Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оер? Какими, по его мнению, особен- взаимодействий и в чем заключаются их м« о6/,адает социальное действие? особенности? 2 page





80% что

Применение идеальных моделей власти для реальных ситуаций

„ет специфическую черту — ни одна из них не существует в дей-

"вительноети в чистом виде. Однако наложение идеальных моде-

Й на реальные ситуации позволяет ответить на вопросы о том,

' в действительности и в какой степени контролирует ситуацию,

•яков возможный авторитет и каковы его потенциальные воз-

«откности в укреплении и использовании власти.

Для воздействия на поведение других личностей или групп применяющий власть должен иметь в своем распоряжении опре-1енные ресурсы, т.е. средства подкрепления, с помощью кото­рых он может обеспечить удовлетворение соответствующих мо­тивов другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его. Иными словами, такие ресурсы могут обмениваться на уступ­ки со стороны других личностей или групп, что и приводит к ус­тановлению властных отношений. Ресурсы такого рода были на­званы Дж. Френчем и Б. Рейвеном основаниями власти. Ими же было выделено семь оснований власти (154].

1. Власть принуждения — ее сила определяется ожиданием индивидом или группой В, во-первых, той меры, в какой инди­вид или группа А способен наказать его за нежелательные для Д действия путем блокирования того или иного мотива (той или иной потребности), и, во-вторых, того, насколько А сдела­ет неудовлетворение потребности зависящим от нежелательно­го поведения В. Принуждение заключается в ограничении воз­можных действий В ввиду угрозы наказания. В крайних случа­ях власть принуждения может осуществляться непосредственно физически, например, когда ребенка насильно укладывают в по­стель.

2. Власть связей основывается на том, что А способен воздей­ствовать на поведение В, используя власть другого влиятельно­го или важного лица С, поддержкой которого он смог заручить-ся- Например, мастер в цехе может применить санкции по отно­шению к рабочему своего участка и достичь успеха, ссылаясь на 'вторитетного начальника цеха. По ряду причин он не может от

своего имени заставить рабочего выполнить задание. Власть свя-зр|"|

просто один из вариантов власти принуждения, только с

.ключением дополнительных ресурсов третьих лиц. *- Власть эксперта. Ее сила зависит от объема приписываемых 00 стороны В особых знаний, интуиции, навыков, относящих-: сфере того поведения, которого А добивается от В. Так, ре-

153бенох по какому-либо вопросу слушается своего отца, так как и лагает, что отец знает в этой области больше, чем он. Новцч на производстве подчиняется наставнику, так как тот

больше мастерства и навыков в работе.

4. Нормативная власть основана на воспринятых и

В нормах, согласно которым А имеет право контролировать блюдение определенных правил поведения и в случае необзсодв мости настаивать на них. Например, руководитель коллектива вво. дит новое правило отчитываться по субботам за проделанную рд боту. Подчиненные осознают необходимость этого ново в веде НКя так как понимают, что руководитель пытается улучшить каче­ство работы, и с этого момента правило отчетности становится нор. мой. Руководитель вправе требовать субботних отчетов, а со­трудники сами будут способствовать выполнению нормативных требований.

5. Референтная власть основана на идентификации В с А и желании быть похожим на социальный объект А. Подобрее ос­нование власти с необходимостью включает в себя высокий престиж А и наделение его со стороны В рядом высоких поло­жительных качеств. Говоря о процессе социализации, обычно приводят примеры, когда личность для создания собственного Я-образа обращается к представителям наиболее значимых для нее групп, оценивающим то или иное качество данной лично­сти. Очевидно, что такие представители будут иметь власть над данной личностью либо заставят ее изменять свое поведе­ние. Это влияние усиливается в том случае, если личность ис­пытывает сильное стремление во всем походить на представи­теля референтной группы. Так, мальчик, стремясь быть похо­жим на футбольную звезду, готов носить за этой звездой мяч, а ученик высокоталантливого мастера — выполнять все его желания.

6. Информационная власть имеет место в случаях, когда А ВЛ» деет информацией, представляющей ценность для В. Стремясь быть "в курсе", В может пойти на уступки в отношении желании А. Здесь В обменивает свою независимость в некоторых вопроса* на приобретение необходимой ему информации. Студент, я*6" лающий получить знания, подчиняется преподавателям, огрей8 чивая свою свободу. Сотрудник учреждения может выполнять * лания секретаря директора, если этот секретарь владеет ино?° нацией о его дальнейшей судьбе в этом учреждении.

7 Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием

т в какой мере А в состоянии удовлетворить один из его мо-

в и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость

желательного для него поведения В. При этом В верит, что его

„-гулчивость приведет к полному или частичному удовлетворе-

" потребностей со стороны А. В качестве вознаграждения мо-

выступать многие ценности: деньги, престиж, внимание,

"опасность и т_д_ Выбор вознаграждения зависит от возможно-

стей дт структуры потребностей В, а также от ситуации взаимо-

действия между А и В.

При реальном осуществлении власти субъект, по мнению X Хекхаузена, "должен оценить, какие источники власти нахо­дятся в его распоряжении, а также принять решение об их ис­пользовании".Одновременно он должен оценить сферу значимых ценностей и потребностей того, на кого он пы­тается оказать воздействие, а уже затем на основании этой оцен­ки определить силу имеющихся у него оснований власти. Такая оценка собственных сил и потребностей другого необходима для обеспечения наиболее оптимального соотношения затрат и резуль­татов при использовании различных ресурсов власти. Напри­мер, очевидно, что при всей привлекательности применения по­ощрения или наказания они требуют от А Постоянного контро­ля за поведением В. Вместе с тем при использовании этих осно­ваний власти могут истощиться ресурсы А и насытиться потребности В. В результате возможно появление или усиление враждебности В по отношению к А. Использование власти экс­перта, информационной власти и референтной власти таких крупных издержек не предполагают.

Однако проблема применения власти во многом связана с со-"ротивленнем, оказываемым объектом воздействия — индивидом или Группой, на которых это воздействие направлено

Как видно из рис. 5, субъект власти пытается изменить по-

•ЖИие объекта власти. Цикл действия власти начинается с то-

' Что у субъекта воздействия должна появиться мотивация на

'Именение власти по отношению к объекту. Поводом для этого

^Ит стремление обладать средствами удовлетворения различ-

* пот;>ебностей и желаний субъекта. После того как мотиаа-11 Применению власти сформировалась, субъект власти дово-Ао сведения объекта воздействия информацию о том, како-

пособа поведения он Если объект ве-

 

/. Мотивация власти

Актуальные потребности, удовлетворение которых возможно только в случае соответствующего поведения партнера

2. Сопротивление объекта воздействия

3. Источники власти

Личностные: уы, физическая сила, красота, обаяние Институциональные: экономические, правовые, силовые, ролевые

4-

4. Внутренние барьеры

Боязнь ответственных мер, ценности, затраты, недостаточная уверенность в себе, институциональные нормы, культура

5. Средства воздействия

Убеждении, угрозы, общение, воэваграждение, насилие, принуждение, изменение окружающей обстановки

т

6. Реакции объекта воздействия

Уступки, послушавие, внутреннее согласие, потеря самоуважения, уважение к обладающему властью субъекту

7. Последствия для применяющего власть субъекта

Изменение дотребпостного состояния, ощущение своей власти, новый образ объекта воздействия, изменение ценностей

Рис. 5. Описательная модель сопротивления действию власти [1.3В, т. 1, с. 283'

дет себя в соответствии с ожиданиями субъекта, процесс дейст­вия власти на этом заканчивается. Но мы рассматриваем тотеЛ) чай, когда объект начинает оказывать сопротивление, не подчв няясь влиянию субъекта (п. 2, рис. 5). Столкнувшись с реальным или предполагаемым сопротивлением, субъект власти преЖДе всего оценивает находящиеся в его распоряжении источник' власти (п. 3, рис. 5).

Выбор источников власти зависит от желаний и потребновР объекта, подвергающегося воздействию, а также от вида ния, к которому субъект хочет его склонить. Но, выбрав жащий источник власти, субъект чаще всего испытывает сой» ния в успешности его применения. Это может выражаться * уверенности в своих силах, боязни потерять свое Я и т.Д- ("• рис. 5). Субъекту власти далеко не всегда удается преодолеть» 156

достаточной уверенности в себе. В том случае, если барьер возникает или успешно преодолевается, субъект начинает

Менять средства воздествия, которые "отчасти отвечают из-

источнику власти, отчасти зависят от индивидуальных обенностей использующего власть, от его восприятия ситуации

оказываемого сопротивления".На рис. 5 1-от мо^ент помечен как п. 5. В зависимости от ситуации субъ-власти обычно использует институциональные средства, ко-

торые

являются более жесткими, чем личностные.

Действия источников власти приводят к определенной реак­ции объекта воздействия (п. 6, рис. 5). Объект может полностью подчиниться власти, а может, подчинившись, затаить злобу, ис­пытывать чувство мести. Достижение цели субъектом власти приводит к изменению его состояния (п. 7, рис. 5). У него могут появиться новые мотивы власти, успокоение, уверенность в сво­их силах. Он удовлетворяет блокируемую объектом воздействия собственную потребность. Как только у субъекта возникает но­вая потребность в применении власти, весь процесс повторяется.

Неопределенность и власть. Приобретение и перераспределе­ние власти в группе или организации во многом зависят от не­определенности как внешних, так и внутренних условий суще­ствования и функционирования социальной общности. Когда индивиды не имеют представления о том, что им делать, куда ид­ти и каким образом поступать, они наделяют большими преро­гативами власти тех, кто компетентен в области неясных вопро­сов и методов дальнейших действий, тех, кто укажет им (хоро­шо или плохо), как надо поступать в той или иной ситуации.

Представляют ли индивиды точно, в какой ситуации можно

использовать те или иные средства или применять те или иные

основания власти? К сожалению, каждый ограничен в своих

Действиях, так как не имеет либо соответствующих знаний, ли-

°° Достаточной информации- Для крупных и сложных организа-

1|ИН характерен целый лабиринт неопределенностей, обуслов-

Нных переплетающимися взаимоотношениями между структур-

^ми единицами, множественностью и противоречивостью внеш-

их условий их деятельности. В связи с этим члены организации

Ходятся в замешательстве, натыкаясь на невидимые стены, соз-

ные их собственным незнанием.

^Дно из главных обобщений, выявляемых в ходе изучения организаций и профессий, состоит в том, что властнымн позициями обладают те, которые контролируют наибол необходимые, "критические" области неопределенности в низацин. Например, экономист или юрист, не имеющий

ально власти, может диктовать свою волю руководителю сложных ситуациях принятия решений в экономической ил»

юридической областях. Не знающий же способов действий

Ру-

ко водитель вынужден подчиняться требованиям этих экспертов, которые имеют над ним власть в данной области. Но не все экс. перты могут обладать такой властью. Их влияние на руководи, теля во многом зависит от степени простоты решения проблемы Если данный тип решаемой проблемы встречается в деятельно­сти руководителя неоднократно, ои уже имеет представление о путях ее разрешения и сам может выступить в качестве судья по данному вопросу. В этом случае эксперт меньше влияет на по. ведение руководителя.

Однако уже само наличие проблемы в поле значительной не­определенности дает эксперту весьма большую власть. Пара­доксально, но факт — чем подробнее и качественнее проводит­ся экспертиза, тем менее вероятно, что эксперт будет обладать властью над руководителем. Это происходит потому, что компе­тентный специалист, наиболее полно разрешающий проблему сра­зу, как только она появляется, делает ее решение доступным для других лиц. Следовательно, эксперты и компетентные специа­листы в узких областях, если они хотят сохранить власть, В* должны принижать проблему до уровня, доступного среднему ме­неджеру, но, с другой стороны, они должны стремиться, чтобы их советы были максимально эффективными. Тогда зависимость исполнителя от эксперта приводит к появлению чувства уваже­ния К последнему, и создается возможность возникновения скрытой власти.

Такое положение вещей объясняет то обстоятельство, что не­которые профессии могут быть источниками большей власти, чем все остальные. Возьмем, например, автомеханика и врача. Искус­ство механика не приводит к зависимости от его деятельности-в конце концов, можно довериться другому механику или браться в поломке самому. Напротив, врач, берущийся за чение серьезной болезни, как правило, обладает большей власть" над пациентом. Даже ошибки в диагнозе и методах лечеЯ обычно не осуждаются. Все дело в том, что медицина яе областью деятельности, более таинственной и неопределенной,

1, и это служит одним из главных условии высокого пре-

^ медицины.

Таким образом, часть искусства завоевания власти состоит в у чтобы создать впечатление, что мы делаем уникальную ра-,-,. не доступную большинству, и что эта работа крайне необ-ляима ДЛЯ кого-то. Политики, руководители предприятий, пред-ттяниматели могут внушать определенным группам людей ува­жение К повышать свой престиж благодаря тому, что они знают, как поступать в ситуациях неопределенности.

Следует отметить, что власть в условиях неопределенности мо-ясет проявляться как на нижних, так и на верхних уровнях ор­ганизации. На некоторых предприятиях, например, обслужи­вающие и ремонтные рабочие обладают большей властью, чем ос­тальные. Если каждый обычный рабочий выполняет достаточно рутинную работу, ремонтники включаются только в момент сложной поломки или непредвиденных обстоятельств. В некото­рых ситуациях только ремонтники знают, что нужно предпринять, чтобы вернуть предприятие или цех к нормальной работе. Они де­лают свою работу быстро или медленно, сами назначают цену, по­скольку больше никто не' знает о серьезности проблемы. Поэто­му ремонтные рабочие могут распространять свое влияние на Дру­гие аспекты организационной жизни, сильно ограничивая при этом власть руководителя.

Таким образом, власть в организации, ее объем и распростра­нение во многом зависят от разных случайных событий. Власть может осуществляться немногими людьми, контролирующими те области деятельности, где существует неопределенность. Слож-ости в руководстве возникают тогда, когда перед руководителем веется несколько путей и он не способен найти оптимальное и Удовлетворительное решение возникшей проблемы. Такой руко-Дитель попадает в зависимость от других и начинает терять свою

сть. Власть все больше переходит к тем, кто владеет инфор-

Иеи, знаниями и навыками, помогающими в разрешении ^ икающих проблем. Именно эти ценности служат основными Получения власти в условиях неопределенности.

1. Каким образом возникают социальные

отношения из взаимодействий? Чем отли­чаются социальные отношения от социаль­ных взаимодействии7

2. Что такое социальные ценности? Како­ва их роль в процессе формирований соци­альны* отношений?

3. Каковы основные характеристики распре­деления ценностей в социальных группах? Дайте наиболее общую классификацию ценностей.

4. Какие два условия должны выполняться для того, чтобы б результате обмена ценно­стями сложились социальные отношения?

5. Приведите примеры возникновения соци­альных отношений исходя из наличия оп­ределенных видов потребностей и ценно­стей у различных групп индивидов. Какой обмен ценностями наблюдается во всех этик слоях?

6. Почему выделяют отношения зависимо­сти и власти из всех других типов социаль­ных отношений?

Вопросы для самоконтроля

7- Что представляет собой социальная

**-

виснмость7 Каким должно быть зависимой и доминирующей систем'

8. Как классифицируется социальная на симость на основе типа ее Функционнро-, ния? Чем отличаются структурный и •». тентный типы зависимости?

9. В чем состоит значение отношении цц. сти для людей, живущих в обществе?

10. Из каких основных компонентов соств. ят отношения власти?

11. Как связаны между собой отноще»,,, зависимости и власти? В чем состоит ил ос-ноанов различие?

12. Что следует понимать под основанием,, власти? Дайте характеристику каждому ос­нованию власти.

13. Какова принципиальная схема, пока­зывающая сопротивление, которое оказы­вается власти? Какие последствия наблю­даются в результате такого сопротивле-

ГЛ А ВА 9

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социальная практика показывает, что для человеческого об-жизненно необходимо закрепить некоторые типы соци-отношений, сделать их обязательными для членов оп-общества или определенной, социальной группы. Это всего относится к тем социальным отношениям, всту­пая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовле­творение наиболее важных потребностей, необходимых для ус­пешного функционирования группы как целостной социальной еди­ницы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производствен­ные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры груп­пы заставляет закреплять и поддерживать семейные отноше­ния, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления отношений, направленных на удов­летворение насущных потребностей, заключается в создании же­стко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а так-хе в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде соци-институтов, которые являются наиболее сложными и для общества видами социальных связей. Именно со-институты поддерживают совместную кооператив- "Уо деятельность в организациях, определяют устойчивые об-№зцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" — одно из центральных в социологии, Зтому изучение институциональных связей служит одной из научных задач, стоящих перед социологами.

9.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ИНСТИТУТ"

В своей повседневной деятельности люди понимают под»,, ститутом разные социальные единицы. Это могут быть учебны или научные организации и учреждения, любые крупные цеде вые организации. Среди социологов нет полного согласия в по. нимании этого термина. Некоторые ученые применяют его толь­ко к крупномасштабным организациям (например, к комите. там, объединениям и т.п.), используя для малых организаций тт. мин "группа" или "ассоциация". Такое понимание позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация" исклю­чительно по признаку размера социального объекта и делает не­понятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями "институт" и "группа" име­ется существенное внутреннее различие. Если группа — это со­вокупность взаимодействующих индивидов, то институт ярляет-ся системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой дея­тельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального ин­ститута: социальный институтэто организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые обще­ственные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным по требностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понима­ются разделяемые идеи и цели, под общественными процедура­ми — стандартизованные образцы поведения в групповых процес­сах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и ста тусов, посредством которых это поведение осуществляется I удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (лю­бовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественны' процедуры (забота о воспитании детей, их физическим развит!» семейные правила и обязательства); и) переплетение ролей статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, теЩя> свекрови, братьев к т.п.). с помощью которых осуществляется <* мейная жизнь.Любой социальный институт возникает и функцнонир?* выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая и становится незначительной или совсем исчезает, то су-не института оказывается бессмысленным, тормозящим

•щественную жизнь. Такой институт в силу инерции социаль-саязей некоторое в]>емя еще может функционировать как дань

„алиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро

Зарождение и гибель социального института хорошо про-чатриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Ду--щбыли институционализированным методом выяснения отно-Шеннй между дворянами в период с XVI по XVIII в. Этот инсти-гут чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного со­циального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформа-диэованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных сло­ях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жест­кие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общест­венной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические кормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности за­щиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка ин­ститута дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Гак этот институт постепенно прекратил свое существование.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые ин-^туты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Со-«ояоги считают, что таких институтов в развитых обществах все­лять: это институты семейные, политические, экономические, °разо нательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности процедуры научной жизни стали очень важными и высокостан-^Иэиро ванными, к важнейшим можно было бы причислить и ститут науки. Вместе с тем многие виды деятельности, вклю-с°ЦИальную деятельность и медицину, тоже начинают опре-лться жестко установленными образцами и нормами поведе-• °бладают системой социальных статусов и ролей и по этой могут быть отнесены к институтам.

Несмотря на то, что институты и социальные группы__.^

личные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Ивсть тут, будучи совокупностью взаимосвязей и систем Поведено определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя0' сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между котощ. ми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют вол. мы на практике. Именно люди сами с помощью институции. нальных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким об. разом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, оп­ределяющих институциональное Поведение. Например, институт семьи — это совокупность определенных связей, норм и ролей которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп (конкретных семей). Институт образования реали­зуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается ин­ститутом, а прихожане отдельной церкви -— ассоциацией. Следо­вательно, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от дру­га данные понятия и изучать их раздельно.

Итак, институт — это своеобразная форма человеческой дея­тельности, основанной на четко разработанной идеологии, систе­ме правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где прове­дено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностя­ми данной социальной группы или общества в целом. Институ­ты, таким образом, поддерживают социальные структуры И Д* рядок в обществе.

9.2. ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ

Социальные институты появляются в обществе как крупвь непланируемые продукты социальной жизни. Как же это ПР01 ходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать <Я потребности сообща и ищут для этого различные способы- *> де общественной практики они находят некоторые приеМЛ** образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через п°в рение и оценку превращают в стандартизированные обычяИ Я Я

и. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведе-

поддерживаю тел общественным мнением, принимаются и уза-яиваются. На этой основе разрабатывается система санкция. Так обычай назначать свидание, будучи элементом института уха-рдлия, развивался как средство выбора партнера. Банки — эле­мент института бизнеса развивались как потребность в накопле­нии, перемещении, займах и откладывании денег и в результа­те превРатились в самостоятзльный институт. Время от времени Ч1енЫ общества или социальной группы могут собирать, систе­матизировать и давать легальное подтверждение этим практиче­ским навыкам и образцам, в результате чего институты изменя-кугся и развиваются.

Исходя из этого инститиционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна дей­ствовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, ко­торое ожидается, моделируется, регулируется. Так, предынсти-туциональная фаза общественного движения характерна спонтан­ными протестами и выступлениями, беспорядочным поведени­ем. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое со­брание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

При появлении институциональных моментов в общественном Движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последовате-Леи. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий ^гламент выступлений, каждому участнику даются инструк-чи, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы Правила постепенно принимаются и становятся само собой ра-«еющимися_ Одновременно начинает складываться система Опальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, РЫе оформляются официально, согласно принятому поряд-. например, выбираются или назначаются). Кроме того, каж-стник движения обладает определенным статусом и вы-

Илп.

соответствующую роль: он может быть членом органи-

зационного актива, находиться в составе групп поддержки. ра, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постецей" но ослабляется под воздействием определенных норм, и повед ние каждого участника становится стандартизованным и ПредС|„ зуемым. Появляются предпосылки для организованных совме^ ных действий. В итоге общественное движение в большей ад» меньшей степени институционализируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социальц^ го института, состоит из нескольких последовательных этапов;

1) возникновение потребности, удовлетворение которой тре, бует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб ц ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их при­нятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и пра­вил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Date: 2015-05-09; view: 415; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию