Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из мира иллюзий к подлинной реальностиН.И.Аргунов. Портрет Прасковьи Ивановны Жемчуговой Молодой граф Николай Петрович с энтузиазмом принялся за дело. Он входил во все детали постановок своего крепостного театра, посещал репетиции, порой обедал со своими артистами. Его отношения к собственным крепостным актерам вообще были не типичны для своего времени. Они отличались гораздо большим демократизмом и даже уважительностью. Привлеченный талантом юной воспитанницы, граф, как позднее сам он писал, «нередко находил приятность заниматься с нею сам музыкой…А сии частные упражнения заставили более и более познать отличные душевные дарования и добродетельные свойства», которыми она была одарена. Мир театра сыграл особую роль в отношениях Николая Петровича и Прасковьи Ивановны. Для графа театр был не просто красивым увлечением, как для большинства вельмож, но способом «ухода из мира условной и неискренней жизни “света” в мир подлинных чувств и непосредственности» (Ю. М. Лотман). Увлеченный идеями сентиментализма, сочинениями Ж.-Ж. Руссо и других просветителей, Шереметев ставил в своем театре итальянские и французские оперы, героями которых часто были простые люди, а главной интригой была любовь мужчины и женщины, принадлежавших к разным сословиям. В финале влюбленные, преодолевая препятствия, соединялись. Так, в опере Монсиньи «Алина, царица голкондская» Прасковья Жемчугова исполняла роль молодой крестьянки, которая становится индийской царицей и притворяется простой пастушкой, чтобы испытать чувства возлюбленного; в «Люсиль» Гретри она играла невесту-аристократку, выяснившую, что на самом деле она — крестьянская дочь…Подобные сюжеты, указывавшие на относительность социальных барьеров перед лицом настоящей любви, не могли не привлекать графа, который словно превратился в героя одной из собственных постановок. Увлечение юной актрисой постепенно переросло в серьезное чувство. У себя на сцене Николай Петрович ввел еще один, новый тогда оперный жанр лирической трагедии. Это были масштабные постановки с массовыми сценами и сложными декорациями, где от героев подчас требовался подвиг для завоевания права на любовь. Именно такой была коронная для Прасковьи Жемчуговой партия Элианы в «Самнитских браках» Гретри. За ее выдающееся исполнение актриса удостоилась бриллиантового перстня от самой Екатерины II. Вознесенная высоко, Прасковья Ивановна никогда не забывала своего происхождения, держалась просто и скромно, но с необычайным достоинством. Она нисколько не дорожила теми материальными благами — деньгами и подарками, — которые получала как прима театра и возлюбленная графа, и неизменно тратила их на тех, кто нуждался и просил о помощи, ничего не копила и не оставляла себе. Прасковью Ивановну современники считали вдохновительницей всех благотворительных проектов Шереметева. Именно она укрепила графа в намерении основать больницу для неимущих на своих Черкасских огородах, – будущий Странноприимный дом, – строительство которого началось в 1792 г. по чертежам архитектора Е.Назарова, ученика и родственника знаменитого В.И.Баженова. Однако в те годы этот проект еще не являлся главным для Николая Петровича: он по-прежнему был более привержен миру театра. Именно тогда граф выстроил для Ковалевой-Жемчуговой новый Останкинский театр, оснащенный по последнему слову тогдашней сценической техники, где талант его примы должен был предстать теперь во всем великолепии. В 1795 году они переселяются в Останкинский дворец, предназначенный стать гнездом для счастливой семейной жизни со своей избранницей. Однако вскоре произошли события, нарушившие эти планы.
|