Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 6 Психические процессы и состояния





 

1. Выписать основные понятия темы: ощущения, восприятие, качество ощущения, интенсивность ощущения, длительность ощущения, пространственная локализация раздражителя, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, адаптация сенсорная, сенсибилизация, синестезия, предметность восприятия, целостность восприятия, структурность восприятия, константность восприятия, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии восприятия, восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

 

2. В какой из ситуаций имеет место ощущение. Обведите букву правильных ответов:

а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.

б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.

в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.

г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.

д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.

 

3. Определите, какие свойства ощущений проявляются в следующих ситуациях:

 

а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться. адаптация
б) После погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи.  
в) Слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца.  
г) После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.  
д) Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.  
e) Установлено, что обтирание лица водой комнатной температуры повышает остроту зрения.  


4. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, апперцепция, предметность, избирательность) проявляются в следующих ситуациях:

 

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия. Целостность восприятия
б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.  
в) Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.  
г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.  
д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.  
е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.  
ж) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.  
и) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?  
к) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.  
л) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.  
м) Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.  

 

5. Выписать основные понятия: мышление, внутренняя речь, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, проблемная ситуация, задача, качества ума.

6. Составить схемы: «Виды мышления», «Мыслительные операции».

7. Выписать основные понятия темы: память, реминисценция, ретроактивное и проактивное торможение, виды памяти, процессы памяти.

8. Составить схемы и таблицы по одной из предложенных тем: «Память в системе познавательной деятельности», «Продуктивность памяти, причины, влияющие на нее», «Этапы логического запоминания», «Виды памяти».

 

9. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях(10 баллов):

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. Распределение внимания
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.  
в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.  
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.  
д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.  
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.  
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».  
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.  
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.  
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.  
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.  
м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.  

 

10. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях (5 баллов).

а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу. контрастные цвета
б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».  
в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.  
г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».  
д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.  
е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.  

 

11. Перечислите известные вам чувства и классифицируйте их по группам (интеллектуальные, моральные и эстетические).

12. Укажите, какой стратегией борьбы со стрессом пользуется каждый из описанных ниже персонажей (решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею).

а) Гражданка А. попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

б) В ресторане господин Н. и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительности официантов и в конце концов решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу.

в) Начальник крайне низко оценил работу своего сотрудника В. Тот думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. В итоге он выбрал последний вариант.

г) Стол госпожи Х. в офисе стоит рядом со столом женщины, у которой громкий визгливый голос. Чтобы снять напряжение, госпожа Х. каждый день во время обеденного перерыва совершает спокойную пробежку по парку.

13. Опишите ситуации, в которых проявляются различные виды стресса.

Разработайте рекомендации о том, как можно оптимизировать влияние стресса на человека в данных ситуациях.

14. Определите, какие из нижеперечисленных эмоций встречаются у вас чаще всего, оцените их частоту и интенсивность по десятибалльной шкале:

1. Гнев

2.Тревога

3. Уныние, депрессия

4. Отчаяние

5. Разочарование

6. Чувство вины

7. Ощущение беспомощности

8. Раздражение

9. Чувство одиночества

10. Ярость

11. Беспокойство, нетерпеливость

12. Застенчивость

13. Ощущение, что вас не любят.

Если эмоция оценивается выше, чем 5 баллов, она должна рассматриваться как показатель высокого уровня стресса.

Опишите типичные ситуации, в которых возникают данные эмоции и предложите способы регуляции стресса в данных ситуациях.

 

Вопросы к коллоквиуму (3 раздел)

1. Какие способы управления своими эмоциями вы знаете?

2. Каким образом человек выражает свои чувства?

3. Что такое высшие чувства? На какие группы они делятся?

4. Как определяли внимание Н. Н. Ланге, А. Я. Лурия, Н. Н. Добрынин, П. Я. Гальперин?

5. Какие существуют основные виды внимания?

6. В чем специфика восприятия как уровня переработки информации по сравнению с ощущениями?

7. Каковы основные мнемические процессы, формы и виды памяти?

8. Что такое автобиографическая память и метапамять?

9. Что такое мышление? Что такое интеллект?

10. Позволяют ли тесты интеллекта предсказать успешность человека в творчестве и профессиональ­ной деятельности?

11. Какое влияние на формирование интеллекта оказывает семья?

12. В чем заключаются основные гендерные различия интеллекта?

13. В чем состоят особенности речевого выражения психического мира субъекта?

14. Каково соотношение мышления и речи?

 

Вопросы к экзамену.

1. Психология как наука. Объект и предмет психологии.

2. Предмет и объект психологии с позиций различных психологических направлений: бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, гештальтпсихология

3. Психика человека, ее функции. Сознательное, неосознаваемое, бессознательное в психике человека.

4. Сравнительный анализ психики человека и животных.

5. Психические явления и психологические факты. Классификация психологических фактов.

6. Общие и специальные методы исследований в психологии.

7. Структура современной психологии, основные отрасли, их классификация.

8. Характеристика основных этапов становления психологического знания.

9. Особенности развития отечественной психологии и ее становления на современном этапе.

10. Психика и особенности строения мозга.

11. Основные методы исследования мозговой организации психики.

12. Теория динамической локализации психических функций А.Р. Лурия.

13. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.

14. Понятие ощущения. Классификация ощущений: экстероцептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения.

15. Понятие порогов ощущений, их виды.

16. Сущность и основные качества восприятия.

17. Понятие внимания как психического процесса. Свойства и виды внимания.

18. Память, ее свойства и функции.

19. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, объему, способам переработки, значимости и др.

20. Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти.

21. Общая характеристика воображения. Виды и формы воображения.

22. Роль воображения в развитии мышления.

23. Мышление и его формы. Характеристика основных мыслительных операций.

24. Виды мышления.

25. Интеллект и интеллектуальные способности. Оценка интеллекта.

26. Речь и мышление. Функции и виды речи.

27. Понятие личности в психологии. Проблема соотношения понятий индивид, индивидуальность, личность.

28. Потребности и мотивы.

29. Темперамент и его структура.

30. Проблема типологии темперамента. Характеристика сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического типов.

31. Понятие, сущность и структура характера.

32. Типология характера: характерология К.Г. Юнга, Э. Кречмера, социальные типы по Э. Фромму.

33. Акцентуация характера. Типы акцентуаций по А.Е. Личко, К. Леонгарду.

34. Понятие способности. Структура способности. Уровни развития способности.

35. Жизненный путь личности.

36. Психологическое время личности и ее жизненные стратегии

37. Понятие о деятельности как совокупности внешней и внутренней активности человека.

38. Основные виды деятельности: игра, учеба, труд. Общение. Понятие об основной деятельности.

39. Структура самосознания в психологии

40. Основные функциональные компоненты самосознания

41. Понятие Я-концепции и её значение

42. Понятие Образ Я

 








Date: 2015-05-09; view: 955; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.012 sec.) - Пожаловаться на публикацию