Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8 лыжная подготовка в школе





8.1. Организация уроков по лыжной подготовке

Эффективность учебной работы по лыжной подготовке в школе во

многом зависит от правильной организации уроков и предварительной

подготовки к ним.

Предварительная подготовка к урокам начинается задолго до начала

их проведения (обычно с первых дней учебного года) и включает в себя

следующие мероприятия: подготовка материальной базы, разъяснительная

работа с родителями и учащимися, разработка и оформление учебной

документации, выбор и подготовка мост занятий, индивидуальная

подготовка учителя.

Подготовка материальной базы включает в себя: оборудование

лыжехранилища (кладовой) и ремонт старого и приобретение нового

лыжного инвентаря. Качество лыжного инвентаря, правильное его хранение,

быстрая выдача на урок и прием после урока во многом определяют четкую

организацию и эффективность уроков лыжной подготовки в целом,

В каждой школе должно быть выделено помещение (лыжехранилища,

лыжная база, кладовая) для хранения лыжного инвентаря. Такое помещение

должно быть оборудовано стеллажами для установки лыж. Можно

использовать различные типы стеллажей и способы закрепления в них лыж.

Главное - чтобы они занимали мало места, были вместительными и

удобными для быстрой выдачи и постановки (закрепления) обратно после

уроков. Стеллажи должны соответствовать размерам лыж и быть

пронумерованы.

Кроме этого, до начала уроков лыжной подготовки необходимо

пополнить школьный инвентарь новыми лыжами, ботинками и палками.

Для продуктивного учебного процесса средняя школа должна иметь 100-

150 пар лыж различного размера от 105 до 165 см, а старшеклассники уже

пользуются лыжами больших размеров (180-210 см).

Очень важное значение для изучения техники передвижения на лыжах

имеет соответствие лыж и палок росту учащихся, особенно освоении

спусков, торможений и поворотов. Передвижение на лыжах с палками, не

соответствующими росту школьника, весьма затрудняет обучение лыжным

ходам: нарушается посадка, сталкивание и даже вся структура хода. Каждый

школьник подбирает лыжи простейшим способом: вытянув руку вверх, он

должен доставать до носков лыж.

Места занятий должны быть максимально приближены к школе и

защищены от ветра, что резко сократит время на переходы и позволит более

продуктивно использовать его для учебной работы. Это особенно важно в

младших классах. В сельской школе этот вопрос решается просто: занятия

обычно проходят рядом со школой. Уроки в городской школе проводятся в

парках, скверах, на близлежащих стадионах и спортивных площадках, в

младших классах - обычно на пришкольном участке. С выпадением снега

учебные лыжни и склоны постоянно укатываются, прокладываются

необходимые лыжни для работы школьной секции, а в январе, после каникул,

на этих кругах проходят и уроки лыжной подготовки.

Подготовка учебной документации осуществляется учителем поэтапно.

До начала учебного года составляются документы тематического

планирования, график распределения учебного материала на год по

четвертям, в том числе и по лыжной подготовке. До начала подготовки

составляется учебная документация на третью четверть. Учитель на

основании программы составляет рабочий план по лыжной подготовке. При

распределении материала по урокам необходимо обеспечить

преемственность между отдельными занятиями так, чтобы создать единую

систему уроков по изучению отдельных способов передвижения на лыжах.

В каждом уроке предусматривается изучение или совершенствование

ходов, а также горнолыжной техники и развитие физических качеств. Здесь

же планируется и сообщение теоретических сведений. Затем определяются

конкретные задачи на каждый урок; на основании четвертного плана

составляются планы-конспекты уроков. Сложность поставленных задач

определяется уровнем подготовленности учащихся: при сознательном и

активном отношении к обучению они должны решить поставленные на

уроке задачи. Доступность и в то же время достаточная сложность в

овладении материалом стимулируют желание школьников к

дальнейшему овладению техникой способов передвижения на лыжах.

В конспекте урока необходимо определить наиболее рациональную

последовательность в решении поставленных задач. После этого

подбираются средства и методы обучения и развития физических качеств.

Планирование всегда должно быть конкретным, с учетом данного

контингента учащихся, их подготовленности и состояния здоровья, а также

наличия и отдаленности мест занятий, оборудования, инвентаря и

климатических условий.

Подготовка конспекта начинается с разработки основной части урока,

где, помимо средств и методов обучения и тренировки, необходимо указать

примерную дозировку упражнений (во времени передвижения или

количества повторений). Планируя нагрузку, учитель должен

ориентироваться на учащихся средней подготовленности: в случае

необходимости в ходе урока можно внести соответствующие изменения с

учетом индивидуальной переносимости нагрузки и нарастания утомления.

В конспекте предусматриваются методы организации учащихся при

выполнении различных упражнений при обучении, повторении материала и

развитии физических качеств, при передвижений по учебным или учебно-

тренировочным лыжням, при занятиях на склонах и т.д. Вслед за основной

разрабатываются вводно-подготовительная и заключительная части урока.

После этого планируются домашние задания. При проведении урока могут

выявляться различные ошибки, которые допускают ученики при освоении

техники ходов; это необходимо учесть и внести соответствующие

коррективы и дополнения в домашние задания. Домашние задания могут

включать упражнения на развитие физических качеств и на

совершенствование техники способов передвижения.

Индивидуальная подготовка учителя состоит из нескольким разделов:

повышение уровня теоретических знаний и совершенствование

методических навыков, а также повышение физической работоспособности.

Учитель должен систематически пополнят свои знания, знакомясь с новой

литературой по лыжному спорту. Это позволит ему вносить изменения в

планирование урока по лыжной подготовке, в методику обучения и развития

физических качеств с учетом новых рекомендаций.

Постоянное пополнение знаний будет способствовать повышению

эффективности обучения и тренировки как во время уроков, так и во

внеклассной работе. Творческий подход учителя к урокам на основе новых

знаний, введение новых упражнений и методических приемов в обучение

будут положительно влиять на повышение интереса школьников к урокам

лыжной подготовки и к занятиям лыжным спортом, повысят их активность

и сознательность.

8.2. Лыжная подготовка в школьной программе

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка

введена как обязательный раздел с I по XI классы. Уроки по лыжной

подготовке проводятся в школе в третьей четверти, после зимних каникул, в

объеме 16 ч в каждом классе. Программой предусмотрено: овладение

учащимися умениями и навыками в основных способах передвижения на

лыжах, навыками самостоятельных занятий; сообщение теоретических

сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных

физических и морально-волевых качеств.

Система уроков по лыжной подготовке в школе должна иметь

инструкторскую направленность с тем, чтобы учащиеся старших классов

стали активными помощниками учителя в организации внеклассной,

спортивно-массовой и оздоровительной работы по лыжам со школьниками

младших классов. Кроме этого, программой предусматривается обязательное

выполнение учащимися домашних заданий, что особенно важно в старших

классах, где проводятся сдвоенные уроки по лыжной подготовке. Сдвоенный

урок в неделю не обеспечивает непрерывность занятий на лыжах и не

способствует должным образом закреплению изученного материала и

поддержанию необходимого темпа в повышении уровня развития

физических качеств.

Вместе с тем программой выдвигаются очень важные требования к

проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам

лыжной подготовки, учитывая особые условия их организации и проведения.

Эти требования сводятся к следующему:

1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. С

этой целью на уроках лыжной подготовки очень важно до минимума

сократить время на выдачу и прием инвентаря и на переходы к местам

занятий и обратно. Кроме того, необходимо сократить до оптимальной

величины время, отводимое на показ и объяснение (это диктуется еще и

условиями проведения урока лыжной подготовки при низких температурах).

2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом

65способствует повышению его качества. Это достигается чередованием

упражнений на учебном кругу и на склоне, разнообразным рельефом

местности, включением игр и игровых занятий, элементом соревнования и

т.д.

3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по

объему и интенсивности нагрузку на уроке лыжной подготовки в

соответствии с полом, возрастом и подготовленностью школьников.

Все эти требования реализуются на основе образовательной

воспитательной, инструктивной и оздоровительной направленности, что

обеспечивается всей системой уроков, домашних заданий; по лыжной

подготовке. Программой предусмотрено увеличение прикладной

направленности уроков лыжной подготовки в старших классах.

Вполне естественно, что программа по лыжной подготовке постоянно

совершенствуется. В соответствии с современными требованиями, ростом

подготовленности школьников в программу вносятся необходимые

изменения и уточнения: исключаются способы передвижения, не имеющие

большого значения в лыжном спорте, туризме и т.д.: вводятся новые

элементы; уточняются нагрузки, учебные нормативы и др.

От класса к классу учебные нормативы повышают требования к

физической подготовленности учащихся за счет удлинения, дистанций и

сокращения времени их прохождения. Во II-V классах дистанция для

девочек и мальчиков 1 км, в VI-VIII классах - 2 км, в VIII-IХ классах - 3 км, в

X - XI классах длина дистанции дифференцируется не только по возрасту, но

и полу учащихся: у девочек - 3 км, у мальчиков - 5 км. Вместе с тем

программой допускается и прохождение дистанции без учета времени, в этом

случае длина дистанции увеличивается (в зависимости от класса) примерно

вдвое. Такие гибкие требования в выполнении учебных нормативов по

времени и без учета времени позволяют дифференцированно подходить к

учащемуся.

Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование

школьных программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на

основных закономерностях обучения передвижению на лыжах: из этого

вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке,

но и последовательность изучения всех способов передвижения па лыжах от

I до XI класса.

Так, в начальных классах помимо умений в обращении с лыжным

инвентарем учащиеся должны в первую очередь овладеть ступающим

шагом, скользящим шагом, попеременным двухшажным ходом.

На склоне в этих классах (I-IV) изучаются способы спусков,

торможений и подъемов. Все это создает прочную основу для дальнейшего

обучения и совершенствования лыжных ходов и элементов горнолыжной

техники в V-VШ классах, где объем учебного материала наиболее велик.

66Здесь изучаются одновременные ходы, четырехшажный ход, различные

способы спусков, подъемов, поворотов в движении и преодолении

неровностей. Продолжается совершенствование попеременного

двухшажного хода и других способов передвижения.

В старших классах (IХ-ХI) объем нового ученного материала невелик:

это переходы с хода на ход (с попеременного на одновременные и

наоборот), преодоление препятствий, неровностей.

Программой предусматривается тесная связь уроков по лыжной

подготовке с внеклассной работой по лыжам. Оздоровительные и

спортивно-массовые мероприятия на лыжах должны включаться в

ежемесячные дни здоровья и физкультурные праздники. Главная задача

таких мероприятий - пропаганда занятий на лыжах, приобщение к

различным видам занятий на лыжах возможно большего числа учащихся.

Особое внимание в программе обращается на привитие навыков

самостоятельных занятий и инструкторскую направленность уроков. Это

позволит не только успешно выполнять домашние задания, но и привлекать к

занятиям лыжным спортом широкий круг учащихся. Вместе с тем

программа требует вооружать школьников теоретическими знаниями по

основам занятий физической культурой, а также специальными сведениями

по лыжной подготовке к лыжному спорту.

Программой предусмотрены и критерии оценки по разделу лыжной

подготовки. Она складывается из оценки уровня овладения техникой

способов передвижения на лыжах, теоретических знаний, умения

самостоятельно выполнять домашние задания и выполнения учебных

нормативов.

 

Date: 2015-05-08; view: 1179; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию