Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Прошло более семидесяти лет с тех пор, как подводный минный заградитель Краб вышел на первую минную постановку к Босфору





Прошло более семидесяти лет с тех пор, как подводный минный заградитель "Краб" вышел на первую минную постановку к Босфору... Полвека минуло с того времени, как перестало биться сердце замечательного русского патриота и талантливого изобретателя Михаила Петровича Налетова... Но его имя не может быть забыто. М. П. Налетов по праву должен занять почетное место среди выдающихся изобретателей в области мировой военно-морской техники.

Действительно, из "зародыша" -небольшого подводного заградителя всего в 25 т с четырьмя минами, который строил Михаил Петрович в осажденном Порт-Артуре, его же трудами и талантом в короткий срок был создан подводный минный заградитель в 533 т с шестьюдесятью минами, ставший уже боевой подводной лодкой!

Из иностранных держав Германия первая оценила важность изобретения М. П. Налетова, о котором немцы, несомненно, узнали еще во время постройки "Краба" в Николаеве. По этому поводу Михаил Петрович писал:

«В Германии моя основная мысль, надо полагать, пропагандировалась инж. Критцлером, б. представителем для России заводов Крупна ("Германия верфт") и Кертинга, часто посещавшим Морское министерство во время постройки "Краба", так как первый патент в Германии на вооружение подводных лодок минами заграждения и заявленный в Германии немцем, принадлежит именно этому инженеру.» 167

Об этом же в своей статье писал и Н. А. Монастырев:

«Хотя постройка "Краба" и была секретной, но о его проекте за границей было известно и внимание морских заграничных кругов было обращено на этот корабль. В одном из немецких журналов еще задолго до войны относительно "Краба" была помещена статья со схематическими чертежами (но без описания минной надстройки и ее устройства), в которой указывалось на то, что корабли подобного типа будут играть огромную роль, и очень странно, что первая на этот путь ступила Россия (!—Н. 3.)» 168

Во время первой мировой войны в Германии были заказаны, строились и построены 212 подводных минных заградителей. 169 На каждом из них было от 12 до 18 мин. Лишь большие подводные заградители U-71—U-80 имели по 36 мин и U-117—U-121—по 42—48 мин, но водоизмещение последних (надводное) было 1160 т, т. е. в два раза больше водоизмещения "Краба". Даже заказанные уже в год окончания войны германские подводные заградители, водоизмещение которых не намного отличалось от водоизмещения "Краба", уступали русской лодке:

  UC-119—UC-192 170 "Краб"
Водоизмещение, т 510/580 533/736
Мощность моторов, л. с. (2x400)/(2x310) (4x300)/(2x330)
Скорость, уз 11,5/6,6 11,8/7,1
Количество мин    
Число торпедных аппаратов 3 171  

Но не только по количеству мин превосходил германские заградители наш "Краб". Немцы, не зная устройства Налетова постановки мин, создали свое, которое состояло из шести специальных колодцев, расположенных с уклоном к корме лодки под углом 24°. В каждом из таких колодцев помещалось по две-три мины. Верхние и нижние концы колодцев были открыты. При подводном ходе заградителя струи воды толкали мины к нижним отверстиям колодцев, что облегчало постановку мин. 172 Следовательно, германские подводные заградители ставили мины "под себя". В силу этого они иногда становились жертвами собственных мин. Так погибли заградители UC-9, UC-12, UC-32, UC-44 и UC-42, причем последний заградитель погиб уже в сентябре 1917г. 173, т. е. спустя два года после вступления в строй первых германских подводных заградителей такого типа.

К тому времени личный состав, несомненно, должен был уже хорошо усвоить устройство для постановки мин. Погибших германских подводных заградителей по этой причине, вероятно, было больше, чем пять, так как часть заградителей "пропала без вести", и не исключена возможность, что и некоторые из них погибли на собственных минах при их постановке.

Таким образом, первое немецкое устройство для постановки мин оказалось весьма ненадежным и опасным для самих лодок. Лишь на больших подводных заградителях (UC-71 и др.) это устройство было иным. На этих лодках мины хранились в прочном корпусе на горизонтальных стеллажах, откуда они вводились в две специальные трубы, оканчивавшиеся в кормовой части заградителя. В каждой из труб находились только три мины. После постановки этих мин процедура ввода в трубы следующих мин повторялась.

Естественно, что при таком устройстве для постановки мин дополнительно требовались специальные цистерны, так как ввод мин в трубы и их постановка вызывали перемещение центра тяжести лодки и дифферент, что компенсировалось приемом и перекачкой воды. 174 Отсюда видно, что последняя система для постановки мин, принятая на некоторых германских подводных заградителях, гораздо сложнее системы М. П. Налетова.

К сожалению, в русском флоте ценный опыт создания первого подводного минного заградителя долгое время не был использован. Правда, как уже упоминалось, еще в 1907 г. на Балтийском заводе были разработаны два варианта подводного заградителя водоизмещением всего около 250 т с 60 минами. Но ни один из них осуществлен не был, да и не мог быть осуществлен: совершенно ясно, что при таком небольшом водоизмещении снабдить заградитель 60 минами было невозможно, хотя завод и утверждал обратное. Вместе с тем опыт войны и боевого использования заградителя "Краб" показал, что подводные минные заградители для флота весьма необходимы. В силу этого, чтобы получить подводные заградители для Балтийского флота в возможно короткий срок, было решено переделать две из достраивавшихся в 1916 г. подводных лодок типа "Барс" в подводные заградители. Семнадцатого июня 1916 г. в письме к начальнику Морского генерального штаба помощник морского министра писал:

«Таковые переделки могут состояться лишь на лодках "Форель" и "Ерш" постройки Балтийского завода только потому, что завод берется осуществить эту работу по системе лодки "Краб", между тем как завод "Ноблесснер" предлагает свою систему, чертежи которой еще далеко не разработаны.» 175

Вспомним, что еще за девять лет до этого Балтийский завод брался установить собственное минное устройство и мины ("системы капитана 2-го ранга Шрейбера"), а не предложенные М. П. Налетовым, то теперь, когда минное устройство и мины были осуществлены на "Крабе", их признал и Балтийский завод... Кроме того, следует подчеркнуть, что проекты минного устройства и мин были осуществлены для подводного заградителя заводом "Ноблесснер" несомненно не без участия консультанта завода, а им был крупнейший кораблестроитель профессор Иван Григорьевич Бубнов, по проектам которого были построены почти все лодки "русского типа" (в том числе и "Барс"). И если все же было отдано предпочтение "системе М. П. Налетова" (которая, правда, уже так не называлась), то еще очевиднее становятся ценность и уникальность изобретения Михаила Петровича.

Несмотря на то что подводные лодки "Ерш" и "Форель" были больше "Краба", Балтийскому заводу не удалось разместить на них такое же количество мин, какое удалось М. П. Налетову. Это видно из следующих данных:

  "Ерш" 176 "Краб"
Водоизмещение, т 650/785 533/736
Мощность моторов, л. с. 2x420/- (4 x 300) / (2x330)
Скорость, уз 11/7,5 11,8/7,1
Количество мин    
Число торпедных аппаратов    
Артиллерия I — 57-мм I — 70-мм

Из двух подводных заградителей для Балтийского флота был достроен только "Ерш", да и то к концу 1917 г.

В связи с необходимостью во время войны постановки мин на малых глубинах в южной части Балтийского моря в МГШ возник вопрос о постройке малых подводных минных заградителей, которые, к тому же, могли быть построены в короткий срок (предполагалось, к сентябрю 1917 г.). Этот вопрос 3 февраля 1917 г. доложили морскому министру, который приказал заказать для Балтийского флота четыре малых подводных минных заградителя. 177 Два из них (31 и 32) заказали Балтийскому заводу и два (33 и 34) — Русско-Балтийскому заводу в Ревеле. Эти заградители несколько отличались друг от друга: первые имели водоизмещение 230/275 т и принимали 20 мин, а вторые — 228,5/264 т и 16 мин. Заградители до конца войны достроены не были.

История многострадального "Краба" и его изобретателя подходит к концу. Осталось лишь вернуться еще к одному, последнему вопросу.

Как известно, после спуска на воду "Краба" М. П. Налетов был вынужден уйти с завода, и дальнейшая постройка заградителя проходила без его участия, под наблюдением особой комиссии Морского министерства, состоявшей из офицеров. После отстранения Михаила Петровича от постройки "Краба" и Морское министерство и завод всячески старались доказать, что мины и минное устройство и даже заградитель не являются... "системой Налетова". Девятнадцатого сентября 1912 г. в Морском техническом комитете по этому поводу состоялось специальное совещание, в протоколе которого было записано:

«Совещание убедилось (? — Н. З.), что за г. Налетовым нет никакого приоритета в предложении для подводных лодок мин заграждения с пустотелым якорем (при нулевой или близкой к нулю плавучести мины, пока она находится в подводной лодке), так как вопрос этот принципиально разработан был при минном отделе МТК еще до предложения г. Налетова. Поэтому нет никаких оснований считать не только разрабатываемые мины, но и весь (! — Н. З.) строящийся заградитель "системы Налетова"» 178.

Нам не известно, действительно ли в МТК вопрос о мине с нулевой плавучестью был "принципиально разработан" до предложения Налетова, но известно, что Михаил Петрович предложил свой проект заградителя еще 29 декабря 1906 г., первое рассмотрение которого состоялось в МТК 9 января 1907 г., а в апреле того же года он представил чертежи с объяснительной запиской мин и устройства для их постановки с заградителя, выдвинув тогда же принцип нулевой плавучести для мин. С другой стороны, первые два варианта подводного заградителя с 60 минами водоизмещением всего около... 250 т (!) были представлены Балтийским заводом 7 мая 1907 г., а доклад Н. Н. Шрейбера председателю МТК, в котором он писал, что им совместно с лейтенантом С. Н. Власьевым и корабельным инженером И. Г. Бубновым разработана мина с нулевой плавучестью, был представлен лишь 29 сентября 1909 г. Поэтому по меньшей мере вызывает удивление утверждение Шрейбера в этом докладе, что "позднее этот принцип (т. е. принцип нулевой плавучести для мин заградителя — Н. З.) был применен и инженером Налетовым в своем предложении подводного заградителя". Вполне очевидно, что принцип нулевой плавучести для мин подводного заградителя был "позднее применен" не М. П. Налетовым, а Н. Н. Шрейбером...

Что же касается Общества николаевских заводов и верфей, то оно вначале, в 1907 г. ухватилось за проект подводного заградителя М. П. Налетова как за новшество, дававшее, по мнению специалистов завода, возможность получить большую прибыль. Однако, не имея никакого опыта вообще в постройке подводных лодок, оно легкомысленно взялось построить заградитель менее чем за два года. Но позже Общество убедилось в том, что построить подводный заградитель (лодку совершенно нового типа) не так-то просто, как казалось вначале. Кроме того, выяснилось, что заградитель не удастся сдать даже с опозданием на два года против контрактного срока. Поэтому Общество для того, чтобы сохранить заказчика и достроить заградитель, отказалось от выгодной для него статьи 10-й прежнего контракта, получив взамен некоторую финансовую компенсацию. Кроме того, согласившись с явно фальсифицированным утверждением Морского министерства о том, что и мины и заградитель якобы не являются "системы Налетова", Общество получило некоторые выгоды и в финансовых расчетах с автором проекта заградителя и мин -Налетовым. Указывая на свои договорные отношения с Обществом николаевских заводов и верфей, Михаил Петрович писал:

«По контракту, заключенному мною с заводом, я получал от 5 до 20 % от суммы, за которую будет взята постройка заградителя, причем проценты эти зависели от степени признания прав на мое изобретение, так как изобретения на военно-морские изделия нашими законами не охраняются и Морское министерство входит в особое соглашение по подобным вопросам» 179

Таким образом, Общество, основываясь на упомянутом заключении Морского министерства по поводу авторства Налетова, могло прекратить договорные отношения с ним и не выплачивать ему полную сумму гонорара, чем оно незамедлительно и воспользовалось в 1912 г.

Несмотря на то что Налетова вскоре после спуска на воду подводного заградителя "Краб" отстранили от постройки, приоритет Михаила Петровича в создании первого в мире подводного минного заградителя совершенно очевиден.

Конечно, в процессе постройки заградителя и офицеры и работники николаевского завода вносили в первоначальный проект много различных изменений и усовершенствований. Так, капитан 1-го ранга Н. Н. Шрейбер, в частности, предложил заменить цепной элеватор более совершенным винтовым, а техническое оформление его выполнил конструктор завода С. П. Сильверберг. Далее, по предложению корабельных инженеров, осуществлявших наблюдение за постройкой заградителя, кормовую цистерну главного балласта разделили на две, так как она была значительно больше носовой цистерны, что приводило к дифферентам при всплытии и погружении лодки; носовая дифферентная цистерна, как известно, была вынесена из носовой цистерны главного балласта, где она не помещалась; удалены как излишние анкерные связи между переборками, ограничивавшими среднюю цистерну, и т. д.

Все это вполне естественно, так как целесообразность многих деталей корабля проверяется при его постройке и особенно при эксплуатации. Например, носовую дифферентную цистерну при ремонте заградителя собирались заменить носовыми отсеками вытеснителей, так как ее расположение выше ватерлинии оказалось непрактичным. А ведь такое расположение этой цистерны при постройке заградителя предложил корабельный инженер В. Е. Карпов, человек, несомненно, технически грамотный и опытный.

Таким образом, несмотря на все изменения и усовершенствования, внесенные в заградитель во время его постройки, следует признать, что и мины и минное устройство были выполнены на основании тех физических принципов и технических соображений, которые первоначально заложил в проект сам изобретатель — М. П. Налетов, а заградитель "Краб" построен в целом по его проекту. Несмотря на недостатки (например, сложность системы погружения), подводный минный заградитель "Краб" представлял собой во всех отношениях оригинальную конструкцию, ниоткуда не заимствованную и нигде ранее не осуществленную.

Когда говорят, что подводный минный заградитель "Краб" был непригодной лодкой, то забывают, что хотя "Краб" являлся по существу опытной лодкой, он все же участвовал в войне и успешно выполнил ряд важных боевых заданий по постановке мин вблизи неприятельских берегов, причем такие задания мог выполнить лишь подводный заградитель. Кроме того, "Краб" -первый в мире подводный заградитель, и не мог не обладать недостатками, как всякий корабль совершенно нового типа, не имевший себе подобных. Вспомним, что на первых германских подводных минных заградителях типа UC были установлены весьма несовершенные устройства для постановки мин, в результате чего некоторые из лодок погибли. А ведь судостроительная техника Германии была гораздо выше судостроительной техники царской России!

В заключение приведем оценку, данную самим изобретателем первому в мире подводному заградителю "Краб". В своей неопубликованной записке, датированной 23 августа 1935 г., Михаил Петрович писал:

«"Краб" при всех его достоинствах и новизне как вложенной мною в него идеи, так и конструкций, эту идею оформляющих, обладал... вполне естественными недостатками, которые имели первые экземпляры даже великих изобретений (например, паровоз Стефенсона, аэроплан бр. Райт и т. д.) и подлодки того времени ("Кайман", "Акула")...» 180

Приведем еще мнение того же Н. А. Монастырева, который так писал о "Крабе": "Если он и обладал многими... недостатками, то это было следствием первого опыта, а не самой идеи, которая была совершенна". 181

С этой справедливой оценкой нельзя не согласиться.

КРАТКАЯ СПРАВКА О ЗАВОДЕ, СТРОИВШЕМ ПОДВОДНЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ "КРАБ" 182

Завод «Наваль» (Общество судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве), основанный Бельгийским анонимным Обществом в 1896 г., оставался в ведении этого общества до 1911 г., а затем перешел в руки Акционерного общества николаевских заводов и верфей.

Основная продукция завода -военные и торговые суда, а также паровые котлы и машины, дизели и башенные артиллерийские установки. Кроме того, завод строил товарные вагоны, изготовлял железнодорожные и мостовые конструкции, производил артиллерийские снаряды и крупные поковки и мартеновское литье. С 1912 г. на заводе находились в постройке 21 военный корабль (в том числе два линейных корабля) и 25 торговых судов, включая суда для землечерпательных караванов.

До 1918 г. завод сдал Черноморскому флоту один линейный корабль ("Императрица Екатерина Великая") и восемь эскадренных миноносцев (четыре типа "Дерзкий" и четыре "ушаковской серии"). Из подводных лодок на этом заводе был построен лишь один "Краб". Еще до войны завод построил пограничный крейсер "Ястреб", снабженный дизелями, а позже — нефтеналивной транспорт "Баку" (бывший "Степан Лианозов"), также с дизелями, построенными на этом же заводе. Не считая "Баку", который вначале строился как торговое судно, наиболее крупным торговым судном был грузовой пароход "Малороссия" (1905 г.) вместимостью 893 бр.-рег. т. Остальные суда, построенные заводом,— это главным образом небольшие портовые буксирные, ледокольные и служебные пароходы, а также суда землечерпательных караванов. Кроме того, завод занимался ремонтом военных и торговых судов. Техническими консультантами были английские фирмы Виккерса и Торникрофта.

Кроме завода "Наваль", в Николаеве имелся завод "Руссуд" (Русское судостроительное акционерное общество), учрежденный в 1911 г. До конца 1912 г. эти предприятия существовали как два совершенно самостоятельных завода, а затем были объединены в лице главного руководителя заводов.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 183

Азаров Николай Николаевич (1852—1890), мичман, с 1897 г. лейтенант, окончил Морской корпус в 1874 г., уволен в отставку по болезни в чине капитана 2-го ранга, автор первого автоматического якоря для мин (1878 г.) 19

Андреев Алексей Алексеевич (1879—1913), старший лейтенант, с 14 апреля 1913 г. капитан 2-го ранга, окончил Морской корпус в 1899 г. и курс подводного плавания в 1907 г., в 1910—1913 гг.— наблюдающий по минной части в комиссии для наблюдения за постройкой кораблей в Черном море и командир ПЛ "Краб" 34, 39, 47, 49, 55

Афанасьев Юлий Леонидович (р. 1887), лейтенант, с 10 апреля 1916 г. старший лейтенант, окончил Морской корпус в 1907 г. флагманский минный офицер Подводной бригады Черного моря 59, 62, 92

Бачманов Петр Сергеевич (р. 1884), старший лейтенант, с 10 апреля 1916 г. капитан 2-го ранга, окончил Морской корпус в 1903 г. и курс подводного плавания в 1909 г., командир ПЛ "Тюлень"; с 17 октября 1915 г. командир ПЛ "Кашалот" 59

Беклемишев Михаил Николаевич (1858— 1936), капитан 1-го ранга, с 26 декабря 1910 г. генерал-майор в отставке, окончил Техническое училище Морского ведомства в 1880 г. и Морскую академию в 1890 г., крупный специалист в подводном плавании и минном оружии, соавтор И. Г. Бубнова по проекту первой русской боевой ПЛ "Дельфин" и последующего проекта ПЛ типа "Касатка", первый командир ПЛ "Дельфин" 17, 18, 22

Беков Николай Михайлович (1880—1945), машинный унтер-офицер 1-й статьи, в подводном плавании с 1906 г., по увольнении в запас начал работать на Николаевском заводе, с 5 июля 1912 г. бригадир по постройке ПЛ "Краб" 48

Белоголовый Александр Андреевич (1862— 1927), контр-адмирал, окончил Морской корпус в 1882 г., с 1 июля 1914 г. председатель Постоянной комиссии для испытания судов военного флота, с 6 сентября 1916 г. командир Петроградского порта 62

Борсук Виктор Николаевич (р. 1877), старший лейтенант, с 25 марта 1912 г. капитан 2-го ранга, окончил Морской корпус в 1897 г., в 1911 —1914 гг. флагманский минный офицер штаба командующего Морскими силами Черного моря 39

Бострем Иван Федорович (1857—1934), вице-адмирал, окончил Морской корпус в 1878 г. и Морскую академию в 1897 г., до лета 1911 г. был командующим Морскими силами Черного моря, затем уволен в отставку, председатель правления Общества николаевских заводов и верфей 45

Бочаров Николай, электрик унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 90

Брод Вильгельм Дмитриевич (1885—1953), инженер-механик старший лейтенант, с 6 декабря 1916 г. инженер-механик капитан 2-го ранга, окончил Морское инженерное училище и курс подводного плавания в 1907 г., флагманский инженер-механик Подводной бригады Черного моря 48, 59, 62, 92

Бубнов Александр Дмитриевич (1883—1962), лейтенант, окончил Морской корпус в 1903 г. и Морскую академию в 1913 г. 13, 15, 36

Бубнов Иван Григорьевич (1872—1919), полковник, с 25 марта 1912 г. генерал-майор Корпуса корабельных инженеров (ККИ), окончил Морское инженерное училище в 1892 г. и Морскую академию в 1896 г., с 1910 г. профессор Морской академии, выдающийся специалист по строительной механике и проектированию корабля, автор многих проектов русских подводных лодок 17, 18, 20, 36. 51, 52, 102, 103

Бурковский Фердинанд Мартынович (р. 1887), инженер-механик старший лейтенант, окончил Морское инженерное училище в 1909 г., инженер-механик Севастопольского порта 92

Быков Борис Александрович (р. 1878), капитан 2-го ранга, с 30 июля 1915 г. капитан 1-го ранга, окончил Морской корпус в 1897 г., Морскую академию в 1912 г. и курс подводного плавания в 1907 г., в 1913— 1914 гг. командир ПЛ "Краб", позже начальник отдела подводного плавания Главного управления кораблестроения 49, 52, 57

Ватлин Алексей, старший электрик ПЛ "Краб" 90

Вербовик Михаил, телеграфист ПЛ "Краб" 86, 90

Вилькицкий Борис Андреевич (1885—1961), мичман, окончил Морской корпус в 1903 г. и Морскую Академию в 1908 г., в 1904 г. адъютант командира порта Артур 8

Вирениус Андрей Андреевич (р. 1850), контр-адмирал, окончил Морской корпус в 1871 г., с 21 августа 1906 г. и. д. председателя Морского технического комитета 17, 22, 27

Власьев Сергей Николаевич (1880—1955), лейтенант, с 6 декабря 1912 г. капитан 2-го ранга, окончил Морской корпус в 1900 г. и курс подводного плавания в 1906 г., командовал многими подводными лодками Балтийского флота (БФ) 36, 103

Гаврилов Иван Александрович (1873—1966), подполковник, с 6 декабря 1910 г. полковник ККИ, окончил Морское инженерное училище в 1894 г., Морскую академию в 1898 г. и курс подводного плавания в 1908 г., автор ряда неосуществленных проектов подводных лодок 18, 80, 90

Гаврилов Петр, машинный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 80, 86, 90

Гадд Александр Оттович (1875—1960), капитан 2-го ранга, с 30 июля 1915 г. капитан 1-го ранга, окончил Морской корпус в 1895 г. и курс подводного плавания в 1907 г., в 1910—1912 гг. начальник дивизиона подводных лодок Черного моря 39, 40, 41

Годулянов Иван, машинный содержатель 1-й статьи ПЛ "Краб" 80, 90

Головачев Николай Гаврилович (р. 1886), инженер-механик лейтенант, окончил Морское инженерное училище в 1911 г. и курс подводного плавания в 1913 г.

Григорович Иван Константинович (1853— 1930), контр-адмирал, с 1909 г. вице-адмирал и с 27 сентября 1911 г. адмирал, окончил Морской корпус в 1875 г., в 1904 г. командир порта Артур, с 19 марта 1911 г. морской министр 12, 95

Григорьев Федор, моторный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 86, 90

Де-Вейхер Константин Александрович (1883—1940), инженер-механик старший лейтенант, окончил Морское инженерное училище в 1904 г. и курс подводного плавания в 1907 г., флагманский инженер-механик учебного отряда подводного плавания Черного моря 59

Джевецкий Степан (Стефан) Карлович (Казимирович) (1843—1938), инженер, талантливый конструктор и изобретатель, начиная с 1878 г. автор ряда проектов ПЛ, некоторые из которых, как, например, подводная лодка с единым двигателем "Почтовый", были осуществлены, также автор наружных решетчатых торпедных аппаратов для подводных лодок 12, 16

Евтропов Иван, минный машинист 1-й статьи ПЛ "Краб" 80, 86, 90

Егоров Николай Иванович (р. 1870), подполковник, с 25 марта 1912 г. полковник ККИ, окончил Харьковский технологический институт, корабельный инженер Николаевского порта, с 23 февраля 1912 г. наблюдающий по кораблестроительной части в комиссии для наблюдения за постройкой кораблей в Черном море 34, 35

Елисеев Евгений Пантелеевич (р. 1864), генерал-майор флота, окончил Морской корпус в 1883 г., в 1913 г. начальник отдела подводного плавания Главного управления кораблестроения 51

Ефимов Иван, минный машинист 1-й статьи ПЛ "Краб" 80, 90

Журавлев Борис Михайлович (р. 1886), штабс-капитан, с 10 апреля 1916 г. капитан ККИ, окончил Морское инженерное училище в 1908 г. и курс подводного плавания в 1911 г., автор неосуществленного проекта подводного крейсера в 4500 т (1911 г.), с 23 марта 1912 г. наблюдающий по кораблестроительной части в комиссии для наблюдения за постройкой кораблей в Черном море 51

Зарубин Николай Александрович (р. 1884), лейтенант, с 10 апреля 1916 г. старший лейтенант, окончил Морской корпус в 1907 г. и курс подводного плавания в 1911 г., командир ПЛ "Судак", с 18 мая 1915 г. командир ПЛ "Кит" 59

Золотницкий Владимир Владимирович (р. 1900), адвокат (г. Горький) 10, 11

Зяблов Леонид, фельдшер 1-й статьи ПЛ "Краб" 80, 90

Иванов Михаил Павлович (р. 1887), инженер-механик мичман, с 27 июня 1915 г. инженер-механик лейтенант, окончил Морское инженерное училище в 1912 г. и курс подводного плавания в 1914 г., в 1914— 1915 гг. и. д. старшего инженер-механика ПЛ "Краб" 52, 53, 62, 79, 80, 82

Иконников Сергей, моторный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 86, 90

Казин Лев Христофорович (1878—1941), капитан, с 6 декабря 1912 г. подполковник ККИ, окончил Морское инженерное училище в 1901 г. и Морскую академию в 1906 г., младший судостроитель Севастопольского порта, с 19 июня 1912 г.— на Адмиралтейском судостроительном заводе в Петербурге 34, 35, 51, 52

Каменский Степан Тимофеевич (1880—1946), морской инженер, окончил кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института в 1908 г., в 1909 г. помощник строителя ПЛ "Краб" 32

Камерин Петр, рулевой унтер-офицер ПЛ "Краб" 85, 90

Канегиссер Иоаким Самуилович, инженер путей сообщения, директор-распорядитель завода Общества судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве 37 Карпов Виктор Евгеньевич (р. 1877), капитан, с 6 апреля 1914 г. подполковник ККИ, окончил Морское инженерное училище в 1901 г. и Морскую академию в 1906 г., младший судостроитель Николаевского порта, с 23 декабря 1913 г. старший судостроитель Севастопольского порта 33 92 104

Киверов Сергей Яковлевич (1884—1942), штабс-капитан, с 22 марта 1915 г. капитан ККИ, окончил Морское инженерное училище и курс подводного плавания в 1907 г., старший судостроитель Севастопольского порта, с 4 июня 1915 г. флагманский корабельный инженер Подводной бригады Черного моря 53, 56, 59, 62, 92

Клочковский Вячеслав Евгеньевич (1873—1930), капитан 1-го ранга, с 28 июля 1917 г. контр-адмирал, окончил Демидовский юридический лицей в 1898 г. и в июле того же года зачислен юнкером флота, а в 1899 г. произведен в чин мичмана, окончил курс подводного плавания в 1907 г., в 1910 г. начальник дивизиона подводных лодок, затем начальник Подводной бригады Черного моря 62, 75, 76, 77, 80, 83, 85, 90, 91, 92, 94

Колбасьев Евгений Викторович (1862—1918), капитан 2-го ранга, с 5 июля 1916 г. капитан 1-го ранга, конструктор"и изобретатель в ряде областей военно-морской техники, в том числе и в подводном плавании, в 1904 г. по его проекту совместно с корабельным инженером Н. Кутейниковым была построена разборная ПЛ 16

Коленов Прокофий Минович (1887—1965), минно-машинный кондуктор ПЛ "Краб" 80, 84, 86, 90

Кондрат Сергей, рулевой боцманмат ПЛ "Краб" 85, 90

Косов Иван, боцман ПЛ "Краб" 80

Костенко Владимир Полиевктович (1881 — 1956), корабельный инженер, окончил Морское инженерное училище в 1904 г., в качестве корабельного инженера эскадренного броненосца "Орел" принимал участие в Цусимском бою в 1905 г., начальник технической конторы Николаевского завода 91

Критцлер, немецкий инженер, представитель в России германских заводов Крупла ("Германия еерфт") и "Бр. Кертинг" 100

Кроткое Николай Васильевич (1875—1942), лейтенант, с 6 апреля 1914 г. капитан 1-го ранга, окончил Морской корпус в 1894 г. и Морскую академию в 1912 г., в 1904 г. старший офицер эскадренного броненосца "Пересвет" 8

Крузенштерн Владимир Валерианович (1888-1937), лейтенант, окончил Морской корпус в 1910 г. и курс подводного плавания в 1914 г., с 12 февраля по 9 октября 1915 г. и. д. старшего офицера ПЛ "Краб" 53, 79, 80

Крутиков Илья Иванович (р. 1878), штабс-капитан, с 1912 г. капитан Корпуса инженер-механиков, с 28 марта 1913 г. инженер-механик старший лейтенант, окончил Морское инженерное училище в 1904 г. и курс подводного плавания в 1907 г., помощник командира ПЛ "Краб", с 12 апреля 1912 г. наблюдающий по механической части в комиссии для наблюдения за постройкой кораблей в Черном море 47, 48

Крылов Алексей Николаевич (1863—1945), полковник, с 6 декабря 1916 г. генерал флота, академик, окончил Морской корпус в 1884 г. и Морскую академию в 1890 г., с 1910 г. профессор Морской академии, выдающийся математик, механик и кораблестроитель 17, 18, 20, 22

Куликов Алексей Павлович (р. 1912), старший лейтенант в отставке, был длительное время сотрудником Центрального военно-морского музея 99

Кучин Александр, минный кондуктор ПЛ "Краб" 80

Лаптев Петр, моторный унтер-офицер 2-й статьи ПЛ "Краб" 90

Лебеданский Борис Петрович (1883—1958), морской инженер, окончил кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института, ответственный сдатчик ПЛ "Краб" от Николаевского завода 50, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59

Лебедев Владимир Павлович (р. 1872), подполковик, с 6 декабря 1911 г. полковник ККИ, окончил Морское инженерное училище в 1896 г., с ноября 1909 г. по декабрь 1910 г. главный инженер Николаевского завода 33, 47

Ливен Александр Александрович (1860— 1914), вице-адмирал, окончил Морскую академию в 1898 г., с 11 октября 1911 г. начальник Морского генерального штаба 51

Лилье Владимир Александрович (1855— 1925), контр-адмирал с 1910 г., вице-адмирал, окончил Морской корпус в 1877 г. и Морскую академию в 1898 г., с 26 апреля 1910 г. председатель МТК 36, 37

Лощинский Михаил Федорович (р. 1849), контр-адмирал, окончил Морской корпус в 1872 г., с 25 сентября 1906 г. и. д. главного инспектора минного дела 22

Лукин Александр Петрович (1883—1940), старший лейтенант, окончил Морской корпус в 1904 г., с 4 февраля 1913 г. старший флагманский артиллерист Черноморской минной дивизии, служил в белом флоте (там же произведен в капитаны 2-го ранга), затем эмигрант, в 1931 г. в Париже издал книгу на русском языке "Флот" 88.

Лукьянов Валентин Сергеевич (р. 1884), инженер-механик лейтенант, с 6 декабря 1915 г. инженер-механик старший лейтенант, окончил Морское инженерное училище и курс подводного плавания в 1907 г. ответственный сдатчик, а затем сдаточный капитан ПЛ "Краб" от Николаевского завода 47, 58, 59, 75, 80

Лыкуш Василий, комендор ПЛ "Краб" 90

Люби Константин Григорьевич (1888 — 1957), лейтенант, окончил Морской корпус в 1909 г. и курс подводного плавания в 1913 г., в 1914-1915 гг. старший офицер ПЛ "Краб", с 9 февраля 1915 г. командир ПЛ "Карп" 52, 53, 57, 59

Макаров Степан Осипович (1848—1904), вице-адмирал, командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре 6,7

Малюта Андрей, электрик кондуктор ПЛ "Краб" 85, 90

Мищенков Василий, машинный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 49, 80, 86, 90

Моисеенок Иван, минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 80

Монастырев Нестор Александрович (1887— 1957), мичман, с 17 августа 1915 г. лейтенант, учился в Московском университете, в 1909 г. зачислен юнкером флота, в октябре 1912 г. произведен в чин мичмана, окончил курс подводного плавания в 1914 г., в 1915г. минный офицер, с 9 октября 1915 г. по 28 сентября 1916 г. и. д. старшего офицера ПЛ "Краб" 53, 62, 79, 80, 90, 91, 92, 100, 104

Муравьев Петр Петрович (р. 1860), вице-адмирал, окончил Морской корпус в 1882 г. и Морскую академию в 1886 г., в 1911 — 1915 гг. начальник Главного управления кораблестроения, с 1 июня 1915 г. помощник морского министра 51

Мязговский Александр Иванович (1857— 1918), контр-адмирал, с 14 апреля 1913 г. вице-адмирал, окончил Морской корпус в 1878 г., командир Николаевского порта 44, 45

Никитин Петр Иванович (р. 1891), инженер-механик мичман, с 11 ноября 1916 г. инженер-механик лейтенант, окончил Морское инженерное училище в 1914 г. и курс подводного плавания в 1916 г., с февраля по октябрь 1916 г. и. д. старшего инженер-механика ПЛ "Краб" 82, 91, 92

Паруцкий Михаил Васильевич (р. 1886), лейтенант, с 30 июля 1915 г. старший лейтенант, с 28 июля 1917 г. капитан 2-го ранга, окончил Морской корпус в 1905 г. и курс подводного плавания в 1910 г., флагманский штурман Подводной бригады Черного моря, с 17 октября 1915 г. командир ПЛ "Краб"; умер в Париже в эмиграции 75, 80, 82, 84, 88, 89, 90, 91, 92

Пархоменко Роман, сигнальный боцман ПЛ "Краб" 86, 90

Пасечный Матвей, минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 80

Пжисецкий Михаил Фомич (р. 1888), мичман, с 23 сентября 1916 г. лейтенант, в 1913 г. зачислен юнкером флота, 9 июня 1915 г. произведен в мичманы, окончил курс подводного плавания в 1916 г., исполнял обязанности минного офицера, а с 19 ноября 1916 г.— старшего офицера ПЛ "Краб" 90, 92

Покровский Андрей Георгиевич (р. 1862), контр-адмирал, с 10 апреля 1916 г. вице-адмирал, окончил Морской корпус в 1882 г. и Морскую академию в 1900 г., начальник Черноморской минной дивизии, с 17 марта 1916 г. начальник штаба ЧФ, а с 4 июля 1916 г. командир Николаевского порта 46, 50

Позняков Михаил, рулевой унтер-офицер ПЛ "Краб" 85, 90

Посадов Николай, моторный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 86-

Прудников Григорий, электрик унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 49, 80, 90

Пуснер Юлий, машинный кондуктор ПЛ "Краб", с 10 ноября 1916 г. подпоручик по Адмиралтейству, в декабре того же года назначен судовым механиком ПЛ "Краб" 80, 84, 86, 90, 91

Путилин Григорий, старший электрик ПЛ "Краб" 90

Реммерт Александр Адольфович (р. 1861), генерал-майор, с 10 апреля 1916 г. генерал-лейтенант флота, окончил Морской корпус в 1882 г. и Морскую академию в 1890 г., с 24 ноября 1911 г. начальник минного отдела Главного управления кораблестроения 50

Ризнич Иван Иванович (р. 1878), лейтенант, с 3 августа 1915 г. старший лейтенант, окончил Морской корпус в 1898 г. и курс подводного плавания в 1907 г., в 1904— 1906 гг. командир ПЛ "Стерлядь", был уволен в запас, призван во флот в 1914 г. 9, 13

Серухин Николай, рулевой унтер-офицер ПЛ "Краб" 85,90

Сильверберг Сергей Петрович, конструктор технической конторы Николаевского завода 58, 104

Смирнов Александр Яковлевич (р. 1888), подпоручик, с 25 марта 1912 г. поручик ККИ, окончил Морское инженерное училище в 1910 г., младший помощник судостроителя Николаевского порта, с 23 февраля 1912 г. помощник наблюдающего по кораблестроительной части в комиссии для наблюдения за постройкой кораблей в Черном море 34, 35

Смирнов Николай Александрович (р. 1868), статский советник, окончил университет, преподаватель физики и математики Минного офицерского класса 36

Солдатов Яков, электрик унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 80

Соловьев Борис Всеволодович (1886—1957), лейтенант, с 19 января 1915 г. старший лейтенант, окончил Морской корпус в 1904 г. и курс подводного плавания в 1908 г., с апреля 1915 г. командир ПЛ "Нерпа", с 18 августа того же года и. д. начальника 4-го дивизиона подводных лодок Черного моря 59

Сосновцев Федор, старший заграждатель ПЛ "Краб" 80

Суханцев Сергей, минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 49, 80, 86, 90

Сушкин Александр, старший электрик ПЛ "Краб" 80

Танцюра Семен, минный унтер-офицер, с 1916 г. минный кондуктор ПЛ "Краб" 80, 86, 90

Тихобаев Петр. Николаевич (р. 1873), младший инженер-механик, с 6 апреля 1914 г. инженер-механик капитан 2-го ранга, окончил Харьковский технологический институт в 1902 г., в 1903—1904 гг. инженер-механик эскадренного броненосца "Пересвет", в 1904 г. в Порт-Артуре совместно с подполковником А. П. Меллером строил подводную лодку, для чего использовал корпус старой подводной лодки С. К. Джевецкого, с 14 января 1908 г. служил на Обуховском сталелитейном заводе в Петербурге 8

Токарев Николай, рулевой боцманмат ПЛ "Краб" 79, 80, 85, 90

Трегубов Владимир Константинович (р. 1877), капитан, с 25 марта 1912 г. подполковник ККИ, окончил Морское инженерное училище в 1899 г. и Морскую академию в 1910 г., старший судостроитель Николаевского порта, с 25 февраля 1912 г. наблюдающий по кораблестроительной части в комиссии для наблюдения за постройкой кораблей в Черном море 34

Угрюмов Алексей Петрович (1859—1937), капитан 1-го ранга, с 6 декабря 1913 г. контр-адмирал, окончил Морской корпус в 1880 т. и Морскую академию в 1902 г., с 1911 по 1913 г. помощник начальника МГШ 42

Умястовский Генрих-Мечеслав Иванович (р. 1878), инженер-технолог, строитель ПЛ "Краб" 33

Федяевский Константин Константинович (1903—1970), доктор технических наук профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР 99

Феншоу Лев Константинович (1880—1958), старший лейтенант, с 30 июля 19!5 г. капитан 2-го ранга, окончил Морской кадетский корпус в 1901 г. и курс подводного плавания в!907 г., в 1914—1915 гг. командир ПЛ "Краб", с 18 августа 1915 г. и. д. начальник 1-го дивизиона подводных лодок Черного моря 52, 53, 57, 58, 62, 78, 80, 82, 92

Фролов Филипп, моторный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 86, 90

Храмов Сергей, машинный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 80, 86, 90

Царьков Григорий, моторный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 86, 90

Цывинский Генрих Фаддеевич (1865—1938), вице-адмирал, окончил Морской корпус в 1876 г., с 1910 г. главный инспектор минного дела 37

Черняк Иван, минно-артиллерийский содержатель 1-й статьи ПЛ "Краб", с 17 октября 1917 г. подпоручик по Адмиралтейству 80, 90

Чумак Анатолий, старший электрик ПЛ "Краб" 90

Чумичев Владимир, машинный унтер-офицер 1-й статьи ПЛ "Краб" 80

Шрейбер Николай Николаевич (1873—1931), капитан 2-го ранга, с 1 января 1913 г. капитан 1-го ранга, с 28 июля 1917 г. генерал-майор флота, окончил Морской корпус в 1893 г., в 1907—1908 гг. заведующий делами о минах заграждения и тралах в минном отделе МТК, в 1908—1911 гг. помощник главного инспектора минного дела, с 19 октября 1911 г. и. д. помощника начальника минного отдела Главного управления кораблестроения 23, 25, 28, 34, 35, 36, 37, 40, 41, 42, 45, 58, 103, 104

Щеглов Александр Николаевич (1886—1954), штабс-капитан, с 22 марта 1915 г. капитан ККИ, окончил Морское инженерное училище в 1907 г. и курс подводного плавания в 1910 г., помощник судостроителя Кронштадского порта 51

Щиголев Михаил Борисович (р. 1863), капитан 1-го ранга, с 6 апреля 1914 г. генерал-майор флота, окончил Морской корпус в 1884 г., главный минер Севастопольского порта 39

Эбергардт Андрей Августович (1856—1919), адмирал, окончил Морской корпус в 1879 г., с 11 октября 1911 г. по 28 июня 1916 г. командующий ЧФ 84

Яковлев Николай Сергеевич (р. 1856), подполковник Корпуса инженер-механиков, окончил Техническое училище Морского ведомства в 1879 г., с 22 января 1907 г. в отставке, начальник механической мастерской Николаевского завода 34

Date: 2015-06-06; view: 568; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию