Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая власть, ее структура, ресурсы, функции. Легитимность и легальность политической власти





Политическая власть – соц. взаимодействие при котором одни соц.субъекты подчиняют своей воле деят-сть других субъектов с помощью гос-правовых средств. Высшей формой выражения полит. власти является «гос. власть».

Государственная власть – это полит. власть, осуществляемая гос.органами, учреждениями и должностными лицами на территории, на которую распространяется государственный суверенитет.

Структура политической власти состоит из следующих элементов:

Субъект власти это носитель власти, который выражает свою волю через приказ: индивиды, политические институты и организации, элиты и лидеры

Объектами власти являются: индивид, соц. группа, масса, класс и т.д.

Источники власти – то на основании чего власть возникает. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, соц. и полит. статус и т.д.

Ресурсы власти – это совокупность средств, исп-ние которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти.

Типы ресурсов власти:

экономические: материальные ценности, деньги, полезные ископаемые;

силовые: оружие, аппарат физического принуждения;

социальные: разл. привилегии, котор пользуется власть, кадровая политика;

информационные: сми,знание и инф-ция,распространяемые через учебные учрежднения

политико-правовые:конституция, законы; − демографические: чел как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

Функции: Господство (разделение общества на господствующие и подчиненные группы) Руководство( выработка и законодательное закрепление стратегии развития, политической системы)

Управление ( принятие конкретных управленческих решений, деятельность административного аппарата и правительственных органов власти.)

Контроль( обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.)

Для характеристики деятельности политической власти общепризнанно употребление понятий «легальность» и «легитимность»

Легальность – носит юридический характер и означает соответствие власти и ее действий закону. Легитимность – носит фактический характер и означает принятие населением власти и согласие ей подчиняться. Впервые термин был введен в научный оборот немецким социологом Максом Вебером

три типа легитимности власти: традиционная (источник власти-обычаи традиции,тип лидера-монарх религиозный советник), харизматическая (источник власти-особые качества полит. лидера,тип лидера- пророк, военачальник ), легальная( источник власти - законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан,тип лидера-избранное должностное лицо.)

 

17. Полит система общества: понятие, структура, типология, функции

(Дэвид Истон) Политическая система – это совокупность идейно-полит. и правовых установок, субъектов политики, полит.институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом.

Структура полит.системы: Институциональная подсистема –состоит из политических институтов и неполитических организаций: государство,СМИ, церковь. Коммуникативная подсистема – совокупность отношений между субъектами полит. системы. Нормативная подсистема – совокупность политико-правовых норм и др. средств регулирующих отношения между субъектами полит системы. Функциональная подсистема – включает способы реализации власти. Культурно-идеологическая подсистема – совокупность политических взглядов, теорий и концепций

Первая модель политической системы была предложена Д. Истоном.

(впограничные столбцы модели) «Вход» – это любое внешнее событие, которое влияет на систему и способно ее изменить. «Выход» – это ответная реакция системы на воздействие общества, преобразованная в решения.

На «входе» политическая система получает импульсы в виде требований и поддержки. Без поддержки политическая система недолговечна и обречена гибель. На «выходе» из политической системы в среду поступают результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Процесс переработки требований в политические решения (законы, постановления и др.) называется внутрисистемной конверсией.

Выполнение функций полит. системой сопряжено с решением задач, которые возникают перед данной системой в конкретных условиях ее развития.

Целеполагание – определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности.

1. Мобилизация – привлечение ресурсов общества на достижение поставленных целей.

2. Интеграция – объединение всех элементов общества вокруг общих целей и ценностей.

3. Обеспечение безопасности и стабильности общества.

4. Формирование политического сознания членов общества.

Типология полит.систем:

По типу полит.режима: демократические, авторитарные

По степени полит.изменений: традиционные, модернизированные

По форме правления: монархические, республиканские

По степени открытости общества:открытые, закрытые

По форме устройства:унитарные, федеративные, конфедеративные

По типу партийной системы: однопартийные, двухпартийные

По типу полит.культуры: англо-американская, континентально-европейская, тоталитарная,частично-индустриальная

типология С. Хантингтона:западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, африканская.

 

18. Полит.режим: понятие и классификация. Сравнительный анализ основных типов политических режимов: тоталитарного, авторитарного, демократического.

Политический режим – это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе.

Самые распространенные подходы к классификации полит.режимов:

1. подразделение режимов на диктатуры и демократии

2. марксистский подход к классификации предполагает деление полит. режимов на: буржуазные, социалистические, переходные

3. деление современных полит. режимов на тоталитарный, авторитарный и демократический, осущ. по целому комплексу показателей, выявляющих характер полит. жизни в данном обществе.

Тоталитарный режим - это система насильственного полит. господства, характеризующаяся полным подчинением общества власти господствующей элиты, организованной в це­лостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером.(мера вмешательства гос-ва в жизнь общества: практикуется всеобщий контроль власти над обществом(армия, полиция, службы безопасности), режим направлен на полное уничтожение гражданского общества,происходит этатизация хозяйственно-экономической жизни (жёсткое централ.планирование и командно-административное управление хозяйством, полное устранение рыночных механизмов и конкуренции).

Авторитарный режим - этонеогранич.власть одного лица или группы лиц, не допускающая полит. оппозиции, но сохраняющая автоно­мию личности и общества в неполит. сферах (мера вмешательства-контроль власти над обществом не носит тотальный характер, охватывает только полит. сферу. Экон., культурная и частная жизнь не подлежит гос. регламентации)

Демократический режим - это система политических отношений, при которой осуществляется правление народа на основополагающих принципах демократии, равенства, свободы личности.(Мера вмешательства-мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере трансформации объективных социокультурных условий,полноценно и свободно функционируют институты и организации гражданского общества.)В отличие от тоталит.режима, где правасвободы членов общества максимально ущемлены, в демократич. режиме члены общества обладают широким спектром прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены, в авторитарном права и свободы членов общества значительно ограничены, особенно в политике.В авторитарном и тоталитарном режиме органы гос.власти формируются путём назначения, выборы имеют формальный характер, в демократическом законодательные органы формируются исключительно путём выборов.

выборы носят демократич. характер. Народ признаётся источником власти.

19.Государство – основной полит.институт общества. Признаки, структура и функции государства.

Гос-во – это основной институт полит.системы общества, который распространяет свою власть на всю тер-рию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, соц. групп и слоёв.

Концепции происхождения: Теологическая концепция (гос-во трактуется как священный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей)

Партиархальная концепция (гос.власть опекунская,отеческая, формирующая в рез-те соединения родов в племена, племен в общности.

Договорные теории происхождения государства (гос-во- результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок)

Соц-экон. (марксистская)концепция( гос-во –полит. машина для подавления господствующими классами трудящихся масс.)

Теория «насилия» или «захвата». В основе возникновения гос-ва лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается гос-во.

Основными и важнейшими элементами гоударства являются:

1. Территория это физ., материальная основа гос-ва. Как признак гос-ва тер-рия: нераздельна; неприкосновенна,исключительна неотчуждаема.

2. Население (народ) как составляющий элемент государства – есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.

3. Суверенная власть является определяющим элементом государства. Суверенитет – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Будучи суверенной, гос.власть: универсальна, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных обществ.властей; имеет право легитимного насилия (армия, милиция, тюрьмы и т.д.)

4. Наличие органов гос.власти. Механизм гос-ва представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Внутренние функции:

Политическая функция гос-ва состоит в обеспечении полит.стабильности.

Экон.функция гос-ва выражается регулировании экон.процессов.

Социальная функция гос-ва состоит в удовлетворении потребностей людей в жилье, работе, здравоохранении, образовании и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности. Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Date: 2015-11-14; view: 1117; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию