Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Методика обучения изложению и его проведения в начальной школе





Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеобразной подготовкой к письменному изложению, хотя он имеет значение и сам по себе для развития устной речи.

При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие виды работы: 1) воспроизведение прочитанного по вопросам; 2) связный пересказ прочитанного; 3) придумывание заглавий; 4) составление плана к прочитанному; 5) дополнение, продолжение, вставка эпизодов; творческие работы по прочитанному (сочинения, близкие по тематике к прочитанному).

Воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в начальных классах с небольших по объему и легких по содержанию прозаических произведений - рассказов или статей.

После прочтения всего рассказа учитель задает детям несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что они правильно поняли содержание прочитанного.

Воспроизведя содержание рассказа по данным вопросам, дети остановятся на самых существенных моментах. Таким образом, они уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.

Прочитанный детьми рассказ может быть озаглавлен ими по-другому, не так, как это сделано в книге для чтения.

После того как дети пересказали содержание прочитанного текста, они могут приступить к изложению. При этом нельзя ожидать полного совпадения в содержании пересказа и изложения. Изложение обычно бывает короче устного пересказа. Но, так же как и пересказ, изложение должно быть построено по плану, отдельные части изложения связаны друг с другом. Целям обучения детей охватывать содержание прочитанного и его обобщать служит и составление плана. Навыки составления плана требуют умения обобщать в двух-трех словах основное содержание прочитанного отрывка, части целого. Именно этой цели служат такие упражнения, как придумывание заглавий к неозаглавленным текстам или к частям текста, нахождение в книге отдельных предложений, которые могли бы служить подписью под картинкой, заглавием к части прочитанного рассказа. Не вызывает сомнения значение работы над планом для умственного развития детей: он учит детей производить анализ и синтез, абстрагировать и обобщать, отделять главное от второстепенного и т. д.

Значение плана и в том, что он ориентирует ученика, о чем из прочитанного следует сказать раньше, о чем позднее, о чем совершенно не следует говорить. И когда учитель предлагает рассказать прочитанное без помощи его вопросов, дети переходят к пересказу по плану.

Так пересказ, составление плана прочитанного текста готовят детей к изложению.

Изложение имеет большое значение для развития речи учащихся, так как обогащает ее литературными формами и учит детей писать сочинения. Практика показывает, что уже во второй половине первого года обучения (конец III учебной четверти, IV четверть) дети в состоянии писать изложения небольшого рассказа, имеющего несложное построение (два-три абзаца) и не осложненного с точки зрения синтаксичёской (прямая речь, сложные предложения и т. п.).

Выбор текста для изложения является важным вопросом. Школьная практика и специальные исследования показывают, что для учащихся начальных классов самым доступным текстом для изложения является рассказ, повествование. Вот почему современная методика считает, что обучать изложению следует на таком тексте, в котором развертывается какое-либо событие, есть определенный сюжет. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. В синтаксическом и лексическом отношении рассказ должен быть прост и доступен учащимся: все слова ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи; просто должно быть и построение рассказа в целом: три-четыре части, легко выделяемые в абзацы.

Тексты для изложений постепенно усложняются. В чем же состоит это усложнение? Статьи и рассказы для изложений усложняются по содержанию: в них появляется большее количество эпизодов. Они усложняются и в словаре, синтаксисе. Появляется все больше слов, которые дети еще не писали, а предложения становятся более разнообразными по своему подстроению и составу. Более сложным становится и построение (композиция) рассказа или статьи, предназначенной для изложения. Рассказ состоит из большего количества отдельных эпизодов, следовательно, в его составе больше абзацев.

Учитель обращает внимание на особенности данного текста по сравнению с текстами, по которым писались изложения раньше. Обращается внимание на количество действующих лиц в рассказе, на то, насколько само действие стало более сложным (в нем больше отдельных эпизодов); сложнее ли стал рассказ по своему построению (композиции).

В целях развития самостоятельности учащихся тексты постепенно усложняются и по своему оформлению: 1) текст разделен на небольшие части (абзацы), и к каждой из них внизу дан.пункт плана; 2)- текст не разделен на абзацы, но план есть; 3) текст разделен на два (затем на три-четыре) абзаца, плана не дано, но последний составляется коллективно; 4) текст разделен на три-четыре абзаца, плана нет, дети составляют его самостоятельно и пишут изложение; 5) текст не разделен на абзацы, не дано плана; детям надо составить план из трех-четырех пунктов и написать изложение.

Так постепенно ученик овладевает умением писать изложение готового текста. При этом речь учащихся обогащается новыми словами, оборотами, синтаксическими конструкциями. Кроме того, дети учатся строить связную речь, развертывать сюжет рассказа в определенной последовательности, по плану.

Важную роль играет способ восприятия учеником текста, подлежащего изложению: читает ли текст сам ученик или его читает учитель. Наиболее трудно, как показывают наблюдения, изложение текста, воспринятого на слух. В начале работы каждый ученик имеет возможность сам прочитать текст в учебнике русского языка или в книге для чтения, затем читает учитель, книги закрыты. После этого дети пишут изложение этого текста, в некоторых случаях наводя справки в книге.

Сколько раз следует прочитать рассказ, изложение которого дети затем будут писать? Это зависит от класса, от того, как учитель проводит работу над изложением и пр. Но все же целесообразно приучать детей к тому, чтобы они писали изложение после не более чем двукратного, а иной раз и однократного чтения.

Когда рассказ прочитан, идет краткий разбор его содержания по вопросам учителя. При этом достаточно поставить перед детьми два-три вопроса, чтобы определить, все ли понятно им в рассказе. Затем под руководством учителя составляется план изложения, который записывается на доске. По плану устно составляют текст изложения и наконец пишут его.

Устный рассказ содержания прочитанного произведения или отрывка перед изложением не должен много раз повторяться. Устный рассказ может быть полным, подробным, при записи же учащимся нужно ограничиться самым необходимым из его содержания.

Текст, предназначенный для изложения в I классе, может состоять из четырех-пяти предложений. Таков, например, pacсказ «За рыбой»:

Сережа задумали удить рыбу. Они пошли на реку. Яша поймал щуку. Сережа поймал окуня. Дети отдали рыбу маме.

На доске заранее пишется план в форме вопросов: «Что задумали мальчики? Куда они пошли? Кого поймали Яша и Сережа?» План пока закрыт, чтобы не отвлекать внимания детей от текста.

Учитель медленно и выразительно читает текст один «аз, открывает план-вопросы и предлагает детям сначала прочитать его про себя, затем каждый вопрос плана читается вслух отдельным учеником. Составляются ответы на вопросы. Затем текст может быть прочитан учителем еще раз, и дети пишут изложение.

Текст для изложения во II классе может быть большим по объему, отдельные предложения более сложные по своей конструкции. Для примера можно взять текст «Две козы» из учебника русского языка II класса.

Сначала текст читается полностью, к нему составляется план. Учитель обращает взимание детей на то, что в рассказе можно выделить три части, каждую часть надо озаглавить. Чтобы правильно озаглавить каждую часть, надо подумать над тем, что является в ней главным, основным.

В результате коллективной работы составляется план изложения:

1. Встреча на узкой тропинке.

2. Что сделала одна коза?

3. Разошлись.

План записывается на доске. Каждый учащийся продумывает самостоятельно свое изложение по этому плану.

Возможен и такой вариант работы, когда учащиеся устно составляют изложение по плану. Как и в 1 классе, текст может быть прочитан учителем еще раз перед тем, как дети начнут писать изложение.

В начальных классах, как правило, изложение носит обучающий характер. При проведении обучения изложению учитель на первых порах показывает, как надо излагать прочитанный текст. Для этого учащиеся устно по вопросам или по плану излагают текст. Причем, дети вносят в коллективную редакцию свои поправки: это делается, конечно, при участии и помощи учителя.

Постепенно дети учатся самостоятельно записывать составленное коллективно изложение.

В дальнейшем при работе над изложением дети все более самостоятельны как в передаче содержания, так и в его речевом оформлении. При этом, однако, в случаях затруднений они обращаются за помощью к учителю; учитель со своей стороны постоянно наблюдает за процессом работы своих учеников и помогает им.

Следующий этап в работе над изложением - самостоятельная передача учащимися содержания текста по плану, данному учителем или составленному коллективно.

Возможен, наконец, и такой вид изложения, когда ученик пишет самостоятельно и самостоятельно составляет план для изложения. Такое изложение является, по существу, контрольным. Контрольное изложение проводится в конце обучения во II и в III классе.

Изложение может быть разных видов: а) подробным или сжатым б) без изменений фактической стороны; в) изложение с дополнением, со вставкой эпизодов; г) с изменением начала, конца; д) изложение с изменением лица рассказчика, времени действия и т. п.

Изложения учащихся I-III классов должны отвечать следующим требованиям.

1) Учащиеся должны правильно, без искажений фактов передать содержание прочитанного текста. При этом должна быть соблюдена последовательность событий и эпизодов, имеющих место в тексте.

2) Последовательность изложения должна соответствовать определенному плану (хотя план может быть и не записан учениками в их тетрадях).

3) Изложение может быть подробным или сжатым в зависимости от заданий учителя.

4) Изложение должно быть написано орфографически грамотно.

Очень важен в процессе обучения изложению анализ написанных изложений. Учитель, проверяя работы, классифицирует их, учитывая: 1) точность передачи, последовательность содержания текста; 2) непоследовательность передачи содержания текста; 3) ошибки в построении предложений; 4) неправильное употребление слов; 5) наиболее грубые орфографические и пунктуационные ошибки.

Исправленные работы учитель приносит в класс. Не раздавая учащимся их работ, он выписывает на доске или читает неудачно употребленные в изложении слова и вместе с детьми устанавливает, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него. Затем разбираются неправильно написанные предложения, которые тоже подвергаются исправлению. Ошибки в нарушении последовательности содержания исправляются так: учитель читает одну или две-три работы, в которых имеются подобные недочеты, и вместе с, учащимися устанавливает, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены, как следовало бы написать и т. д.

После того как письменные работы так разобраны, учащиеся получают свои тетради и правильно записывают слова и предложения, в которых допущены ошибки.

Возможен и другой вариант работы над исправлением изложений. Учитель раздает всем учащимся их работы. Затем дети отыскивают в своих работах ошибки (они отмечены учителем в тетрадях) и под руководством учителя исправляют их. Этот вид работы над ошибками в изложении предполагает большую самостоятельность учащихся, чем первый. Учитель не может помочь всем сразу, и детям приходится ждать, когда учитель подойдет к каждому из них. Вот почему чаще всего в школах применяется первый из описанных видов организации работы по исправлению детских изложений. При достаточной подготовке учащихся возможен и второй вид организации работы над ошибками в изложении. Полезно в некоторых случаях после разбора письменных работ дать задание - переработать изложение, исправив в нем допущенные ошибки.

Примерные схемы анализа, изложений

1) Количество учащихся, писавших работу.

2) Количество учащихся, написавших без орфографических ошибок.

3) Количество учащихся, правильно передавших содержание.

4) Количество учащихся, допустивших ошибки в передаче содержания (исказили содержание, упустили важный момент, непоследовательно изложили текст, отступили от плана).

5) Характер речевых ошибок, допущенных в изложении (выписать конкретные типичные ошибки): а) общее количество учащихся, допустивших ошибки в построении "предложений; грубое нарушение порядка слов (два-три примера); пропуск необходимого слова для передачи мысли (два-три примера); нарушение границ между предложениями (примеры ошибок); нарушение связи между словами (примеры); б) количество учащихся, допустивших ошибки в употреблении слов (два-три примера).








Date: 2015-11-14; view: 426; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию