Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение к работеСтр 1 из 4Следующая ⇒ Актуальность темы исследования. Спортивная деятельность протекает в сложных экстремальных условиях соревнований, характеризуется тренировочными нагрузками на уровне предельных возможностей человеческого организма. Необычные по интенсивности и длительности физические, и психические напряжения обусловлены особенностями спортивной деятельности: спецификой ее предмета, состязательно-соревновательной направленностью, необходимостью постоянного совершенствования спортивных достижений. Направленность на достижение всё лучшего результата в спорте высших достижений всегда сопровождается серьезными психофизическими перегрузками. Не случайно спортивная деятельность рассматривается рядом специалистов как модель деятельности по постоянному преодолению критических ситуаций (Б.А.Вяткин, Е.П.Ильин, В.П.Маришук и др.). В этом плане особую актуальность приобретают исследования особенностей и динамики протекания, а также механизмов возникновения психических состояний у спортсменов в различных условиях их профессиональной деятельности. Рассмотрение психических состояний, как самостоятельной психологической категории, получило свое начало в работах Н.Д.Левитова (1964). Психические состояния являются предметом исследования таких отечественных специалистов, как В.А.Ганзен, Е.П.Ильин, А.Б.Леонова, В.И.Медведев, А.О.Прохоров и др. В отечественной психологии спорта психические состояния исследовали Г.М.Гагаева, Ф.Генов, Ю.Я.Киселев, Ю.Ю.Палайма, А.Ц.Пуни, П.А.Рудик, О.А.Черникова и др. При этом, в спортивной психологии наибольшее внимание уделяется «отрицательным эмоциональным состояниям» (растерянности, гневу, неуверенности, огорчению, «предстартовой лихорадке», «стартовой апатии» и т. д.), преодоление которых, по мнению многих исследователей, является условием эффективной и продуктивной деятельности, психической надежности, критерием «готовности» спортсмена к достижению максимального для себя результата (О.А.Черникова, 1937; А.Ц.Пуни, 1949; Ю.Ю.Палайма, 1965 и др.). Выделяются и специфически «спортивные» психические состояния: «состояние психической готовности спортсмена к соревнованиям», «боевая готовность», «мобилизационная готовность», характеризующие оптимальный уровень подготовленности спортсмена к психофизическим нагрузкам спортивно-соревновательной деятельности и достижению результата в соревнованиях (А.Ц.Пуни, 1949; Ф.Генов, 1966; П.А.Рудик, 1976 и др.). Предлагаются комплексные методы диагностики психических состояний, разрабатываются методы регуляции и саморегуляции состояний. В соответствии с позициями А. О. Прохорова (1991), тренировочно-соревновательная деятельность представляется в виде ряда «ситуаций», в которых возникают психические состояния разной модальности, сложности, интенсивности. Поскольку продуктивность деятельности во многом определяется адекватностью психических состояний, знание механизмов их детерминации необходимо в целях повышения эффективности любой деятельности, в том числе — спортивной. В этом контексте особую значимость представляют исследования взаимосвязей мотивации и психических состояний. Известно, что возникающие в спортивной деятельности мотивы побуждают, организуют и направляют поведение спортсмена, выступая, таким образом, необходимым условием целенаправленного, успешного и эффективного функционирования. Проблеме спортивной мотивации были посвящены работы таких специалистов психологии спорта, как В.Гошек, Е.Г.Знаменская, Н.Л.Ильина, Е.А.Калинин, И.Г.Келишев, Ю.Дж.Кретти, Ю.Ю.Палайма, Р.А.Пилоян, А.В.Шаболтас и др.. Были выделены мотивы спортивной деятельности с учетом квалификационного уровня мастерства, предложены методики диагностики, разрабатываются методы формирования спортивной мотивации. В отечественной психологии спорта, в рамках представлений о мотивах достижения, как стремления к успеху и избегания неудачи, проводились исследования преобладающих мотивов достижения у спортсменов, сопоставлялись уровни мотивации в предсоревновательный период (А.Ц.Пуни, Е.А.Калинин, Ю.Ю.Палайма), выяснялись возможности спорта как средства оптимизации мотивационной структуры личности. Было доказано, что определяя направленность деятельности и величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении, мотивы организуют всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе спортивной деятельности. До настоящего времени взаимоотношения мотивации и психических состояний рассматривались в основном в контексте изучения «потребностных состояний» либо активационных характеристик психических состояний. Исследовались зависимости отдельных компонентов психического состояния спортсменов (преимущественно поведенческих и когнитивных) от особенностей их мотивационной сферы. Отсутствие обобщенных и теоретически обоснованных представлений о взаимосвязрі мотивации и психическргх состояний субъектов деятельности, в частности - спортивной, определило исследование этой взаимосвязи в качестве проблемы диссертационного исследования. Цель исследования: выявление взаимосвязей между мотивацией и психическими состояниями спортсменов различной квалификации в тренировочных (повседневных) и соревновательных (особо напряженных) условиях спортивной деятельности. Объект исследования — мотивация в спортивной деятельности. Предмет исследования - влияние мотивации на психические состояния в различных по психофизическому напряжению ситуациях спортивной деятельности. Гипотеза исследования: • мотивационные образования (как устойчивые психические образования) обуславливают специфику психических состояний, возникающих в особо напряженных (соревнование) и обычных (тренировка) ситуациях спортивной деятельности; • интенсивность взаимосвязи психических состояний и мотивационнои направленности на достижение зависит от характера актуальных ситуаций профессиональной жизнедеятельности; • существуют различия в характере взаимосвязи мотивационных образований с характеристиками психических состояний у спортсменов различной квалификации. В соответствие с целью и выдвинутыми предположениями, решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования: 1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть состояние проблемы выявления взаимосвязи мотивации и психических состояний субъектов спортивной деятельности и создать необходимое теоретическое обоснование для предпринятого исследования. 2. Выявить динамику и качественную специфику психических состояний спортсменов различной квалификации в ситуациях интенсивной тренировочной и собственной соревновательной деятельности. 3. Выявить специфику мотивационнои сферы личности спортсменов различной квалификации в ситуациях интенсивной тренировочной и собственной соревновательной деятельности. 4. Исследовать характер влияния мотивационных образований личности на психические состояния спортсменов различной квалификации в тренировочно-соревновательном процессе. Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы явились принципиальные положения современной психологии, определяющие направление психологических исследований и теоретическое обоснование полученных знаний. Это представления: о системном подходе к процессу получения эмпирического знания, согласно которому психическое, как целое, должно рассматриваться в единстве процессов, состояний и свойств (Б.Ф.Ломов); о необходимости при интерпретации результатов опираться на данные не только количественного, но и структурного анализов (Б.Г.Ананьев и др.). Теоретическая база исследования построена с учетом общеметодологических принципов детерминизма, системности, развития (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); принципа единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн); основных положений субъектно-деятельностного подхода к исследованию личности человека (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская). Теоретической основой исследования являются также • теории мотивации, раскрывающие побудительную и смыслообразующую функции мотивов (Е.П.Ильин, А.Н.Леонтьев, Х.Хекхаузен). концепция психических состояний личности А.О.Прохорова, согласно которой психические состояния обеспечивают максимальную готовность субъекта к совершению деятельности. Методы исследования включали в себя: теоретический анализ проблемы, методы сбора эмпирического материала (тестирование, метод семантического дифференциала), методы обработки и анализа статистических связей и различий (методы описательной статистики, метод сравнения средних значений с использованием критерия Стьюдента для зависимых и независимых выборок, корреляционный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ). Надежность и достоверность результатов обеспечивалась методологическим подходом, адекватным предмету и задачам исследования; выбором психодиагностических методик, соответствующих цели, предмету и задачам исследования; использованием современных математико-статистического методов для обработки эмпирических данных; подтверждением результатами эмпирического исследования теоретических положений работы. Научная новизна исследования. Показана специфика психических состояний спортсменов в различных по напряженности ситуациях спортивной деятельности. Установлено, что независимо от квалификации спортсменов в тренировочной ситуации преимущественно возникают деятельностные, эмоциональные состояния и состояния общения повышенного и среднего (оптимального) уровня психической активности, а в соревновательной сг шуш/гш-деятельностные, эмоциональные состояния отрицательной модальности и состояния общения повышенной и средней (оптимальной) психической активности. Выявлен характер взаимосвязей между показателями мотивационных образований личности и психических состояний спортсменов различной квалификации в отличных ситуациях спортивной деятельности: показано, что специфика взаимосвязей психических состояний и мотивации определяется актуальной ситуацией спортивной деятельности (тренировочной или соревновательной), специфическими особенностями вида спорта и уровнем квалификационного мастерства спортсменов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты осуществляют вклад в понимание отношений между психическими состояниями и их мотивационными детерминантами. Связь мотивационных образований личности с психическими состояниями спортсменов разной квалификации в различных по психофизическому напряжению ситуациях спортивной деятельности, обнаруженная в исследовании, раскрывает новые стороны психологических механизмов возникновения психических состояний. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов в практической деятельности специалистов, сопровождающих спортсменов в тренировочно-соревновательном процессе (психологов-консультантов, спортивных психологов, педагогов и др.). Данные исследования могут быть положены в основу организации и оптимизации тренировочно-соревновательного процесса. Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Межуниверситетской научно-практической конференции «Формирование культуры здоровья студентов: проблемы и перспективы» (Казань, 2005), на Республиканской психологической школе «Психические состояния» (Казань, 2007, 2008). Обсуждение работы проходило на методологических семинарах и заседаниях кафедры общей психологии, кафедры психологии личности, кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций Казанского государственного университета (2004, 2005, 2006, 2007, 2008). Результаты диссертационного исследования, сопровожденные рекомендательными заключениями, были представлены тренерскому составу РСДЮШОР по фехтованию г. Казани (2006) и ДЮСШ по легкой атлетике «Локомотив» г. Казани (2006). Основные положения диссертации изложены в 9 публикациях. Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики высококвалифицированных спортсменов обоего пола в возрасте 16-21 год (16 человек), которые сравнивались с диагностическими данными спортсменов—разрядников (16 - 22 года; 15 человек). Кроме того, в исследовании участвовали спортсмены массовых разрядов (легкая атлетика и спортивная гимнастика) в возрасте 15-19 лет (27 человек). Общий объем исследуемой выборки составил 58 человек. Положения, выносимые на защиту: 1. Каждый из периодов спортивного цикла, в силу своей содержательной направленности, обладая особой, качественной спецификой, характеризуется рядом «ситуаций», детерминирующих своеобразие возникновения и протекания психических состояний. Тренировочная и соревновательная ситуации спортивной деятельности характеризуются особыми задачами, различными по объему и качеству психофизическими нагрузками. 2. Объективные условия тренировочной ситуации (направленность на процесс, последовательное возрастание психофизических нагрузок и др.), благодаря доминирующей направленности высококвалифицированных спортсменов на более высокий уровень физического развития и самоутверждения, детерминируют возникновение положительных состояний повышенного и среднего (оптимального) уровня психической активности. Объективные условия тренировочной ситуации за счет доминирующей направленности спортсменов-разрядников на соперничество и социальное самоутверждение, обуславливают возникновение положительных состояний повышенного и среднего (оптимального) уровня психической активности. 3. Объективные условия соревновательной ситуации (направленность на результат, последовательное возрастание уровня конкуренции, социальная и личностная значимость и др.), благодаря доминирующей направленности высококвалифицированных спортсменов на соперничество, детерминируют возникновение отрицательных состояний повышенной и средней (оптимальной) психической активности. Объективные условия соревновательной ситуации опосредованно определяющие направленность спортсменов-разрядников на более высокий уровень физического развития и самоутверждение, детерминируют возникновение отрицательных состояний повышенной и средней (оптимальной) психической активности. 4. Параметры психического состояния (характеристики психических процессов, физиологических реакций, переживания и поведения) в группах, как высококвалифицированных спортсменов, так и спортсменов-разрядников демонстрируют обратную зависимость с мотивом избегания неудачи. Направленность спортсмена на избегание неудач характеризуется неуверенным, необдуманным и импульсивным поведением, скованностью, вялостью и напряженностью, снижением активности волевых процессов. Структура диссертационной работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, в которых содержатся материалы эмпирического исследования, графики, рисунки и таблицы. Библиография состоит из 141 наименования, из них 8 на английском языке. Основное содержание работы изложено на 143 страницах.
|