Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетический аспект природопользования и его значение





Творение Божие, мир, окружающий нас, не только мудро устроенный, отлаженный и таинственно управляемый механизм, но и прекрасное, радующее красотой создание. Красота – неотъемлемое качество Божьего творения. “Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася” (Пс. 92.1). В пс. 103.1 ”Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси”. Здесь мы читаем о том, что Бог окружен любящими Его тварями, ангелами, душами святых, допущенными к Богообщению людьми на земле. О них говорится, что ”близки к Богу”. Это окружение непрестанно славит Бога и молитва – исповедание окружает Его. Также Его окружает и красота всего тварного. Православные христиане во все века исполняли завет об украшении Земли. В тринадцатом веке безвестный писатель Владимирской Руси своё ”Слово о погибели Русской земли…” начинает словами: «О светло светлая и красно украшена земля Русская!». Красота помогает любить. Человек так устроен, что ему легче любить красивое. Но высшая любовь распространяется и на объекты лишенные внешней красоты. Итак, созданная Богом биосфера устроена премудро и прекрасно. Соединить функциональное совершенство какого-либо человеческого изделия с прекрасным его видом может только большой опытный мастер или слаженная группа мастеров. Такое совершенство мы видим в памятниках архитектуры, в изделиях народных ремесленников. Украшение выполняли не по остаточному принципу, а обязательно, продумано. Так существовал в умах правителей и строителей генеральный план Москвы. В центре Кремль с «Иваном Великим». Радиальные улицы по дорогам к крупным городам. Кольцевые валы и улицы по ним. Наивысшая красота в богослужении: самые высокие здания – колокольни и соборы (Новгород, Псков), самые расписные интерьеры в храмах, самые красивые голоса – диаконы, самые лучшие художники – иконописцы. В крестьянском быту украшены были инструменты и упряж, фасады домов и ворота. С общинных работ, сенокосов и подобных возвращались с песней. Это давало хорошее настроение, снимало усталость. К работе относились, как к послушанию перед Богом. Работать надо было красиво.



62. Объект, изучаемый экологией культуры, её цели и методы.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Новая теория им была блестяще использована в борьбе с природопреобразующим проектом переброски северных рек в Каспийское море, которую русская интеллигенция провела против партийной бюрократии в 1982-1986 г.г. и выиграла большим напряжением сил. Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Всякая наука имеет три отличительные особенности: объект, метод и цель – выделяющие ее из среды других наук. Объектом экологии культуры является культура в целом, во всех ее проявлениях. Верование, мысль, слово, дух или религия, наука, поэзия, музыка, а также мастерство в самом широком смысле слова – вот объекты экологии культуры. Под мастерством здесь надо понимать зодчество, систему земледелия, скотоводства, охоты и рыболовства, систему воспитания и обучения детей, обряды жизненного уклада. Все эти явления составляют многоуровневую мегасистему тесно взаимосвязанную и, что более ново, выстроенную народом на материальной среде его Родины. Отсюда понятна ностальгия культурного человека, хранящего в себе культуру, но оторванного от родной земли. Не случайна глава экология культуры появилась в книге ”Земля родная”. Метод экологии культуры – экологический. Д.С. Лихачев обозначал для нас единство культуры и предложил применить к культурному пространству экологический метод системного анализа многоуровневой мегасистемы, разработанный в экологии на протяжении полутора сотен лет для объектов биосферы. Цель экологии культуры Д.С. Лихачев, показал на примере борьбы за сохранение культуры и природы севера, борьбы против включения Соловков в гигантскую стройку гидросооружений, борьбы против затопления долины р. Онеги с ее памятниками археологии и архитектуры, с сёлами, хранящими остатки народных верований, обычаев, обрядов, которые должны были потонуть в море нахлынувшей на север толпы строителей с Кавказа и Средней Азии. Цель экологии культуры аналогична цели экологии. Если экология служит теоретической базой многих наук об охране и рациональном использовании обществом природной среды, ее разнообразных ресурсов, включая красоту, то экология культуры является теоретической основой сохранения культуры во всем культурном пространстве, включая памятники архитектуры и культурные ландшафты.

Основные понятия экологии культуры.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Культурное пространство также характеризуется пространственно-временными координатами, то есть временем и областью на земле, где данная культура развивается и существует или существовала на родной ”почве”. Кроме того, имеется множество координат, характеризующих состояние носителей культуры. Здесь необходимо подчеркнуть, что носителями ее является не только население, но и биотопы и биоценозы. Ю.А. Веденин (1997) ввел понятие “культурный ландшафт”. Культурный ландшафт – это целостный и взаимосвязанный комплекс вещества, энергии и информации, сформировавшийся при взаимодействии человека и природы при доминирующей роли интеллектуально-духовной деятельности человека. Население, его численность, занятость, возрастной и национальный состав и другие социальные признаки также являются осями многомерного культурного пространства. Культурное пространство – это область, где может находиться только одна культура. По некоторым осям области культур могут пересекаться. Например, на территории многонационального государства, как в Турции, наряду с турецкой мусульманской культурой существует христианская греческая. Они совпадают по площади распространения культуры, но носители их разные. В связи с этим примером, что оси законодательного и экономического устроения общества – существенные оси в культурном пространстве. Итак, культура во всем своем многообразии существует в пространстве признаков. Она привязана к месту и народу, как носителям культуры. Отсюда следует, что культура может быть только национальной, привязанной к национальной территрии. Мировая культура человечества есть совокупность мировых культур. Создание сплава культур в виде единой культуры, в которой смешаны черты культур разных народов дело бесперспективное. Если не удалось создать общий язык эсперанто, то создание общей культуры следует считать делом совершенно бесперспективным. В экологии культуры по аналогии с экологией в качестве косной части в гиперсистеме Культура работает материальная природная и антропогенная среда человека, включающая неживую и живую природу, сооружения, инструменты и другие изделия, короче, всё кроме общества, что окружает людей и влияет на их психику. Продуцентами являются народные массы, которые работают в этой среде, создают материальные объекты культуры. К ним относятся, как здания, так и хлеб, так как изготовление хлеба от поля до стола есть культурный процесс. Народные массы на протяжении веков создают также музыкальные, изобразительные, языковые, воинские и другие основы национальной культуры. В культуре роль консументов выполняет интеллектуальная часть общества – творческая интеллигенция, к которой необходимо относить не только артистов и художников, но также ученых и всех других членов общества, обязанных творчески выполнять свою работу, например, военных и политиков. Этот слой народа на основах национальной культуры надстраивает высший её ярус, создаёт произведения, определяющие лицо национальной культуры.



 








Date: 2015-05-09; view: 302; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию