Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины, основные события и итоги гражданской войны и интервенции в Советской России. Гражданская война 1917-1922г





Захватив власть в Петрограде, большевики начали утверждать ее на местах. Во февраля 1918г положение большевиков ухудшилось в связи с наступлением германских войск. Советская власть была установлена в Украине, Беларуси, Прибалтике, Баку.

Летом 1918г началась распространяться гражданская война, в результате которой Советская Россия оказалась окруженная вражескими фронтами. Борьба Красных и Белых армий сопровождалась военной интервенцией Англии, Франции, США, Японии. Судьба России висела на волоске. .выступали «красные»(коммунисты) против «белых»(буржуазия, национальные партии и крестьяне пострадавшие от коммунистов)

Было 4 этапа войны:

1)октябрь 1917-май1918- очаговый характер

2)июнь 1918-иблю1919 – борьба «красных» и «белых»

3)июль 1919- ноябрь 1920- разгром «белой» армии

4)декабрь 1920-1922- ликвидация очагов ГВ на Дальнем востоке, в средней Азии, Закавказье.

В это время советское правительство ввело чрезвычайные меры для победы в гражданской войне(террор):

- ликвидация частной собственности

- свертывание товарно-денежных отношений

- изъятие силой продуктов (продразверстка)

- не выплачивали зарплату

- переход на карточки

-арестовывали священников и забирали имущество церкви.

Победа Красных была обеспечена за счет того, что политику большевиков одерживали рабочие и многомиллионная масса беднейших крестьян. А еще, что Белое движение не имело своей политической программы, которую бы поддержало население.

Гражданская война стоили населению больших жертв:

- от голода и массовых эпидемий погибло 12-15 миллионов человек

- страна лежала в руинах

- промышленное производство сократилось в 7 раз

- упало производство стали

- в России начался страшный голод, рабочие бежали из городов, крестьяне брались за оружие

В конце февраля 1921г восстали рабочие Петрограда, затем крестьяне на Дону и Кубани в Западной Сибири. Но самым опасным для новой власти было восстание матросов и солдат Кронштадской крепости.

Все они требовали:

- разрешение свободно торговать

- отмены продразверстки

Социально-экономический и политический кризис 1920х годов заставил большевиков перейти к новому курсу – к новой экономической политике (НЭП). Продразверстка заменялась продналогом. Были разрешены рыночные отношения, наем рабочей силы, отменялись карточки.

Очень быстро НЭП оживил экономику. К 1926г СССР достиг довоенного уровня в большинстве отраслей производства. Государству нужно было быстро создать мощную экономику. Это было сделано за счет большого давления на крестьян в ходе сплошной коллективизации.

2. Неоколониализм. Политические и социально-экономические проблемы развития стран Востока.

. Неоколониализм. После завоевания независимости многие страны Азии и Африки столкнулись с трудноразрешимыми экономическими и политическими проблемами. Западные страны навязали им систему неравноправных экономических отношений и военно-политических блоков, которая получила название неоколониализма. Сохранению неоколониализма в странах «третьего мира» способствовала не только политика передовых государств Запада, но и многочисленные социально-политические проблемы на Востоке. После деколонизации сказалась нехватка финансовых средств и квалифицированных кадров, чтобы обеспечить достаточный уровень развития страны. Политическая нестабильность, милитаризация общества, племенная рознь, неграмотность, бедность, низкая производительность труда, аграрный и узкоспециализированный характер экономики, отсутствие передовых отраслей промышленности закрепили неоколониальную зависимость некоторых стран Востока от развитых стран мира.

 

БИЛЕТ №23

 

1. Влияние Коминтерна и СССР на развитие национально-освободительного движения в 1920-1930г.

Во внешней политике Советская власть придерживалась двойных стандартов. С одной стороны, через Коминтерн, большевики поддерживали коммунистическое и рабочее движение в Европе и других странах мира, расшатывая веками сложившиеся там государственные устои. С другой — на межгосударственном уровне, большевики стремились к установлению нормальных дипломатических взаимоотношений, развитию торговых связей, получению займов и т.д.
Первой Советскую Россию признала Германия. Несмотря на то, что Коминтерн весьма активно действовал на территории Германии, правительство этой страны было крайне заинтересовано в сотрудничестве с Советской Россией. Интересы как Германии, так и Советской России игнорировались странами-победительницами в Первой мировой войне. К тому же, по условиям Версальского договора, Германия была очень сильно ограничена в праве подготавливать вооруженные силы. Нужна была «нейтральная» территория, и Советская Россия подходила для этой роли лучше всего.
16 апреля 1922 г. в Рапалло был заключен договор между Германией и Советской Россией. Стороны установили дипломатические взаимоотношения, отказались от старых претензий, подписали торговое соглашение. Секретные переговоры привели к соглашению в военной области, дававшему право Германии размещать военные заказы на советских предприятиях и готовить военные кадры.
В 1924 г. дипломатическая блокада была прорвана. СССР признали Великобритания, Франция, Италия Австрия, Норвегия, Швеция, Дания и Греция. В основе взаимоотношений СССР и Запада лежало экономическое сотрудничество. Советский Союз представлял собой гигантский рынок. Поставки западных фирм сыграли большую роль в восстановлении народного хозяйства и индустриализации. К тому же в условиях централизованного руководства СССР выступал как исключительно надежный в финансовом отношении партнер.
Успешно развивалась советская внешняя политика и на восточном направлении. В 1924 г. Был восстановлены дипломатические отношения с Китаем. На Китай большие надежды возлагал Коминтерн, стремившийся использовать национально-освободительное движение для усиления коммунистического влияния. Соответственно, СССР поддерживал различные «прогрессивные» движения в Китае, стремясь упрочить свое влияние.
В 1934 г. СССР вступает в Лигу Наций, ведущую международную организацию того периода. Лига Наций использовалась СССР для укрепления своего международного авторитета и, самое главное, — для предотвращения скорого начала войны. СССР выдвинул идею коллективной безопасности, стремясь системой договоров о взаимопомощи создать заслон на пути продвижения стран-агрессоров. Пришедший к власти в Германии в 1933 г. А. Гитлер начал проводить агрессивную внешнеполитическую линию. В 1935 г. был заключен советско-французский договор о взаимопомощи в случае возникновения агрессии, в том же году был подписан договор о взаимопомощи с Чехословакией. Однако полноценной системы коллективной безопасности создать не удалось.
После начала гражданской войны в Испании в 1936 г., СССР первоначально, как и Франция, Англия, Италия, Германия, занял позицию невмешательства. Однако убедившись, что Германия и Италия пренебрегают взятыми на себя обязательствами и помогают генералу Ф. Франко, СССР с осени 1936 г. начал оказывать военную помощь Испанской республике. Масштабы ее были значительно меньше, чем помощь Германии мятежной стороне, но тем не менее до конца марта 1939 г. республике удалось продержаться. В ходе гражданской войны в Испании советские военные специалисты получили опыт ведения войны на территории Европы.
На восточном направлении Советский Союз получил еще более серьезный боевой опыт в ходе столкновения с Японией у озера Хасан на Дальнем Востоке (1938 г.) и у реки Халхин-Гол в Монгол.
В целом к концу 1930-х гг. СССР добился широкого международного признания и частично выполнил задачи по предотвращению скорого наступления войны.

2. Образование КНР. Культурная революция и ее последствия.

 

В 1949—1956 при помощи СССР созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развёрнуто массированное социалистическое строительство. В 1956 на 8-м съезде КПК провозглашён новый курс, вылившийся в победу идей Мао Цзэдуна и политику «большого скачка» и «коммунизации» (1958—1966), а в дальнейшем, в результате борьбы двух линий провозглашена «культурная революция» 1966—1976, основным постулатом которой было усиление классовой борьбы по мере строительства социализма и «особый путь» Китая в построении государства и общества (отрицание товарно-денежных отношений, отсутствие негосударственных форм собственности, замораживание внешнеэкономических связей, публичные суды над нечестными политиками, хунвэйбины и др.) Эта политика была впоследствии осуждена пришедшим к власти после свержения «банды четырёх» Дэн Сяопином. III Пленум ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978) провозгласил курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной при массовом привлечении иностранных инвестиций, большей хозяйственной самостоятельности предприятий, введении семейного подряда на селе, сокращении доли государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон, преодолении бедности, развитии науки и техники. Именно Дэн Сяопин сумел вывести Китай из состояния хаоса, отсталости и изоляции и направить его на путь интенсивного социально-экономического развития. В конце 1980-х — начале 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни народа.

Реформы были продолжены и его преемниками — Цзян Цзэминем (с 1993) и Ху Цзиньтао (с 2002).В течение 2002−2005 Ху Цзиньтао сосредоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты в стране (генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР, главнокомандующий НОАК).Среднегодовые темпы роста ВВП в 1990—1999 составляли 10,3 %, в 1998—2001 — 10 %, в 2002—2005 — 9 %.По объёму ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает в настоящее время второе место в мире после США.[7] Резко возросли валютные резервы. Объём внешней торговли к 2004 году превысил 850 млрд долл. В то же время бурный экономический рост Китая сопровождался растущей политической и социальной нестабильностью. В полной мере реформы проводились лишь в перспективных прибрежных провинциях на востоке страны, в то время как население остальных регионов КНР до сих пор живёт значительно беднее. Китайское руководство негативно восприняло «цветные революции», начавшиеся на постсоветском пространстве в 2004 − 2005, и, опасаясь того, что эпидемия социальных бунтов может перекинуться и на Китай, после «тюльпановой революции» в марте 2005 г. в Киргизии начало масштабные действия по ужесточению контроля и ограничению иностранного влияния в стране. В октябре 2005 началась кампания по установлению государственного контроля над деятельностью крупнейших операторов сотовой связи. Проведены массовые чистки среди партийного и государственного руководства провинции Гуандун, обвиняемого в повсеместной коррупции. Пленум ЦК КПК в октябре 2005 принял 11-й пятилетний план, «имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества». 5 марта 2006 на очередной сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета. Правительство планировало замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства были направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения). Чтобы не допустить повторения «цветных революций» в КНР, в 2006 году планировалось потратить на развитие аграрного сектора около 340 млрд юаней, что на 14 % больше, чем в 2005 году. Возросли расходы и на армию. Официальный военный бюджет вырос в 2006 году на 14,7 % и составил 284 млрд юаней (35,5 млрд долл.) Планируемое увеличение расходов на сельское хозяйство и вооружённые силы будет осуществлено за счёт богатых приморских провинций. Поэтому ожидается, что проведение этой политики может натолкнуться на противодействие так называемого шанхайского клана бывшего председателя Цзян Цзэминя. Также, согласно этому плану, к 2010 году доля энергии, извлекаемой из возобновляемых источников, должна вырасти с 2,5 до 10 % общего объёма производства электроэнергии. После образования КНР в декабре 1949 года были приняты четыре Конституции (в 1954, 1975, 1978 и 1982 годах). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982), КНР — социалистическое государство демократической диктатуры народа. Высший орган государственной власти — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе.

 

БИЛЕТ № 24.

 

2. Реформирование социалистического общества в КНР

Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год, а конкретно -- III Пленум ЦК КПК 11-го созыва, прошедший в декабре этого года. Сразу после этого действительно исторического пленума был выдвинут тезис о необходимости совершенствовании производственных отношений в соответствии с существующим уровнем сравнительно отстающих производительных сил. Эти и другие выводы, сделанные в октябре 1987 года на XIII съезде КПК, предшествовали принятию длительного трехэтапного плана на период до середины XXI века, включающего в себя:

1) Удвоение на первом этапе (до 1990 года) валовой продукции промышленности и сельского хозяйства плюс решение проблемы обеспечения населения страны продовольствием и одеждой.

2) Утроение на втором этапе (1991-2000) валового национального продукта, что, согласно расчетам, должно создать в КНР общество "среднего достатка".

3) Достижение на третьем этапе (до 2050 года) национальным валовым продуктом мирового уровня среднеразвитых стран и, в основном, завершение комплексной модернизации народного хозяйства

• Цель реформы - создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой
• Перенеся центр тяжести на косвенные рычаги, государство не должно ослаблять макроэкономическое регулирование
• При многоукладности хозяйства общественная форма собственности остается господствующей
• Механизм рыночной экономики в КНР будет в основном создан к концу XX в.

 

. Чтобы понять суть китайской реформы, надо усвоить, что социалистический строй и социалистическая экономическая система - разные вещи. Реформа требует коренного изменения не социалистического строя, а старой экономической системы. Это значит, что, во-первых, нельзя ставить целью преобразований ликвидацию социалистического строя, во-вторых, объектом реформы должна стать высокоцентрализованная плановая экономическая система. При этом нельзя ограничиваться ее чисто внешними изменениями и дополнениями, необходимо радикально преобразовать саму модель экономической системы и базисный механизм хозяйствования, т.е. осуществить определенный переход от плановой экономики к рыночной.

Долгое время в Китае видели в рыночной экономике отличительную черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок - лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму.

 

БИЛЕТ № 25.

 

2. Япония во 2й половине 20-начале 21 века: основные тенденции политического и социально-экономического развития.


Япония и её роль в мире. В 1981 году свершилось чудо: Япония обошла США по производству легковых автомобилей. На фоне этого роста стабилизировалась и политическая жизнь в Японии.
В 1955 году на базе правоцентристских партий была создана Либерально- демократическая партия (ЛДП), неизменно почти 40 лет стоявшая у власти. В области внутренней политики эта партия придерживалась курса на развитие демократии и «государства благоденствия», во внешней – на сотрудничество США. Главной оппозиционной партией стала Социалистическая партия Японии
(СПЯ), выступавшая за нейтралитет стран. Общее обострение международных отношений начала 80-х г.г. привело к изменениям и во внешней политике Японии. Советско-японские отношения вступили в полосу охлаждения. Япония выдвинула на передний план территориальный вопрос, увязывая его с расширением всех остальных и прежде всего, с вопросом расширения экономических связей. Эти проблемы достались в наследство с российской дипломатии... Можно выделить следующие этапы: послевоенное становление (1946-1952), период создания современной структуры хозяйства (1955-1973), период адаптации к росту цен на ресурсы сырья и топлива и интернационализации экономики (1974-1989 г.г) и структурный кризис 90-х годов. На стороне факторов производства снижение эффективности капитала в народном хозяйстве может быть следствием разных причин.

Вот главные из них:

. Существенное замещение труда капиталом

. Затраты на новое производственное

. Растущая недогрузка производственных мощностей

. Неблагоприятные изменения в возрастной структуре основного капитала,

. «Утяжеление» отраслевой структуры экономики

Кризис 90-х г.г. – это кризис национальных экономических институтов, унаследованных от прежних эпох – послевоенного восстановления, начала промышленного подъема. Эти институты в сегодняшней Японии принято называть
«системой 40-х годов». Она менялась медленно и постепенно, теряла эффективность и в конце 90-х годов подверглась цепной реакции распада. На фоне вялой экономической динамики особенно заметны события, показывающие что в экономической системе Японии началась эпоха глубоких перемен. Крупные компании отказываются от системы «пожизненного найма».
Правительство и Федерация экономических организаций поддерживают эту инициативу, но соответствующий закон ещё не принят. В 1999г. вступил в силу принятый в декабре 1998г. закон о реформе финансовой системы, получившей в политическом обиходе страны название
«Большого взрыва». «Большой взрыв» представляет собой пакетный пересмотр законов о банках, о сделках с ценными бумагами и биржах и о страховом деле. Весной
2001 г пополнение капиталов банков будет прекращено, так как у финансовых властей Японии есть опасение, что сидя на «игле» государственной поддержки, банки потеряют стимул к реструктурированию. В обмен на помощь банки обязались сократить 70 тыс. рабочих мест и закрыть 10% отделений.. Появился первый в Японии рынок для прямого финансирования легких или средних предприятий. В 1999 г. было принято три бюджета: основной, и два дополнительных, составленных под программу «политики экономического возрождения». Экономическая политика государства стала более определенной. В 1999г. оно решало антикризисные проблемы и занималось выработкой среднесрочной стратегии. Она была принята в ноябре 1999г. в виде документа озаглавленного
«принципы политики экономического возрождения». Во взятой на вооружение 28 янв. 2000г. годовой экономической программе, развивающей положение среднесрочной экономической стратегии, ставится цель добиться в 2000 фин. г. прироста ВВП на 1% на основе спроса на внутреннем рынке. Кризис 90-х г.г., как всякое серьезное потрясение поставил Японию перед выбором стратегии развития. XXI в. начинается как век глобализации – свободного движения людей, товаров, денег и потоков информации через национальные границы. В экономике образовании, науке вырабатываются универсальные стандарты и правила. Государственным стрем в Японии является конституционная монархия. В состав страны входит 47 префектур. Столицей с 1867 года – Токио. Глава государства- император(император Акихито правит страной с 7 января 1989 г.). Парламент – согласно основному закон Японии это «высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства», но его власть строго уравновешена.Парламент состоит из двух палат – представителей и советников. В Японии палату представителей принято называть нижней палатой, а палату советников – верхней палатой в соответствии с порядком прохождения законопроектов в парламенте

 

БИЛЕТ №26

1. Социально-политическое развитие стран мусульманского мира во второй половине 20-21 века.

Антиимпериалистическая революция в Египте. После 23 июля 1952 г. Государственный переворот. Король Фарук был отправлен в Италию. В 1953 г. Египет был провозглашен республикой.К руководству страной пришел Г. А. Насер, ставший в 1956 г. президентом страны. Он издал декрет о национализации Суэцкого канала, что повлекло за собой Суэцкий кризис 1956 г., Шесть принципов египетской революции: ликвидация империализма, устранение феодальных пережитков, уничтожение монополий, социальная справедливость, демократическая система, сильная национальная армия. До 1961 г. была проведена демократическая аграрная реформа,

Конституция 1964 г. провозгласила Египет демократическим социалистическим государством.

В 1980—1990-х гг. в Египте усилилась борьба с исламскими фундаменталистами, которые проводят политику террора, требуя создания в стране исламского государства.

Date: 2015-11-14; view: 582; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию