Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сабантуй
Возникновение татарского праздника Сабантуй связало с земледельческими работами. Это отразилось даже в самом названии праздника: «сабан» – это яровые (в другом значении слова «плуг»), «туй» – «свадьба», «торжество». Всё вместе означает торжество в честь сева яровых. Отмечают этот праздник 25 июня. Как только сходил снег с полей, собирались старики аксакалы и договаривались о проведении Сабантуя. Перед назначенным днём дети в праздничных обновках (обязательно в новых лаптях с белыми суконными чулками) чуть свет отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Хозяйки уже заранее специально для детей пекли булочки, орешки и конфеты из теста. В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку и приговаривала:
Пусть лёгкой будет твоя нога, Пусть будет много кур и цыплят…
Первому обязательно давали яйца и подарков ему доставалось больше, чем другим. В наши дни Сабантуй празднуют в июне, когда завершён цикл весенних полевых работ (обычно это 25 июня). Когда приближается время праздника, джигиты (молодые юноши) верхом на лошадях выезжают собирать подарки для победителя в состязаниях. И никто им не отказывает. Деревенские жители охотно жертвуют для общего праздника вышитые платки, куски ситца, рубашки и куриные яйца. В некоторых деревнях иногда седлают до 50 самых лучших коней. Собранные рубашки, платки, полотенца прикрепляют к лошадиной сбруе. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Если же юноши собирают подарки без лошади, то обвязываются крест‑накрест полотенцем и все подарки подвешивают на него. Особо ценным подарком считается полотенце с ткаными узорами. Его готовят молодые женщины, вышедшие замуж между двумя последними Сабантуями. Сбор подарков проходит с весёлыми шутками, розыгрышами, песнями. В день Сабантуя на просторном лугу неподалёку от деревни – на майдане – устанавливают длинный шест с привязанным к нему красивым полотенцем. Народ на празднество стекается со всей округи: едут, идут пешком. Медные трубы заставляют поторопиться девушек, которые долго наряжаются в свои лучшие наряды и достают из сундуков украшения, доставшиеся им от прабабушек. Соревнования начинаются со скачек. Ни один Сабантуй не обходится без них. Лошадей, участвующих в соревнованиях, отводят от деревни на 10–15 километров, а финиш устраивают поблизости от майдана. Призы, которые получают победители в скачках, они потом привязывают к шеям своих лошадей, чтобы каждый мог видеть, что эта лошадь с развевающимся за гривой платком, – призёр. Пока лошади ещё далеко, на майдане состязаются в беге. Сначала соревнуются мальчишки. Старики отводят их от майдана, и по команде они во всю прыть несутся к шесту с полотенцем – флагу Сабантуя! В другом месте в это время проходит национальная борьба на кушаках. Начинают её два старика, затем поочерёдно выходят мальчики, юноши и мужчины среднего возраста. Победителя всех схваток называют батыром Сабантуя. Отныне он сделается знаменитостью. О нём будут слагать песни, рассказывать легенды. Но это ещё не всё! На поднятых руках победитель должен унести барана, которого ему вручили в подарок. И конечно же, как и на всяком празднике, на Сабантуе не обходится без шутливых состязаний. Отчаянные джигиты стараются взобраться на гладкий столб или сражаются мешками, сидя на бревне! Всеобщее веселье царит и там, где проходит бег с ложкой во рту, в которую вдобавок ещё положено яйцо. Но больше всего смеха вызывают спортсмены, у которых нога одного привязана к ноге другого. Одна пара ковыляет впереди, рвётся к победе, но тут её обгоняет другая… Это веселее, чем из глубокого блюда с простоквашей губами доставать монету. Награждают не только победителей состязаний. По народным законам, никто не должен в этот день уйти с майдана в обиде. Поэтому бегуну, повредившему ногу, тоже дарят подарок. И к шее коня, пришедшего в скачках последним, привязывают какой‑нибудь утешительный приз. После состязаний начинаются молодёжные гулянья, которые продолжаются до глубокой ночи. Считается, что если двое встретились и познакомились на Сабантуе, то это очень хорошая примета.
ИЮЛЬ
Июлем – в честь Юлия Цезаря – назван был древними римлянами этот месяц. Название пришло на Русь из Византии и заменило собой славянские названия липец (от зацветающих лип) и червень – от преобладания краснотой красноватого цвета созревающих плодов и ягод. Называли июль ещё и жарником, страдником (время уборки урожая, летняя страда), грозовиком (из‑за частых гроз), сенозарником (на заре, когда ещё роса, косили травы). Другие славянские названия: червенец, серпан, седмик, шерпен, сенозарник, макушка лета.
|