Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы 14-16. Индуктивные и традуктивные умозаключения, их применение(лекция) – 2 ч., (практическая работа) – 4 ч.
План: 1. Индукция и ее виды. 2. Индуктивные методы установления причинных связей. 3. Умозаключения по аналогии.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Что означает понятие «индукция»? 2. В чем отличие дедуктивного вывода от индуктивного? 3. Какой результат получается в умозаключении по полной индукции? 4. В чем отличие неполной индукции от полной? 5. Охарактеризуйте популярную индукцию и приведите ее схему? 6. Что значит поспешное обобщение? 7. Что значит ошибка: «после этого, значит по причине этого»? 8. Как избежать ошибок в индуктивном выводе? 9. Каковы методы научной индукции? 10. Каковы условия состоятельности выводов по аналогии? 11. Где на практике используются индуктивные умозаключения и рассуждения по аналогии?
Задания для самостоятельной работы: 1. Определите вид индуктивного умозаключения, найдите посылки и заключение, установите правильность вывода: - В качестве свидетелей по делу Х были два его соседа, сослуживец и его шофер. В понедельник были допрошены его соседи, а во вторник - его сослуживец и шофер. Следовательно, все свидетели по делу Х допрошены. - Крестьянская война 874-901 гг. в Китае потерпела поражение. Крестьянская война 1524-1526 гг. в Германии потерпела поражение. Также потерпели поражение крестьянская война в России в ХVII в., и под предводительством Е.Пугачева в 1773-1775 гг. Следовательно, все крестьянские войны потерпели поражение. - Лабораторные пробы воды позволяют заключить, что питьевая вода в Мурманске - чистая. 2. По полной или неполной индукции получены следующие заключения: - Ласточки перед дождем летают низко. - Весна в этом году - холодная. - Всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту. - Никто не может мне помочь. - Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. - Ни один из детей Х не ходит в эту школу. - Ломит старая рана, значит, к ненастью. - Ни у одного из студентов ФИиСН не обнаружен дифтерит. 3. Определите, представлено ли в данном случае умозаключение по аналогии, и если да, то определите ее вид: - Ясно, что если масштаб одной карты в два раза больше, чем другой, то и расстояние, измеренное между одними и теме же населенными пунктами, на различных картах будет выражено различными величинами, отличающимися также в два раза. - Патрульная группа милиции получила информацию о совершенном преступлении и приметы двух человек, участвовавших в нем. Через несколько минут старший группы принял решение задержать человека, который был примерно одного роста с преступниками, был так же, как и один из них, одет в светло-серую куртку типа «Аляска», на нем, как и указывалось в приметах, была рыжая ондатровая шапка. - «Человек назван древним малым миром, и нет спора, что название это уместно, ибо как человек составлен из земли, воды, воздуха и огня, так и тело земли. Если в человеке есть кости, служащие ему опорой, и покровы из мяса, в мире есть скалы – опоры земли; Если в человеке есть кровяное озеро, – там, где легкое растет и убывает при дыхании, – у тела есть свой океан, который также растет и убывает каждые 6 часов при дыхании мира; Если от названного кровяного берут начало жилы, которые ветвясь, расходятся по человеческому телу, то точно также и океан наполняет тело земли бесконечными водными жилами» (Леонардо да Винчи). - «Как у глаза есть веко, так и у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия. И оба чем более берегут себя, тем менее видят – зажмуриваются» (Л.Н.Толстой).
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 5, С. 175-207. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 10, С. 247-288.
Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997. 6. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001. 7. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 8. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005. Темы 17-18. Законы логики (лекция) – 2 ч., (практическая работа) – 2 ч.
План: 1. Закон тождества. 2. Закон непротиворечия. 3. Закон исключенного третьего. 4. Закон достаточного основания.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Что называется законом мышления? 2. В чем содержательный смысл законов логики? 3. Каковы области практического применения законов логики и их роль в процессах познания?
Задания для самостоятельной работы: 1. Укажите, какие законы логики нарушены в следующих выражениях и как называются эти ошибки: - Взрослые говорят детям: «Не пейте холодную воду!» - А сами пьют. - Из обвинительной речи на суде: «Я понимаю, подсудимому деньги нужны были до зарезу... Однако ж не до зарезу тётки!» - «Почему Вы утверждаете, что Земля - центр Вселенной?» - «Потому, что каждое утро Солнце «встаёт» на востоке и движется на запад, и так миллионы лет, а Земля «стоит» на месте. Это - очевидно». - «Я хотел бы все-таки знать, финансируется эта тема или нет?» - «Бросьте, давайте лучше поговорим о следующей». 2. Какие законы правильного мышления выражены в следующих пословицах и поговорках: - Ему по Ивана, а он про Степана; - Мало аттестат взять, надо его оправдать; - Ты ему ложки, а он тебе – плошки; - Ехал к Фоме, а заехал к куме. 3. Совместимы ли с законом непротиворечия следующие понятия: - Круглый квадрат; - Город на Марсе; - Понятие, лишенное содержания; - Помидоры, весом в тонну; - Вечный двигатель; - Тупое острие; - Живой труп; - Понятие с пустым объемом.
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 4, 120-137. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 7, С. 156-181.
Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. 3. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. -М.: ГА ВС, 1992. 4. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 5. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 6. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997. 7. Меськов В.С., Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Шрамко Я.В. Логика: наука и искусство. - М.: Высшая школа, 1993. 8. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001. 9. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 10. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.: Просвещение, 1991. 11. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005. 12. Сопер П. Основы искусства речи. - М.: Прогресс-Академия, 1992. 13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1990. Тема 19. Доказательство как логическая процедура (лекция) – 2 ч.
План: 1. Логическая структура доказательства. 2. Правила доказательства.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Что называется аргументацией? 2. Из каких логических элементов состоит доказательство? 3. Какие виды аргументов используются при доказательстве?
Задания для самостоятельной работы: 1. Определите тезис, аргументы и правильность следующих доказательств: - Скажите, почему вы остановились на единственной версии — «месть»? - спросил вдруг Колесников. А других и быть не могло, драки не было, грабежа не было и ревности не было (Ланской М. «Происшествие») - Подтверждением виновности Х является его поведение, в частности, то, что он покраснел, когда его расспрашивали о содеянном, и у него дрожали руки. - Почему ты так уверен, что у тебя здоровое сердце? Потому что ни мои родители, ни мои родственники не жалуются на сердце. - При всех признаках расстройства здоровья необходимо обращаться к врачу. Частые боли в желудке - признак расстройства здоровья; поэтому следует обратиться к врачу. - Если иностранный самолет вторгается в наши воздушное пространство и не подчиняется нашим указаниям, то это служит достаточным основанием для пресечения его полета силой оружия. - Все члены оппозиции нападают на меня, и он нападает на меня, значит, он из оппозиции. - В обстановке мировой войны 1914-1918 гг. победил рабочий класс в России. В условиях мировой войны 1939-1945 гг. победил рабочий класс в ряде стран Западной Европы; требуется новая мировая война, чтобы мог победить рабочий класс в ряде других стран. - Так как атеисты являются материалистами, они отвергают духовные ценности. - Факты не оставляют сомнения в том, что обстановка в стране является такой, какой она в действительности сложилась. - Команде засчитали поражение, потому что она проиграла. 2. Проанализируйте следующие рассуждения: - «Филохор утверждает, будто корабль его (Протагора) потонул, когда он плыл в Сицилию, и на это намекает Еврипид в своем «Иксионе». Другие говорят, что умер он во время странствия, почти девяноста лет от роду (впрочем, Аполлодор пишет, что ему было семьдесят, что с учением он выступал сорок лет и что расцвет его приходился на 84-ю олимпиаду)». - «Опубликованное во вчерашних выпусках газет заявление X об отказе выдвижения своей кандидатуры на пост президента доказывает ошибочность заявленной накануне в средствах массовой информации противоположной версии и опровергает её». 3. Раскройте логический смысл знаменитого парадокса «Протагор и Еватл»: Согласно свидетельству Диогена Лаэртского, мудрый Протагор (ок. 490 - ок. 420 до н.э.) «первым заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом, и сам первый стал пользоваться в спорах доводами. Одно сочинение он начал так: «Человек есть мера всем вещам - существованию существующих и несуществованию несуществующих». «Он первый стал брать за уроки плату в сто мин... он же первый ввел в употребление и сократический способ беседы... и первый указал, как можно оспорить любое положение». У Протагора был ученик Еватл. Они условились, что Протагор обучит его искусству речи, а Еватл заплатит за обучение, когда выиграет своё первое дело в суде. Однако, закончив обучение, Еватл судебные дела вести не стал и денег не заплатил. Тогда Протагор подал на бывшего ученика в суд и спокойно думал: «Я в любом случае получу обещанное. Если я выиграю дело, то получу деньги по решению суда. А если проиграю, то это будет первое дело, которое выиграет Еватл и он заплатит по условию договора». Еватл шел в суд не менее спокойный и уверенный в том, что он не будет платить денег учителю. Он рассуждал так: «Если я выиграю дело, то не буду платить по решению суда. Ведь суд меня оправдал. А если проиграю, то не буду платить по условию договора. Это мой первый судебный процесс, и если я его проиграл, значит Протагор меня ничему не научил, и я ему ничего не должен». Таким образом, истинными оказываются два противоречивых суждения об одном и том же. 4. О чем идет речь в следующем замечании: «Вступая в диалог, диспут с утверждением, нужно уже думать об аргументах»? 5. Определите тезис, аргументы и демонстрацию в следующем стихотворении М.В. Ломоносова: Случились вместе два Астрóнома в пиру И спорили весьма между собой в жару. Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит; Другой, что Солнце все с собой планеты водит: Один Коперник был, другой слыл Птоломей. Тут повар спор решил усмешкою своей. Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь? Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?» Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 6, С. 208-215. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 9, С. 213-224, 232-235.
Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. 3. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. -М.: ГА ВС, 1992. 4. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 5. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 6. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997. 7. Меськов В.С., Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Шрамко Я.В. Логика: наука и искусство. - М.: Высшая школа, 1993. 8. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001. 9. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 10. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.: Просвещение, 1991. 11. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005. 12. Сопер П. Основы искусства речи. - М.: Прогресс-Академия, 1992. 13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1990.
|