Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предыстория: приданое княжны Черкасской





Склиф: памятник-любовь

22 октября, 2010 • Журнал «Нескучный Сад»

Институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского известен каждому москвичу. Здесь спасают людей. Спасали и до революции, когда это был Странноприимный дом: больница и богадельня для бедных. Здание Странноприимного дома на Садовом кольце -замечательный памятник архитектуры начала XIX века, один из немногих, сохранившихся после пожара 1812 года, – и сейчас является лицом Института. Но еще он продолжает быть памятником великой и трогательной любви графа Шереметева к крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой, любви, благодаря которой ровно 200 лет назад, в 1810 году, и возникла в этом загородном владении Шереметевых невиданная в те времена обитель милосердия.

Предыстория: приданое княжны Черкасской

Место, где ныне располагается известный каждому москвичу Склиф, в XVII-XVIII в. было даже не окраиной города, а его пригородом. Здесь, за чертой тогдашней границы Москвы, проходившей по линии современного Садового кольца, находились «Черкасские огороды» – летний загородный двор известных своим богатством и служебным положением князей Черкасских. Здесь обитали служители хозяев, оброчные крестьяне, немногочисленные арендаторы и причетники выстроенной еще в царствование Алексея Михайловича Ксениевской церкви.

Черкасским огородам суждено было стать малой частицей того колоссального состояния, которое образовалось после бракосочетания 28 января 1743 года Варвары Алексеевны Черкасской, дочери российского канцлера, и Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого фельдмаршала петровского времени. И без того немалое имущество жениха утроилось: приданное невесты составило 70 000 крепостных душ (включая семью художников Аргуновых) и многочисленные земельные владения (в том числе малоизвестное тогда село Останкино). Наследник же этого несметного богатства, младший сын супругов Шереметевых Николай, появился на свет 28 июня 1751 года.

Граф воспитывался при дворе вместе с будущим императором Павлом I и навсегда остался для него другом детства. Николай Петрович получил превосходное домашнее образование, завершившееся в престижном Лейденском университете. За границей граф познакомился с художественными коллекциями Голландии и Англии, но главные впечатления его ждали в Париже, где он изучал музыку, театральное дело, общался с деятелями европейской культуры и был представлен при королевском дворе.

«Новые Афины» и их «жемчужина»

Н.И.Аргунов. Портрет графа Николая Петровича Шереметева

Когда и при каких обстоятельствах Николай Петрович, впервые увидел главную любовь своей жизни Прасковью Ковалеву, доподлинно неизвестно. Мы знаем лишь, что родилась Паша в 1768 году в Ярославской губернии. Сегодня три села Ярославской области спорят между собой за право называться родиной Прасковьи Ивановны. Все они находятся неподалеку от шереметевской усадьбы Вощажниково, от которой сохранились лишь остатки старинного парка со столетними липами, лиственницами и березами. Отец Прасковьи был деревенский кузнец, «коваль» – отсюда и фамилия Ковалева.

У девочки с раннего детства был сильный и красивый голос. Однажды ее заметила дальняя родственница Шереметевых Марфа Михайловна Долгорукова. Она-то и привезла шестилетнюю Пашу учиться в Кусково, гордо именуемое его хозяином, старшим графом Петром Борисовичем, «Новыми Афинами». Название это, оправдывалось не только красотой барской усадьбы с великолепным парком и затейливыми павильонами, но и феерическими празднествами графа, а также роскошными театральными спектаклями, где все роли и музыкальные партии исполняли крепостные актеры. Выдержать соперничество с труппой Шереметева с трудом могли другие помещики-театралы, равно как и иностранные антрепренеры. И неудивительно: хозяин создал у себя настоящую театральную школу, куда привозились изо всех его вотчин одаренные дети крепостных и где природные склонности маленьких артистов доводились до высокого профессионального совершенства.

В Кусково маленькая Прасковья обучалась светским манерам, пению, музыке, актерскому мастерству, французскому и итальянскому языкам.

Дебют 11-летней Паши Жемчуговой (сценический псевдоним актрисы) состоялся 22 июня 1779 года на сцене кусковского театра в комической опере Гретри «Опыт дружбы».

Двумя годами ранее Петр Борисович передал управление труппой в руки сына, видя его особую склонность и любовь к музыке.

Date: 2015-06-06; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию