Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника как объект социально-философского исследования





Осмысление проблемы техники в рамках социально-философской мысли прошло несколько этапов:

1) Античная философия: Техника рассматривается как имитация природы, действующая аналогично естественным процессам. При этом техника является результатом человеческой деятельности. Платон говорит о том, что техника возникает там, где мы нуждаемся, ибо природа нас не удовлетворяет. Аристотель понимал это так, что техника есть некий причастный истинному суждению склад души, предполагающий творчество. В этом смысле техника отождествляется с ремеслом. Вместе с тем Платон и Аристотель указывают на то, что ремесленники занимаются лишь копированием природных образцов и не создают чего-то принципиально нового. В соответствии с подобными установками статус ремесленников в античном обществе не был высок.

2) Средневековая философия: Продолжена линия античной философии на отождествление техники с практическим искусством, ремеслом. Под техникой полагалось ремесло, практическое мастерство строителя, изобретателя.

3) Философия Нового времени: На осмысление понятия техники в данный период определяющее влияние оказало формирование новой индустриальной цивилизации. Специфика данной цивилизации способствовала изменению статуса техники в европейском и североамериканском обществе в следующих аспектах:

- техника переходит из ремесленного занятия в профессиональную инженерную культуру, основанную на достижениях естествознания, и становится мощным фактором общественного развития;

- техника приобретает строго рациональный характер, основывается на точном логико-математическом и физическом мышлении;

- происходит подготовка технических специалистов по специальным научным методикам; повышается их статус как элиты, призванной обеспечить общество совокупностью инструментальных артефактов.

Промышленная революция в развитых странах способствовала формированию системы высшего политехнического образования. В 19 в. возникают первые профессиональные сообщества инженеров.

В конце 19 в. формируется философия техники. В 1877 году появилась книга профессора Гейдельбергского университета Э. Каппа «Основные направления философии техники». Некоторые из представителей научно-технической интеллигенции активно занимаются философскими проблемами техники (Э. Капп, А. Ридлер, П. Энгельмейер и др.). Инженеры пытались осмыслить ценностный статус техники в культуре и цивилизационном процессе.

В их трудах формируется органопроективная концепция техники, согласно которой технические артефакты представляют собой естественное продолжение органов человека.

Э. Капп выводил возможности техники из развития самой человеческой природы и считал машину проекцией органов человека. Он отмечал, что человек бессознательно делает свое тело масштабом для природы. Так возникла, например, десятичная система счисления (десять пальцев рук). Однако принцип органопроекции легко объясняет только возникновение первых простейших орудий. Тут Э. Капп указывает, что органическая проекция может и не позволять распространять формальное сходство и что ее ценность в преимущественном выражении основных связей и отношений организма.

В качестве примера приводится паровая машина. Форма ее как целого не имеет ничего общего с человеком, схожи лишь отдельные органы. Но когда паровая машина начинает функционировать, например, в локомотиве, то сразу обнаруживается сходство ее общего целесообразного механического действия с органическим единством жизни: питание, изнашивание частей, выделение отбросов и продуктов сгорания, остановка всех функций и смерть, если, скажем, разрушена важная часть машины, сходны с жизненными процессами животного. Капп подчеркивает, что это уже не бессознательное воспроизведение органических форм, а проекции, т.е. вообще живого и действующего как организм существа. Далее Капп переходит от отдельных созданий техники к тем могучим культурным средствам, которые не укладываются в понятие аппаратов и имеют характер систем. Таковы, например, железные дороги и телеграф, покрывшие сетью весь земной шар. Первые, особенно при соединении рельсовых путей и пароходных линий в одно целое, являются отражением системы кровеносных сосудов в организме. Это коммуникационная артерия, по которой циркулируют продукты, необходимые для существования человечества. Второй естественно сравнить с нервной системой.

Предметом осмысления становится также статус инженеров в обществе. С конца 19 в. в рамках философии техники приобретает популярность идея технократии, согласно которой любая социальная система способна достичь процветания в результате установления господствующего положения в экономической и политической системе общества технических специалистов. Вклад техники в развитие цивилизации пока расценивался как только положительный, негативные следствия технического прогресса еще не проявлялись на поверхности социальной жизни и не беспокоили общественное мнение.

4) Философия 20 – начала 21 вв.: Проблемное поле и структура философии техники интенсивно формировались по мере выявления особенностей развития и функционирования техники и технологий в социально-культурном пространстве. Развиваются разные подходы к пониманию сущности техники.

Основные направления современной философии техники:

1) Сциентистское направление (А. Эспинас, Ф. Бон): Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Делается философский анализ системы «наука-техника», проводится гносеологическое исследование проблем техники, технического творчества и технического знания. Техника рассматривается как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания.

2) Социологическое направление: Анализирует взаимоотношения техники и общества. Это направление делится на три ветви:

- техницизм: утверждается позитивная роль техники в обществе, совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы (У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер);

- антитехницизм: утверждается негативная роль техники в обществе; техника рассматривается как причина глобальных проблем современности, кризиса нравственных и культурных ценностей, усиления социального контроля и отчуждения в обществе иногда даже как угроза для дальнейшего существования человечества (М. Хайдеггер, М. Хоркхаймер, Т. Адорно);

- синтетическая программа (Ф. Эллюль, Л. Мэмфорд, Г. Йонас): утверждается необходимость гуманизации техники. С одной стороны, техника признается фактором развития человека, условием сохранения жизни и поддержания ее на высоком уровне, объектом человеческого творчества. С другой – формулируется идея, согласно которой в современном обществе потребления техника служит орудием усиления социального контроля и отчуждения. Процесс гуманизации техники должен сопровождаться перестройкой самих основ человеческой культуры.

3) Антропологическое направление (А.Хунинг): Техническая среда рассматривается как способ существования человека. Философский анализ технической деятельности сочетается с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека. Исследуя технику как необходимый атрибут человеческого бытия, это направление часто идет по пути биологизации техники. Источник всякого технического творчества оно видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей, присущих природе человека. Человек, таким образом, техникой восполняет свою биологическую недостаточность.

4) Религиозное направление (Ф. Дессауэр): Техника рассматривается как воплощение сверхъестественной сущности – Бога. Любая техническая система воплощает универсальную упорядоченность природы в соответствии с божественной целью. Техническое изобретение рассматривается как «свободное» совпадение человеческой инициативы с волей Бога, а технический прогресс – как реализация развивающегося с непреклонной логической необходимостью божественного интеллекта. Вера в Бога придает смысл человеческой деятельности, формирует чувство ответственности и защищает людей от возможных злоупотреблений техникой.

 

Date: 2015-11-15; view: 1118; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию