Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая и художественная ценность Лидского замка





Дата строительства, обновления: 1323—25 гг. / конец XX в

Стиль: готика, романский

Крепость была построена в 1323—1325 гг. князем Гедимином и на протяжении нескольких столетий оставалась мощной цитаделью на западных землях Беларуси.

Многочисленные осады, которые выдерживала крепость, привели к повреждению стен, разрушению башен и полному уничтожению ее застройки внутри.

Крепость заложена на насыпном холме высотой 5—6 м в окружении рва и водоемов. Ее план в виде прямоугольника, близкого к квадрату, имеет площадь около 0,6 га. Толщина стен у основания достигает 2 м при высоте более 12 м. Верхняя часть стен, углы и обрамления проемов облицованы кирпичом, основной массив крепости сложен из крупных камней-валунов.

Две башни, прямоугольные в основании, располагались в углах по диагонали, выдаваясь во двор. Их верхние этажи были приспособлены под жилье. На территории крепости в прошлом находились православная церковь (в 1533 г. перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки. В архитектуре сооружения наряду с готикой встречаются формы романского зодчества, что было обычным для ранних произведений монументального строительства на белорусской земле.

Ныне Лидский замок находится в стадии реставрации. Археологическими раскопками выявлены его внутренняя планировка, фрагменты башен, уточнены многие архитектурно-планировочные, конструктивные и отчасти художественные характеристики, что используется при восстановлении памятника.

2. Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефросиньевского монастыря – шедевр древнебелорусского зодчества, ее архитектурная и культурная ценность.

После завершения Софийского собора монументальное каменное зодчество на территории Беларуси замирает. Возобновляется оно лишь в XII в. со строительства храмов на Полоцкой земле. В 50-х годах XII века полоцким архитектором и монахом Иоанном была возведена каменная Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке – замечательный памятник зодчества, дошедший до наших дней с позднейшими перестройками. Создание Спасо-Преображенской церкви неразрывно связано с именем княжны Предславы (около 1102 — 1173), дочери полоцкого князя Георгия Всеславича, которая в 12-летнем возрасте приняла постриг под именем Евфросиньи. Она была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и внучкой Всеслава Чародея. «Житие преподобной Евфросиньи Полоцкой» рассказывает о многих чудесных событиях, сопровождавших основание монастыря и строительство церкви: Евфросинье трижды являлся ангел, который указал ей место будущего монастыря. Такое же откровение получил и полоцкий епископ Илья, благословивший Евфросинью на создание женской обители. Небесный глас, повелевающий начать строительства храма, слышал во сне архитектор Иоанн. С самого начала своего создания храм оказывается под покровительством небесных сил. Ныне известно 10 зданий полоцкой школы зодчества. Сохранилась только Спасовская церковь. Конструкция церкви имеет ряд интересных особенностей: боковые нефы завершаются полукруглыми апсидами-нишами, спрятанными в толще восточные стены, и поэтому снаружи незаметны. В западной стене церкви располагается лестница на хоры, где находятся два небольших угловых помещения, которые, согласно преданию, служили кельями для преподобной Евфросиньи и её сестры Евпраксии. Вскоре после постройки Спасо-Преображенская церковь была расписана фресками, хорошо сохранившимися до наших дней. Фреска стала основным средством украшения храма. Самые древние находились в Софийском соборе Полоцка. После взрыва во времена Северной войны остались только фрагменты орнаментальной росписи. Лучше сохранились в Спасовской церкви в Полоцке. Большинство изображений написано по византийским канонам (фронтальность изображения, плоскостность, статичность, «греческий» тип лица)..

В 1886 году весь храм был заново расписан масляными красками. Новые росписи лишь приблизительно следовали системе росписей древних. О существовании старых фресок стало известно лишь в 20-х годах ХХ в.

В Спасо-Преображенский храм Ефросинья пожертвовала напрестольный крест.

На склоне лет, предчувствуя кончину, Ефросинья совершила паломничество в Иерусалим. Она скончалась 24 мая 1173 г. В 1187г. султан Саладин завоевал Иерусалим и потребовал от христиан в 50-дневный срок покинуть город. Монахи забрали мощи святой и привезли в Киев. В Киево-Печерской лавре они находились до 1910г, а затем были возвращены в Полоцк. Но в 1922г. по постановлению народного комиссариата юстиции рака с мощами святой была вскрыта и отправлена на атеистическую выставку в Москву, затем в Витебск в краеведческий музей в качестве экспоната. Во время немецкой оккупации верующие перенесли мощи святой в Свято-Покровскую церковь в Витебске, а 23 октября 1943 г. мощи Ефросиньи возвратились в Полоцк.

Но в 1960г. обитель была закрыта. Но к 1990г. монастырь стал восстанавливаться.

 

17. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Преображенская церковь, г. Заславль.

Стиль: ренессанс

Достопримечательностью Заславля является Преображенская церковь, построенная в середине XVI—XVII в. на территории замка, в окружении его валов. Вначале это был кальвинистский храм, а затем в 60-х годах XIX в. здание было превращено в православную церковь.

Преображенская церковь — бесстолпный, безапсидный храм с прямоугольным планом. Компактное и приземистое здание ее перекрыто щипцовой крышей. С западной стороны к церкви примыкает тридцатипятиметровая башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная. Башня была пристроена позже, очевидно, в XVII в.

О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они значительно тоньше, чем внизу. Это позволяет предположить, что существующая верхняя стена с декоративными элементами сменила стены с бойницами. Она трактована как аттик, который получил распространение в архитектуре Беларуси.

 

18. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: костела бернардинцев, д. Будслав.

Дата строительства, обновления: 1633—43, 1767—83 гг. Стиль: барокко

В Будславе - деревне Мядельского района на реке Сервечь (в 56 км от Мяделя) находится памятник архитектуры позднего барокко — бернардинский костел (арх. К. Пенс), построен в 1783 г. с использованием отдельных частей постройки середины XVII в. Своеобразна композиция здания: при компактном построении большей части плана в нем сильно растянут средний неф. Трансепт устроен вблизи от входа, вдали от алтаря, что мало типично для построек этого типа. Апсида в обычном представлении отсутствует, и алтарь размещен в глубине нефа.

Храм занимает промежуточное положение между бескупольными и купольными базиликами. Пересечение трансепта со средним нефом отмечено куполом, скрытым внутри крыши.

Архитектура двухбашенного фасада представляет собой лес пилястр, полуколонн и сложных раскреповок по вертикали и горизонтали. Особенно насыщена центральная часть, утратившая обычное впечатление щита с фронтоном и превратившаяся в скульптурный массив с фигурным гребнем. Убранство костела как снаружи, так и внутри типично для архитектуры позднего барокко: пластика форм достигла в нем наивысшего развития.

В костеле хранится написанная в 1598 г. икона, подаренная папой римским Климентом XVIII.


3. Борисоглебская (Коложская) церковь – шедевр Гродненской архитектурной школы.

Гродненская обл. Гродненский район. деревня Курпики

Дата строительства: до 1183 г.

Стиль: древнерусское зодчество (гродненская школа)

Борисоглебская, или Коложская, церковь — замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства.

Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г.

Здание относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13x25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. В алтарной части под толстым слоем штукатурки были выявлены в 1870 г. во время ремонтных работ фресковые росписи XII в. Фрагменты этих фресок зарисованы художником В. Грязновым.

Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных в полированные разноцветные валуны и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни — определенной симметрии, но не строгой, благодаря этому фасады приобрели еще большую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическими заповедниками.

 

Date: 2015-06-06; view: 1086; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию