Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 4 4 pageКультурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ 11иДДерживает и вознаграждает социальные отклонения, прояв-в форме экстраординарных достижений и активности, на-- на развитие общепринятых ценностей культуры. Ч общества не строго относятся к индивидуальным неудачам Достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается на-ения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда |*°го осуждалось и наказывалось. при риисм(-М ренин лит ниирица мвиилиднти щлг/г^ле всего ь,. делить ту часть культурно осуждаемых отклонений, которая ц, рассматривается в курсе социологии. Тот, кто имеет фнзичесщь, или психические дефекты, может быть совершенно не способ», к обычным для нормальных членов общества ролевым достиа» ниям или нормальному поведению- "Психический дефект" оз». чает, что у данного индивида наблюдаются ограниченные слоед. ности к обучению в результате тяжелой наследственности Щщ повреждения рассудка. Диагностирование этих дефектов л вне области социологии, но социологов интересует как венное мнение по поводу этих дефектов, так и социальная рас. пространенность и виды социальных отклонений, встречающиеся у этих неполноценных людей. Психические дм|>екты могут быть врожденными и приобретенными вследствие тяжелого заболевания или внутриличностного конфликта (например, постоянной) страха, ролевого несоответствия и Др.). В данном случае характерно слабое восприятие существующих норм, слабое обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных влечений. Сложность изучения этого вопроса состоит в том, что психический дефект может проявиться у индивида только водной области жизнедеятельности, а в остальном он достаточно строго придерживается общепринятых норм поведения. Очевидно, что психические дефекты лежат в основе ограет-ченной части культурно осуждаемых отклонений. Относительно определения и изучения других причин таких отклонений существуют три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные», теория. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Сема по себе эта идея так же стара, как человеческая история.В обществах давно укоренились выражения: "лицо убийцы", 'порочные черты лица" и т. п. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмора, В. дона. В работах этих авторов присутствует одна основная люди с определенной физической конституцией ск/юнны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Из современных теорий самой разработанной считается 1** рия В. Шелдона,который выделил три основных типа1'' ловеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение ,лков, которые характеризуются как отклоняющееся поведе- - эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезо- осЪный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип . ^тцльность, худоба). Шел дом описал определенные виды пове- ния, присущего каждому типу: например, преступные типы и оголики в ОСНовном принадлежат к мезоморфным типам. Од- ' 0 практика доказала несостоятельность теорий физических ти- пов- Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с цом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное — это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Человеческое Я и сверх-Я постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида. Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однако определение и диагностика возможных нарушений в структуре (еловеческого Я и возможных социальных отклонений крайне за-тРУДнены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый •Мовек становится девиантом. Почему же все-таки появляются Девианты? на этот вопрос пытаются дать социологические, или 1Льтурцые, теории социальных отклонений. В соответствии с Им" индивиды становятся девиантами, так как процессы про ходимой ими социализации в группе бывают неудачными по о* ношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эт* неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когд. процессы социализации успешны, индивид сначала адаптиру^ ся к окружающим его культурным нормам, затем восприничд, ет их так, что одобряемые нормы и ценности общества или груц. пы становятся его эмоциональной потребностью, а запрет^ культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культу, ры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой ча. нере поведения большую часть времени. Ошибки индивида ред. ки, и всем окружающим известно, что они не являются е^ обычным поведением. Одним из важнейших факторов обучения моральным ценно, стям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социа-лизируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семенная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологик были выявлены пять основных факторов, оп^деляющю семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуроння отцовскм дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). В эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и в конечном счете ни воспитание личности с отклоняющимся поведением. Однако также многочисленны случаи проявления отклонЯ щегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело том, что семья — это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт общества, участвующий в социализации личности Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или я иены в ходе взаимодействия с окружающей действ нтельно- в частности с социальным окружением. и'сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет еди-- я неизменной системы норм, многие нормы и культурные цен-деЯ разных субкультур противоречат друг другу. Часто роди- -,п сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных '.ПП| массовой культуры, противоречивости политического по-юженкя и т. д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей- То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в "перестроенном" обществе. Иногда бывает просто трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму,— это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Как отмечал выдающийся социолог современности Т. Парсонс, 'номия — это "состояние, при котором значительное число ин-1ивидов находится в положении, характеризующемся серьез-м НеДостатком интеграции со стабильными институтами, что УЩественно для их собственной личной стабильности и успешно функционирования социальных систем. Обычной реакцией это состояние является ненадежность поведения" Согласно такому подходу, аномия возрастает в связи 6(1 Порядочностью и конфликтами нравственных норм в обще- иве..л.л-1,лн па чи пплл у! ^аничинагылп нормами отдельных и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствий с которой им необходимо принимать решения в повседневной . ни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободу выбора без устойчивого восприятия действительности и при от сутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и дрп гими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению. Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легаль-нымн (институциональными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддер. живает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средств» членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность. Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Соглнсно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы: 1) конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества; 2) новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные); 3) ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремитьс* с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, IIе" ремонии и правила для него являются основой поведения, в ТО время оришпотвергаются (примером такого типа людей может быть бю-т, ориентированный только на формальные принадлежно-' деловой жизни, не думающий о целях, ради которых С „ершается эта деятельность); 4) изолированный тип отходит как от культурных, традици-ннЫХ целей, так и от институциональных средств, необходимых их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголи-наркоманов, т.е. любых людей вне группы); 5) мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения. При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность. Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникнет другой феномеи отклоняющегося поведения — нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам. Чаще всего нормы оправдания создаются там И тогда, где и когда происходит частое нарушение норм без последующих санкций. Нормы оправдания появляются только в том случае, если есть образец нарушения, который признается и санкционирует-ся в одной из групп общества. Этот образец И будет считаться нормой оправдания. Например, социальные психологи Дж. Рубек И Л- Спрей установили, что нормы богемной субкультуры (свобо-Д3. раскованность, возможность давать полную волю чувствам) оп-равдывают любовные связи между женатыми мужчинами и мо-т°ДЫми женщинами. Оправдание самогонщика становится нормой лравдания, если устанавливается стандарт группового одобрения по<х>бов обхода государственных ограничений на распростране-[е спцрТНЬ1х напитков. То же можно сказать и об оправдании спекулянтов в группах, имеющих возможность поку- становятся санкционированными группой, оправдание те свои моральные запреты. Следовательно, можно сказать, ц.^ нормы оправдания являются пол у институционализированный] формами отклоняющегося поведения. Социальные отклонения играют в обществе двойственную, про. тиворечивую роль. Они, с одной стороны, представляют угроз? стабильности общества, с другой — поддерживают эту стабщц. вость. Успешное функционирование социальных структур моэд. но считать эффективным, только если обеспечены порядок ( предсказуемое поведение членов общества. Каждый член обще. ства должен знать (в разумных пределах, конечно), какого по. ведения он может ожидать от окружающих его людей, какого по- ведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его детя. Оь пленяющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе мно- гочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация куль- туры и разрушение социального порядка. Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общест- ва, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последни- ми, и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенносп в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эф- фективно, только когда большинство его членов будет принимай устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии С ожиданиями других индивидов. С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения - — все это может привести к необходимости приняти! новых норм и адаптации к ним членов общества. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуЖ дения И последующего принятия их членами социальных груЯ"' которые в торжественной обстановке отменяют старые нормы " называют новые. Новые социальные нормы рождаются и тся в результате повседневного поведения индивидов, в столк-постоянно возникающих социальных обстоятельств. От- яющееся от старых, привычных норм поведение неболыпо- ягча индивидов может быть началом создания новых рматнвных ооразцов. Постепенно, преодолевая традиции, от- оНяЮЩееся поведение, содержащее новые жизнеспособные омы, все в большей и большей степени проникает в сознание юдей- По мере усвоения членами социальных групп поведе- ния, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняю- щимся. Появление новых норм можно проиллюстрировать на примере упадка патриархальной семьи. В аграрном обществе, где все члены семьи работали по дому или в поле, под отцовским надзором, очень легко было поддерживать мужское доминирование в семейных отношениях. Более того, только сила и мудрость отца придавали семье крепость и жизнеспособность. Но изменение технологии, развитие общества привели к перемещению места работы отца в магазин, на фабрику, в организацию, где он не мог постоянно надзирать за семейными делами. Дальнейшие изменения в обществе привели к тому, что и часть женщин стала работать в стороне от семьи и от мужа. Процесс отделения женщин от семьи оказался достаточно сложным. В XIX в. впервые начал осуществляться переход женщин на работу по найму в конторы, офисы, различные организации. Первая реакция общества была осуждающей, такое поведение женщин признавалось отклоняющимся. Однако в результате длительной борьбы женщины практически завоевали себе право на социальные статусы, прежде считавшиеся мужскими, т.е. такое поведение перестало считаться отклоняющимся. Нормы патриархальной семьи претерпели значительные изменения. Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит ос- нованием, началом существования общепринятых культурных 1(орм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к измене- нию общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в ка- кой степени должно быть распространено отклоняющееся пове- дение и какие его виды полезны, а самое главное — терпимы для °°Щества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматри- ^ть любые области человеческой деятельности: политику, управ- ение, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот во- Р°с- Действительно, какие нормы лучше: воспринятые нами в результате долгой борьбы республиканские культурные нормы щц старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов? На эти вопросы трудно дать удов, летворительный ответ. Вместе с тем не все формы отклоняющегося поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм или наркомана» не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов —. распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп. Вопроси для 1. Что такое социальный контроль и почему он является необходимым условием успешного функционирования общества? 2. Каковы основные способы осуществления социального контроля в обществе или социальной группе? 3. Оцените возможности применения способов социального контроля' а) в малой группе с неформальными межличностными отношениями; б) в организации, где существуют формальные и неформальные отношения; в) в большой социальной группе (каста, социальный слой, класс). 4. Каковы формы социальны! отклонений, наблюдаемых в обществе? 5. В чем состоит основное отличие психологического лодкода к изучению социальных отклонений от всех других подходов? 6. Как можно оценить индивидуальные и групповые социальные отклонения с точки зрения доминирующей культуры и субкультуры? 7. В чем состоит основная концепция теории "навешивания ярлыков и определения первичных и вторичных отклонений? Какие последствия могут иметь для индивида первичное и вторичное отклонения? самоконтроля 8. С чем связано понятие "культурно одобряемое отклонение"? В чем причина повеления такого рода отклонений? Э. Какие способы поведении способствуют появлению культурно одобряемы* отклонений? 10. Как можно сформулировать основную концепцию теорий "физических типов" к психоаналитических теорий? В чем иж основные различия? Кто является основоположниками этих теорий? 11. Какова роль процесса социализации личности в построении социологически)! теорий социальных отклонений? Каким образом осуществляется влияние социальны! институтов на отклоняющееся поведение личностей? 12. Что понимают под термином "аномия в рамках социологических теорий откло* няющегосв поведения? Как использовало термин "аномии" в исследованиях Э. гейма и Р. Мертона? 13. На чем основана типология от щейся личности у Р. Мертона по отношению к иелям н средствам их достижения? 14. Что представляют собой нормы опра»" дания н какова ил роль в преодолении культурных барьеров на пути к социальны" отклонениям? РАЗДЕЛ 3 СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
Глава 7. Формирование взаимосвязей 7.1. Социальные контакты 7.2. Социальные действии Вопросы для самоконтроля Глава 8. Социальные отношения 8.1. формирование социальны» отношений 8.2. Социальные отношения зависимости н власти Вопросы для самоконтроля Глава 9. Социальные институты 9.1. Определение понятия "социальный институт 9.2. Процесс институциалнзации и развитие институтов 9.3. Институциональные признаки 9.4. Институциональные функции и особенности социальных институтов 9.5. Институт семьи Вопросы для самоконтроля ГЛАВА 7 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ .Можно ли отыскать на Земле совершенно изолированного от человека? Очевидно, нет, так как человек для удовлетво-своих потребностей должен вступать во взаимодействие '{другими индивидами, входить в социальные группы, участво-дать в совместной деятельности. Более того, одно лишь знание о присутствии где-то других людей может весьма существенно изменить поведение индивида. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или спорадически, активно или пассивно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множест-воразных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. По мере усложнения эти взаимосвязи укрепляются и индивиду все труднее становится избегать их. Попытаемся проследить развитие социальных связей, останавливаясь на наиболее важных моментах их формирования. 7.1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими ин-Дивнд.чми. В соответствии со своими потребностями и интереса-н человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем Ступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа "Редставляет собой особый тип мимолетных кратковременных свя-•*! которые называются контактами. Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодейство-_ с другими индивидами, каждый член общества или социаль-'н группы прежде всего должен определить, где эти индивиды их. Это простое на первый взгляд обстоятельство, тем е Менее, весьма важно, так как является, во-первых, необходи-' ым звеном формирования социальных взаимосвязей, а во-вто-'Кш, рых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор & ловеком его дальнейшего поведения. Каждый из нас ежедневно сталкивается со многими л в транспорте, на стадионе, на работе. Не задумываясь, мы дим мимо них, но постоянно помним об их существовании. Это ражается в изменении нашего поведения в присутствии Друга» Переходя улицу, человек оглядывается по сторонам, пытаясь увидеть людей в автомобилях. Он знает об их существовании щщ. чет определить их местоположение. Девушка, только что весели». щаяся у себя дома, выходя на улицу, придает себе серьезный вид потому, что она знает о присутствии на улице других людей. Н.Н. Обозов выявил два типа пространственных контактов; 1) предполагаемый пространственный контакт, когда поведе-ние человека изменяется в силу предположения о присутствии вв-дивидов в каком-либо месте. Исследователь социальных взапмо. связей Я. Щспаньский называет такой контакт "опосредованным" и приводит пример: начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной рабочей силы, дает объявление о приеме на работу; 2) визуальный пространственный контакт, или контакт "молчаливого присутствия", когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологических исследованиях применяется термин "публичный эффект", суть которого заключается в том, что характеристики индивидуальной деятельности и поведения изменяются под влиянием пассивного присутствия других людей. Пространственный контакт — первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов. Контакты заинтересованности. Их сущность состоит в вью* ре социального объекта, обладающего определенными ценной* ми или чертами, соответствующими потребностям данного иНД"' вида. Вступая в пространственный контакт, каждый индивид* жет обратить внимание на других индивидов или социальны группы, выделяя их из всех пространственно воспринимаемых'1 циальных объектов. Например, находясь в метро, театре компании, вы выделяете определенного человека, с которУ связываете положительные или отрицательные эмоции, т.е. кто обладает чертами или свойствами, соответствующими ва-ч интересам. Этот человек может быть вам любопытен, ска-у в силу необычной внешности, возможного наличия у него ценной для вас информации, проявления физической силы, сме- 1КИ или, наоборот, глупости и невежества. Вы сравниваете это-человека с собой, пытаясь неосознанно или сознательно опре--ещть причину вашего интереса. Такой контакт может быть или односторонним, очным или заочным, вызывать не- «цнвные пли позитивные эмоции. Психологический механизм возникновения подобного контакта представляется таким. Каждая личность обладает набором «отивов относительно различных сторон окружающей его действительности. Эти мотивы представляют собой продукт прошло-[«опыта и существующих в настоящее время потребностей. Причем в данном случае мотив трактуется как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Мотивы связаны между собой и составляют мотивационную структуру, имеющуюся в сознании каждой личности. В основном они являются потенциальными, т.е. до определенного времени не проявляются в человеческом поведении. Однако в какой-то момент происходит соединение потребности личности с каким-либо объектом окружающей среды. Соответствующий данной потребности мотив актуализируется, и возникает интерес — форма проявления потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности. Актуализированный мотив и интерес — это еще не социальное действие, но лишь первые шаги к его осуществлению. *> время контакта заинтересованности действует именно такой механизм актуализации мотива. Подобные контакты способству-ют возникновению более сложных взаимосвязей. Контакт заик-Р^ованностн может прерваться или продолжиться в зависимо-и °т многих факторов, но прежде всего от силы и важности для чности актуализированного мотива и соответственно силы ин-Р^а; степени взаимности интересов; степени осознания своего еР*са; окружающей обстановки. контактах заинтересованности проявляются уникальные видуальные черты личности, а также особенности социаль- ТУПи, °РганиэаНИЙ> институтов, к которым она принадле- - Например, красивая девушка может привлечь к себе вни- е Молодого человека, но может оказаться совершенно безраз-
|