Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 4 4 page





Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ 11иДДерживает и вознаграждает социальные отклонения, прояв-в форме экстраординарных достижений и активности, на-- на развитие общепринятых ценностей культуры. Ч общества не строго относятся к индивидуальным неудачам Достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается на-ения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда |*°го осуждалось и наказывалось.

при риисм(-М ренин лит ниирица мвиилиднти щлг/г^ле всего ь,.

делить ту часть культурно осуждаемых отклонений, которая ц, рассматривается в курсе социологии. Тот, кто имеет фнзичесщь, или психические дефекты, может быть совершенно не способ», к обычным для нормальных членов общества ролевым достиа» ниям или нормальному поведению- "Психический дефект" оз». чает, что у данного индивида наблюдаются ограниченные слоед. ности к обучению в результате тяжелой наследственности Щщ повреждения рассудка. Диагностирование этих дефектов л вне области социологии, но социологов интересует как венное мнение по поводу этих дефектов, так и социальная рас. пространенность и виды социальных отклонений, встречающие­ся у этих неполноценных людей. Психические дм|>екты могут быть врожденными и приобретенными вследствие тяжелого заболева­ния или внутриличностного конфликта (например, постоянной) страха, ролевого несоответствия и Др.). В данном случае харак­терно слабое восприятие существующих норм, слабое обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных вле­чений. Сложность изучения этого вопроса состоит в том, что психический дефект может проявиться у индивида только вод­ной области жизнедеятельности, а в остальном он достаточно стро­го придерживается общепринятых норм поведения.

Очевидно, что психические дефекты лежат в основе ограет-ченной части культурно осуждаемых отклонений. Относительно определения и изучения других причин таких отклонений суще­ствуют три вида теорий: теории физических типов, психоанали­тические теории и социологические, или культурные», теория.

Основная предпосылка всех теорий физических типов состо­ит в том, что определенные физические черты личности предо­пределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Се­ма по себе эта идея так же стара, как человеческая история.В обществах давно укоренились выражения: "лицо убийцы", 'по­рочные черты лица" и т. п. Среди последователей теорий физи­ческих типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмора, В. дона. В работах этих авторов присутствует одна основная люди с определенной физической конституцией ск/юнны совер­шать социальные отклонения, осуждаемые обществом.

Из современных теорий самой разработанной считается 1** рия В. Шелдона,который выделил три основных типа1'' ловеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение

,лков, которые характеризуются как отклоняющееся поведе-

- эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезо-

осЪный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип

. ^тцльность, худоба). Шел дом описал определенные виды пове-

ния, присущего каждому типу: например, преступные типы и

оголики в ОСНовном принадлежат к мезоморфным типам. Од-

' 0 практика доказала несостоятельность теорий физических ти-

пов- Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с

цом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид

с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося пове­дения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании лич­ности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессоз­нательное — это наша психическая энергия, в которой сосредо­точено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведаю­щее жалости. Бессознательное — это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен за­щититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Че­ловеческое Я и сверх-Я постоянно сдерживают силы, находящие­ся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а также ме­жду сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однако определение и диагностика возможных нарушений в структуре (еловеческого Я и возможных социальных отклонений крайне за-тРУДнены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме то­го, хотя каждой личности присущ конфликт между биологиче­скими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый •Мовек становится девиантом. Почему же все-таки появляются Девианты?

на этот вопрос пытаются дать социологические, или 1Льтурцые, теории социальных отклонений. В соответствии с Им" индивиды становятся девиантами, так как процессы про

ходимой ими социализации в группе бывают неудачными по о* ношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эт* неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когд. процессы социализации успешны, индивид сначала адаптиру^ ся к окружающим его культурным нормам, затем восприничд, ет их так, что одобряемые нормы и ценности общества или груц. пы становятся его эмоциональной потребностью, а запрет^ культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культу, ры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой ча. нере поведения большую часть времени. Ошибки индивида ред. ки, и всем окружающим известно, что они не являются е^ обычным поведением.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценно, стям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социа-лизируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семен­ная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развива­ются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняю­щимся поведением. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с откло­няющимся поведением воспитывались в неблагополучных семь­ях. Американскими исследователями в области социальной пси­хологик были выявлены пять основных факторов, оп^деляющю семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуроння отцовскм дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недоста­точный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недос­таточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочен­ности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). В эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социа­лизации ребенка в семье и в конечном счете ни воспитание лич­ности с отклоняющимся поведением.

Однако также многочисленны случаи проявления отклонЯ щегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело том, что семья — это далеко не единственный (хотя и важней­ший) институт общества, участвующий в социализации личности Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или я

иены в ходе взаимодействия с окружающей действ нтельно-

в частности с социальным окружением.

и'сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет еди-- я неизменной системы норм, многие нормы и культурные цен-деЯ разных субкультур противоречат друг другу. Часто роди- -,п сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка семье противоречит влиянию других социальных групп и ин­ститутов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идео­логизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных '.ПП| массовой культуры, противоречивости политического по-юженкя и т. д. Неизбежно происходят конфликты норм и цен­ностей- То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обо­стряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена от­клоняющегося поведения. Например, столкновение норм и цен­ностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в "перестроенном" об­ществе. Иногда бывает просто трудно выбрать линию неотклоняю­щегося поведения.

Наличие в повседневной практике большого числа конфлик­тующих норм, неопределенность в связи с этим возможного вы­бора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в ко­торых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, та­ким образом, по Дюркгейму,— это состояние, при котором лич­ность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного пове­дения.

Как отмечал выдающийся социолог современности Т. Парсонс, 'номия — это "состояние, при котором значительное число ин-видов находится в положении, характеризующемся серьез-м НеДостатком интеграции со стабильными институтами, что УЩественно для их собственной личной стабильности и успеш­но функционирования социальных систем. Обычной реакцией это состояние является ненадежность поведения" Согласно такому подходу, аномия возрастает в связи 6(1 Порядочностью и конфликтами нравственных норм в обще-

иве..л.л-1,лн па чи пплл у! ^аничинагылп нормами отдельных

и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствий с которой им необходимо принимать решения в повседневной

.

ни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободу выбора без устойчивого восприятия действительности и при от сутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и дрп гими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.

Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы вы­бора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легаль-нымн (институциональными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддер. живает усилия своих членов в стремлении к повышению благосос­тояния и высокому социальному положению, легальные средств» членов общества для достижения такого состояния весьма ограни­чены. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толч­ком, который заставляет члена общества искать нелегальные сред­ства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благо­состояния с помощью таланта и способностей (легальные средст­ва), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одоб­ряемым обществом. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых при­держивается и которые использует та или иная личность.

Р. Мертоном была разработана типология поведения лично­стей в их отношении к целям и средствам. Соглнсно этой типо­логии отношение к целям и средствам любой личности уклады­вается в следующие классы:

1) конформист принимает как культурные цели, так и инсти­туциональные средства, одобряемые в обществе, и является ло­яльным членом общества;

2) новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая не­законные и криминальные);

3) ритуалист принимает институциональные средства, кото­рые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремитьс* с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, IIе" ремонии и правила для него являются основой поведения, в ТО

время оришпотвергаются (примером такого типа людей может быть бю-т, ориентированный только на формальные принадлежно-' деловой жизни, не думающий о целях, ради которых С „ершается эта деятельность);

4) изолированный тип отходит как от культурных, традици-ннЫХ целей, так и от институциональных средств, необходимых

их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголи-наркоманов, т.е. любых людей вне группы);

5) мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существую­щих целей и средств, желая создать новую систему норм и цен­ностей и новые средства для их достижения.

При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечислен­ные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в боль­шей мере и характеризует личность.

Когда нравственные нормы запрещают совершать некото­рые действия, которые многие личности желают совершить, возникнет другой феномеи отклоняющегося поведения — нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых лю­ди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным

нормам.

Чаще всего нормы оправдания создаются там И тогда, где и когда происходит частое нарушение норм без последующих санк­ций. Нормы оправдания появляются только в том случае, если есть образец нарушения, который признается и санкционирует-ся в одной из групп общества. Этот образец И будет считаться нор­мой оправдания. Например, социальные психологи Дж. Рубек И Л- Спрей установили, что нормы богемной субкультуры (свобо-Д3. раскованность, возможность давать полную волю чувствам) оп-равдывают любовные связи между женатыми мужчинами и мо-т°ДЫми женщинами. Оправдание самогонщика становится нормой лравдания, если устанавливается стандарт группового одобрения по<х>бов обхода государственных ограничений на распростране- спцрТНЬ1х напитков. То же можно сказать и об оправдании спекулянтов в группах, имеющих возможность поку-

становятся санкционированными группой, оправдание те свои моральные запреты. Следовательно, можно сказать, ц.^ нормы оправдания являются пол у институционализированный] формами отклоняющегося поведения.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, про.

тиворечивую роль. Они, с одной стороны, представляют угроз?

стабильности общества, с другой — поддерживают эту стабщц.

вость. Успешное функционирование социальных структур моэд.

но считать эффективным, только если обеспечены порядок (

предсказуемое поведение членов общества. Каждый член обще.

ства должен знать (в разумных пределах, конечно), какого по.

ведения он может ожидать от окружающих его людей, какого по-

ведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким

социальным нормам должны быть социализированы его детя. Оь

пленяющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость

поведения. При наличии в обществе или социальной группе мно-

гочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают

чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация куль-

туры и разрушение социального порядка. Нравственные нормы

перестают контролировать поведение членов группы или общест-

ва, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последни-

ми, и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенносп

в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эф-

фективно, только когда большинство его членов будет принимай

устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии С

ожиданиями других индивидов.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет та­кого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых циви­лизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы ро­ждаемости, технологические новшества, изменения физического окружения - — все это может привести к необходимости приняти! новых норм и адаптации к ним членов общества.

Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуЖ дения И последующего принятия их членами социальных груЯ"' которые в торжественной обстановке отменяют старые нормы " называют новые. Новые социальные нормы рождаются и

тся в результате повседневного поведения индивидов, в столк-постоянно возникающих социальных обстоятельств. От-

яющееся от старых, привычных норм поведение неболыпо-

ягча индивидов может быть началом создания новых

рматнвных ооразцов. Постепенно, преодолевая традиции, от-

оНяЮЩееся поведение, содержащее новые жизнеспособные

омы, все в большей и большей степени проникает в сознание

юдей- По мере усвоения членами социальных групп поведе-

ния, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняю-

щимся.

Появление новых норм можно проиллюстрировать на приме­ре упадка патриархальной семьи. В аграрном обществе, где все члены семьи работали по дому или в поле, под отцовским над­зором, очень легко было поддерживать мужское доминирование в семейных отношениях. Более того, только сила и мудрость от­ца придавали семье крепость и жизнеспособность. Но изменение технологии, развитие общества привели к перемещению места ра­боты отца в магазин, на фабрику, в организацию, где он не мог постоянно надзирать за семейными делами. Дальнейшие измене­ния в обществе привели к тому, что и часть женщин стала рабо­тать в стороне от семьи и от мужа. Процесс отделения женщин от семьи оказался достаточно сложным. В XIX в. впервые начал осуществляться переход женщин на работу по найму в конторы, офисы, различные организации. Первая реакция общества была осуждающей, такое поведение женщин признавалось отклоняю­щимся. Однако в результате длительной борьбы женщины прак­тически завоевали себе право на социальные статусы, прежде счи­тавшиеся мужскими, т.е. такое поведение перестало считаться отклоняющимся. Нормы патриархальной семьи претерпели зна­чительные изменения.

Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит ос-

нованием, началом существования общепринятых культурных

1(орм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к измене-

нию общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в ка-

кой степени должно быть распространено отклоняющееся пове-

дение и какие его виды полезны, а самое главное — терпимы для

°°Щества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматри-

^ть любые области человеческой деятельности: политику, управ-

ение, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот во-

Р°с- Действительно, какие нормы лучше: воспринятые нами в

результате долгой борьбы республиканские культурные нормы щц старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов? На эти вопросы трудно дать удов, летворительный ответ. Вместе с тем не все формы отклоняюще­гося поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм или наркомана» не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее чис­ло социальных отклонений играет деструктивную роль в разви­тии общества. И только некоторые немногочисленные отклоне­ния можно считать полезными. Одна из задач социологов —. распознавать и отбирать полезные культурные образцы в откло­няющемся поведении индивидов и групп.

Вопроси для

1. Что такое социальный контроль и поче­му он является необходимым условием ус­пешного функционирования общества?

2. Каковы основные способы осуществле­ния социального контроля в обществе или социальной группе?

3. Оцените возможности применения спо­собов социального контроля'

а) в малой группе с неформальными меж­личностными отношениями;

б) в организации, где существуют фор­мальные и неформальные отношения;

в) в большой социальной группе (каста, социальный слой, класс).

4. Каковы формы социальны! отклонений, наблюдаемых в обществе?

5. В чем состоит основное отличие психо­логического лодкода к изучению соци­альных отклонений от всех других подхо­дов?

6. Как можно оценить индивидуальные и групповые социальные отклонения с точки зрения доминирующей культуры и субкуль­туры?

7. В чем состоит основная концепция тео­рии "навешивания ярлыков и определения первичных и вторичных отклонений? Какие последствия могут иметь для индивида пер­вичное и вторичное отклонения?

самоконтроля

8. С чем связано понятие "культурно одоб­ряемое отклонение"? В чем причина пове­ления такого рода отклонений? Э. Какие способы поведении способствуют появлению культурно одобряемы* отклоне­ний?

10. Как можно сформулировать основную концепцию теорий "физических типов" к психоаналитических теорий? В чем иж ос­новные различия? Кто является основопо­ложниками этих теорий?

11. Какова роль процесса социализации личности в построении социологически)! теорий социальных отклонений? Каким об­разом осуществляется влияние социальны! институтов на отклоняющееся поведение личностей?

12. Что понимают под термином "аномия в рамках социологических теорий откло* няющегосв поведения? Как использовало термин "аномии" в исследованиях Э. гейма и Р. Мертона?

13. На чем основана типология от щейся личности у Р. Мертона по отношению к иелям н средствам их достижения?

14. Что представляют собой нормы опра»" дания н какова ил роль в преодолении культурных барьеров на пути к социальны" отклонениям?

РАЗДЕЛ 3

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

 

Глава 7. Формирование взаимосвязей

7.1. Социальные контакты

7.2. Социальные действии

Вопросы для самоконтроля

Глава 8. Социальные отношения

8.1. формирование социальны» отношений

8.2. Социальные отношения зависимости

н власти

Вопросы для самоконтроля

Глава 9. Социальные институты

9.1. Определение понятия

"социальный институт

9.2. Процесс институциалнзации и развитие институтов

9.3. Институциональные признаки

9.4. Институциональные функции и особенности социальных институтов

9.5. Институт семьи

Вопросы для самоконтроля

ГЛАВА 7

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

.Можно ли отыскать на Земле совершенно изолированного от человека? Очевидно, нет, так как человек для удовлетво-своих потребностей должен вступать во взаимодействие '{другими индивидами, входить в социальные группы, участво-дать в совместной деятельности. Более того, одно лишь знание о присутствии где-то других людей может весьма существен­но изменить поведение индивида. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредо­ванно, постоянно или спорадически, активно или пассивно. Со­циальные взаимосвязи имеют различные основания и множест-воразных оттенков, зависящих от личностных качеств инди­видов, вступающих во взаимосвязь. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. По ме­ре усложнения эти взаимосвязи укрепляются и индивиду все труднее становится избегать их. Попытаемся проследить раз­витие социальных связей, останавливаясь на наиболее важных моментах их формирования.

7.1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими ин-Дивнд.чми. В соответствии со своими потребностями и интереса-н человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем Ступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа "Редставляет собой особый тип мимолетных кратковременных свя-•*! которые называются контактами.

Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодейство-_ с другими индивидами, каждый член общества или социаль-'н группы прежде всего должен определить, где эти индивиды

их. Это простое на первый взгляд обстоятельство, тем е Менее, весьма важно, так как является, во-первых, необходи-' ым звеном формирования социальных взаимосвязей, а во-вто-'Кш, рых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор & ловеком его дальнейшего поведения.

Каждый из нас ежедневно сталкивается со многими л в транспорте, на стадионе, на работе. Не задумываясь, мы дим мимо них, но постоянно помним об их существовании. Это ражается в изменении нашего поведения в присутствии Друга» Переходя улицу, человек оглядывается по сторонам, пытаясь увидеть людей в автомобилях. Он знает об их существовании щщ. чет определить их местоположение. Девушка, только что весели». щаяся у себя дома, выходя на улицу, придает себе серьезный вид потому, что она знает о присутствии на улице других людей.

Н.Н. Обозов выявил два типа пространственных контактов;

1) предполагаемый пространственный контакт, когда поведе-ние человека изменяется в силу предположения о присутствии вв-дивидов в каком-либо месте. Исследователь социальных взапмо. связей Я. Щспаньский называет такой контакт "опосредованным" и приводит пример: начальник отдела кадров, зная о наличии по­тенциальной рабочей силы, дает объявление о приеме на работу;

2) визуальный пространственный контакт, или контакт "мол­чаливого присутствия", когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологи­ческих исследованиях применяется термин "публичный эффект", суть которого заключается в том, что характеристики индивиду­альной деятельности и поведения изменяются под влиянием пас­сивного присутствия других людей.

Пространственный контакт — первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где нахо­дятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, че­ловек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимо­связей исходя из своих потребностей и интересов.

Контакты заинтересованности. Их сущность состоит в вью* ре социального объекта, обладающего определенными ценной* ми или чертами, соответствующими потребностям данного иНД"' вида. Вступая в пространственный контакт, каждый индивид* жет обратить внимание на других индивидов или социальны группы, выделяя их из всех пространственно воспринимаемых'1

циальных объектов. Например, находясь в метро, театре компании, вы выделяете определенного человека, с которУ связываете положительные или отрицательные эмоции, т.е.

кто обладает чертами или свойствами, соответствующими ва-ч интересам. Этот человек может быть вам любопытен, ска-у в силу необычной внешности, возможного наличия у него

ценной

для вас информации, проявления физической силы, сме-

1КИ или, наоборот, глупости и невежества. Вы сравниваете это-человека с собой, пытаясь неосознанно или сознательно опре--ещть причину вашего интереса. Такой контакт может быть или односторонним, очным или заочным, вызывать не-

«цнвные пли позитивные эмоции.

Психологический механизм возникновения подобного контак­та представляется таким. Каждая личность обладает набором «отивов относительно различных сторон окружающей его дейст­вительности. Эти мотивы представляют собой продукт прошло-[«опыта и существующих в настоящее время потребностей. При­чем в данном случае мотив трактуется как побуждение к деятель­ности, связанное с удовлетворением потребности. Мотивы свя­заны между собой и составляют мотивационную структуру, имеющуюся в сознании каждой личности. В основном они явля­ются потенциальными, т.е. до определенного времени не прояв­ляются в человеческом поведении. Однако в какой-то момент про­исходит соединение потребности личности с каким-либо объек­том окружающей среды.

Соответствующий данной потребности мотив актуализирует­ся, и возникает интерес — форма проявления потребности, обес­печивающей направленность личности на осознание целей дея­тельности. Актуализированный мотив и интерес — это еще не со­циальное действие, но лишь первые шаги к его осуществлению. *> время контакта заинтересованности действует именно такой механизм актуализации мотива. Подобные контакты способству-ют возникновению более сложных взаимосвязей. Контакт заик-Р^ованностн может прерваться или продолжиться в зависимо-и °т многих факторов, но прежде всего от силы и важности для чности актуализированного мотива и соответственно силы ин-Р^а; степени взаимности интересов; степени осознания своего еР*са; окружающей обстановки.

контактах заинтересованности проявляются уникальные

видуальные черты личности, а также особенности социаль-

ТУПи, °РганиэаНИЙ> институтов, к которым она принадле-

- Например, красивая девушка может привлечь к себе вни-

е Молодого человека, но может оказаться совершенно безраз-

Date: 2015-05-09; view: 561; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию