Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ отношений только в сфере обмена





Тема 1.1 Зарождение и развитие экономической науки

 

Жизнь человеческого общества чрезвычайно многогранна и разнообразна. Ее изучают разные науки, среди которых, прежде всего, выделяют:

- естественные – науки о законах развития природы (геология, биология, физика, химия);

- общественные – науки о законах развития общества (философия, история, юридические науки и политэкономия).

Следовательно, политическая экономия – это наука об обществе. Она изучает наиболее важную сферу жизнедеятельности людей – экономику, которая является материальной основой общества. Ее функцией является познание и систематизация объективных знаний о законах и закономерностях развития реальной экономической деятельности.

 

Многие экономические истины стали известны людям еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют интересные и весьма поучительные экономические заповеди, содержащиеся в Библии. Так, между сыновьями Адама Авелем и Каином существовало разделение труда, один из них был скотоводом, а другой – землепашцем. Жертвоприношения богу, приносимые Авелем и Каином, представляют зародыш налогообложения.

Источниками экономической мысли считают также папирусы Древнего Египта, законы древневавилонского царя Хаммурапи, древнеиндийские «Законы Ману».

Однако вышеизложенные источники не содержали обобщения практики. Поэтому отсчет развития экономической мысли, как правило, начинают с античной экономической мысли. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первыми предприняли попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества.

Ксенофонт своими работами «О доходах», «Экономика» дал старт научной экономике. В его исследованиях экономика делится на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда. Исследуя организацию хозяйства в поместье рабовладельца, он вводит в обращение термин «экономия» (в переводе с греческого «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон) и означает «искусство» ведения домашнего хозяйства, «управление хозяйством».

Аристотель в своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления абстрактно, то есть с целью обнаружения в них общих закономерностей. Аристотеля с полным правом относят к числу основателей экономической науки и именуют первым ученым-экономистом. Его «Политика» (трактат об устройстве государства) и «Экономика» (учение о хозяйстве) Ксенофонта послужили этимологическими корнями названия будущей науки - политической экономии.

В эпоху феодализма наиболее сильное влияние на экономические воззрения оказывала религия. Ее воздействие на экономическую мысль пролегает прежде всего через Библию, Евангелие, Талмуд, Коран и другие священные книги иных вероучений. Отдельные экономические понятия нашли отражения в церковных уставах и городском праве.

 

В XV-ХVII веках определяющим направлением экономической мысли стал меркантилизм, представители которого сделали первые попытки систематического осмысления экономических явлений зарождающегося капитализма и обоснования экономической политики государства. Меркантилизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец) стал первой в мире теоретической школой политической экономии. Это учение представлено работами англичан В. Стаффорда (1554-1612), Томаса Мена (1571-1641), француза А.Монкретьена (1575-1622), итальянцев Г. Скаруффи (1519-1584), А. Джованези (1712-1769) и некоторых других экономистов.

Антуан де Монкретьен ввел впервые в научный оборот термин «политическая экономия» (в переводе с греческого «политика» - искусство управлять государством), то есть наука государственного управления экономикой. В 1615 году он опубликовал сочинение «Трактат политической экономии», которое дало название целой науке.

Меркантилизм был значительным прорывом в культурной традиции феодально-раздробленной Европы и явился экономико-теоретическим обоснованием процесса создания и функционирования национальных государств на принципах политического абсолютизма. В соответствии с этими процессами люди, проживающие на территории того или иного государства, стали рассматриваться как единый общественный организм (нация, народ). Народы конкурируют друг с другом, вступая в хозяйственные отношения и, прежде всего в торговые отношения. Одна нация продавала другой те товары, которые были у нее в избытке, приобретая те товары, которых ей не доставало. Деньги того времени, это, прежде всего, благородные металлы, и именно в них осуществлялась оценка стоимости товаров, и проводились расчеты по торговым операциям.

Суть учения:

Представители меркантилизма основной формой богатства считали золото и серебро, а накопление этого богатства, по их мнению, осуществляется в результате внешней торговли. – богатеет то государство, которое ввозит много золота и не допускает его вывоза. ----вывод: государство должно поощрять мануфактуры, расширять производство товаров, развивать торговлю, ограничить таможенными барьерами ввоз товаров, за которые нужно платить золотом.

Недостатки учения:

- поверхностное освещение экономических явлений;

анализ отношений только в сфере обмена.

В целом меркантилизм был прогрессивной экономической теорией. Он впервые высветил основную цель развития капиталистического способа производства. Многие понятия и принципы этой школы успешно пережили свое время и широко применяются в современной теории и практике.

В конце XVI - в начале XVII веков идеи меркантилизма, отражающие интересы торговой буржуазии, стали противоречить интересам промышленной буржуазии. А в XVIII веке логически завершенный меркантилизм стал тормозом экономического развития.

 

Классическое направление политической экономии зародилось в XVII веке и расцвело XVIII и начале XIX века. Первым представителем и прародителем классической школы следует считать Уильяма Петти (1623-1687),которого К. Маркс назвал «отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики». Петти принадлежат научные разработки в области налогообложения, таможенных пошлин. Источником экономического богатства он считал сферу производства, что сближает его с авторами трудовой теории стоимости.

 

В середине XVIII века возникает учение физиократов.Термин «физиократизм» (власть природы) был введен в оборот А. Смитом. Теория физиократизма развивалась в Германии, Польше, Швеции и других странах, но только во Франции существовала в виде теоретической школы. Основателем физиократического учения был Франсуа Кенэ (1694-1774), а наиболее крупными представителями – В. Мирабо (1715-1789),Д. Неймур (1739-1817)иЖан (Антуан) Тюрго (1727-1781).

Физиократы впервые источником общественного богатства, назвали не сферу обращения (в отличие от меркантилистов), а сферу сельскохозяйственного производства, природу, что определяется «естественным» законом, установленным Богом. Они ввели в научный оборот категорию «чистый продукт», который рассматривали как разницу между продукцией, произведенной в сельском хозяйстве и затратами для ее производства в течение года. Единственным «производительным классом» в обществе, Кенэ считал класс земледельцев. Он утверждал, что среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие.

Ж. Тюрго в своем главном произведении «Размышления о создании и распределении богатств» (1776) выдвинул ряд новых для физиократической школы положений. Так, он считал, что чистый продукт создается не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности; что внутри каждого класса существует дифференциация (бесплодный класс делится на класс предпринимателей и наемных работников). Тюрго закладывает научную основу анализа заработной платы наемных работников, сводя ее к минимуму средств существования в результате конкуренции между лицами наемных профессий на рынке труда. Им был сформулирован «закон уменьшения земельного продукта», который в современной экономической теории трактуется в виде закона убывающей производительности.

Суть учения физиократов:

- источник богатства нации – это не деньги, не золото, а товары – продукты труда;

- продукт труда создается производительным трудом,

а значит источник богатства - производительный труд;

Date: 2015-06-07; view: 470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию