кодовые последовательности (например, функции с жесткими временными ограничениями, минимизации объема памяти) и сложные программные конструкции;

испытатель - осуществляет тестирование проектируемых программных средств, контролирует проведение тестов и размещает результаты тестирования в проектных библиотеках.

В проекте разрабатываемых на предприятии информационных систем и баз данных всегда отражаются:

• область применения ИС;

• круг и число пользователей;

• задача, для решения которой направлен реализуемый проект;

• предполагаемые методы и подходы к решению задач проекта;

• общий план всех работ на весь срок выполнения проекта;

• ожидаемые результаты;

• стандартные характеристики создаваемой ИС:

• требуемые объемы оперативной, внешней памяти, памяти для размещения программы и БД;

• аппаратные средства и операционные системы (платформы);

• программные средства, необходимые для функционирования ИС;

• перечень программных и аппаратных средств, которые необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения проекта;

• функциональные характеристики: тип ИС, количество выходных форм, источники данных в ИС, число полей, число записей или объектов, способы представления документов, организация и режим поиска;

• дополнительные возможности: передача данных, каналы связи, возможности развития ИС, представление информации из ИС.

Анализ вариантов создания и развития ИС

 

Для создания ИС могут применяться два подхода: создание своими силами или заказ стороннему изготовителю. Аргументом в пользу первого подхода является то, что свои специалисты лучше знают условия и традиции конкретного предприятия, они всегда рядом и могут непосредственно контактировать с любым работником, за их работу не нужно платить тех больших денег, которые требуют за готовую систему сторонние изготовители, и т. д. Последний аргумент является исключительно весомым, поскольку оплата труда на предприятии обычно уступает оплате труда в специализированных фирмах.

Однако полная стоимость владения ИС во втором варианте может оказаться ниже.

В таких условиях представляет интерес систематизированное сопоставление условий создания или развития ИС в разных вариантах ее формирования, т. е. при создании ИС своими собственными силами или с привлечением сторонних специалистов и организаций (табл. 5.1). Этот анализ может быть проведен на основе рассмотрения особенностей комплекса средств обеспечения по этапам жизненного цикла («айсберг»).

Информационная система как изделие в разных вариантах тоже имеет существенные отличия.

Следует отметить, что в настоящее время преобладающим является создание ИС путем адаптации типовых программных продуктов, выпускаемых профессиональными изготовителями.

 

Таблица 5.1 Анализ вариантов создания и развития ИС

 

Средства обеспечения ИС Особенности средств обеспечения ИС по вариантам формирования
собственными силами с посторонним участием
Обслуживание Специальные средства для регулярного обслуживания практически не создаются; какую-то роль могут выполнять «домашние заготовки» программистов, если они имеют опыт работы в данной области Изделие снабжается специальными средствами обслуживания для проведения регулярных мероприятий по обеспечению работоспособности, которые фирма целенаправленно создает и отрабатывает; они входят в комплект поставки
Проектирование Проект как таковой может вообще не выпускаться, его роль обычно играют рабочие материалы программистов; до начала работ над системой, как правило, никакой проектной документации на предприятии не имеется Выпускается и поставляется заказчику проектная документация в полном объеме в соответствии со спецификациями, требованиями стандартов и традициями фирмы; может быть рассмотрена при заключении договора на поставку системы
Изготовление Один-единственный экземпляр изготавливается во время проектирования, т. е. кустарно, на несовершенной технологической базе Выпуск модулей ИС на основе имеющихся технологических средств, может быть даже серийный, со всеми требованиями к качеству
Сопровождение Работы по поддержанию работоспособности элементов ИС и системы в целом выполняют программисты, не имея специализированных средств Обычно формируется специальная служба для работы с потребителями (ответы на вопросы, предупреждения нареканий и т. д.); в комплект поставки ИС включаются специальные «фирменные» средства и инструкции для проведения работ по сопровождению
Внедрение Просто установка технических средств и программ на рабочих местах, в лучшем случае - при некотором участии будущих пользователей; оформление акта сдачи-приемки тоже не всегда имеет место Готовые модули системы планомерно устанавливаются у потребителя специализированной бригадой, которая демонстрирует как собственно изделие по полной программе, так и все средства его обеспечения
Освоение Обучение и консультации пользователя осуществляют программисты, для которых эта работа не является основной и привлекательной Выведение системы на проектную мощность или производительность с участием персонала потребителя осуществляется путем реализации заранее отработанной последовательности мероприятий, как технологических, так и кадровых
Поддержка Поддержку системы на предприятии могут осуществлять в основном программисты-разработчики, опираясь на свой и чужой опыт; уход программиста-разработчика с предприятия в этих условиях может обернуться для ИС катастрофой Фирма заинтересована в сохранении клиента, поэтому она своевременно извещает его о направлениях развития системы, о тех возможностях, которые ожидают клиента в дальнейшем, а также о замеченных недоработках и ошибках и путях их преодоления; ухода программистов с фирмы клиент может даже и не заметить
Испытания Создание специальных испытательных средств вряд ли будет осуществлено в ощутимом объеме; скорее всего это будут минимальные возможности, которыми располагают программисты в силу каких-то случайных факторов Специализированная фирма постепенно создает развитую базу для разнообразных испытаний своих продуктов, поскольку это позволяет повышать и гарантировать их качество; она снабжает и потребителя набором соответствующих средств

Date: 2015-05-18; view: 754; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию