Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению тем дисциплины





«Организация производства»

Блок1.Теоретические основы организации производства

Тема 1. Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности.

Организация (от франц. organization) — устройство, сочетание кого-либо или чего-либо в единое целое. Организация предполагает внутреннее упорядочение частей целого как средства достижения желаемого результата.

Деятельность по организации производства реализуется через функции организации производительных сил и производственных отношений:

• организации производительных сил. С ее помощью обеспечивается соединение личных и вещественных факторов производства в единый производственный процесс;

• установление между участниками производственного процесса и подразделениями предприятия, занятыми созданием материальных благ, разнообразных связей, обеспечивающих их совместную деятельность;

•создание организационных условий, обеспечивающих взаимодействие на экономической основе всех производственных звеньев предприятия как единой производственной системы, и стимулирование заинтересованности работников в результатах труда;

• формирование условий для повышения качества трудовой жизни работников, их постоянного профессионального и социально-культурного развития, самосовершенствования трудовых ресурсов предприятия.

Организации производства на предприятиях присущи определенные закономерности. Основными закономерностями организации производства являются: - соответствие организации производства ее целям, т. е. обеспечение таких подходов к формированию организации производства, которые ориентируются на основные цели организации;

• соответствие форм и методов организации производства характеристикам материально-технического базиса производства, т. е. особенностям развития и уровню техники и технологии;

• соответствие форм и методов организации производства производственно-техническим условиям и экономическим требованиям производства, т. е. характеру выпускаемой продукции, типу производства, объемам производимой продукции и т. д.;

• комплексность организации производства, т. е. необходимость рассмотрения всех производственных процессов, протекающих на предприятии, во взаимной связи как единое интегрированное целое;

• непрерывное улучшение организации производств, т. е. необходимость перехода от эпизодического к постоянному, непрерывному совершенствованию организации производства;

• соответствие форм и методов организации производства требованиям гуманизации труда, т. е. необходимость повышения содержательности труда работающих, расширения их трудовых функций и стимулирование творческой активности;

• взаимное соответствие структуры системы управления и характеристик организации производства;

• участие работников в деятельности по организации производства через использование различных форм реального участия работников в организации производства, передачу ряда управленческих функций в низовое звено предприятия — цех, участок, бригаду.

Принципы эффективной организации производства

В теории организации производства определены принципы, представляющие собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие производственных систем.

Основными принципами эффективной организации производства являются:

• принцип эффекта организационной деятельности выражается в необходимости обеспечения такого взаимодействия (синтеза) структурных элементов производственной системы, которое привело бы к увеличению эффекта синергии и координации.

Данный принцип достигается путем интеграции элементов производственной системы, согласования, упорядочения связей, обеспечивающих совместную деятельность работников;

• принцип интеграции предполагает формирование производственных звеньев, осуществляющих координацию и обеспечивающих взаимодействие разнородных процессов и стадий производства по единой схеме, на основе единых правил и нормативов. Соблюдение данного принципа предполагает рассмотрение частичных процессов как взаимообусловленных элементов производственной системы;

- принцип целевой специализации проявляется в создании подразделений с разнородным составом рабочих

элементов, объединенных посредством горизонтальных связей для выполнения определенного объема работ в законченном виде;

• принцип оптимальности и многовариантности решений определяет необходимость разработки нескольких организационных концепций, отвечающих целям производства и его организации. При этом лучшей считается та из концепций, которая обеспечивает не экстремальное, а оптимальное соотношение структурных элементов производственной системы;

• принцип внешнего окружения заключается в том, что цели организации производства, стратегия и тактика совершенствования организационной деятельности формируются с учетом требований внешней среды;

• принцип саморазвития предполагает создание механизма, стимулирующего непрерывное развитие организационных методов и форм.

Тема 2. Этапы развития теории организации производства.

Предмет науки — это то, чем занимается данная наука, какие явления объективной действительности она изучает. Объективной основой организации производства являются отношения, возникающие в сфере производства материальных благ:

• чисто технические отношения, выражающие формы объединения людей и вещественных факторов производства;

• производственно-технические и социально-экономические отношения, возникающие по поводу совместного труда участников производственного процесса;

• отношения материально-производственные, характеризующие взаимозависимость вещественных, энергетических и информационных ресурсов предприятия.

Предмет организации производства как науки — изучение отношений организации производства в сфере производства материальных благ.

Содержание организации производства как научной дисциплины — установление причинно-следственных связей, законов и закономерностей, присущих организации производства в целях определения и реализации на практике эффективных форм, методов и условий.

Теория устанавливает законы и закономерности формирования, протекания и развития процессов или явлений, изучаемых конкретной наукой. Организация производства как научная дисциплина изучает определенную группу законов и соответствующих им закономерностей. Положения этой дисциплины учитывают экономические законы, законы отдельных технических и естественных наук. Вместе с тем организация производства как наука опирается на только ей присущие законы и закономерности. Развитие теории организации производства Можно выделить три направления, в рамках которых группируются научные школы, выдвигаются концепции и доктрины. Это рационалистическое, поведенческое и системное направления.

Рационалистическое направление. Научные школы этого направления вели многочисленные поиски научно обоснованных методов организации труда на рабочем месте, производственном участке и предприятии в целом, исследовали трудовые действия и приемы, затраты времени на их выполнение, разрабатывали аналитические методы нормирования труда. Были предприняты попытки перенести ключевые идеи организации производства на систему управления. Наиболее видные представители направления — Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Гантт, Ф. Гильберт, А. Файоль, Л. Урвик и др. В 50-60 гг. XX в. в рамках рационалистического направления сформировалась «новая школа», которая развивала идеи классического направления на новой технической и математической основе: вычислительной технике, математике, информатике.

Представители этой школы Д. Марч, Ст. Вир, Дж. Форрестор, Р. Акофф, С. Черчмен и другие вели углубленные исследования процессов организации и управления предприятиями; изучали структурные, процессуальные и методические характеристики производственных систем; вели разработку новых способов организации и управления с использованием экономико-математических методов, исследования операций, имитационного моделирования.

Поведенческое направление. Зарождение этого направления связано с тем, что в 30-х гг. XX в. развитие крупного машинного производства подвело работника к максимальному интенсивному использованию его физических возможностей. Возникла задача поиска путей использования интеллектуального и психологического потенциала людей.

Это создало условия для зарождения, развития и быстрого роста различных научных школ поведенческого направления. Одной из таких школ стала популярная научная школа «человеческих отношений», представителями которой стали Э. Майо, М. Фолгет, Ч. Бернард, Д. Маркгрегор и др. Ученые этой школы стремились выработать правила взаимоотношений администрации предприятий и рабочих, которые способствовали бы росту производительности труда за счет психологического воздействия и управления поведением рабочих в желаемом направлении.

Практические рекомендации сводились к усилению мотивационных основ поведения рабочего — обогащению работ, расширению выполненных функций, ротации и т. д.

В 50-60-х гг. XX в. на проблемы организации производства все больше стали влиять достижения научно-технического прогресса, внедрение автоматизации. В новых условиях снизилась сфера применения ручного труда, выросло значение интеллектуальных функций рабочего: рабочий должен обладать такими качествами, как ответственность, способность принимать решения и взаимодействовать в коллективе, уметь адаптироваться к перестройкам производственного процесса и т. д.

На основе теоретических концепций были разработаны различные модели «гуманизации труда». В качестве новых подходов предлагались меры по повышению содержательности труда и улучшению его условий, увеличению диапазона действий и ответственности рабочих, расширению прав рабочих и профсоюзов в решении задач организации и управления производством. На предприятиях решались вопросы отказа от конвейеров, введения гибких режимов труда, установления зависимости между уровнем оплаты труда, производительностью и эффективностью.

Новое направление развития получила концепция вовлечения рабочих в управление производством. В 80-е гг. XX в. получило широкое распространение применение самоуправляемых производственных бригад, в которых рабочие самостоятельно организуют свой труд, приобретают управленческие права, контролируют производственный процесс.

Системное направление исследований. Объективной основой зарождения в 50-х гг. XX в. системного направления исследований и их интенсивного проникновения в теорию и практику в 60-70-х гг. явилось усиление взаимозависимости всех сторон организационной деятельности предприятий, а также расширение, усиление и интенсификация внутриорганизационных отношений и связей предприятий с внешней средой.

В рамках этого направления формировались научные школы, разрабатывающие проблемы организации и управления производством на основе применения системного подхода.

Школа социальных систем, к которой относят таких ученых, как Г. Саймон, Дж. Марч, Ф. Селзник и других, рассматривали систему производства как сложный комплекс взаимодействующих факторов, вели исследования общих форм организации, выявляли связи между параметрами системы, разрабатывали методы системного анализа.

Представители технологической школы (Дж. Вудворд и другие) в качестве определяющего параметра организации выделяли характер технологического процесса. Технология рассматривалась как независимая переменная, а организационная структура должна была соответствовать технологии производства, требованиям внешней среды и целям предприятия.

На основе системного подхода рядом ученых (Ф. Каст, Д. Розенцвейг, С. Янг) разработана концепция приспособления форм и методов организации производства для достижения целей предприятия. Реализация этой концепции осуществляется на базе трех взаимосвязанных положений: выработке методологии определения целей предприятия, ориентации организационного механизма системы на установленные цели, мотивации исполнителей к достижению заданных целей.

В современных условиях в работах зарубежных ученых проявляется тенденция обеспечить с использованием методологии системного подхода синтез рационалистического и поведенческого направлений науки организации производства.

Тема 3. Научные основы организации производства.

На основе теоретических исследований в зарубежной практике усилиями ученых и практических работников разработаны и реализованы новые методы и системы организации управления производством:

• моделирование производственной деятельности с использованием методов исследования операций;

методы сетевого планирования и управления проектами; система планирования материальных потребностей; система организации производства «точно во время»; система тотального управления качеством; централизация обработки и ячеистая организация производственных подразделений;

• система полного технического обслуживания оборудования

и другие.

Вклад российских ученых в науку организации производства

Обобщение проведенных в нашей стране исследований позволяет выделить три этапа в развитии теории организации производства:

• формирование научных основ организации трудовых и про-изводственных процессов (общенаучный подход);

- выделение организации производства как научной дисциплины (рациональный подход);

• рассмотрение организации производства во взаимосвязи с другими подсистемами предприятия и внешней средой

1. Общенаучный подход (находит отражение в работах сотрудников Центрального института труда и Центрального института организации производства и управления промышленностью Наркомтяжпрома) рассматривает организацию производства как технико-экономическую дисциплину, объединяющую в себе экономические науки и технологию. С позиции этого подхода теория организации производства основывается на научном познании законов и закономерностей общественного производства, естествознания, психологии труда, а также изучения хозяйственного и трудового права. Предметом науки организации производства является непосредственный процесс производства во всей его целостности, охватывающий как совместное функционирование средств производства, так и самый процесс труда и кооперацию носителей его, субъектов производства —рабочих. Содержание организации производства сводится к изучению вопросов организации труда, кооперации средств производства и управления производством. Основным методом организации производства считается рационализация производственных и трудовых процессов.

Такая последовательность методологических рассуждений имела два слабых места: теория организации производства понималась достаточно широко, как наука, включающая вопросы научной организации труда, собственно организации производства и управления без разграничения на самостоятельные отрасли знаний; отрицание собственных закономерностей организации производства ставило под сомнение существование ее как отдельной науки. Сильная сторона рассматриваемой системы взглядов состояла в том, что впервые была сделана попытка определения предмета и содержания теории организации производства.

2. Рациональный подход акцентирует внимание на изучении специфических закономерностей развития машиностроительных предприятий и разработку научных экономически эффективных методов прогрессивной организации2. Идея рациональной организации производства нашла отражение в работах В.А. Летенко, А.И. Неймарка, О.И. Непорента, И.М. Разумова, Э.А. Сателя, К.Г, Татевосова, С.А. Хеймана. По мнению этих ученых рациональная организация производства невозможна без знания основных правил и способов построения производственного процесса, что вызывает необходимость выделения особой науки, определяющей методы организационной деятельности и раскрывающей ее закономерности. Основные положения рационального подхода можно сформулировать следующим образом: в числе самостоятельных наук о производстве выделяется наука «организация производства», имеющая свой предмет и свою теорию; предметом организации производства является изучение количественных и качественных пропорций основных факторов производства — людей, орудий и предметов труда; сущность организации производства состоит в рациональном сочетании и соединении в пространстве и во времени личного и вещественного факторов производства. Цели предприятия выступают в качестве исходных для организации производства и определяют ее задачи. При всем многообразии сочетаний частичных процессов производства организация производственных процессов подчиняется неким общим принципам: разделения и кооперации труда, специализации, пропорциональности, непрерывности и ритмичности.

Слабой стороной рационального подхода является механическое понимание природы производственных процессов: организация производства рассматривается как некая структура (механизм), в рамках которой происходят определенные действия (согласование, приведение в соответствие, соединение). Сильной стороной —признание «собственных» закономерностей организации производства, что явилось шагом вперед по сравнению с разработками Центрального института труда и имело большое значение в развитии теоретических исследований.

3. Системный подход к организации производства основан на исследовании предприятия как открытой производственной системы. В рамках этого подхода можно выделить три научных направления:

• общесистемное направление (получило развитие в работах Н.С. Сачко, О.Г. Туровца, В.Н. Родионовой) предполагает взаимосвязанное рассмотрение процессов проектирования, обеспечения функционирования и развития производственных систем;

• направление программно-целевых производственных систем (нашло отражение в работах В.А. Петрова и А.Н. Масленникова) рассматривает особенности совершенствования и проектирования производственных систем на основе принципов программно-целевого планирования;

• направление жизнеспособных и развивающихся систем (разработано Р.Л. Сатановским) акцентирует внимание на управлении развитием организации производства. Для объяснения особенностей данного процесса используют методологию адаптации организационных систем.

Дальнейшее развитие теории организации производства связано с поиском путей решения проблем эффективного функционирования производственных систем в условиях быстро меняющихся требований внешней и внутренней среды предприятия.

Сетевой подход к решению организационных проблем рассматривает предприятие как некоторую совокупность производственных агентов, совместно участвующих в разработке единого продукта и находящихся в отношениях партнерства, сотрудничества и кооперации. Примером сетевой организации служат отношения производственных подразделений в системе «Just — In— Time».

Неотъемлемыми признаками производственной сети являются:

• наличие устойчивых горизонтальных отношений производсвенных агентов при условии, что некоторые из них, расположенные на концах сети, могут не иметь непосредственных взаимоотношений друг с другом;

• сотрудничество по проблемам производства и усиливаемая зависимость каждого участника сети от креативности всей группы в целом, что радикально меняет традиционные подходы к отношениям клиент—поставщик.

Date: 2015-11-13; view: 373; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию