Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Река жизни: путешествие по Нилу





 

Хотя точно известно, что Клеопатра и Цезарь совершили круиз по Нилу после победы в Александрийской войне, историки долгое время не могли прийти к единому мнению относительно того, сколько он длился. Некоторые утверждают, что «едва ли больше одного дня»[225]или в лучшем случае неделю, другие же считают, что путешествие на юг продолжалось несколько месяцев. Римский историк Аппиан писал, что «обо всем этом с большой точностью и подробностью рассказано»[226]в его сочинении о Египте, которое, к сожалению, не сохранилось, но из этого утверждения следует, что плавание было достаточно продолжительным.

Конечно, подобные водные путешествия Птолемеи совершали неоднократно, когда возникала необходимость подавить волнения или отпраздновать победу, бракосочетание или рождение царского отпрыска, и тем самым поддержать свой имидж в глазах египетских подданных. В 217 году до н. э. Птолемей IV и Арсиноя III отправились в плавание вверх по реке, чтобы отметить военные успехи, а в 186 году до н. э. первая Клеопатра со своим мужем плавала на юг до Филэ с целью возвестить о разгроме повстанцев и рождении сына. Дед Клеопатры, Птолемей IX Лафур, таким же образом добрался до самой глубинки и исполнил священные ритуалы, а ее отец Авлет «со свитой, женами и детьми пересек всю страну и, вернувшись в Мемфис, присутствовал на религиозном празднике»[227].

Теперь же и Цезарь с Клеопатрой, «обозревая страну, плавал по Нилу на четырехстах кораблях, предаваясь и другим наслаждениям»[228]. Однако это была не столько увеселительная экскурсия, сколько триумф на воде в ознаменование успешного завершения недавних военных действий, а также демонстрация военной мощи Рима, если учесть огромное количество сопровождавших их военных кораблей и транспортных судов для перевозки войск. Цель же Клеопатры состояла в том, чтобы показать Цезарю свою древнюю страну. Ему предоставлялась возможность своими глазами увидеть огромные ресурсы, которыми он мог бы воспользоваться через посредство своей супруги. Сейчас, когда она фактически снова пришла к власти и одержала победу рядом с самым могущественным человеком в мире, ставшим ее партнером, беременность Клеопатры завершила ее преображение в живую Исиду. Она стала воплощением богини‑матери, плывущей по волнам с наследником в чреве, и ее появление среди людей служило гарантией хорошего разлива реки, чего они очень хотели.

Когда в пострадавшем во время войны дворце начался ремонт, одержавшая победу чета поднялась на борт большого парадного корабля Клеопатры, стоявшего на якоре в царской гавани. Этот элегантный трехпалубный плавучий дворец длиной триста футов скорее всего представлял собой модификацию знаменитого «Таламегоса», построенного для Птолемея IV. По его бортам протянулись сады с дорожками для прогулок. Согласно древним источникам, на средней палубе с окнами и балконами находились «обеденные комнаты, спальни и все остальное, необходимое для проживания»[229]. Стены в главной обеденной комнате на двадцать лож были обшиты панелями из ароматного кедра, инкрустированного золотом и слоновой костью. Деревянный потолок с позолотой и резными украшениями поддерживали колонны из кипариса изумительной красоты. Еще одна обеденная комната была отделана индийским мрамором. В оформлении третьей использовались древнеегипетские мотивы с традиционными колоннами, которые у египтян «утолщаются кверху и складываются поочередно из разных барабанов, белых и черных. Иногда капители их колонн круглы и походят на приоткрывшийся розовый бутон, <…> чашечки цветов речного лотоса и бутоны финиковых пальм»[230].

То, что такой роскошный корабль существовал на самом деле, подтверждается столь же богатым декором, обнаруженным на двух прогулочных судах длиной семьдесят метров, которые плавали в I веке н. э. по озеру Неми в районе Альбанских холмов к юго‑востоку от Рима. Итальянский диктатор Муссолини, археолог‑любитель, дал описание этих «огромных и великолепных судов с комнатами, садами и фонтанами, отделанных мрамором, драгоценными металлами и деревом редких пород, сияющих золотом и изобилующих украшениями»[231]. Суда подняли со дна озера по его приказу. На них еще были мозаичные полы, ванные комнаты и святилища для поклонения Исиде и Артемиде. В декоре судов чувствовалось влияние Птолемеев. Представители этого рода, в частности, Клеопатра и ее отец, очевидно, посещали эти места.

На парадном корабле Птолемеев находилось святилище в виде ротонды с мраморной статуей Афродиты‑Исиды и колонный зал Диониса, достаточно просторный, чтобы в нем разместились тринадцать лож перед золотой нишей, украшенной драгоценными камнями, где стояли высеченные из паросского мрамора скульптуры членов царской семьи. Часть верхней палубы занимали столовая на открытом воздухе и зона отдыха. Сидя под пурпурным навесом с золотыми блестками в теплые вечера, пассажиры могли обозревать нильские берега и находиться на виду. На стофутовой мачте крепился покрашенный полотняный парус, вероятно, расписанный как во времена прежних фараонов – звездами, именами и титулами, чтобы возвестить, кто плыл по реке. Александру и его полководцам, конечно, нравились ярко раскрашенные паруса и флаги; птолемеевский пурпурный марсель был «фирменным знаком» Клеопатры, а изображение ее альтер эго – Исиды Фариа, изобретательницы паруса, – украшало флаги многих царских судов.

Капитан Клеопатры, которого по традиции называли «командиром царского корабля», вывел парадное судно под пурпурными парусами, наполняемыми северным ветром, через поворотный мост дамбы в меньшую гавань Кибот. Там к ним присоединился морской эскорт Цезаря в составе четырехсот кораблей, и вся флотилия поплыла по двенадцатимильному каналу, проложенному через александрийский квартал Ракотис, населенный египтянами. Намеченный Александром и построенный Птолемеем I, этот водный путь получил название Канал Клеопатры в память о царице, часто совершавшей плавания из греческого города в египетское царство.

Затем корабли вышли в открытые воды Мареотийского озера, где небольшие острова с разбитыми на них садами служили излюбленным местом отдыха александрийцев. По берегам озера выращивали папирус, а к самой воде выходили виллы с виноградниками. Изготовляемое там вино экспортировалось даже в Италию и Галлию. Вероятно, Цезарь и Клеопатра запаслись им для предстоявшего путешествия. Флотилия достигла самого Нила и двинулась дальше на юг по Канопскому рукаву в сторону древнего торгового поселения греков Навкратиса, находившегося примерно в сорока пяти милях от берега реки, затем миновала Теренутис с его замечательным храмом, посвященным совместной змеиной и коровьей силе Хатхор‑Термутис в одной богине. Здесь, насколько хватало глаз, простиралась ровная местность дельты. Клеопатра и Цезарь видели бескрайние поля, орошаемые шадуфами[232], покорных ослов, семенящих с немыслимой поклажей на спине, женщин, несущих груз на голове, и детишек, возбужденно машущих руками на берегу, – то же самое, что сегодня видят туристы. Вневременной ландшафт изменили только исламские мечети и линии электропередачи – атрибуты современного мира.

Возможно, сделав остановку в Хеме (греческий Летополь), что недалеко от южной вершины дельты, Клеопатра, вероятно, встречалась со жрецами. Связанные родственными узами с мемфисским жречеством, активно поддерживавшие ее отца, который удостоил их верховного жреца титула «возлюбленный бога и друг царя», летопольские жрецы могли быть полезными союзниками Клеопатры в осуществлении ее планов на будущее. На другом берегу лежал Гелиополь, бывший Юну, культовый центр бога Солнца Ра, всегда служивший опорой монархии с века пирамид. Древний город, где римские путешественники делали первую остановку после Александрии, стоял на высоком холме в окружении озер и проток Нила. Разграбленный персами в 342 году до н. э., сейчас этот город представлял собой нечто вроде склада строительного материала: Птолемеи забрали отсюда часть скульптур и обелиски с золотыми вершинами, дабы украсить свой город на морском побережье.

Тем не менее обширный храм солнца по большей части сохранился. Здесь Птолемей II воздвиг колоссальные статуи себя и сестры‑жены Арсинои II, не исключено, взамен увезенного им отсюда обелиска. Они оба и их преемники продолжали почитать священного быка Мневиса, о котором один древнегреческий путешественник написал, что его «содержат в какой‑то священной ограде» и «почитают богом»[233]. Путешествуя по Египту с совершенно бесполезным гидом, подвернувшимся ему в Александрии, он заключил, что храм с многочисленными колоннами и рельефными композициями на стенах «не имеет никакой привлекательности и не отличается живописностью, но представляет скорее работу вслепую»[234]. Между тем на территории храма продолжали совершать молебствия богу Солнца в клубах курящихся благовоний три раза на дню, как и все предыдущие три тысячелетия. Присутствие облаченной в золотые одежды Клеопатры, дочери самого бога Солнца, придавало обрядам еще большее значение.

Сам бог Солнца опускался за западный горизонт каждый вечер, чтобы сразиться с силами тьмы, а потом появиться возрожденным с рассветом на следующий день. Клеопатра и Цезарь последовали за ним, когда пересекли Нил и достигли западного берега, традиционной земли мертвых и самых известных в мире гробниц Гизы, относящихся к семи чудесам Древнего мира и являющихся основной достопримечательностью туристического маршрута тогда и сейчас. Птолемеи сдерживали наступление песков на пирамиды и их хранителя Сфинкса, чьи лапы исписаны по‑гречески и на латыни многочисленными путешественниками – факт, свидетельствующий о том, что римские сановники посещали эти места, чтобы почтить Сфинкса, и «оставались довольными видом пирамид»[235], которые произвели большое впечатление на Цезаря, как ранее на Александра.

Далее, на всем пути следования до Саккары на высоком пустынном плато появились очертания еще большего числа пирамид. Более чем за два тысячелетия до этого самый древний из всех таких монументов построил великий мудрец Имхотеп, впоследствии обожествленный и принятый в семью бога‑творца Птаха. Греки почитали его как Имуфеса, и в посвященных ему гимнах говорилось, что каждый грек будет поклоняться сыну Птаха, Имуфесу. Наряду с Тотом и Исидой, главнейшими божествами мудрости, ему поклонялись в храме, находившемся в долине Мемфиса, обязательном месте посещения царственными особами во время их поездок на юг страны.

Когда Клеопатра совершала путешествие с Цезарем, Мемфис представлял собой город «большой и густонаселенный, второй после Александрии, с населением из людей смешанной расы, подобным тому, которое живет вместе в Александрии. Есть там и озера, лежащие перед горами и дворцами»[236], где провели большие реставрационные работы во II столетии до н. э., когда Птолемеи сделали Мемфис своей временной столицей. Поскольку местные жрецы относились к числу наиболее доверенных советников, вероятно, по всей форме была проведена церемония коронации Клеопатры или формального признания вторичного прихода царицы к власти при участии ее влиятельного родственника Пшеренптаха III, также короновавшего ее отца Авлета через четыре года, после того как он стал царем. Беременность Клеопатры, соответствовавшая титулу «мать бога», обязывала окружить будущего ребенка всей магической защитой, какую могли ниспослать египетские боги.

Появление Новой Исиды, буквально «Воплощенной Исиды», в комплексе Птаха имело бы громадное значение для египтян. Птах по традиции считался городским богом, а Исида была его женским аналогом и почиталась как «ярящаяся мемфисская корова». Посвященные богине ритуалы получили такую известность, что в одном из своих стихотворений Овидий писал: «У алтарей побывайте, где ладан дымится Исиде»[237]. Даже тот грек, на которого не произвел впечатления Гелиополь, подробно описывал, как «здесь бык Апис содержится в каком‑то святилище; его лоб и некоторые другие малые части тела имеют белые отметины, остальные же части – черные; по этим признакам всегда выбирают быка, подходящего для наследования, когда умирает тот, который пользуется почитанием. Перед святилищем расположен двор, в котором находится другое святилище матери быка»[238]. Ее и Аписа выводили в этот двор к верующим каждый день в определенное время.

По тому, как животные вели себя, жрецы делали предсказания. Например, греческий философ Евдокс Книдский посетил храм, чтобы увидеть быка с красивыми рогами, и когда тот, стоя рядом с ученым, лизнул его тогу, жрецы дали такое объяснение: философ станет знаменитым, но проживет недолго. Этих животных в храме развлекали музыкой, пением и танцами в исполнении карликов – в конечном счете урожай зависел от расположения духа животных. Золотые стойла устраивались поблизости от священного озера на территории храма, а жрецы вели наблюдение за ежегодным колебанием уровня воды в период разлива реки. Хотя неоднократные попытки в предшествовавшие годы вызвать подъем уровня воды оказались безуспешными, – а самый низкий уровень был отмечен, когда годом раньше Клеопатра находилась в изгнании, – ее возвращение в роли будущей матери означало, что ее силы могли бы соединиться с силами быка и вызвать разлив в полную мощь и таким образом принести изобилие стране, все еще охваченной кризисом.

Когда испробовали все средства – от лунного света до одурманивающих дымов благовоний, – птолемеевские жрецы стали прибегать к таинственным источникам магии, чтобы оказать воздействие на окружающий мир. Взывая к греческим, персидским, иудейским и вавилонским богам и духам громкими звуками и чтением труднопроизносимых текстов с ограждающих храм стен, они сжигали магические фигурки в печи храма. Согласно одному древнему источнику, в этих печах алхимики пытались превратить простой металл в золото, как это делали Клеопатра и ее жрецы‑философы. Царица и жречество пытались обратить тайную магию во благо Египту.

Пшеренптах III, вероятно, устроил такой же официальный государственный прием для Цезаря и Клеопатры, какой он раньше устраивал для Авлета и его царедворцев, напомнив всем, как «прибывшие тогда на праздник всех богов и богинь вкушали еду и приятно проводили время»[239]. Гости, несомненно, ели на золотых и серебряных тарелках, специально изготовленных по такому случаю ремесленниками Мемфиса, и прием проходил в обстановке, схожей с описанной ниже: «Убранство зала отличалось элегантностью и пышностью. Мозаичный пол был выложен ляпис‑лазурью и бирюзой. Там стояло много мебели, застеленной великолепным полотном. Столы ломились от яств и большого количества золотых кубков. В воздухе витал аромат фимиама и других благовоний»[240].

В юности Пшеренптах любил хвастаться, что он аристократ по происхождению, имеет все, чего душе угодно, и у него целый гарем красавиц. В дальнейшем в браке с Таимхотеп из Летополя он не смог родить сына, который стал бы его наследником[241]. Не исключено, что Цезарь и Клеопатра спали в инкубационных камерах Саккары; по поверьям, настенная живопись в них и фигуры богов плодородия помогали супружеским парам. Или же они могли провести ночь в храме Птаха, как некая бездетная жена жреца. Согласно одной из птолемеевских легенд, ей было видение, что она должна дать мужу арбузного вина, и тогда получит его семенную жидкость. Позднее арабские фармацевты рекомендовали корень этого растения как сильнодействующий афродизиак и стимулятор сперматогенеза. В конце концов Таимхотеп и ее муж обратились с мольбами к Имхотепу, «дарующему сына тому, у кого его нет»[242]. Во сне Пшеренптаху было видение, что он должен поставить новую статую Имхотепа в его святилище в Саккаре.

Святилище подверглось переделке, после того как Клеопатра дала «добро». Сама она, вероятно, посетила Саккару двумя годами раньше, когда хоронили быка Аписа. Сейчас она могла прибыть сюда с Цезарем осмотреть гробницу матерей Аписа, силой которых она также обладала, и, конечно Серапейон, где хоронили быков Аписов. В честь священных духов как коров, так и быков воздвигались позолоченные стелы и статуи: по велению птолемеевских предшественников Клеопатры устанавливались статуи животных из серпентина и известняка и скульптурные изваяния и их самих в бывшей усыпальнице Александра, чтобы продемонстрировать царское присутствие в наиболее важных для династии местах.

Наконец гости покинули Мемфис. По ходу движения вверх по реке силуэты пирамид Дахшура, Мазгуны, Лишта и Медума появлялись на горизонте справа на западном берегу, долина же постепенно сужалась. Рощи благоухающей мимозы уступили место Афродитополю, городу Хатхор‑Афродиты и ее священной коровы Хесат, чьи жрецы гордо заявляли: «Знайте, что Хесат – это Исида!» Клеопатра, как земное воплощение Исиды, наверное, совершила священные ритуалы в Афродитополе.

Дальше внимание четы мог привлечь противоположный берег реки, где небольшой рукав Нила, ответвляющийся в сторону обширного Фаюмского района (переименованного в Арсиноитский ном) вокруг озера Моэрис. Первые Птолемеи, используя методы мелиорации многотысячелетней давности, создали около пятисот квадратных милей дополнительной сельскохозяйственной земли, способной производить огромное количество зерна, бобовых и винограда. На гостей особое впечатление произвела обработка земель в этом номе, «ибо он один только обсажен большими, зрелыми оливковыми деревьями, приносящими отличные плоды»[243]. Достижения Птолемеев в Фаюме не оставили равнодушным Цезаря, который подумал, что осуществление такой программы в Риме могло бы способствовать обеспечению города зерном и избавило бы от необходимости ввозить заморское.

Тем не менее Фаюм, как и другие районы Египта, пострадал из‑за низкого уровня разлива реки в течение нескольких лет подряд. В результате заболачивания повысилась заболеваемость малярией. В медицинских текстах, где давалось описание страданий людей от приступов лихорадки, в качестве единственного лекарства рекомендовался дорогостоящий импортный черный перец. Поэтому Клеопатре как земному воплощению Исиды нужно было дать почувствовать людям в Фаюме свое присутствие, как она это сделала вначале своего царствия, когда ее, еще не твердо стоявшую на ногах, изображали в одежде фараона, подносящей дары Исиде. Сейчас же Клеопатра появилась в одежде самой Исиды рядом с главным божеством этого края, богом‑крокодилом Себеком, в своего рода двойном действии, при котором присущие ей качества уравновешивались божественными функциями Себека как «Пнефероса», «того, кто пригож лицом». Греческие гимны в честь Исиды, ее супруга‑крокодила и их малоизвестного сына Аноеса, вероятно, были специально написаны египетскими жрецами к визиту их беременной царицы и сопровождающих лиц. Предполагают, что в это время по инициативе Клеопатры в Северном Фаюме начался новый строительный бум, и, судя по тому, что из царской казны продолжали поступать средства на похороны крокодилов, часть денег отпускалась и на фаюмских, считавшихся региональным эквивалентом быка.

В одном храме, обнаруженном в 1912 году, рядом с мумифицированным крокодилом, лежавшим на ритуальных носилках, находились культовые предметы. Обитавшие в священных водоемах храма живые крокодилы пользовались особым почетом. Геродот писал, что «этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца»[244]. К крокодилам проявляли большой интерес иностранцы, немногие из которых когда‑либо видели подобные существа. Дед Клеопатры Лафур перед прибытием римского сенатора в 112 году до н. э. распорядился приготовить опочивальни и подарки, соорудить настилы и сделать все, чтобы он остался доволен визитом, в ходе которого ему должны были показать священных крокодилов во время кормежки. По этому поводу один греческий путешественник того времени сделал такую запись: «Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы. <…> Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь»[245]. После того как насытившийся крокодил отплыл на другую сторону озера, появился еще один посетитель с подношениями, и жрецы поспешили принять их и повторить несомненно прибыльное представление.

Поскольку приближаться к крокодилу было невероятно рискованно, в некоторых фаюмских храмах имелись дрессировщики крокодилов. Римляне отмечали, что те, кто жил вокруг культовых центров Исиды в Дендере, расположенной дальше к югу, умели особенно хорошо обращаться с ними. Они могли спокойно стоять на спине крокодила, искусно копируя мраморную скульптуру I века до н. э. Не случайно, что такие крокодилы и бесстрашные дрессировщики, умевшие вытаскивать рептилий из бассейна и таким же образом возвращать их обратно, впервые появились в Риме в 58 году до н. э., когда Авлет и Клеопатра посетили его.

Согласно поверьям, Исида могла успокаивать и приручать крокодилов, что нашло отражение в одном из ее эпитетов: «савретай», или «крокодилова няня». В результате обрядам, в которых сводились воедино роли царицы как Исиды и священного животного Фаюма как Себека, в определенных кругах намеренно давалось превратное толкование. И мистический союз монарха со священным быком, и подобное представление никогда не понимали те в Риме, кто считал Египет очагом всего неприемлемого – от странного поклонения животным до такой же странной идеи равенства полов. Поэтому неудивительно, что на римских масляных лампах часто изображалась обнаженная женщина с волосами, собранными в пучок, держащая пальмовую ветвь, что ассоциировалось с поклонением Исиде, и сидящая на фаллосе большого крокодила, что должно было служить сатирой на царицу Египта Клеопатру VII.

Тем не менее римских путешественников вело желание увидеть место, где, как считалось, такой образ жизни является нормой. В I веке до н. э. они устремились в Фаюм и сопоставляли его главный памятник древности лабиринт в Хаваре (искаженное Хатверет, что значит «большой храм») с пирамидами Гизы. Лабиринт представлял собой погребальный комплекс фараона Аменемхета III (1842–1797 гг. до н. э.), завершенный его исполнительной дочерью и преемницей Себекнефру, чье имя в галереях комплекса встречается так же часто, как имя ее отца. Греческий историк Геродот писал, что этот храм с его длинными извилистыми проходами и потайными подземными криптами, заставленными статуями Себека и мумиями священных крокодилов, – самое удивительное, что он видел в Египте. При династии Птолемеев еще там установили «колоссального Сераписа из смарагда»[246]. Изваяние было украшено изумрудами, зеленый блеск которых связывал Сераписа с всесильным зеленым богом‑крокодилом этой местности. И само собой разумеется, Клеопатра как супруга этого божества носила такие же изумруды.

Подземные пустоты с давних времен считались оптимальным местом для захоронений, и бальзамирование проводилось наследственными специалистами этого дела, жившими в Хаваре на Царской улице. Как и у многих представителей разноплеменного населения Египта, у них постоянно возникали трения с соседями‑греками. Столкновения происходили между фаюмцами и их южными соседями из Хенен‑Несута, чей бог с головой барана Херишеф, отождествлявшийся с греческим Гераклом, дал более знакомое название городу – Гераклеополь.

Жившие в нем цари в 2100‑х годах до н. э. вели длительную войну за власть с Фивами, и в дальнейшем ассоциацией с Гераклом город обязан воинственности населения, продолжавшего ее демонстрировать и две тысячи лет спустя… Поклоняясь различным священным животным, чьи изображения служили тотемами в территориальных конфликтах, гераклеопольцы почитали ихневмона (египетского мангуста), а бог‑шакал Анубис особо почитался южными соседями в Кинополе («Собачий город»). В свою очередь, у них был давний спор с теми, кто жил на другом берегу Нила и поклонялся щуке, чье характерное строение головы дало название городу – Оксиринх, что значит «остромордый». Поскольку, по поверьям, щука проглотила брошенный в Нил фаллос Осириса, после того как его тело было расчленено, священная рыба Оксиринха тесно ассоциировалась с Исидой, которой воздавали почести в одном из многочисленных храмов города, где главная дорога называлась улицей Клеопатры‑Афродиты.

Как и в большинстве крупных городов, в Оксиринхе «культовые здания в традиционном египетском стиле стояли бок о бок с общественными постройками в классическом стиле, формировавшими облик греческих полисов, – банным комплексом, гимнасием и театром. Но стоило только покинуть центр, как человек оказывался в большом и грязном, мало чем изменившемся за предшествовавшие эпохи египетском селении»[247], жители которого веками испытывали на себе тяготы, сопряженные с жизнью на краю пустыни.

Царский корабль плыл все дальше, в самое сердце Египта, и наблюдательный Цезарь наверняка заметил, как начал меняться облик городов и деревень: греческое влияние, распространявшееся из Александрии и достигшее Фаюма, становилось все менее явным, чем дальше на юг они продвигались.

По прибытии в древний город Шмун, главный культовый центр Тота, чья тождественность с Гермесом послужила основанием для переименования его в Гермополь, Клеопатра сошла на берег, дабы здесь, в месте паломничества как египтян, так и греков, воздать почести божеству, чью репутацию мудреца она, как известно, чтила. Дав знания людям и научив их письму, Тот также обучил магическому искусству Исиду. Прекрасный храм в ее честь, построенный при Птолемеях, составлял часть большого комплекса Тота, где обитало множество священных птиц ибисов, которых разводили на фермах ибиотрофиях и кормили клевером. Огромные кварцитовые изваяния бабуина, еще одного священного животного Тота, стояли вдоль дорожки, ведущей к огромному гипостильному залу с колоннами, спланированному Александром. Здесь, в классическом «Птолемейоне» с овальным алтарем, был сосредоточен столь влиятельный культ правителя, что Клеопатру будут почитать в течение последующих четырехсот лет, и полагающиеся ритуалы будут совершать члены жреческой семьи Петосирисов. Их захоронения на близлежащем кладбище соседствовали с мумифицированными останками тысяч священных ибисов и бабуинов Тота (Papio hamadryas anubis), а их душам воздавали почести Птолемеи, делая щедрые пожертвования в виде драгоценностей.

К югу от Гермополя, где на восточном берегу холмы образовывали необычный ландшафт, создававший впечатление, будто каждый раз на рассвете там рождается солнце, на открытой равнине между холмами находилось кладбище священных собак, или шакалов, чьи живые сородичи временами появлялись среди руин, тянувшихся на большое расстояние. Изящные статуи на склонах холмов окружали стелы с царскими декретами о погребении членов царской семьи и переносе священного быка Мневиса на это отдаленное место. Ряды могил дальше на склоне были исписаны на греческом языке. Изысканные изделия из золота птолемеевского периода, найденные в самой долине, где находились могилы Мневиса и бывших членов царского дома, интригующим образом свидетельствуют, что состоятельные люди тогда знали место, известное сейчас как Амарна, город Эхнатона и Нефертити.

Цезарь, Клеопатра и сопровождающие их лица плыли вверх по течению до города Кузы, где ранее Птолемеи отреставрировали храм Золотой Хатхор, дочери бога Солнца, которую греки называли Афродитой Уранией, то есть «небесной». Здесь вырубленные в скалах гробницы на склонах холмов уступали место подземным пещерам со многими тысячами сложенных штабелями мумифицированных крокодилов разной длины от двенадцатидюймовых детенышей до тридцатифутовых гигантов, лежащих поодиночке, семейными группами и даже в позах спаривания. Их душам воздавались почести жрецами в одежде наподобие панциря из крокодиловой кожи, очевидно, для того чтобы получить священную силу этих животных.

Далее роскошный караван судов подошел к двум большим поселкам, разместившимся по обеим сторонам реки. Африбис, расположенный на восточном берегу, представлял собой остатки древнего города Хут‑Репит, буквально «дом Репит», богини‑львицы, чей храм шириной двести тридцать футов был построен отцом и дедом Клеопатры. Следуя их примеру, она начала строительные работы по расширению комплекса богини, чтобы сделать его таким же, как комплекс супруга Репит – Мина на противоположном берегу.

Из‑за приаповской природы бога плодородия Мина греки принимали его за своего бога Пана. Культовый центр Хент‑Мин (современный Ахмим), называвшийся греками Панополь, был родным городом некой влиятельной семьи, чьи браки с членами царской фамилии положили начало так называемому амарнскому периоду. Семейное святилище на скале реставрировала дочь предпоследнего фараона Нектанеба I, а почти три столетия спустя невдалеке построили храм Авлета. Но центром культовой активности оставался большой храм Мина. За его фасадом длиной около трехсот футов располагалось напоминавшее лабиринт сооружение таких размеров и такой сложности, что посетителей в более поздние времена предупреждали: «Идущий впереди должен громко кричать тому, кто следует за ним»[248], чего уже давно не делали жрецы в условиях спокойной и размеренной повседневности, в какой они пребывали. В недрах комплекса, где в залах среди колоннад, по коридорам, переходам и на лестницах гулко разносилось эхо, находился мистический «Дом луны». Там ежегодно Мин принимал свою супругу‑львицу Репит, чтобы сойтись с ней. Ее статую выносили в праздничной процессии так же, как несли на руках Клеопатру, сидевшую в золотом кресле, перед совершением священных обрядов.

За оплотом Мина лежала Птолемаида Гермейская, своего рода греческий оазис среди египетской пустыни, созданный в противовес Фивам. Он быстро превратился в один из самых крупных городов региона, откуда царские чиновники посылали в столицу донесения о местных событиях. При Клеопатре такими чиновниками были Гефаистион и Феон. Из их корреспонденции мы узнаем, что храм Исиды здесь построили в честь Клеопатры. По пути на юг она и Цезарь, вероятно, посетили эти места, потому что в письме, датированном 7 марта 46 года до н. э., она писала Феону: «Прошу проинформировать соответствующих лиц, что храм Исиды, построенный ради нашего благополучия Каллимахом, командующим военными силами к югу от Птолемаиды, не подлежит налогообложению и является неприкосновенным с постройками вокруг него и до самых городских стен»[249].

После завершения деловой части путешествия царица и сопровождающие ее лица должны были бы проследовать в Абеджу (Абидос), где находился известный храм Осириса, как многие другие, соединенный небольшим каналом с Нилом. Акантовые сады уступили место мощеной пристани храма, представлявшего собой «здание замечательной постройки целиком из камня»*. Это было еще одно место, привлекавшее к себе греческих и римских путешественников, которые называли его «Мемнонион» по тронному имени его строителя, фараона XIII века до н. э. Сети I Менмаатры.

Естественно, царские имена имели громадное значение в храме, посвященном культу царских предшественников Сети. Так называемый Зал предков, где перечислены все монархи с начала египетской истории, то есть примерно с 3100 года до н. э., вплоть до правления Сети, позволяют судить, как его воинственная династия переписала историю Египта в своих личных целях. Хотя были удалены имена таких нежелательных личностей, как женщины‑фараоны Хатшепсут, Нефертити и фараоны‑еретики Эхнатон, Тутанхамон и Эйе, абидосский список все‑таки являлся важной частью древних ритуалов, по‑видимому, известных Клеопатре. И сейчас, когда предстояло родить преемника, она вполне могла посетить храм с Цезарем, увидеть и прочитать список царских предков. Это место, несомненно, посещали многочисленные путешественники, оставившие надписи на греческом, карийском, арамейском и финикийском языках. Они отдавали дань уважения известным фараонам прошлого, Осирису, Серапису и всем богам Абидоса. Паломникам разрешалось спать в специально отведенных помещениях храма, дабы им снились лечебные сны, но, как кажется, их посещали видения иного рода. Одна из надписей, автор которой восхищался прелестями местной служительницы, подправлена другой рукой: подтверждая верность первоначального замечания, второй паломник уточнил, что, на его взгляд, «она очень маленького роста».

За храмом Абидоса среди пустыни возвышалась последняя известная в Египте царская пирамида. Это был кенотаф царицы Тетишери, родоначальницы XVIII династии и кровной матери обоих супругов‑соправителей Таа II и Яххотеп. Будучи местом упокоения самых ранних египетских царей, оно все еще служило некрополем и в птолемеевские времена.

Но самая большая гробница считалась мифическим местом захоронения Осириса, бога загробного царства, благодаря чему оно веками являлось целью паломничества. Здесь собирались толпы людей на ежегодные «мистерии Осириса», проводившиеся среди гробниц в египетский месяц Хояк (происходит от «ка‑хер‑ка», или «душа на душе», древнеегипетский эквивалент Дня всех святых). Этот праздник оставался одним из наиболее важных и по птолемеевскому календарю, когда смерть и воскресение Осириса отмечались поминанием усопших родственников.

Жрецы совершали магические ночные ритуалы в святая святых храма, а затем выходили в темноту большого пустынного кладбища. Когда шла процессия с зажженными факелами, символизируя поиски Осириса Исидой, в домах по всему Египту зажигались светильники. В этом обычае выражалась вера людей в то, что Исида, собрав разрозненные части тела мужа, с помощью магии после бальзамирования воскресила его, чтобы зачать их сына Гора. Два события в представлениях египтян – похороны Осириса 21 декабря и рождение Гора 23 декабря – приходились на период зимнего солнцестояния. Аналогичные мифы о смерти и воскресении, связанные с этим явлением, возникли и в других культурных традициях. Священное место и мифическая история должны были вызвать живой отклик в душе Клеопатры, которой всего через несколько месяцев предстояло стать матерью. По‑видимому, она спустилась в подземное святилище Осириса, Осирион, намеренно устроенное ниже уровня земли, чтобы туда проникали грунтовые воды во время ежегодного разлива, – она как земное воплощение Исиды хотела увеличить приток воды.

По мере продвижения царской экспедиции все выше по течению долина сужалась, а потом и вовсе исчезла, когда скалы подступили к самому Нилу в том месте, где его русло поворачивалось на северо‑восток. Там, где оно делало поворот в противоположную сторону и снова брало курс на юг, находился город Иуну, или, как его называли греки, Тентира (Дендера). Здесь у богини неба Нут родилась Исида, но была она «старше своей матери»[250]. Клеопатре, конечно, очень хотелось увидеть новый прекрасный храм богини спустя два года после предыдущего визита.

Авлет заложил камень в основание храма 16 июля 54 года до н. э. вместе со своей второй половиной по правлению, скорее всего с дочерью Клеопатрой. Работа с тех пор велась невероятно быстрыми темпами благодаря щедрой поддержке двора и регулярным инспекциям местного номарха Паашема, или по‑гречески Пахома. Однако не в этом состояла главная задача, так как первоначальные планы Авлета претерпели корректировку с таким расчетом, чтобы создать самый сложный в Египте храм. Внутри многоэтажного строения размещались лестницы и потайные комнаты, куда вели ходы с раздвижными блоками в стенах и полах, а иероглифы на поверхностях были самыми декоративными из всех храмовых надписей. Фигуры каждой царицы во внутренних помещениях изображались в образе Клеопатры, совершающей священные ритуалы. Перед храмом находилась массивная скульптурная голова Хатхор, покрытая дорогим листовым золотом, что должно было отражать ее роль повелительницы этого благородного металла. Клеопатра в большом количестве использовала золото, серебро и драгоценные камни в отделке рельефов на стенах храмов, святилищ и в украшении статуй. Это нашло отражение в храмовых хрониках о строительных работах. Имеются документальные свидетельства, что в наосе храма стояла статуя Исиды из чистейшего золота.

Исида‑Хатхор считалась также «повелительницей вина», и ей воздавались почести соответствующими возлияниями. В ответ она даровала монархам силы и средства править, говоря: «Я ежедневно приношу счастье вашему величеству и не причиняю никаких неприятностей»[251]. Состояние перманентного опьянения предлагалось как средство общения с богами. Другой характерной особенностью ритуалов в Дендере была музыка, в особенности любимая в этих краях африканская музыка, под аккомпанемент которой исполнялся навевающий чудесные воспоминания гимн Исиде‑Хатхор, начертанный на стенах в Зале жертвоприношений.

Сочиненные, вероятно, дочерью Авлета, стихи кажутся особенно удачными, если учесть его любовь к музыке, которой он выражал преданность богам греческим и египетским.

 

Вот явился фараон, он танцует и поет.

Посмотри, богиня, посмотри!

Он принес кувшин вина.

Для тебя, богиня, для тебя!

Чист он сердцем и не держит зла.

Убедись, богиня, убедись!

Как прекрасна песнь его.

Уж не Гор ли сам поет,

солнечный ребенок, лучший из певцов?

В самом деле, это Гор, дивный музыкант.

Гонит он печаль и грусть

Прочь из сердца твоего,

о прекрасная, всеславная, великая,

бесценная богиня и волшебница,

золото богов. Самозабвенно

он танцует и поет с систром золотым,

малахитовые бусы на груди его.

И богиня тает от восторга[252].

 

Хотя Клеопатра сама могла бы проделать такой ритуал, беременность вынуждала ее проявлять максимум осторожности во время осмотра храма. Она, наверное, медленно поднялась по не очень крутым гладким каменным ступеням, ведущим к святилищу на крыше. На его потолке находилось изображение богини неба Нут, готовящейся родить своих божественных детей Исиду и Осириса в кроваво‑красном предрассветном небе.

Помня о предстоящих родах, царица, должно быть, посетила расположенный отдельно от храма родильный дом Маммисий, построенный фараоном Нектанебом I для мистерий по случаю празднования благополучного рождения Гора у Исиды‑Хатхор. Жрецы, конечно же, совершили молебствия, дабы оградить царицу от бедствий, призвав на помощь бога‑карлика Беса, охраняющего беременных женщин, и воспользовавшись специально заговоренными амулетами Беса, которые изготавливали для рожениц.

Получив наставления и оберег для дальнейшего путешествия на юг, Клеопатра сделала остановку в следующем важном пункте, городе Коптосе, где рождение сына Исиды ежегодно отмечалось праздником цветов. Говорили, что здесь Исида отрезала у себя локон в знак траура по Осирису, и те самые волосы как священная реликвия в течение тысячи лет хранились в храме Коптоса. Один солдат писал домой: «Надеюсь, вы в добром здравии, и я беспрестанно молюсь за вас в храме Коптоса, где хранятся волосы Исиды». Иные паломники более откровенно выражали свою набожность. Так, следуя традиции египетского культа плодородия, женщины в состоянии опьянения обнажались под аккомпанемент храмовых музыкантов в честь фаллического супруга Исиды Мина, ипостаси Осириса, перед священным быком Мина и газелью Исиды.

Обозначив личное присутствие в храме Мина и Исиды своей статуей из известняка в короне с двойным оперением, солнечным диском и коровьими рогами на голове, Клеопатра также открыла новое каменное святилище для культовой статуи Исиды. Из небольшой крипты, устроенной позади святилища, жрецы могли вещать от имени богов. Крипту украшали образы Клеопатры, совершающей ритуалы как единовластная царица без соправителя‑супруга, а в сопутствующих иероглифических надписях она была названа «Владычицей обеих земель, Клеопатрой, возлюбившей отца, возлюбленной Мина Коптосского, дочерью царя и женой царя», что являлось единственным признанием формального союза с ее самым младшим братом Птолемеем XIV. Еще одним новшеством можно считать удивительно реалистическое изображение священной барки Исиды на задней стене, словно вплывающей в святилище, причем это был ее вид спереди, а не традиционный сбоку.

Во время своего пребывания в Коптосе Клеопатра по традиции, вероятно, преподнесла в качестве дара Исиде и Мину золотой и агатовый сосуды с миррой и коричным маслом, товарами, доставлявшимися через восточную пустыню, которую они охраняли. Через Коптос пролегал основной торговый путь, соединявший Красное море и долину Нила, и местные жрецы приобрели большое влияние, получая мзду от этой торговли для своих храмов.

Политически связанное с Фивами, коптосское жречество создало своего рода систему клерикального обмена, при которой их богу Мину‑Осирису поклонялись в Фивах, а фиванские жрецы следили за тем, чтобы в Коптосе исполнялись культовые ритуалы, посвященные Осирису. Такой порядок распространялся и на другие храмы региона, что позволяло фиванским жрецам контролировать из своей резиденции в Карнаке значительную территорию юга. На пути к Фивам Клеопатра с Цезарем сначала прибыли в их аванпост Маду (Медамуд), священный город великого бога войны Монту. Ему они, должно быть, хотели совершить благодарственные молебствия за недавнюю победу в Александрийской войне.

С храмовой набережной Цезарь и Клеопатра могли видеть аллею сфинксов, ведущую к большому храму Монту, фасад которого построил отец Клеопатры, Авлет, замечательный портик – дед Лафур и гипостильный зал с колоннадой – прадед Фискон. Прекрасные настенные рельефы изображали храмовых музыкантш, аккомпанирующих танцовщицам на арфах, лютнях и барабанах. Там же были высечены стихи любимого поэта XVIII династии под названием «Приди, золотая богиня».

 

Мы танцуем, и сердце ликует.

В час полночный, в ночную прохладу

к нам на праздник приди

и танцуй вместе с нами

под ритмичные бубна удары,

ярче солнца сияя.

От шума веселья хмельного

пусть спящий проснется

и тебя славословит.

 

Дальше в глубинах храма стояли похожие на Минотавра статуи Монту с головой быка и человеческим телом в паре с фигурами его супруги‑богини Рат‑Тауи, обладавшей человеческими чертами, – «Женщины‑солнца обеих земель».

Цезарь, по‑видимому, чувствовал себя живым воплощением бога войны рядом с супругой‑богиней Клеопатрой. Они, вероятно, отдали дань уважения быку Монту в его святилище позади храма. Его титулатура «Бог Медамуда, Фив, Тода и Гермонтиса» указывала на то, что один и тот же бык совершал круговые поездки по четырем городам, где поклонялись Монту, значит, Клеопатра, наверное, уже встречалась с лохматым черно‑белым животным, когда перевозила его из Фив в Гермонтис, совершая свой первый монархический акт за четыре года до этого.

Хотя такие ритуальные переезды между Медамудом и Фивами, находившимися на расстоянии трех миль друг от друга, традиционно осуществлялись по Нилу, добраться из одного города в другой можно было также по каналу, соединявшему храмы Монту в Медамуде и Карнаке. Однако, учитывая размеры царского корабля Клеопатры, она скорее всего прибыла в Фивы по реке.

Некогда большой город превратился в несколько разрозненных селений, после того как в 88 году до н. э. ее дед Птолемей IX Лафур покончил с политическим могуществом Фив, десятилетиями конфликтовавших с короной. Однако Клеопатре, прославившейся тем, что оказывала поддержку местному культу с самого начала своего правления, здесь было предоставлено убежище, когда старший брат Птолемей XIII отстранил ее от власти. Сейчас, когда она вновь утвердилась на троне, ее радушно принимал могущественный воинский начальник Каллимах, управлявший от ее имени всей Фивадой.

Положив начало ряду могущественных династий в прошлом, фиванцы всегда испытывали трудности в отношениях со своими номинальными правителями на севере. Они считали себя самобытным народом и подчеркивали свои особые обычаи, нехарактерные для северян. Они даже прокалывали левое ухо, чтобы отличаться от александрийцев и тем более от римлян, которые считали серьги женской принадлежностью и признаком рабства. По праву гордясь своим славным прошлым, фиванцы привыкли к путешественникам, приплывавшим по древнему каналу до Фиванских холмов, чтобы увидеть местные достопримечательности – храмы и гробницы фараонов.

Первую остановку на маршруте путешественники делали там, где перед развалинами погребального храма фараона Аменхотепа III (по‑гречески Аменофиса), правившего в XIV веке до н. э., возвышались два словно на страже сидящих колосса высотой шестьдесят футов. Землетрясение частично разрушило северную фигуру, в результате чего при нагревании в лучах восходящего солнца она стала издавать музыкальные звуки. Это явление пришлось по душе Птолемеям, которые знали, что для активации духов, скрытых в культовых статуях, их нужно подвергнуть воздействию солнечных лучей. Некий грек с сомнением отнесся к этому таинственному феномену, спросив, не производит ли звук намеренно «один из людей, стоящих вокруг и вблизи пьедестала»[253], или по крайней мере не усиливается ли он каким‑либо способом. Манефон поведал Птолемеям, что звук является средством общения Аменхотепа III, «считающегося Мемноном и говорящим камнем»[254]. Тронное имя царя Небмаатра произносилось как Ниммурия или Миммурия, поэтому греки ассоциировали его со своим героем Мемноном, убитым во время Троянской войны. С тех пор ноги статуй превратились в своего рода «книгу отзывов посетителей», в том числе почетных гостей в лице будущих римских правителей. Клеопатра вполне могла привести сюда Цезаря послушать рассветные напевы статуи и объяснить, какое изваяние имеет отношение и к ее фараонам‑предшественникам, и к связям семьи Цезаря с Троей.

Птолемеи развили бурную деятельность позади Мемнонских колоссов в районе скалистых высот Дейр‑эль‑Бахри, где находился многоступенчатый погребальный храм царицы‑фараона Хатшепсут, известный рельефными композициями, изображающими оплодотворение Амоном матери Хатшепсут. Династия Клеопатры реставрировала и расширила этот храм: внутреннее святилище стало часовней Имхотепа‑Асклепия, его дочери Гигиеи и древнеегипетского мудреца Аменхотепа, сына Хапу. Сюда приходили больные молиться и найти успокоение. Жрец через небольшое отверстие давал полезные советы прихожанам. Об их эффективности говорят многочисленные благодарственные надписи на стенах храма. Например, македонский ремесленник сообщал, что он излечился на второй день после посещения храма, а греческая супружеская пара благодарила Аменхотепа за рождение у них ребенка. Один из современников Клеопатры назвал находившийся поблизости погребальный храм Рамсеса II «гробницей Осимандиаса»[255]– так в греческом произношении звучало тронное имя Рамсеса Усермаатра. Его почитали здесь после смерти, хотя самого фараона похоронили, как, собственно, и всех других фараонов Нового царства (1550–1080 гг. до н. э.), в Долине царей недалеко отсюда. Даже тогда она представляла собой главную достопримечательность, и один грек, приезжавший сюда, восхищался «замечательно построенными и достойными обозрения»[256]царскими гробницами. Как говорится в одной из надписей, оставленных там посетителями, «те, кто не видел этого места, вообще ничего не видели, да будут благословенны побывавшие здесь»[257]. По крайней мере шесть гробниц были доступны для путешественников в птолемеевские времена. Наибольшей известностью среди них пользовалась «гробница Мемнона», которую греки ассоциировали с создателем великих поющих колоссов, хотя их возвели позднее при фараоне, взявшем в честь героя то же самое тронное имя Небмаатра, в результате чего возникла путаница.

Хотя более чем за тысячу лет до описываемых событий в долине перестали хоронить царей, она оставалась одним из самых священных мест: ежегодно культовую статую Карнакского Амона доставляли на противоположный берег Нила к гробницам и храмам царских предков. С давних пор частные лица стремились быть похороненными здесь, дабы приобщиться к древней магии, и во времена Клеопатры их мумии продолжали укладывать в более старых гробницах. Сын одного вельможи, Менкар даже вытащил пятисотлетней давности саркофаг дочери Псамметиха II из ее гробницы, чтобы освободить место для себя.

За рекой на восточном берегу, несмотря на разрушения, причиненные войной Фивам, многие из священных храмов города сохранились в целости, в том числе «храм божественной души» Луксора. Если его святая святых украшали сцены мифического оплодотворения Амоном матери одного смертного царя, более чем на тысячу лет предшествовавшего мнимому божественному зачатию Александра, то святилище, построенное по личному указанию полководца, было расписано его изображениями в образе фараона, делающего пожертвования своему всемогущему отцу Мину‑Амону. Являясь местом, куда приходил каждый монарх для пополнения духовного потенциала через тайное общение со своим духовным отцом Амоном, храм, вероятно, привлек внимание как Клеопатры, так и Цезаря. Высокие гости, по‑видимому, проследовали по парадной дороге со сфинксами по обеим сторонам, которая вела от храма к большому Карнакскому комплексу с птолемеевскими воротами высотой семьдесят футов, где вершилось правосудие, совершались казни и делались пожертвования теми, кто хотел пройти дальше в огромное помещение храма.

Однако живую Исиду скорее всего отнесли на переносном троне через громадные ворота ее предка к подземной «гробнице Осириса», построенной Птолемеем IV и украшенной изображениями этого царя, совершающего ритуал воскресения перед быком Аписом. По всей видимости, она представляла собой погребальную камеру, аналогичную Соме в Александрии и сооруженную при том же монархе. Всенощные, проводившиеся в карнакской камере, свидетельствуют о попытках воскресить дух Александра в культовом центре его божественного отца Зевса‑Амона с помощью верховного божества загробного мира Осириса. Поскольку Исиде отводилась начальная роль в подобных ритуалах, посещение карнакской камеры было главным для Клеопатры и Цезаря, имевшим представление о такой же погребальной камере в Александрии.

Хотя Карнак сильно пострадал во время гражданской войны в предшествовавшие годы, сохранился его северный придел Амона‑Монту, куда Клеопатра лично поместила священного быка Бухиса, тем самым наполнив это событие божественным содержанием, прежде чем доставить быка на барке в Гермонтис. Сейчас, вновь посещая величественный храм, она имела возможность посмотреть новые настенные композиции и прочитать тексты рядом с ними, в которых она названа «царицей Верхнего и Нижнего Египта» и «женщиной‑Гором». Клеопатра также могла видеть себя поклоняющейся Бухису, Монту и Рат‑Тауи, чье имя буквально означало «женщина‑солнце обеих земель». С этим именем по смыслу совпадал и титул Клеопатры «Владычица обеих земель», способствовавшей распространению культа богини Рат‑Тауи, и «находилась она в Гермонтисе, потому что Клеопатра пожелала этого»[258].

Важный элемент грандиозного проекта, задуманного Клеопатрой, составлял родильный дом Маммисий позади существующего храма, причем планировка точно совпадала с родильным домом и храмом в Дендере. Безусловно, Маммисий в Гермонтисе представлял собой великолепное здание, «богатое украшение которого являло великолепный пример барочного стиля птолемеевской архитектуры»[259]. Когда началось строительство трех залов, окруженных колоннадой из тонких колонн, «игра света и тени на капителях, огромные как окна проемы, соединяющие внутренние и внешние пространства, производили ошеломляющее впечатление»[260]. Статуи священного быка Монту украшали внутреннее помещение с необычными фресками с изображением процесса родов. В довершение всего в Маммисии предполагалось устроить священное озеро со своим собственным «нилометром» для измерения ежегодного уровня разлива и широкую каменную лестницу, поднимающуюся прямо из воды к входу – таким образом, прихожане попадали бы в храм после совершения омовения.

Покинув священные земли быка Бухиса, Цезарь и Клеопатра должны были прибыть в Тасенет (современная Эсна), который греки называли Латополь, или «Рыбий город», по названию священной рыбы bates niloticus. Однако его основной храм, построенный Птолемеями, был посвящен богу‑творцу с головой барана Хнуму. Этот бог считался хранителем истоков Нила, он создал из глины человека на гончарном круге – этот самый круг прихожане могли видеть в его храме. О совершении ежегодных таинств, посвященных Хнуму, повествовали тексты на стенах храма. В тексте «Таинство рождения» содержалось «Заклинание о помещении круга в тело всех женских существ», что означало внесение «яйца в тело всех женщин, чтобы обеспечить страну молодыми поколениями на пользу царю Верхнего и Нижнего Египта, возлюбленному Хнуму»[261]. В обряде принимали участие три молодые женщины, представлявшие различные периоды беременности.

Прибыв в расположенный дальше к югу город Нехеб (Эль‑Каб), Клеопатра и Цезарь наверняка обратили внимание, что тема деторождения отражена еще более ярко в похожем на лабиринт храме Нехбет, богини царской власти, считавшейся одной из главных помощниц при родах. В этом храме, который отреставрировали Птолемеи, как и другие храмы Нехбет на окрестных возвышенностях, свое святилище в честь богини‑львицы Сехмет создала Клеопатра III. Появлявшаяся одна как «женщина‑Гор, владычица Верхнего и Нижнего Египта и могучий бык» и объединявшая в своем лице царя, царицу, бога и богиню, она могла бы служить примером для своей правнучки Клеопатры VII.

Если Клеопатра и Цезарь действительно предприняли столь дальнее путешествие на юг, как утверждают древние источники, то они, конечно же, достигли культового центра Гора – Эдфу. Для Птолемеев этот центр имел исключительное значение, поскольку здесь процветал культ царских предков. Смысл его состоял в том, что каждый почивший фараон представлял собой Осириса, а его здравствующий преемник – Гора, сына Осириса. Центр основала третья птолемеевская чета, торжественно открыла – восьмая, а отец Клеопатры оставил здесь память о себе, воздвигнув огромные ворота с пилонами перед входом. Лабиринт внутренних переходов и лестниц напоминал Дендеру. Фасад украшали массивные фигуры Авлета, устрашавшие врагов Египта, и две пары высоченных флагштоков из привезенного ливанского кедра, на которых на высоте ста тридцати футов развевались вымпелы богов. Посередине две двери высотой сорок пять футов из такого же дерева, обитые отполированной медью, отражали солнечный свет и буквально ослепляли тех, кто приближался к ним.

Помимо громадных ворот, во внутреннем дворе возвышался пилон Авлета, расположенный так, что во время зимнего солнцестояния тень от него накрывала двор, а в период летнего солнцестояния 21 июня он отбрасывал тень на гигантский циферблат солнечных часов. Солнечный свет также искусно использовался в самом храме для создания специальных эффектов. Чтобы усилить мистическую атмосферу, свет ослаблялся, так что внутренняя часть храма оставалась в темноте, где находилось монолитное святилище из полированного сиенита времен Нектанеба II, сохраненное как связующее звено с последним фараоном коренного народа. Внутри находилось святилище меньших размеров с позолоченными стенами и золотой статуей Гора, украшенной полудрагоценными камнями. Там содержался живой сокол с подрезанными крыльями как воплощение Гора и правящего монарха. Священного сокола кормили мясом за счет короны. Ежедневно утром, днем и вечером поклонялись ему и находившемуся там же его скульптурному изображению, а раз в году и того и другого выносили на крышу для единения с солнцем.

Помимо этих обязанностей, жрецы Эдфу еще выполняли работу в небольшой парфюмерной «лаборатории» храма. Ее стены были исписаны названиями дорогостоящих материалов, некогда хранившихся здесь: от фимиама, использовавшегося для пробуждения богов во время утренних церемоний, шестнадцати различных сортов мирра, возжигавшегося, когда шла основная дневная служба, до капет, по‑гречески «куфи», – сладкого, на коричной основе благовония, которое шло в дело при вечерних ритуалах. Были здесь еще и специальные ароматические вещества, созданные для умащения статуй богов: от «масел лучшего качества», которые употреблялись для подсвечивания лица у скульптурного изваяния Гора, до традиционных «священных масел», известных еще в Век пирамид. Во времена Птолемеев использовались девять из них, в том числе фимиам, «Праздничное благоухание с еловыми семенами», цареградский стручок, лотос и белый ладан.

В других боковых комнатах лежали одежда для совершения священных обрядов и различные приспособления. В храмовой библиотеке хранились такие древние труды, как «Книга отправления культа», «Тайные формы Бога» и «О периодическом возвращении звезд», а также текст древней драмы «Триумф Гора», в которой бог мстит за своего отца Осириса, одолев его убийцу Сета. Драма, исполнявшаяся под музыкальный аккомпанемент, нравилась Птолемеям, любителям театра, и ее сюжет нашел весьма детальное отображение на стенах храма, как и сцены женитьбы Гора на богине Хатхор.

Каждый год из Дендеры везли за сто десять миль на юг, в Эдфу, золотую статую Хатхор на так называемый «праздник прекрасного союза». Статую, увешанную цветами и обмазанную ароматным маслом, предназначенным исключительно для золотой богини Хатхор, торжественно вносили в темноту храма и совершали священное бракосочетание с Гором.

Вполне возможно, что «праздник прекрасного союза» повторили для Цезаря и Клеопатры, земных представителей божественной четы – Хатхор, римской Венеры, и Гора, «заморского бога‑победителя». Вероятно, они переняли нетипичное поведение богов, сохранив свой независимый статус и продолжая жить обособленно, несмотря на близость. Образ Хатхор также отвечал требованиям Клеопатры. В соответствии с египетской традицией богиня являлась партнером Гора и его матерью, что подчеркивало бесконечный цикл повторения рождений. Имя Хатхор, иначе Хат‑Хор, означающее «дом Гора» или «чрево для Гора», придавало особое значение беременности Клеопатры, и жрецы Эдфу должны были бы сделать все, чтобы обезопасить ее посредством традиционных защитительных ритуалов. Ибо, как провозгласил бог этого храма, «я есть Гор, которого родила Исида и чья защита гарантирована в зародыше».

Защитительные ритуалы составляли основную часть большинства церемоний – от коронаций, юбилеев и помещения богов в храмы до обеспечения нормального рождения нового поколения монархов. Как отмечалось в хранившейся в храме «Книге магической защиты правителя во дворце», во время длительного обряда нужно было накрыть монарха оградительными амулетами и окружить его такими же изображениями предыдущих правителей, имевшимися в храме. Затем, создав некое божественное силовое поле из собранных вместе сил богов и предков, жрецы заставляли живых сокола, гуся, ястреба и коршуна распростереть крылья и прикрыть ими правителя. Кроме того, его окропляли слезами сокола, потому что глаз Гора считался в египетской культуре самым надежным амулетом. После прочтения таких заклинаний, как «Формула отвращения дурного глаза», совершался обряд проклятия для нейтрализации сил зла. Церемония заканчивалась выносом птиц на крышу храма, где их отпускали на четыре стороны света в знак возобновления царской защиты.

Однако смысл всех этих действий состоял не только в том, чтобы роды у Клеопатры прошли без осложнений. Роль ребенка, которому предстояло появиться на свет как будущему Гору, представляла особую важность в Эдфу, где считали, что «великий Бог» Гор «приходил в мир до предков», и поэтому посвященные ему ритуалы во всех храмах совершались сразу после основного ежедневного обряда. Присутствие предков на коронациях, юбилеях, праздниках урожая и священных бракосочетаниях дает основания предположить, что главная цель дальнего путешествия Клеопатры на юг с Цезарем состояла в посещении Эдфу. В династических планах Клеопатра придавала первостепенное значение их священному союзу и последующим защитительным обрядам для наследника, чтобы гарантировать божественную преемственность.

Хотя неизвестно, отважились ли они плыть дальше на юг, где крутые утесы из песчаника сжимали русло, затрудняя судоходство по Нилу, они вполне могли продолжить плавание пусть даже с небольшим эскортом, ибо, как уверенно писал один из римских биографов Цезаря, «на ее корабле с богатыми покоями он готов был проплыть через весь Египет до самой Эфиопии, если бы войско не отказалось за ним следовать»[262]. Стремясь облегчить голод, свирепствовавший в царстве, Клеопатра могла пожелать плыть дальше на юг к легендарному источнику Нила, как это делали раньше ее предшественники Птолемеи, чтобы вызвать годовой разлив реки и присмотреть за пограничным районом, представляющим важность для обеспечения безопасности Египта. В Па‑Себеке, называвшемся греками Омбос (Ком Омбо), «земле Себека», бога‑крокодила, находилась крупная военная база. Красивый храм, стоявший на нильском мысу, очень любил отец Клеопатры. В храм входили через монументальные ворота со стороны реки.

Дочь Авлета и Цезарь, пройдя через них, вероятно, ознакомились с тем, как идет работа по созданию настенных рельефов с изображением Клеопатры перед богами, или посмотрели храмовых крокодилов в каменном водоеме с замысловатой системой фонтанов. Жители Омбоса, как и фаюмцы, считали этих животных священными и относились к ним с большим почтением. Когда такие анималистические культы превратились в символы региональной принадлежности, между соседними храмами стали разыгрываться театрализованные баталии, являвшиеся некой формой религиозного поклонения: приверженцы того или иного культа отправлялись к соседям‑единоверцам, чтобы напиться и поносить соперников. Поскольку жители Эдфу и Дендеры считали крокодила источником зла, их посещения Омбоса иногда могли заканчиваться неприятностями. Как‑то раз, когда разбушевалась подвыпившая толпа дендеровцев, жители Омбоса, охваченные религиозной ненавистью, пошли на них с кулаками, в итоге один человек был убит, «и победители съели его, обглодали все кости»[263], совершив вопиющий акт религиозного каннибализма.

Плавания вверх по Нилу обычно заканчивались в древнем торговом центре Суенете, при Птолемеях называвшемся Сиена (современный Асуан). Этот город всегда притягивал ученых. Приезжал сюда Эратосфен, который, наблюдая за полуденной высотой солнца в Александрии и Асуане, определил радиус Земли. Другие исследователи изучали здесь разливы Нила. Согласно же египетским поверьям, разлив ежегодно начинался, когда бог‑творец с головой барана Хнум спускал воду из своей пещеры под большим островом посередине Нила. Цезарь также проявил большой интерес к этому месту, потому что сам хотел узнать истинную причину разлива реки. Осматривая находившийся на острове нилометр, наверное, интересовался у жрецов новыми теориями о выпадении дождей в районах, лежащих дальше на юге, как он обсуждал этот вопрос с одним из мемфисских жрецов. Цезарь мог сопровождать Клеопатру, когда она посещала на острове храм Хнума из красного гранита, построенный первым Птолемеем от имени сына Александра – Александра IV. О посещении храма ее дедом Лафуром имелась памятная надпись на большой стеле из красного гранита. В храмовом комплексе также содержались священные бараны Хнума. После смерти их бальзамировали, чтобы сохранить их животворную силу плодовитости, и хоронили на острове, где обитал сам Хнум. Их силы должны были объединиться с силами Клеопатры, поскольку она предположительно отмечала некий ежегодный праздник разлива реки, в котором, насколько известно, принимал участие ее дед. Потом она, видимо, посетила на острове храм Исиды, где находился оракул богини. Его жрецы, возможно, хотели услышать ее заверения, что их привилегии не будут урезаны в связи с тем, что корона оказывает все большую поддержку основному культовому центру Исиды, расположенному несколько южнее в Филэ.

Этот город основала последняя египетская династия всего за несколько столетий до того, как в 186 году до н. э. его посетила первая Клеопатра со своим мужем, чтобы отпраздновать военную победу и рождение сына. Сейчас он, как видно, стал конечным пунктом путешествия Клеопатры и Цезаря, на последнем отрезке пути проделанного на небольшом судне, поскольку иначе не представлялось возможным проплыть по узким каналам, прорытым в обход обнажению пород на реке, или порогов. В этом случае словно из воды перед ними должен был появиться сверкающий храм Филэ на «острове со времен Ра»[264].

Жрецы, несомненно, приветствовали Клеопатру как земное воплощение Исиды, царицу Юга, и она, наверное, приняла от них корону Геба со многими рогами в знак преемства от своей великой предшественницы Арсинои II, изображенной на рельефных композициях Филэ в той же самой короне[265], которую она, в свою очередь, заимствовала у Хатшепсут также в знак убедительного преемства от цариц, соединяясь с Исидой, чтобы стать «Хозяйкой жизни, дарующей жизнь. Люди живут по велению ее души»[266]. На других рельефах храма в Маммисии, на которых Исида изображена кормящей молоком жизни своего сына Гора, она принимает мирру, драгоценные камни и даже священную газель от Птолемея Фискона

Date: 2015-11-15; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию