Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы деятельности автотранспортных предприятий





Общая характеристика нормативно-правовых актов

Действующая в России сложная система транспортного законодательства, ощутимо влияющая на работу автотранспорта, базируется на нормативно-правовых актах, принятых еще во времена СССР.

Порядок перевозки грузов, пассажиров и багажа регламентируется главой 40 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В настоящее время действует Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 8.01.69 г. № 12 (далее – Устав автомобильного транспорта). На основании данного Устава разработаны и утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.71 г. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозки грузов). Поскольку Устав автомобильного транспорта и Правила перевозки грузов были утверждены до вступления в силу ГК РФ, то они действуют в части, не противоречащей ему.

Устав автомобильного транспорта определяет обязанности, права и ответственность находящихся на территории России автотранспортных предприятий и организаций, других имеющих автомобили предприятий, организаций, учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся автомобильным транспортом.

Документальное оформление перевозок

В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Правила оформления перевозочных документов изложены в разделе 6 Правил перевозки грузов. В соответствии с п. 1 раздела 6 указанных Правил перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания.

Использование автомобилей с оплатой по повременному тарифу оформляется записями в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в распоряжении клиента за вычетом времени обеденного перерыва шофера.

Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

В товарно-транспортной накладной грузоотправителем (грузополучателем) указываются виды услуг, выполняемых автотранспортным предприятием или организацией. Грузоотправитель не вправе требовать, чтобы шофер осуществлял прием груза по каким-либо другим документам, кроме товарно-транспортной накладной, в том числе по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты, удостоверения, свидетельства и т.д.).

Форма товарно-транспортной накладной и порядок ее заполнения определены в Постановлении Госкомстата № 78 от 28.11.1997 г. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Согласно ст. 798 ГК РФ перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Так, порядок заключения годового договора изложен в п. 36 Устава автомобильного транспорта и в разделе I Правил перевозки грузов. Пунктом 3 раздела I указанных Правил установлено, что в годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом устанавливаются объемы перевозок по утвержденной номенклатуре, условия перевозок (режим работы по приему и выдаче грузов, обеспечение сохранности грузов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ в установленное время и т.д.), порядок расчетов за перевозку, определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

В Правилах перевозки грузов предлагается форма типового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Согласно п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа – также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. В соответствии с п. 166 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Минтрансом РФ 29.09.97 г. (далее – Временные правила перевозки пассажиров), билеты на проезд пассажиров в автобусах особо малой и малой вместимости городских и пригородных маршрутов продаются водителями, а в отдельных пунктах – через специально уполномоченных на то лиц. Пассажирам междугородных маршрутов продажу билетов производят на остановочных пунктах в кассах, а там, где кассовая продажа билетов не организована, – через водителей непосредственно при посадке пассажиров в автобус до отправления его от остановочного пункта. На начальных и конечных остановочных пунктах междугородных маршрутов производится предварительная продажа билетов на проезд в автобусах особо малой и малой вместимости.

Лицензирование и сертификация

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии, установлен Федеральным законом от 8.08.01 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступил в силу с 11.02.02 г., далее – Закон № 128-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 17 указанного Закона лицензированию подлежат:

– перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

– перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

– перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

На основании ст. 5 Закона № 128-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.02 г. № 402 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. В настоящее время данный документ действует в редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.02 г. № 731.

Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации. На каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется соответствующая лицензия.

Лицензия на осуществление любого вида деятельности предоставляется на пять лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Законом № 128-ФЗ предусмотрена выдача лицензий на перевозки, осуществляемые только внутри страны. Иной порядок предусмотрен для международных перевозок пассажиров и грузов.

В соответствии с федеральными законами «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», а также международными договорами об автомобильном сообщении Постановлением Правительства РФ от 16.10.01 г. № 730 утверждено Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок.

Допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок осуществляют органы Российской транспортной инспекции Минтранса России. В указанном Положении перечислен ряд условий, выполнение которых обязательно для российских перевозчиков, осуществляющих международные перевозки. Основные условия таковы:

1. Наличие лицензии на перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

2. Наличие транспортных средств, соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;

3. Соответствие квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;

4. Устойчивое финансовое положение российского перевозчика (наличие собственного имущества, стоимость которого в расчете на одно транспортное средство, осуществляющее международные автомобильные перевозки, составляет не менее 50 тыс. руб., или, в расчете на 1 т разрешенной максимальной массы указанного транспортного средства, – не менее 2,5 тыс. руб. Достаточным является соответствие одному из показателей);

5. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки.

Удостоверение выдается:

На один год – российским перевозчикам, впервые подавшим заявление, не имеющим опыта осуществления международных автомобильных перевозок или имеющим такой опыт продолжительностью менее одного года;

На пять лет (если в заявлении не указан меньший срок) – российским перевозчикам, которые на протяжении последних четырех лет, предшествовавших подаче заявления, осуществляли международные автомобильные перевозки не менее одного года.

Система сертификации автотранспортных услуг охватывает практически все регионы Российской Федерации; в них в настоящее время функционируют более 100 органов по сертификации и задействовано значительное количество нормативных документов, подготовленных Госстандартом России и Минтрансом России; осуществляется сертификация в сфере пассажирских перевозок, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

В целях регулирования международных перевозок проводится освидетельствование автомобилей с выдачей их владельцам сертификатов пригодности к эксплуатации согласно условиям соответствующих директив ЕС и правил ЕЭК ООН.

В целях обеспечения безопасности движения с 1 октября 1998 г. введена обязательная сертификация легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, электромобилей, мотоциклов, мопедов, прицепов, предметов дополнительного оборудования, а также запасных частей и принадлежностей. Такая сертификация проводится на основании Постановления Госстандарта России от 1.04.98 г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов».

Документом, подтверждающим безопасность транспортного средства, является «одобрение типа транспортного средства». Этот же документ служит основанием для ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации. На запасные части выдается сертификат соответствия. Так как сертификация транспортных средств обязательна, расходы на ее проведение включаются в состав затрат предприятия.

Регистрация автотранспортных средств

В соответствии с Постановлением Правительства от 12.08.94 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники должны зарегистрировать свои автотранспортные средства в течение пяти дней с момента их приобретения. Регистрация производится на основании справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли транспортными средствами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца транспортных средств и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Применение перевозчиками контрольно-кассовых машин

Одна из злободневных проблем в указанной отрасли связана с применением автотранспортными предприятиями в своей работе контрольно-кассовых машин (ККМ).

Основной объем выручки таких предприятий от реализации своих услуг приходится на услуги физическим лицам (перевозка пассажиров). Исходя из этого, главной их особенностью является получение выручки в виде наличных денежных средств.

В соответствии с п. 78 Устава автомобильного транспорта РСФСР, на проезд в автобусе и маршрутном таксомоторе каждый пассажир обязан иметь билет. Таким образом, маршрутные такси обязаны обеспечить продажу пассажиру проездного билета, что, в общем-то, и происходит на практике: пассажиры производят расчет наличными деньгами с водителем маршрутного такси, который взамен выдает им билет на проезд.

Такого порядка для обычных такси (не маршрутных) не установлено.

В данной ситуации следует учесть, что ст. 1 Закона РФ от 18.06.93 г. № 5215-I «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (с последующими изменениями) для всех предприятий предусматривается проведение всех денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).

При этом в Перечне отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут вести денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденном Постановлением Совмина – Правительства РФ от 30.07.93 г. № 745 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2.12.00 г. № 917), для некоторых категорий организаций предусматривается возможность проведения таких расчетов без применения ККМ. В частности, организации могут не применять ККМ в расчетах с населением при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином РФ по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ. (Однако такси и маршрутные такси являются исключением из этого правила.) Поэтому они в любом случае обязаны применять для расчетов с пассажирами ККМ (п. 1 вышеуказанного Перечня).

Таким образом, даже несмотря на то, что водители маршрутных такси обязаны выдавать пассажирам билеты на проезд, такие расчеты все равно должны фиксироваться на кассовых аппаратах. (В данном случае могут использоваться как ККМ на автономном питании, так и специальные модели (таксометры) – для таксомоторов и маршрутных такси.)

Аналогичное мнение высказано по данному вопросу в Решении Верховного Суда РФ от 1.08.01 г. № ГКПИ 01-1199.

К нарушителям действующего законодательства могут быть применены штрафные санкции за осуществление расчетов с населением (пассажирами) без применения кассовых аппаратов.

В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ (введенного в действие с 1.07.02 г.) продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях ККМ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время – от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб.). Кроме того, штраф может быть наложен на должностных лиц предприятия, ответственных за применение ККМ (директора и главного бухгалтера), в размере от 30 до 40 МРОТ (на сегодняшний день – от 3 тыс. руб. до 4 тыс. руб.).

Date: 2015-11-14; view: 1530; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию