Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программно-целевой метод





Программно-целевой метод — это способ формирования системы плановых решений, сущность которого состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития объекта управления, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии самого объекта.

Можно выделить следующие уровни использования программно-целевого метода в планировании:

· макроэкономический (общегосударственный) – программы направлены на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;

· межотраслевой - программы охватывают группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;

· общеотраслевой – программы, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития конкретной отрасли народного хозяйства;

· региональный (муниципальный) – программы, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных регионов (муниципальных образований);

· уровень предприятий и организаций.

Использование программно-целевого метода на макроэкономическом уровне предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя - при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению - из народнохозяйственных целей.

При этом связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступаютпрограммы. Они разрабатываются на весь период, необходимый для достижения поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов реализации. Программы классифицируются по определенным признакам (рис. 15).

Если программа предусматривает для достижения конечных целей все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера, то такая программа называется комплексной.

Целевая комплексная программа — документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

 

 

 
 

 

 


Рис. 15а. Классификация программ, разрабатываемых с помощью

программно-целевого метода

 

 

 

Рис. 15б. Классификация программ, разрабатываемых с помощью

программно-целевого метода

 

 
 

 


Рис. 15в. Классификация программ, разрабатываемых с помощью

программно-целевого метода

 

С помощью федеральных целевых программ решаются следующие задачи национальной экономики:

- обоснование стратегических решений по проблемам развития

экономики;

- концентрация ресурсов, необходимых для решения задач перспективного развития;

- повышения уровня сбалансированности мероприятий по решению поставленных задач;

- согласование деятельности субъектов управления.

Целевые комплексные программы по содержанию подразделяются на следующие виды:

1. Социально-экономические программы направлены на решение проблем социальной защищенности населения, стабилизацию материального и культурного уровня жизни населения, преобразование характера труда, совершенствование образа жизни и др.

2. Научно-технические программы предусматривают решение научных и технических проблем, применение достижений науки и техники в народном хозяйстве.

3. Производственно-экономические программы направлены на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, повышение его эффективности, качественных характеристик, развитие новых видов производства, продукции (услуг) и технологических процессов.

4. Территориальные программы предусматривают комплексное хозяйственное освоение новых или преобразование уже сложившихся регионов страны, в том числе формирование и развитие территориально-производственных комплексов.

5. Экологические программы включают комплекс мероприятий природоохранного и природопреобразующего характера.

6. Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления хозяйственными системами.

По временной продолжительности программы могут быть долгосрочными (разрабатываемыми на период свыше пяти лет), и среднесрочными (продолжительностью до пяти лет).

Целевые комплексные программы, как правило, содержат подпрограммы разного уровня, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть и включает задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач.

Разработка с использованием программно-целевого метода осуществляется в следующей последовательности:

1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется конкретная проблема и определяется для ее решения исходное задание на разработку программы, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2. Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы и детализируются задачи ее реализации по отдельным периодам. Основная цель программы, как правило, конкретизируется и разделяется по составляющим, образуя иерархию, отражающую внутреннюю упорядоченную структуру решаемой проблемы.

3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий устанавливается, исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Осуществляется комплексная оценка затрат ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) на реализацию программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект от их использования. Программы увязываются во времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач.

5. Осуществляется оформление программных документов, согласование и утверждение программы. Задания по выполнению программы, рекомендации доводятся до исполнителей.

Реализация программно-целевого подхода на макроуровне в РФ более подробно рассмотрена в главе III § 3..

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПЛАНИРОВАНИИ

В процессе обоснования, разработки и контроля за ходом реализации плановых документов широко используются математические методы. Математические методы позволяют, используя в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику, повысить научную обоснованность и уровень оптимизации планов.

Современная экономическая теория на макро-, мезо- и микроуровне включает в качестве естественного, необходимого элемента математические модели и методы. Во-первых, выделить и формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов. Это положение имеет принципиальный характер, поскольку изучение любого явления или процесса ввиду определенной степени сложности предполагает высокую степень абстракции. Во-вторых, из четко сформулированных исходных данных и соотношений методами дедукции можно получать выводы, адекватные изучаемому объекту в той же мере, что и сделанные предпосылки. В-третьих, методы математики и статистики позволяют путем индукции получать новые знания об объекте, например, оценивать форму и параметры зависимостей его переменных, в наибольшей степени соответствующие имеющимся наблюдениям. В-четвертых, использование математической терминологии позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.

Развитие макроэкономического планирования в современных условиях связано с последовательным ростом уровня его формализации.

Математическая модель экономического объекта — его гомоморфное отображение в виде совокупности уравнений, неравенств, логических отношений, графиков, объединяющее группы отношений элементов изучаемого объекта в аналогичные отношения элементов модели. Можно назвать модель условным образом объекта, построенного для упрощения исследования последнего. Предполагается, что изучение модели имеет двоякий смысл: с одной стороны, оно дает новые знания об объекте, с другой — позволяет определить наилучшее решение применительно к различным ситуациям.

Математические модели, используемые в экономике, можно подразделить на классы по ряду признаков, относящихся к особенностям моделируемого объекта, цели моделирования и используемого инструментария. Это модели макро- и микроэкономические, теоретические и прикладные, равновесные и оптимизационные, статические и динамические, детерминированные и стохастические.

Макроэкономические модели описывают экономику как единое целое, связывая между собой укрупненные материальные и финансовые показатели, например, валовой национальный продукт, потребление, инвестиции и государственные расходы; занятость и норму безработицы; процентную ставку и количество денег в обращении и др.

Микроэкономические модели описывают либо взаимодействие различных структурных и функциональных составляющих экономики, либо поведение какой-либо отдельной составляющей в рыночной среде. Вследствие разнообразия типов экономических элементов и форм их взаимодействия на рынке микроэкономическое моделирование занимает основную часть экономико-математической теории.

Теоретические модели позволяют изучать общие свойства экономики и ее характерных элементов дедукцией выводов из формальных предпосылок.

Прикладные модели дают возможность оценить параметры функционирования конкретного экономического объекта и сформулировать рекомендации для принятия практических решений. К числу прикладных относятся, например, эконометрические модели, оперирующие числовыми значениями экономических переменных и позволяющие статистически значимо оценивать их на основе имеющихся наблюдений.

Равновесные модели занимают важное место в моделировании рыночной экономики и описывают такие состояния исследуемого объекта, когда результирующая разнообразных ситуаций, стремящихся вывести его из данного состояния, равна нулю.

Нормативный метод в моделировании основан на принципе оптимизации. В теории рыночной экономики оптимизация на микроуровне – это максимизация полезности потребителем или прибыли фирмой, а на макроуровне результатом рационального выбора поведения экономическими субъектами оказывается некоторое состояние равновесия.

В статических моделях описывается состояние экономического объекта в конкретный момент или период времени. При этом обычно фиксируются значения ряда величин, являющихся переменными в динамике, например, капиталообразующих и финансовых инвестиций, издержек производства и обращения, прибыли и цен и т. п.

Динамические модели включают взаимосвязи переменных величин во времени. Они не сводятся к простому суммированию нескольких статических моделей, а описывают различные силы и взаимодействия в экономике, которые определяют в ней ход реальных процессов.

Детерминированные модели предполагают жесткие функциональные связи между переменными величинами модели.

Стохастические модели допускают наличие случайных воздействий на исследуемые показатели и для их описания используют инструментарий теории

ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Важнейшим элементом методологии планирования является логика. Логика планирования - это система представлений о последовательности и обоснованности действий, связанных с разработкой планов, а также этапах проведения плановых расчетов.

Главной идеей логики планирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов. К основным составляющим логики можно отнести следующие компоненты:

- определение и формулирование цели или системы целей планирования;

- анализ исходного уровня развития объекта планирования, т.е. его состояния в прошлом и настоящем, уточнение параметров достигнутого уровня к началу планируемого периода;

- изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом периоде;

- определение ресурсов (объема и структуры) — тех, которые имеются на начало планируемого периода и могут быть созданы в плановом периоде;

- согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых решений.

В планировании при определении целей и путей их достижения, важно обеспечить сбалансированность и пропорциональность развития хозяйствующего субъекта.

Логика планирования базируется на положении об единстве процессов разработки, реализации (включая обеспечение возможности выполнения плана) и контроля за выполнением планов.

Планирование как элемент управления носит информационный характер, который хорошо виден на примере стадий цикла планирования (рис. 16).

 
 

 

 


Рис. 16. Информационный цикл планирования

 

В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.

Реализация требований положения об единстве процессов предполагает как своевременное доведение плановых заданий до исполнителей, так и проверку соответствия решений намечаемым целям и параметрам функционирования хозяйствующего субъекта и его элементам. Данная проверка позволяет:

- выявить ошибки, допущенные в процессе планирования;

- вскрыть неиспользованные ресурсы, возможности и включить их плановый процесс функционирования хозяйствующего субъекта;

- обнаружить диспропорции в планируемом объекте и принять меры по их устранению;

- выявить новые потребности, возникшие в процессе выполнения плановых заданий, и выявить ресурсы для их удовлетворения.

Логика планирования меняется наиболее динамично. Она конкретизирует методологию планирования и служит основой для разработки технологии планирования. Технология планирования — совокупность процедур сбора, обработки и использования планово-экономической информации.

Процесс принятия плановых решений, как правило, сопровождается переработкой больших объемов управленческой информации, связан с решением проблем достоверности и неопределенности информации, необходимостью организации коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений.

Процессы планирования характеризуются сложностью, информативностью, комплексным характером процессов принятия управленческих решений и предполагают системное исследование объекта планирования (рис. 17).

 

 

 


Рис. 17. Схема разработки планового решения проблем развития объекта

 

Процесс планирования состоит из следующих этапов (рис. 18).

Date: 2015-06-06; view: 10653; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию