Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура научного знания и его основные элементы





Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру,котораявыражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов.

Любое научное исследование начинается со сбора, систематиза­ции и обобщения фактов, которые являются основными элементами научного знания.

Понятие «факт» имеет следующее значение –этонекоторый фрагмент действительности, объективные со­бытия, результаты, относящиеся либо к объективной реальности («фак­ты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»).

Научным факт становится тогда, когда он яв­ляется элементом логической структуры конкретной системы научно­го знания, включен в эту систему.

Научный факт –это знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т. е. синоним истины; а также предложение, фиксирую­щее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экс­периментов.

В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, сово­купность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипо­тез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий или их опровержении. Расхождение отдель­ных или нескольких фактов с теорией не означает, что последнюю надо сразу отвергнуть. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.

Структура научного познания может быть представлена как единство двух его основных уровнейэмпирического и теоретического. Эти уровни тесно взаимосвязаны и в процессе развития взаимопере­ходят друг в друга. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому, что характерно для эмпиризма и схо­ластического теоретизирования.

Необходимо различать оппозиции «чувственное–рациональное» и «эмпирическое–теоретическое», хотя все эти понятия тесно связа­ны между собой. Оппозиция же «эмпирическое–теоретическое» есть различение уже внутри рационального знания. Это означает, что сами по себе чувственные данные, сколь бы многочисленными и существен­ными они ни были, научным знанием еще не являются. Эмпирическое и теоретическое, хотя и связаны между собой, но существенно отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.

В истории познания сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного по­знания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к эмпирическому его уров­ню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абст­ракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выяв­ление объективных законов.

Эмпиризм (от греч. impeiria опыт) отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. Единственным источ­ником познания признает опыт, чувственное познание (живое созер­цание), вследствие чего эмпиризм всегда был связан с сенсуализмом (от лат. sensus чувство), но это не тождественные понятия. При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта, а рациональ­ная, мыслительная деятельность сводится к разного рода комбинаци­ям того материала, который дается в опыте и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

Ограниченность эмпиризма состоит в преувеличении роли чув­ственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.

Говоря о схоластическом теоретизировании, необходимо отме­тить, что понятие «схоластика» чаще всего употребляется в двух смыс­лах: прямом –как определенный тип религиозной филосо­фии, в особенности характерный для Средних веков, и в переносном – как бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от ре­альной жизни и практики.

Схоластика – отвлеченно-догматический способ мышления, опи­раю­щийся не на реалии жизни, а на авторитет канонизированных тек­стов и на формально-логическую правильность односторонних, чисто словесных рассуждений. Она несовместима с творчеством, с крити­ческим духом подлинно научного исследования, поскольку навязыва­ет мышлению уже готовый результат, подгоняя доводы под желае­мые выводы.

Проявления схоластического мышления чаще встречаются в соци­ально-гуманитарном познании, чем в естественно-научном, особенно в условиях тоталитарных политических режимов. Это – цитатниче­ство, начетничество и компилятивность, которые становятся основ­ными «методами» исследования; несвобода и авторитарность мысли, ее подчинение официальной идеологической доктрине и ее обоснова­ние, субъективизм и произвольность в оперировании понятиями и тер­минами, комментаторство и произвольное толкование текстов [47].

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Характерные признаки эмпирического познания – сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация.

Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредствен­но на свой объект. Для него характерно использование следующих приемов и средств: описание, сравнение, измере­ние, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт.

Таким образом, эмпирический опыт никогда – тем более в современной науке – не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки – это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теорети­ческие схемы, «концептуальные каркасы действительности». Они состоят из абстрактных объектов (идеальных конструктов) разного рода – постулатов, принципов, определений, концептуальных моделей и т. п.

Эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня:

а) единичные эмпирические высказывания, которые фиксируют результаты единичных наблюдений;

б) факты, которые представляют собой индуктивные обобщения;

в) эмпирические законы различных видов (например, «все тела при нагревании расширяются», «все металлы электропроводны»);

г) феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов.

Все эти уровни представляют собой чаще всего гипотетическое, вероятностное знание в отличие от теоретического познания, где преобладающим является достоверное знание. Если эмпирическое знание – это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах, то теоретическое знание – это совокупность высказываний об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой деятельности мышления.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным, но очень важным аспектом познавательного процесса. Тео­ретическое познание отражает явления и процессы со стороны их уни­версальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с по­мощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций,таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий, – «квинтэссенции» знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как:

а) формализация;

б) аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы;

в) абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов;

г) идеализация – процесс создания чисто мыс­ленных предметов («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.);

д) синтез – объединение полученных в результате анализа эле­ментов в систему;

е) дедукция – движение познания от общего к част­ному, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Присутствие в познании идеализации служит показателем развитости теоретичес­кого знания как набора определенных идеальных моделей.

Тем самым теория строится таким образом, что она описывает не окружающую действительность, а идеализированные объекты.Идеализация – основная логическая операция теоретического мышления. Ее целью и результатом является создание, конструирование особого типа предметов – идеализированных объектов, работа с которыми –существенная характеристика теоретического познания.

Характерной чертой теоретического познания является его направ­ленность на себя, исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппа­рата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, предвидение будущего.

На теоретической стадии науки преобладающим является рациональное познание, которое наи­более полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осу­ществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий рас­крытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Челове­ческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой систе­ме, которая может быть естественной или искусственной (язык мате­матики, формальной логики, химические формулы и т. п.).

Существуют формы мышления –способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения, умозаключения, категории. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как проблема, гипотеза, теория.

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе по­знания и требующий ответа. Проблема –этопроцесс, включающий два основных момента – ее постановку и решение. Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действи­тельный успех в науке.

Научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации, которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возник­шая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои харак­терные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных, например, проблема создания вечного двигателя. Решение ка­кой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значе­ние которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях, таких как:

а) форма теоретического знания, характе­ризующаяся проблематичностью и недостоверностью;

б) метод разви­тия научного знания.

Как форма теоретического знания гипотеза дол­жна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при по­строении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли науч­ного знания. Такими непременными условиями являются следующие.

1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам.

2. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты.

3. Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые зап­рещаются законами формальной логики. Но противоречия, явля­ющиеся отражением объективных противоречий, не только допу­стимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например, была гипо­теза Луи де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных – корпускулярных и волновых – свойств, которая затем ста­ла теорией).

4. Гипотеза должна быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективного, никаких произвольных допущений, не вы­текающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.

5. Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объясне­ния которых она специально была выдвинута.

6. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения либо прямо – непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно – путем выведения следствий из гипотезы и их опытной проверки (т. е. сопоставления следствий с фактами). Однако второй способ сам по себе не позволяет уста­новить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.

Теоретическое знание (как и эмпирическое) включает три уровня (по степени общности):

а) аксиомы, теоретические законы;

б) частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеализированных объектов;

в) частные, единичные высказывания, утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов.

Теория – наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных свя­зей определенной области действительности.

Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методоло­гии науки выделяют следующие основные элементы теории.

1. Исходные основания –фундаментальные понятия, прин­ципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.

2. Идеализированные объек­ты – абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т. п.).

3. Логика теории – совокупность определенных правил и спо­собов до­казательства, нацеленных на прояснение структуры и изме­нения знания.

4. Философские установки и ценностные факторы.

5. Со­вокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основных положений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

К числу основных функций теории можно отнести следующие.

1. Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существен­ных характеристик, законов его происхождения и развития и т. п.

3. Методологическая функция –на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная – функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвиде­нием.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности [20].


 

Date: 2015-11-15; view: 1265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию