Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средовые детерминанты





К средовым детерминантам относятся влияния, которые делают нас похо­жими друг на друга, а также влияния, которые делают нас уникальными.

* В данной книге слово pattern переводится как паттерн. Оно имеет несколько значений. Одно из них близко к русским словам характер или образ (поведения, жизни и пр.). Но главное значение слова pattern — рисунок, узор с повторяющимися элементами. Ради этого второго значения в тексте сохраняется слово паттерн, которое более определенно, чем слова характер или образ, указывает на повторяемости и закономерности, присущие психике и поведению человека. {Примеч. науч. ред. и пер.)


Теория личности как ответ на вопросы «что?», «как?» и «почему?» 43

Культура. Одной из значимых средовых детерминант личности является опыт человека, связанный с его принадлежностью к определенной культуре. Каждая культура имеет свои собственные институционализированные и санкционированные паттерны поведения, ритуалов и верований, которые пе­редаются через обучение. Это означает, что большинство представителей дан­ной культуры будут обладать определенными общими личностными характе­ристиками. Поэтому мы часто не подозреваем о культурных влияниях до тех пор, пока не вступим в контакт с носителями другой культуры, которые иначе смотрят на мир и, может быть, бросают вызов взглядам, принятым в нашей культуре. Именно потому, что мы принимаем влияние культуры как само собой разумеющийся факт, оно пронизывает, по сути, все стороны нашего су­ществования — то, как мы определяем наши потребности и способы их удов­летворения, наши переживания различных эмоций и то, как мы выражаем их, наши отношения с другими людьми и с самими собой, наши представления о смешном и грустном, наше отношение к жизни и к смерти, а также то, что мы считаем здоровым, а что — больным (Kitayama& Markus, 1994; Markus & Kitayama, 1991; Triandis, 1989).

Социальный класс. Хотя определенные паттерны поведения скла­дываются благодаря влияниям, которым подвергаются все представители дан­ной культуры, однако существуют и другие паттерны, возникающие вслед­ствие принадлежности к определенному социальному классу. В личности инди­вида мало что можно понять без обращения к социальному классу, к которому принадлежит данный человек. Относится ли он к высшему или к низшему классу, к рабочему классу или классу квалифицированных специалистов — вопрос чрезвычайной важности. Классовый фактор определяет статус индивида, те роли, которые он исполняет в обществе, обязательства, которые он на себя принимает, и привилегии, которыми он пользуется. Этот фактор влияет на то, как индивид воспринимает себя и как он воспринимает представителей других социальных классов, а также и на то, как человек зарабатывает и тратит деньги. Подобно культурным факторам, классовые факторы оказывают воздействие на то, как человек определяет ситуацию и как реагирует на нее.

Семья. Помимо сходства поведения людей, детерминированного та­кими средовыми факторами, как принадлежность к одной культуре и к одному классу, факторы среды определяют и значительное разнообразие личностного функционирования внутри данного класса и данной культуры. Один из важнейших средовых факторов — это влияние семьи. Родители могут быть теп­лыми и любящими или враждебными и отвергающими, гиперопекающими и навязчивыми или понимающими потребность ребенка в свободе и автономии. Любой паттерн родительского поведения сказывается на развитии личности ребенка. Родители влияют на поведение своих детей тремя основными спо­собами:

1. Своим собственным поведением они создают ситуации, которые формируют определенное поведение детей (например, фрустрация ведет к агрессии).

2. Они служат ролевыми моделями для идентификации.

3. Они выборочно вознаграждают, подкрепляют определенные действия.



Глава 1. Теория личности


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Date: 2015-05-09; view: 761; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию