Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генетические детерминанты





Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности, осо­бенно в отношении того, что делает нас уникальными индивидами (Plomin etal., 1990). Хотя исторически сложилось так, что психологи подчеркивали значение генетических и средовых детерминант в формировании личности как целого, современные исследователи признают, что значение этих факторов может варьировать от одной характеристики личности к другой. Генетические факторы, как правило, более важны для таких характеристик, как интеллект и темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов и убеждений.

В одной работе приводится хороший пример индивидуальных различий по темпераменту, который касается уровней активности и робости (Kagan, 1994). Некоторые дети более активны и более смелы, чем другие. Эти особенности могут сохраняться на протяжении многих лет: одни люди всегда хотят двигаться и действовать, а другие, как правило, предпочитают почитать или подремать, одни решительны и бесстрашны, а другие, как правило, робки и осторожны. Тот факт, что эти особенности появляются рано, сохраняются на протяжении длительного времени и, по-видимому, относительно не зависят от



Глава 1. Теория личности


обучения, позволяет предположить, что они относятся к генетически обус­ловленным, или наследуемым, характеристикам. Часто говорят, что родители ратуют «за среду» до тех пор, пока у них имеется только один ребенок, но после рождения следующих детей, насмотревшись на поразительные различия между ними, проявляющиеся буквально с самого рождения, они становятся убежденными сторонниками «наследственности».

Генетические детерминанты также подчеркиваются теми исследователями личности, которые занялись нашим эволюционным наследием (Buss, 1991, 1995). Судя по их данным, многие паттерны* поведения человека уходят корнями в наше эволюционное прошлое и связаны с генами, общими для людей и представителей других видов. Хотя чаще всего мы склонны думать в основном о том, как гены делают нас друг на друга непохожими, однако нельзя забывать, в какой степени наша генетическая конституция является общей для всех нас и объединяет нас с представителями других биологических видов. Так, если взять самые исходные характеристики, большинство из нас имеют два глаза, два уха, один нос и т.д. Но, помимо этого, психологи-эволюционисты полагают также, что нас всех объединяют паттерны социальных отношений друг с другом. Например, характеристики, которые считаются желательными для особей женского или мужского пола, различная включенность мужчин и женщин в заботу о детях, альтруизм и основные переживаемые нами эмоции — все это, как предполагается, проявления эволюционного наследия, заложенного в генах. Психологи, которые занимаются базовыми эмоциями (например, гневом, печалью, радостью, отвращением, страхом), предполагают, что эти эмоции являются врожденными и соответствующая информация о них закодирована в генах (Ekman, 1992, 1993; Izard, 1991). Таким образом, дети так же, как и взрослые, и шимпанзе так же, как и люди, переживают подобные эмоции, потому что у них общее эволюционное наследие и общая генетическая структура. Это не значит, что опыт не сказывается на том, какие эмоции чаше встречаются у данного индивида, или на том, когда, при каких условиях переживаются определенные эмоции и как они выражаются. Нет, опыт влияет, но развитие происходит в соответствии с заложенной генетической структурой.

Подводя итог, можно сказать, что роль генов состоит в том, что они обес­печивают принадлежность всех нас к единому человеческому роду и в то же время создают между нами индивидуальные различия.

Date: 2015-05-09; view: 764; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию