Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
б) Факторы внешней среды ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Внешняя среда влияет на форму планирования через две группы факторов: прямого и косвенного воздействия. Группа факторов прямого воздействия включает факторы, оказывающие непосредственное влияние в форме различных условий и ограничений на принимаемые плановые решения. Субъектами такого влияния могут быть поставщики и потребители, конкуренты, общественные организации, федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления и т.п. В группу косвенного воздействия входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение, но могут сказаться на реализации решения через опосредованное воздействие на интересы участников процесса реализации и изменения ее условий и т.п. Например, для фирмы к таким факторам можно отнести состояние экономики в стране, международные события, политические факторы, научно-технический прогресс, социально-культурные факторы и т.п. Фактором, оказывающим наиболее сильное влияние, является экономическая политика государства. Государство в лице соответствующих законодательных, исполнительных и судебных органов регламентирует производственную, хозяйственную, социальную и иные виды деятельности субъектов хозяйствования всех, форм собственности. Объектами государственного воздействия могут быть: ¨ права собственности; ¨ взаимоотношения между производителями и потребителями, работодателями и наемными работниками; ¨ защита конкуренции и борьба с монополизмом; ¨ финансы, кредит, налоги; ¨ ценообразование; ¨ использование экономического потенциала; ¨ внешнеэкономическая деятельность; ¨ научно-техническая политика и т.п. Состояние экономики также определяет стратегию субъектов хозяйствования, поскольку влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги, на возможность получения инвестиций, субсидий, налоговых льгот, кредитов. Число факторов, на которые субъекты хозяйствования обязаны реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора составляют сложность внешней среды, которая может иметь различную динамику изменения. Особенно интенсивные изменения во внешней среде происходят во время экономических и политических реформ, что имеет место в нашей действительности. Подвижность среды — это скорость происходящих изменений в окружении хозяйствующего субъекта. Для различных субъектов эти изменения могут быть различной интенсивности. Например, для предприятий электронной, фармацевтической и химической промышленности внешняя среда изменяется более быстрыми темпами, чем для кондитерской промышленности или предприятий по производству запасных частей к автомобилям. Среди факторов данной группы наибольшее влияние на выбор формы планирования оказывают господствующие в государстве формы собственности. Негосударственные формы собственности, такие как акционерная, коллективная, арендная и т.п., породили специфическую систему органов управления хозяйствующими субъектами и разные формы планирования. Например, акционерная и государственная собственность обусловливают необходимость отчетности, планирования, выплаты дивидендов, необходимого минимального уровня эффективности и т.п., чего нет на частных предприятиях. Характер государственного регулирования экономики накладывает свой отпечаток и на выбор формы планирования. Жесткие формы государственного воздействия, носящие директивный характер, суживают возможности системы внутрифирменного планирования в формировании стратегии своего развития. Индикативное государственное регулирование позволяет хозяйствующим субъектам более активно искать многовариантные пути развития. Например, выполнение государственных заказов накладывает определенный отпечаток на организацию деятельности фирмы вообще и на планирование в частности. Работа по государственным заказам, с одной стороны, способствует стабилизации хозяйственной деятельности, а с другой — требует увязки текущей и перспективной деятельности фирмы, ориентации всей работы на определенного потребителя. в) Факторы, связанные со спецификой самого процесса планирования. В каких бы хозяйствующих субъектах процесс планирования ни осуществлялся, он всегда имеет одну и ту же структуру, должен соответствовать типовым требованиям, что также сказывается на выборе конкретных форм планирования. Например, при выборе формы планирования решающую роль могут играть следующие критерии: а) полнота планирования, предполагающая, что при составлении плана должны быть учтены все события и факторы, имеющие значение для принятия решения. Наличие таких условий позволяет обставить полный план, сопряженный с системой частных планов; б) детализация планирования, означающая необходимость определения с достаточной степенью подробности всех планируемых показателей; в) точность планирования, которая должна быть достаточно высокой для достижения поставленной цели, г) эластичность и гибкость планирования. Данные требования означают возможность плана приспосабливаться к изменению различных условий. В противном случае появляется опасность его отрыва от реальных условий, в которых идет реализация плана. Принцип эластичности плана предполагает: - наличие плановых резервов; - наличие альтернативных вариантов плановых решений, которые могут быть введены в действие в случае необходимости; - наличие и задействование в экстренных случаях аппарата эвентуального планирования; - применение перекрывающегося планирования; - использование отсрочки планирования в ситуациях, когда по истечении определенного времени отсутствует информационная определенность и т.д.; д) экономичность планирования. В соответствии с этим требованием расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым эффектом. Наличие средств у фирмы позволяет ей выбрать адекватные формы планирования, которые характеризуются различным уровнем затрат; е) полезность планирования, означающая улучшение качества принимаемых внутрифирменных решений.
Таким образом, в процессе плановой работы важно сочетать различные методы разработки плановых документов в их взаимоувязке и взаимодополнении. Так, при перспективном планировании большую роль играют программно-целевой подход и применяемые математические методы, при разработке текущих планов преобладающее значение имеют балансовый и нормативный методы планирования. Соотношение между различными методами разработки планов зависит от продолжительности плановых периодов, целей и задач, стоящих перед хозяйствующим субъектом, опыта и квалификации работников, использования разнообразных экономико-математических моделей.
|