Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы изучения религиозной культуры. Различия между религиозной культурой и Законом БожиимКрайне важным для современной школы является определение формы изучения в ней религии. Как известно, на основании ложно толкуемого понятия светскости как синонима секулярности и соответственно требования о «светском характере образования», некоторые деятели считают недопустимым изучение религиозных знаний в светской школе. Следует сказать, что «светский принцип» является краеугольным камнем построения образования во всех европейских школах и означает только одно – школа в своем управлении подчиняется государству, а не церкви. Государственное законодательство является определяющим в образовании, за исключением сугубо конфессиональных учебных заведений, в которых, кстати, также основополагающие требования государства являются определяющими. Конкретный же характер отношений между школой и церковью, форма изучения религиозных знаний в школе целиком определяются законами того или иного государства, договорами о взаимодействии между традиционной церковью и школой в разных странах. В Европе сложились разные формы отношений между школой и церковью, но при этом практически везде изучается Закон Божий. И европейская школа от этого не перестает быть светской. И только российским детям якобы в силу светского характера российского образования отказано в изучении Закона Божия. В российской школе разрешается преподавать только православную культуру, поэтому мы должны провести четкую границу между Законом Божиим и православной культурой. Главное, принципиальное отличие изучения религиозной культуры как учебной дисциплины от Закона Божия состоит в том, что уроки религиозной культуры предполагают приобретение определенной суммы знаний о религии, тогда как изучение Закона Божия включает в себя и совершение обрядовых правил: по сути дела сравнивать изучение религиозной культуры можно с изучением школьных предметов без их практической части, т.е. можно рассказывать о музыке и пении, но нельзя играть на музыкальных инструментах и петь. Попытки же разделить религиозную культуру на чисто информационном поле невозможны. Например, нельзя отделить православную культуру от православного вероучения, поскольку и православная культура, и православное мировоззрение вытекают из православного вероучения. Невозможно понять нравственное учение Церкви, не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа. Попытки же отделить то или иное знание как соответствующее или не соответствующее названию предмета (например, запретить изучать в школе Ветхий или Новый Завет) напоминает печально известную кампанию ученых мужей конца 20 – начала 30-х гг., не допускавших в школьное образование сказки на том основании, что они формируют идеалистическое мировоззрение, а уж требования научного разоблачения Библии в настоящее время выглядят еще нелепее, чем требование 20-х годов при чтении сказок разоблачать их научную несостоятельность. Несмотря на очевидные недостатки изучения религии в культурологической форме, в этом есть и определенное достоинство, состоящее в том, что стало возможным знакомство с конкретной религией представителей других вер и конфессий, так как оно не требует исполнения обрядов, не несет миссионерской направленности и т.д. Потому на данном этапе, видимо, изучение религии в культурологической форме более адекватно реалиям и запросам российской школы и общества, чем в форме Закона Божия.
|