Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 9. Готовность детей с нарушенным слухом к обучению в школе

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Раскройте понятие «готовность к школьному обучению», перечислите основные компоненты этого явления. Обозначьте особенности контингента детей с нарушениями слуха, поступающих в школу.

2. Раскройте особенности эмоционально-волевой готовности детей с нарушениями слуха к обучению в школе.

3. Раскройте специфику умственной готовности к школе детей с нарушениями слуха:

уровень речевого развития;

уровень развития познавательных действий;

уровень развития наглядно-образного мышления;

уровень развития мыслительных операций;

уровень готовности к обучению арифметике.

4. Охарактеризуйте особенности мотивационной готовности к школе детей с нарушениями слуха.

 

Список литературы:

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова.– М., 2002.– С. 110-116.

2. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков.– М., 2001.

3. Речицкая Е.Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина.– М., 2003.

4. Сухова В.Б. Готовность глухих детей к обучению арифметике в школе / В.Б. Сухова // Дефектология.– 1970.– № 2.

 

1.. Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.

Первый компонент — мотивационная готовность — включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое.

Второй компонент — волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить, мастерить и т. д.).

Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.

Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе.

Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту — социально-психологической готовности к школе.

Умение учиться — пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умения слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.

2.. Развитие эмоционально-волевой сферы определяется детской деятельностью и зависит от ее содержания и структуры. Эмоционально-волевая регуляция формируется в процессе деятельности ребенка. Программой спец. детского сада предусмотрены различные виды деятельности в процессе овладения которыми дети учатся осуществлять целенаправленные действия, требующие определенных волевых усилий. Специально организованная деятельность изменяет и эмоциональную регуляцию поведения дошкольника:

- усложняется содержание эмоций

- изменяется место эмоций во временной структуре деятельности.

Сформированная эмоционально-волевая регуляция отмечается у тех детей, которые получили полноценную дошкольную подготовку в детском саду.

При изучении развития волевых действий и произвольности внимания всех дошкольников можно разделить на несколько групп в зависимости от особенностей поведения:

1. Дошкольники, имеющие высокий уровень развития волевых действий и произвольности внимания. Дети внимательно слушают инструкцию, самостоятельно выполняют задание, сознательно осуществляют свои действия, успешно выполняют большое по объему задание. Эти дети успешно освоили четырехлетнюю программу дет. сада и имеют высокий уровень речевого развития, позволяющий использовать устную речь как средство регуляции деятельности.

 

2. Дошкольники, не всегда воспринимающие инструкцию с первого предъявления. У них отмечается начальный этап формирования сознательного подчинения требованиям. Более простое задание они выполняют по образцу, многие не могут самостоятельно выполнить задание. Средний уровень волевой регуляции отмечается у детей, посещавших дет. сад в течение 1-2 лет, а также у детей, имеющих значительное снижение слуха и низкий уровень развития речи.

 

 

3. Дети, требующие многократного повторения, не ориентируются на образец, часто отвлекаются, не могут сосредоточиться. Низкий уровень волевой регуляции обнаруживается у детей, имеющих снижение слуха более 50 Дб и не посещавших дет. сад или получивших неполную дошкольную подготовку.

 

Среди слышащих дошкольников тоже есть дети с различным уровнем эмоционально-волевой регуляции. Их отличительная черта – активное использование устной речи для регуляции деятельности. Слабослышащие по уровню эмоционально-волевой регуляции приближаются к группе слышащих сверстников. Таким образом, количественный и качественный анализы позволили выделить 3 группы детей по уровню эмоционально-волевой готовности к школе:

 

1. Дошкольники успешно преодолевают эмоциональное напряжение, управляют поведением, проявляя сосредоточенность внимания, активно используют речь.

 

2. Вторая группа соответствует средней степени эмоционально-волевой готовности к школе. Эмоциональное напряжение снижает результаты выполняемой деятельности, целенаправленность действий и произвольность внимания зависят от объема предлагаемого задания, речевая регуляция отмечается только у слышащих.

 

 

3. Характеризуется низкой готовностью к школе. Эмоциональное напряжение препятствует продолжению деятельности. Наблюдается низкая степень регуляции поведения, отсутствует произвольность внимания и речевая регуляция.

 

Интересно отметить, что слабослышащие дети, отнесенные к первому уровню, показывают более высокие результаты по сравнению со слышащими. Это объясняется более напряженным режимом работы в спец. дет. садах, программой предусмотрено ежедневное проведение в подготовительной группе пяти фронтальных занятий, в процессе которых у детей идет интенсивное формирование многих психических функций.

 

Низкий уровень эмоционально-волевой регуляции показывают дети, не усвоившие программы дет. сада и имеющие низкий уровень речевого развития.

 

Раскройте специфику умственной готовности к школе детей с нарушениями слуха:

Уровень речевого развития;

Выявление объема словарного запаса и оценка понимания обращенной речи показали, что наиболее доступными для большинства слабослышащих оказываются вопросы, направленные на раскрытие понимания родо-видовых отношений, знаний о профессиях людей. Среди других затруднения вызывают вопросы, для ответа на которые требуется установить причинно-следственные связи. Прослеживается зависимость объема словарного запаса дошкольников от степени снижения слуха и сроков обучения в спец. дет. саду.

Большинство детей, имеющих снижение слуха до 50 Дб, успешно отвечают на предлагаемые вопросы, но у них отмечается ограниченный объем словаря. Если нормально слышащие называют более 5 наименований предметов, входящих в обобщающие понятия, то сл/сл – 3-5. Объем словарного запаса не выходит за рамки, обозначенные программой.

Для детей, имеющих снижение слуха свыше 50 Дб, особое значение приобретают сроки обучения в спец. дет. саду.

При общей тенденции взаимозависимости рассматриваемых параметров (слух, речь, сроки обучения) следует отметить, что некоторые сл/сл дети, независимо от степени снижения слуха, показывают достаточно обширный объем словарного запаса, не ограниченный программными требованиями.

Значительную часть информации сл/сл дети получают при общении со взрослыми, в отличие от слышащих, которые используют СМИ, телевидение. Сл/сл дети нуждаются в дополнительном уточнении, закреплении, повторении полученных знаний.

По уровню понимания обращенной речи сл/сл дети делятся на 3 группы:

1. Дети понимают вопрос при однократном предъявлении. Высокий уровень развития импрессивной стороны речи имеет только треть детей.

2. Дети, имеющие снижение слуха свыше 70 Дб. Главной причиной затруднений в восприятии вопросов является ограниченный объем словарного запаса. Дети затрудняются более в понимании вопроса, чем в его восприятии.

3. Дети, имеющие снижение слуха свыше 70 Дб, ограниченный словарный запас и низкий уровень слухо-зрительного восприятия устной речи. Дошкольникам этой группы необходимо устно-дактильная или письменная речь.

Уровень развития связной речи определяется исходя из критериев, которые характеризуют рассказ детей по серии сюжетных картинок:

- общая структура текста

- грамматическое оформление текста

- использование выразительных средств

Основные ошибки, которые допускают сл/сл дети – неправильное изменение слов по родам, числам, падежам, пропуск предлогов, включение лишних, замена одного предлога другим, пропуски главное члена предложения.

Анализ рассказов дошкольников с точки зрения использования выразительных средств позволяет выявить следующие факты:

- и слышащие, и сл/сл дети применяют в рассказе экспрессивно-оценочные прилагательные и наречия;

- использование диалогов, прямой речи зафиксировано только среди слышащих детей.

В целом, всех детей можно разделить на 3 группы в соответствии с уровнем развития связной речи:

1. в рассказе детей выделяются 2-3 части, структура предложения оформлена, отмечено использование выразительных средств.

2. дети пользуются структурой двусоставного предложения, испытывают затруднения в плане конструктивной организации предложения. Присутствуют морфологические и синтаксические ошибки.

3. наиболее низкий уровень слов – предложений, несущих функциональное сообщение и являющихся, в связи с этим, синтаксической, а не логической единицей. По мнению Коровина К.Г., это первый период усвоения языка сл/сл детьми, который характеризуется преобладанием простого синтаксического целого.

Уровень развития познавательных действий;

Оценка сформированности перцептивного действия отнесения к эталону, полученная в результате экспериментального обследования, позволяет разделить всех дошкольников на три уровня в соответствии с типом ориентировки:

1. Дети адекватно ориентируются и зрительно соотносят эталон и изображение на картинке.

2. Дети, имеющие смешанный тип ориентировки. Простые по контуру объекты относят к нужному эталону, а при анализе объектов с выступающими за контур деталями – допускают ошибки. Основные способы действия – зрительное соотнесение, при анализе сложных – зрительное примеривание в сочетании с движением руки, обводящей контур объекта и эталона.

3. Дети, имеющие синкретическую ориентировку. Они, выделяя только одну деталь контура, производят классификацию неправильно.

Дети, имеющие высокий уровень, показывают результаты, свидетельствующие о сформированности моделирующего перцептивного действия. Дошкольники зрительно соотносят детали с контурами круга, при решении более сложных задач осуществляют примеривание, обведение контура детали пальцем, переносят его затем в круг. Они способны выделить и оценить форму отбираемых элементов, придать им соответствующий ракурс, удерживая при этом в представлении уже выполненную операцию. Для преодоления затруднений достаточной оказывается помощь взрослого – эмоционально-регулирующая и направляющая.

На втором уровне находятся дети, владеющие всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия. Они достигают правильного результат в простых заданиях, но допускают ошибки в сложном. Это наиболее многочисленная группа детей. Виды помощи: эмоционально-регулирующая, направляющая, обучающая.

У детей третьего уровня действие перцептивного моделирования ограничено системой операций, позволяющих учитывать не более двух элементов целой фигуры. В остальных случаях они составляют неадекватные сочетания. Выполняя задачи в предметном плане, дети пользуются методом проб, примеривания и не всегда находят правильное решение. Эта группа требует обучающей помощи.

Наиболее высокая среди сл/сл оценка сформированности моделирующих перцептивных действий у тех детей, которые посещали дет. сад.

При создании реальных копий, моделей, сложных предметов и ситуаций в продуктивных видах деятельности у сл/сл детей формируются представления о сенсорных эталонах и совершенствуются перцептивные действия, что ведет к развитию восприятия.

 

Уровень развития наглядно-образного мышления;

Сл/сл дошкольники по уровню развития наглядно-образного мышления подразделяются на три уровня:

1. Дети, которые хорошо пользуются и схемой, и ориентирами.

2. Дети, которые пользуются либо схемой, либо ориентирами.

3. Дети, которые находятся на начальной стадии формирования ориентировки.

 

Наиболее высокую оценку получают дети, освоившие 4-летнюю программу, наиболее низкую – сл/сл, не получившие дошкольной подготовки. Это объясняется тем, что наглядно-образное мышление формируется на протяжении всего дошкольного периода, но для эффективного его развития у сл/сл детей используются спец. приемы в процессе продуктивной деятельности. Для выявления потенциальных возможностей развития наглядно-образного мышления сл/сл детей определяется их обучаемость в процессе решения наглядных задач, при этом им предлагаются различные виды помощи, выясняется их роль в продвижении детей на пути к правильному решению.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Жизненный и творческий путь С.А. Есенина | Объект первый: Трасса Е-95

Date: 2015-11-14; view: 2992; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию