Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Установите, какой из основных законов логики нарушен в следующих примерах. Свой ответ объясните и аргументируйте





1. На улице к молодому человеку подходит хорошенькая женщина.

– Извините, – говорит она, – но мне кажется, что вы отец одного из моих ребятишек.

Мужчина в ужасе:

– Я?

– Успокойтесь, – ответила она, – я учительница.

Ответ: 4. Закон достаточного основания. Функциональное предназначение данного закона выражается в требовании соблюдать в мышлении такую черту, как обоснованность.

2. «О чем бы мы ни говорили с ребенком, мы не должны забывать, что он, жадно впитывая в себя наши слова, требует, чтобы в них была безупречная логика, и не прощает нам ни малейших ее нарушений.

Это очень наглядно показывает такой, например, эпизод.

Мать рассердилась и сказала трехлетнему Ване:

– Ты мне всю душу вымотал!

Вечером пришла соседка. Мать, разговаривая с нею, пожаловалась:

– У меня душа болит.

Ваня, игравший в углу, рассудительно поправил ее:

– Ты сама сказала, что я у тебя всю душу вымотал. Значит, у тебя души нету и болеть нечему».

(К.И. Чуковский. От двух до пяти)

Ответ: 2. Закон не противоречия (противоречия). Невозможно, чтобы одно и то же одновременно было и не было присуще одному и тому же, в одном и том же смысле.

3. Один молодой актер был приглашен сыграть в спектакле маленькую роль слуги. Во время действия, желая хоть как-то увеличить текст своей роли, он произнес:

– Сеньор, там явился немой… и он хочет с вами поговорить. Желая дать молодому исполнителю возможность исправить ошибку, его партнер ответил:

– А вы уверены, что он действительно немой

– Во всяком случае, он мне сам так сказал

4. Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь» (М. Твен)

Ответ: Нарушен закон тождества. Понятие Надеюсь в обоих предложениях употребляется в различном смысле.

5. Калиф Омар после захвата Александрии приказал сжечь Александрийскую библиотеку – богатейшее хранилище книг и свитков в тогдашнем мире. Обосновывая свой приказ, он привел следующий довод: «Книги этой библиотеки согласуются с Кораном или нет; если они согласуются с Кораном, они излишни и их следует сжечь; если же они не согласуются с Кораном, они вредны и их следует сжечь. Таким образом, в любом случае библиотеку следует сжечь».

Ответ : Нарушен закон Де Моргана.

"Книги этой библиотеки согласуются с Кораном или нет"

Обозначим книги, которые согл. с Кораном через х, которые не согласуются через у.

Если сжечь книги которые согл. с Кораном, то их не будет, т. е. будет отрицание х, т. е. -х

Если сжечь книги которые не согл. с Кораном, то их не будет, т. е. будет отрицание у, т. е. -у

приказал сжечь и те, которые согл. с Кораном, и те, которые не согл. с Кораном, это можем записать как (-х) &(-у)

но с другой стороны приказал сжечь ВСЕ, т. е. -(х&у)

По закону Де Моргана

(-х) &(-у) =-(х OR у)

а в нашем случае выходит равенство (-х) &(-у) =--(х&у) , а оно не верно.

6. Композитор Роберт Шуман в начале одного из своих сочинений написал указание для исполнителей: «Быстро, как только возможно», а через несколько тактов – «Еще быстрее».

7. А если я откажусь стать твоей женой, – прошептала она с замиранием сердца, – ты действительно покончишь с собой? Да, – ответил он с пафосом, – я всегда так поступаю в подобных ситуациях.

Ответ: логика суждений не нарушена, просто ложь в ответе демонстративно противоестественна потенциально .возможному развитию событий .

8. Семенов студент, ведь он сдает экзамены.

Ответ: рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

9. Четырехлетняя Оля, привезенная матерью к тетке в Москву, долго смотрела на нее и на дядю и наконец, во время чаепития, разочарованно и очень громко воскликнула:

– Мама! Ты говорила, что дядя сидит у тети Анюты на шее, а он все время сидит на стуле (К.И. Чуковский. От двух до пяти).

10. Реклама: «Этот уникальный лекарственный препарат со стопроцентной гарантией избавит вас от лишнего веса. В случае неудачи деньги будут полностью возвращены».

11. Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом.

– А ваша мать болела артритом? – спросил врач.

– Нет.

– А отец?

– Тоже не болел.

– Нет у вас артрита, – заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений.

12. – Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

– Нет и не существует.

– Это ваше убеждение?

– Да.

– Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

(И.С. Тургенев. Рудин).

Ответ: нарушен закон достаточного основания

13. Лена говорит, что не списывала диктант, а Даша говорит, что Лена списывала.

Ответ: закон достаточного основания. «Всякая мысль может быть признана истинной тогда и только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована».

14. «Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: “Это то, что следует проверить по документам”» (Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию).

15. Он не любит тебя, ведь подарки, которые он тебе дарит, недорогие.

16. Рассказывают, что некий врач из Тулузы, желая позабавиться, поместил в местной газете такое объявление: «В связи с отъездом за границу продаю дом и все имущество, в том числе редчайшую историческую реликвию, а именно череп Вольтера-ребенка».

Ответ: понятие «череп Вольтера-ребенка» – пустое!

7) * Подберите по одному примеру (из жизни или из литературы/прессы) нарушения каждого из 4-х основных законов логики. Нужно описать ситуацию (процитировать рассуждение), указать, какой закон нарушен, и объяснить, почему.

Например: Один торговец оружием в Древнем Китае так рекламировал свои товары: «Ничто не может пробить мои щиты» и «Мои стрелы пробивают все, что угодно».

В данном случае нарушен закон непротиворечия, так как не может существовать одновременно и щит непробиваемый и стрелы, которые пробивают все, что угодно. Продавец солгал. Если его стрелы пробивают все, что угодно, то и его щит они тоже могут пробить.

8) Используя знание законов логики, решите следующие занимательные задачи:

· Беллини или Челлини?

Знаменитые флорентийские мастера Челлини и Беллини изготовляли шкатулки и гравировали на них надписи. Если шкатулка была работы Беллини, то на крышке ее всегда значилось истинное высказывание, а если шкатулка была работы Челлини, то ее крышку украшало ложное высказывание. У них были сыновья, которые переняли у отцов секреты мастерства и также стали делать изящные шкатулки. Сыновья пошли по стопам отцов: наследники Беллини гравировали на крышках своих шкатулок только истинные высказывания, а сыновья Челлини – только ложные. Других мастеров по изготовлению шкатулок в Италии в то время не было.

Представьте, что вам в руки попала шкатулка, на крышке которой выгравирована надпись:

Чьей работы эта шкатулка: Беллини, Челлини или кого-нибудь из их сыновей?

· Тайна шкатулок Порции.

У Порции из комедии Шекспира «Венецианский купец» было три шкатулки: из золота, серебра и свинца. В одной из шкатулок хранился портрет Порции. Поклоннику предлагалось выбрать шкатулку, и если он был достаточно удачлив (или достаточно умен), чтобы выбрать шкатулку с портретом, то получал право назвать Порцию своей невестой. На крышке каждой шкатулки была сделана надпись, которая должна была помочь претенденту на руку и сердце Порции выбрать «правильную» шкатулку.

Предположим, что Порция вздумала выбирать мужа не по добродетелям, а по уму. На крышках шкатулок она приказала сделать следующие надписи:

На золотой: Портрет в этой шкатулке.

На серебряной: Портрет не в этой шкатулке.

На свинцовой: Портрет не в золотой шкатулке.

Своему поклоннику Порция пояснила, что из трех высказываний, выгравированных на крышках шкатулок, по крайней мере, одно истинно.

Какую шкатулку следует выбрать поклоннику Порции?

 

Тема: Понятие.

1. Найдите и назовите все понятия в приведенных отрывках: понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

а) В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

 

б) Статья 3 Конституции РФ:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

2. Из перечисленных признаков предмета выберите существенные:

  1. Солнце – теплое, ласковое, желтого цвета, находится от Земли на расстоянии 150 миллионов километров, звезда, центр нашей планетной системы.
  2. Карандаш – круглый, красный, длиной 20 см, оставляет след на бумаге, имеет грифельный стержень, затачивается перочинным ножом, имеет деревянный корпус.
  3. Студент – читает книги, учится в вузе, овладевает знаниями по какой-то специальности, не работает, молодой человек.
  4. Государство – занимает определенную территорию, имеет бюрократический аппарат (чиновники и т.п.), моноэтничное, собирает налоги, республика.

3. Определите, какими являются следующие понятия по объему – общими, единичными или пустыми

Аристотель.

Эрмитаж.

Ледокол.

Санта Клаус.

Пустыня.

Первый космонавт.

Гора Казбек.

Человек, проживший 400 лет.

Закон.

Планета Солнечной системы. единичными

Периодическая система химических элементов.

Жареный лед.

Должностное преступление.

Юридический факультет.

Организация Объединенных Наций.

Конституция РФ.

Экономический спор.

Преступность.

Статья 14 действующего УК РФ.

Частный адвокат.

Конституция Великобритании.

Личность.

4.Установите вид отношения между следующими парами понятий (равнозначность, пересечение, подчинение, противоположность, противоречие, соподчинение). Определите, совместимы они или нет?

1. Париж. Столица Франции подчинение

2. Двоечник. Школьник. пересечение

3. Белый лист. Черный лист. противоположность

4. Государство. Республика. подчинение

5. Четное число. Нечетное число. противоположность

6. Олимпийские игры. Спортивные состязания. равнозначность

7. Австралия. Африка. пересечение

8. Совершеннолетний. Несовершеннолетний. противоположность

9. Хоккей. Футбол. противоположность

10. Самара. Новгород. противоположность

11. Антарктида. Материк. равнозначность

12. Небесное тело. Комета. пересечение

13. Лыжник. Спортсмен. пересечение

14. Молодой. Старый. противоположность

15. Белый лист. Небелый лист. противоречие

16. Знаменитый человек. Русский писатель. подчинение

17. Физика. Химия. пересечение

18. Николай II. Последний русский царь. равнозначность

19. Храбрый. Трусливый. противоположность

20. Голый. Нагой. равнозначность

21. Взяточник. Депутат. пересечение

22. Веселый. Грустный. противоположность

23. Человек. Юрист. , пересечение

24. Преступление. Изнасилование. пересечение

25. Европейское государство. Федеративное государство. противоположность

26. Тайное хищение имущества. Кража. равнозначность

27. Республика. Монархия. , противоположность

28. Преступление. Уголовное правонарушение. пересечение

29. Обвинительный приговор. Оправдательный приговор. противоположность

30. Человек с сильным характером. Слабохарактерный человек. противоположность

31. Инфляция. Рост цен на товары и услуги, вызывающий обесценивание денег. равнозначность

32. Европейское государство. Федеративное государство. . противоположность

 

5. Установите, в каких отношениях находятся следующие понятия и изобразите их с помощью кругов Эйлера:

1. Студент. Студент ЮИМ.

Ответ: Отношение перекрещивания – находятся понятия, когда объем одного, частично входит в объем другого

2. Студент ЮИМ юрфака. Студент 1 курса ЮИМ юрфака.

Ответ: отношение подчиненности (субординации) – находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть

А > В








Date: 2015-06-06; view: 1114; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.011 sec.) - Пожаловаться на публикацию