Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свято‑Троице‑Макарьево‑Желтоводский женский монастырь





 

Россия, Нижегородская обл., Лысковский р‑н, пос. Макарьево, на левом берегу Волги.

Предания говорят, что монастырь был основан около 1435 года монахом Нижегородского Печерского монастыря святым преподобным Макарием, Желтоводским и Унженским чудотворцем. Родился будущий святой в Нижнем Новгороде в семье состоятельных посадских горожан Иоанна и Марии в 1349 году. Родителями его с раннего возраста была отмечена удивительная приверженность их сына к храму Божьему и к церковной службе. Иноческая жизнь, полная трудностей и лишений, увлекала воображение мальчика. И в двенадцать лет благочестивый сын тайком убежал из дома в Печерский монастырь. Настоятель обители Дионисий пытался отговорить отрока от монашеской жизни, по годам еще не способного к иноческому подвигу, но тот умолил настоятеля не гнать его из обители. И Дионисий сделал его своим учеником. Через некоторое время отец нашел мальчика и разрешил остаться в монастыре.

После смерти Дионисия в 1385 году Макарий какое‑то время еще подвизался в монастыре. Но однажды инок покинул его, чтобы в слободе Решма Юрьевецкого уезда Костромской губернии основать обитель во имя Богоявления Господня. Устроив обитель и назначив игумена, Макарий, скрываясь от людской славы, ушел искать новое место вниз по Волге. Через двести верст он остановился на берегу большого тихого озера, называемого Желтым. Вскоре его добродетельная жизнь привлекла сюда множество людей. И в 1435 году Макарий начинает строить новую обитель с храма во имя Святой Живоначальной Троицы. Но уже в 1439 году, после набега отряда хана Улу‑Махмета, монастырь перестал существовать. Старец и часть иноков попали в плен. Хан, взяв со старца обещание не возобновлять монастырь, даровал им свободу. Верный слову девяностолетний Макарий ушел в костромские леса (и увел с собой спасенных по его просьбе русских пленников), где на реке Унже в 1439 году основал новую обитель – Макарьевский Унженский монастырь. Здесь в 1444 году и окончил свою земную жизнь преподобный Макарий.

Желтоводская обитель до 1620 года находилась в запустении, пока посадский человек из Мурома по имени Алексей, в постриге Авраамий, которому преподобный Макарий неоднократно являлся во сне, не стал ее восстанавливать. Стараниями Авраамия в 1624 году был освящен главный престол собора во имя Святой Живоначальной Троицы, из Унженского монастыря был перенесен образ преподобного Макария и поставлен в специально построенной часовне. Особенно быстро строительство пошло после того, как под стенами монастыря образовалась ярмарка, которая в короткие сроки получила статус Всероссийского торжища. Ежегодно в августе у стен монастыря возникал временный огромный торговый город. Количество торговых лавок достигало пяти тысяч.

Развитие книгопечатания, соседство с Макарьевской ярмаркой, наличие средств позволили монастырскому начальству собрать большую библиотеку. В «духовной» строителя Авраамия за 1640 год было описано 70 книг (печатных и рукописных), а в «Переписной книге церковной утвари» за 1702 год насчитывается уже 467 книг, из которых 347 – печатные.

В 1817 году ярмарка после сильного пожара была перенесена в Нижний Новгород. Для Макарьевского монастыря перенос ярмарки оказался невосполнимой потерей. Монастырь беднел с каждым годом, и монахи стали покидать обитель на Волге. Уход монахов из монастыря увеличился, когда в начале XIX в. Волга изменила свое русло, затопила Желтое озеро, вплотную подошла к стенам святой обители и стала ее разрушать. Сначала были подмыты частично стены монастыря, а в 1859 году рухнул центральный купол собора. Опасаясь за жизнь монахов, Нижегородское епархиальное начальство и местные власти приняли решение об упразднении монастыря и уничтожении монастырского комплекса. Но благодаря настойчивости местных жителей удалось сохранить этот уголок Древней Руси. В 1869 году монастырская община все же была упразднена, монахи разошлись по другим обителям. Здесь остался лишь один иеромонах, приглядывать за опустевшими монастырскими зданиями. По просьбе макарьевских жителей в монастыре была оставлена чудотворная икона преподобного Макария.

Через несколько лет Волга снова изменила свое русло и отошла от монастыря почти на версту. Опасность для зданий исчезла. В 1882 году монастырская община была восстановлена, но уже как женская. В 1910 был восстановлен центральный купол Троицкого собора и вновь украшен росписью. Монастырь постепенно стал возрождаться. К 1917 году монастырь собрал около трехсот сестер.

В 1927 году монахини были изгнаны из стен обители. В 1928–1929 годах здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 году монастырь был передан Лысковскому зооветеринарному техникуму.

Только в январе 1992 года Свято‑Троицкий Макарьево‑Желтоводский монастырь был возвращен Нижегородской епархии, началось возрождение древней обители. Первой была восстановлена надвратная церковь Михаила Архангела, затем преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, приведены в порядок монашеские кельи, восстановлены стены и башни, спасена от падения и разрушения колокольня.

 

Серафимо‑Понетаевский женский монастырь (Скитсерафимо‑Дивеевского монастыря) во имя иконы Божьей Матери «всех скорбящих Радость»

 

Россия, Нижегородская обл., Шатковский р‑н, с. Понетаевка.

Основала его Гликерия Васильевна Занятова, крестьянка. Мать ее, исцеленная от рака молитвами преподобного Серафима Саровского, дала обет посвятить Богу младенца, рожденного ею после этого чудесного исцеления. Вскоре у нее родилась дочка, названная Гликерией. Батюшку Серафима Гликерия помнила с детских лет, когда они с матерью ходили в Саровский монастырь за мудрым советом и благословением. В 1832 году преподобный Серафим благословил Гликерию на поступление в Дивеевскую Мельничную девичью общину. В 1860 году в монастыре сложилась трудная ситуация: начальница общины вынуждена была уехать из обители, так как не могла противостоять деятельности отца Иоасафа, самовольно объявившего себя учеником преподобного Серафима, которому батюшка якобы поручил духовно окормлять дивеевских сестер после своей кончины. На должность начальницы общины сестрами были выдвинуты две кандидатуры: Гликерии Занятовой и Елизаветы Ушаковой. Образовалось два лагеря, каждая сторона хотела видеть во главе обители свою кандидатку. В результате жребия, а не большинством голосов, как было положено в обителях, выбор пал на Гликерию. С этим не согласились сестры, выдвигавшие Елизавету Ушакову. Священный Синод не утвердил кандидатуру Гликерии и предложил церковному начальству удалить ее из общины, опасаясь продолжения смут в Дивееве. В марте 1862 года Серафимо‑Дивеевскую обитель покинули три послушницы, среди них и Гликерия. Изгнанные сестры пришли в Саровский монастырь на могилу батюшки Серафима и долго плакали о своем горе. По словам Гликерии, ею был услышан совет батюшки идти в село Понетаевку, где они смогут найти приют.

В Понетаевке проживала Елизавета Алексеевна Копьева, которую батюшка Серафим еще при жизни благословил устроить богадельню в своем имении и не забывать после смерти его «сироточек». Она часто бывала в Дивеевской обители и хорошо знала Гликерию. Поэтому удаленные из Дивеевской обители сестры нашли у Е. А. Копьевой приют. Узнав об этом, сестры Серафимо‑Дивеевской общины стали добровольно присоединяться к ним на жительство, и вскоре в Понетаевском имении их собралось более сорока. Серафимо‑Понетаевская община была утверждена императором и Священным Синодом в 1864 году. Во главе новой обители с общего согласия сестер встала Гликерия Занятова.

В 1869 году Серафимо‑Понетаевская община была возведена в степень третьеклассного женского монастыря, а в 1870 году Гликерия Занятова принимает монашеский постриг с именем Евпраксия и удостаивается возведения в сан игуменьи.

В 1885 году икона «Знамения Пресвятой Богородицы» начала являть чудесные исцеления. Сотни людей после молитвы перед иконой обретали исцеление от тяжелых недугов: слепоты, параличей, нервных болезней.

В 1893 году, на 75‑м году жизни, игуменья Евпраксия тихо отошла ко Господу. Тело ее было погребено в монастырской усыпальнице у алтаря церкви Живоносного Источника.

После прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году наступил небывалый пик паломничества в Саровский монастырь. Были проложены дороги и налажена ямская связь с монастырями, объединенными именем батюшки Серафима. Большое число паломников появилось и в Понетаевском монастыре. Все паломники единодушно отмечали необыкновенную приветливость понетаевских монахинь.

Архитектурный ансамбль монастыря окончательно сложился к 1911 году. Монастырь был обнесен кирпичной оградой, внутри которой находились домовые храмы, величественная колокольня, корпус, кельи для сестер. Серафимо‑Понетаевский Скорбященский монастырь, крепко встав на ноги, начал заниматься благотворительной деятельностью.

В советское время монастырь был закрыт.

Сейчас в бывшем Серафимо‑Понетаевском монастыре нет садов и цветников, заросли монастырские пруды. В церковных зданиях, разделенных в советское время перекрытиями на этажи, размещаются больничные палаты. Недавно сюда пришли монахини Дивеевского монастыря. Восстанавливается домовая церковь, ремонтируются крыши, очищается территория.

 

Date: 2015-11-15; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию