Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные особенности учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья





Задачу исследования по выявлению личностных особенностей учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья, мы будем решать по такому же алгоритму, как и в предыдущей выборке подростков.

Рассмотрим коэффициенты корреляции, полученные в этой выборке учащихся (см. таблицу 3.10.).

Таблица 3.10.

 

Корреляционные взаимосвязи между показателями исследования в группе учащихся с второй группой психосоматического здоровья

 

Показатели исследования    
Пробл. и страхи в отн. с учител.   0,49
Застреваемый тип акцентуац. 0,43  
Экзальтирован/ тип акцент. 0,93  
«А» - сфера общительности   0,49
«E» - степень доминантности   0,51
«Н» - робость-смелость   0,46
«O» - уверен. в себе-тревожность 0,45  
«Q4» - низ.- выс. рабоч. напряж. 0,54  

 

Полученные коэффициенты при критическом значении р< 0,05

 

Где: 1 – показатели интро-экстраверсии; 2 – показатели нейротизма.

 

Из данной таблицы видно, что выраженность «экстра - интроверсии» (по Айзенку) обуславливает застреваемый и экзальтированный тип акцентуаций характера - (r=0,43 и r=0,93) и такие личностные черты, как: уверенность в себе (или тревожность) - фактор «О» - (r=0,45) и низкое или высокое рабочее напряжение (фактор «Q4») - (r=0,54).

Выраженность показателя нейротизма (по Айзенку) объясняет выраженность показателя «проблемы и страхи в отношении с учителями» - (r=0,49), сферу общительности подростков (фактор «А») - (r=0,49), степень доминантности (фактор «Е») - (r=0,51) и фактор «Н» (робость/смелость) - (r=0,49) подростков.

Таблица 3.11. представляет корреляционные взаимосвязи между показателями акцентуаций характера, личностных характеристик и школьной тревожности подростков этой группы, где степень выраженности доминантности объясняет «фрустрацию потребности в достижении успеха» - (r=0,41), «низкую физиологическую сопротивляемость к стрессу» - (r=0,42) и акцентуацию характера по возбудимому типу - (r=0,42).

 

 

Таблица 3.11.

 

Корреляционные взаимосвязи между показателями акцентуаций характера, личностных характеристик и школьной тревожности

 

Показатели исследования                  
Циклотимный тип акцентуации   0,55   -0,45          
Застреваемый тип акцентуации   0,45              
Дистимный тип акцентуации     -0,52            
«В» - степень интеллектуальн.   -0,43   0,45          
«E» - степень доминантности     0,41       0,42 0,50  
«G» - нормативность поведения           -0,46   0,42 0,42
«Н» - робость-смелость               0,42  
«N» - прямолинейн.-дипломатич. 0,48       0,46        
«Q1» - консерватизм – радикал.   -0,47   0,47          
«Q2» - выс.самооц.-низ. самооц.                 -0,55
«Q3» - низ.- выс.самоконтр. «Я»             -0,46    

Полученные коэффициенты при критическом значении р< 0,05

 

Где: 3 - общая тревожность; 4 - переживание социального стресса; 5 – фрустрация потребности в достижении успеха; 6 - страх самовыражения; 7 – страх ситуации проверки знаний; 8 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 9 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 11 – гипертимный тип; 12 – возбудимый.

 

Общая «школьная тревожность» ребят этой группы обусловлена выраженностью прямолинейности, а её отсутствие дипломатичностью подростков (фактор N) - (r=0,48).

«Переживание социального стресса» лицеистов связано с факторами «В» (степень интеллектуальности)и «Q1» -(консерватизм - радикализм) - (r=-0,43 и r=-0,47), а также «циклотимным» и «застреваемым» типами акцентуаций характера - (r=0,55 и r=0,45).

«Фрустрация потребности в достижении успеха» обусловлена дистимным типом акцентуации характера - (r=-0,52) и степенью доминантности (фактор «Е») - (r=0,41). Видимо, подростки, имеющие вторую группу психосоматического здоровья, отличающиеся серьёзностью, подавленностью настроения, медлитель­ностью, слабостью волевых усилий, сниженной самооценкой, добросовестностью и справедливостью, не позволяют себе проявлять самоуверенность и независимость, при этом отмечается неблагопри­ятный психический фон, не позволяющий подросткам развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и, как следствие, фрустрация потребности в достижении успеха.

Страх самовыражения также обусловлен степенью интеллектуальности - (r=0,45) и некоторым консерватизмом подростков - (r=0,47), то есть убежденностью в правильности того, чему их учили, принимая всё как проверенное, несмотря на противоречия, а также склонности к осторожности в отношении новых людей.

«Страх ситуации проверки знаний» обусловлен у подростков с второй группой психосоматического здоровья, дипломатичностью (фактор «N») - (r=0,46), а «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», нормативностью поведения (фактор «G») - (r=-0,46), то есть излишней требовательностью к себе, когда подросток руководствуется чувством долга, берёт на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию.

Таблица 3.12.

Корреляционные взаимосвязи между показателями акцентуаций характера и личностных характеристик подростков

 

Показатели исследования              
«E» - степень доминантности           -0,43  
«G» - нормативность поведения         0,51    
«I»- жесткость-мягкость   0,47     0,56    
«L» - доверчив.-подозрительн.     -0,51        
«Q1» - консерватизм – радикал.       -0,45      
«Q2» - выс.самооц.-низ. самооц. -0,67 -0,51     -0,46    
«Q4» - низ.- выс. рабоч. напряж.             0,59
Пол -0,72 -0,49     -0,44    

 

Полученные коэффициенты при критическом значении р< 0,05

 

Где: 13 - эмотивный; 14 - педантичный; 15 – тревожный; 16 - циклотимный тип; 17 – демонстративный тип; 19 - дистимный;20 – экзальтированный тип акцентуаций характера.

 

В таблице 3.12. представлено большое количество коэффициентов корреляции между показателями акцентуаций характера и личностных характеристик подростков этой группы.

В частности тревожный тип акцентуаций подростков этой группы обусловлен подозрительностью (фактор «L») - (r=-0,51), а дистимный тип акцентуации характера - низкой степенью доминантности (фактор «Е») - (r=-0,43).

Демонстративный тип акцентуации характера подростков этой группы объясняется нормативностью поведения (фактор «G») - (r=0,51), жёсткостью - мягкостью (фактор «L») - (r=0,56) и выраженностью самооценки (фактор «Q2») - (r=-0,46).

Циклотимный тип акцентуации характера объясняет проявление консерватизма (или радикализма) - (фактор «Q1») - (r = -0,45).

Рассмотрим факторную структуру, выявленную в группе учащихся лицея (см. таблицу 3.13).

Так в структуру первого фактора вошли с большими факторными нагрузками показатели опросника Леонгарда, Айзенка и Кеттелла. Наибольшей факторной нагрузкой обладает показатель самооценки (фактор «Q2») – (0,704). Поэтому мы идентифицировали первый фактор как: «Фактор самооценки, обуславливающей акцентуации характера и общительность лицеистов». Он характеризует 26% подростков этой группы.

Второй фактор мы назвали как: «Фактор школьной тревожности, обусловленной состоянием здоровья подростков». Он характеризует 13% учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья.

Третий фактор мы назвали как: «Фактор фрустрации потребности в достижении успеха, обусловленной возбудимым и застреваемым типами акцентуаций характера». Этот фактор характеризует 11% подростков этой группы.

 

Таблица 3.13.

Эмпирическая факторная структура показателей исследования

в группе учащихся, имеющий вторую группу психосоматического здоровья

 

Показатели исследования Фактор Фактор Фактор
Интро-экстраверсия -0,635    
Нейротизм   -0,589  
Общая тревожность   0,532  
Пережив. соц.стресса   0,537  
Фрустр. потреб. в достиж. успеха     0,791
Страх сит. проверки знаний   0,587  
Страх не соответ.ожид.окружающ.     0,622
Пробл. и страхи в отн. с учител.     0,679
Гипертимный тип акцентуац/ -0,604    
Возбудимый тип акцентуации -0,510   -0,592
Эмотивный тип акцентуации -0,648    
Педантичный тип акцентуации -0,506    
Циклотим. тип акцентуации   0,610  
Демонстратив. тип акцентуац. -0,654    
Застреваемый тип акцентуац.     -0,529
Экзальтирован/ тип акцент. -0,597    
«I»- жесткость-мягкость -0,616    
«Q2» - выс.самооц.-низ. самооц. 0,704    
«Q4» - низ.- выс. рабоч. напряж. -0,556    
Группа здоровья   -0,578  
Удельный вес фактора 6,4 5,0 4,6
Д О Д 0,26 0,13 0,11

 

Итак, в группе учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья, факторный анализ выявил:

  • «Фактор самооценки, обуславливающей акцентуации характера и общительность подростков».
  • «Фактор школьной тревожности, обусловленной состоянием здоровья подростков».
  • «Фактор фрустрации потребности в достижении успеха, обусловленной возбудимым и застреваемым типами акцентуаций характера».

Date: 2015-11-14; view: 257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию