Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
III. Основные принципы материалистического учения К. Маркса и Ф. ЭнгельсаКарл Маркс (1818-1883) – основатель материалистического учения про общество ( материалисты считали первичной материю, а не дух). Маркс написал множество научных работ (некоторые в соавторстве с Фридрихом Энгельсом), где значительное место уделил социологическим вопросам. В таких работах как, - «Классовая борьба в Германии», «Капитал» и др. широко использовались практические социологические исследования (анкета для рабочих и т.д.). К. Маркс определил социальные законы следующим образом: - человечество прогрессивно развивается в связи с изменением общественно-экономических формаций: первобытная (родовая), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (империалистическая), социалистическая (коммунистическая); - первостепенными являются экономические отношения, а второстепенные функции принадлежат идеологическим, политическим, социальным, духовным и правовым отношениям в обществе; - закон классов, классовой борьбы, диктатуры пролетариата и революции. Именно через диктатуру пролетариата будут отменены старые производственные отношения, и появится новая формация – социализм (коммунизм). Критикуя О. Конта, К. Маркс подчеркивал, что объединение 2-х социологических методов – эмпирического и теоретического – позитивно влияет на изучение общества. При этом Маркс еще не употреблял термин «социология». Это на тот период была еще новая наука. По мнению, Маркса именно общественное производство есть первичным и определяющим общественное сознание людей. Экономика является главной движущей силой общественных процессов, общественного развития и общественных изменений. Поэтому экономические отношения, развивающиеся в процессе производства материальных благ, взаимодействия людей и их групп, Маркс расценивал как базисные. Отношения собственности – главные в экономической жизни общества и определяют все последующие общественные явления и процессы (политические и духовные отношения и т.д.). Способом поддержания господствующего положения того или иного класса является политическая власть. Государство законодательно поддерживает приоритет одного класса над другим. Согласно учению марксизма, капитализм – последнее эксплуататорское общество, на смену которому, через революцию, придет коммунизм – бесклассовое общество. В каждом антагонистическом обществе Маркс выделял 2 борющиеся класса, которые определяли социальные отношения. Например, в капиталистическом обществе – это буржуазия (капиталисты) и пролетарии (наемные рабочие). В обществе люди занимают разные места в процессе производства и имеют разное отношение к средствам производства – именно эти факторы определяют принадлежность людей к определенному классу. Среди различных социальных конфликтов, К. Маркс выделяет центральный конфликт – между 2-мя антагонистическими классами, решение которого возможно только через революцию. Обосновывал неминуемость социалистической революции, способной ликвидировать частную и установить общественную собственность на средства производства. При этом только силовая модель способна решить межклассовый конфликт. Государственной модели противопоставляется концепция «гражданского общества», в основу которого заложены законы экономических отношений. Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал процесс формирования социального неравенства и проанализировал социальные конфликты, как необходимое для общественного развития и прогресса явление.
|