Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модудь 3. Личность в деятельности и общении. Индивидуально-психологические особенности личности
Тема 12. Деятельность (Лекции -2/0,5 часа, самостоятельно – 6/6) Категория деятельности в психологии (как объяснительный принцип и как предмет исследования). Деятельностный подход в психологии. Основные характеристики деятельности: предметность и субъективность. Отличие деятельности от активности и поведения. Внутренние и внешние компоненты деятельности. Основные атрибуты деятельности. Соотношение структурных и мотивационных компонентов по Леонтьеву. Структурные преобразования деятельности в процессе ее развития (укрупнение и одробление единиц деятельности). Соотношение внутренней и внешней деятельности. Интериоризация и экстереоризация. Умения и навыки как структурные элементы деятельности, их образование. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности. Игра, общение, учение, труд как виды человеческой деятельности. Деятельность и психические процессы. Зависимость развития психических процессов от деятельности. Ведущая деятельность и психологический возраст. Деятельность и обучение, деятельность и способности, познавательная деятельность, деятельность и сознание, деятельность и общение, деятельность и психика. Тема 13. Общение (Лекции - 4/1 часа, практика – 2 часа, практика 4/- ч., самостоятельно -4/4) Понятие общения. Классификации общения по целям, средствам и содержанию. Формы и функции общения. Роль общения в психическом развитии человека. Общение и деятельность. Коммуникативная сторона общения. Проявление активности коммутатора и реципиента общения. Факторы влияющие на эффективность передачи информации. Кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика. Интерактивная сторона общения. Психологические способы взаимодействия. Перцептивная сторона общения. Основные процессы, обеспечивающие взаимопонимание. Возможности осознания себя через другого: идентификация, эмпатия, рефлексия. Понятия: аттракция, каузальная атрибуция, эффект ореола, эффект первичности, эффект новизны, явление стереотипизации, эффект самопроекции. Техники и приемы общения. Обратная связь. Коммуникационные акты, подавляющие общение. Акты коммуникаций, способствующие общению. Тема 14. Личность (Лекции -4/0,5 часа, практика 4/- ч, самостоятельно – 6/6) Проблема человека в психологии. Содержание понятий: индивид, индивидуальность и личность. Категория личности в психологии. Параметры классификации современных психологических теорий личности. Взгляды на личность с точки зрения фрейдизма, бихевиоризма, когнитивной теории, гуманистических теорий. Понятие защитных механизмов. Виды защит (отрицание, подавление, рационализация, формирование реакции, проекция, интеллектуализация, замещение и т. д.). Понятия: «образ – Я», самоактуализация, самоидентификация, самооценка, социальная роль, социальный статус, самосознание личности. Направленность личности, потребности и мотивация. Установка. Тема 15. Темперамент и характер (Лекции -4/1 ч., практика -2/-ч., самостоятельно – 6/6ч.) Различные подходы к определению темперамента. Основные учения о типах темперамента: гуморальный, конституционный, нейрофизиологический, факторный подходы. Типы темперамента и их характеристики. Методы диагностики темперамента. Определение характера. Характер как система устойчивых черт. Структура характера. Основные и второстепенные черты характера. Мотивационные и инструментальные черты личности, их отличие от черт характера. Типологии характера. Общие принципы построения типологий. Общая характеристика подходов (точки зрения психогностики, дифференциальной психологии, социального поведения, психологии личности, русской и советской школ): взгляды на характер как на тип и как на уникальность конкретного индивида. Представление о характере в клинической психологии. Понятие акцентуации характера. Классификации акцентуаций характера по Леонгарду и Личко. Тема 16. Мотивация (Лекции -2/1 ч., практика 2/- самостоятельно – 7/7 ч.) Мотивация (диспозиционная и ситуационная мотивации), мотив, цель, потребность. Интерес, задача, желание, намерение. Строение мотивационной сферы человека. Широта, гибкость, иерархизированность мотивационной сферы. Основные направления исследования мотивационной сферы в психологии. Когнитивный подход: теория когнитивного диссонанса, теория каузальной атрибуции, теория мотивации Аткинса. Бихевиоризм: поведенческий потенциал Роттера. Теория потребностей Маслоу. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы. Специфика исследования мотивации в современной психологии (основные понятия, принципы, методы). Мотивация и личность. Тема 17. Способности (Лекции -2/1 часа, практика 2/- ч., самостоятельно -7/7 ч.) Понятие способностей. Неоднозначность определения способностей в психологии. Классификация и виды способностей. Природные и специфические, общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, способности к общению и предметно- деятельностные способности. Уровни способностей: репродуктивный, творческий, талант, гениальность. Понятие одаренности. Задатки и способности. Соотношение биологической и социальной обусловленности задатков. Качественные и количественные характеристики способностей. Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности. Способности и когнитивные стили. Зависимость креативности от интеллектуальных способностей. Конвергентное и дивергентное
|