Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема национального образования в современной России





Сказанное о тенденциях развития мирового образования целиком относится и к России и, может быть, даже в большей мере к ней, чем к другим странам, поскольку усиленная вестернизация российского образования, приводящая его к разрушению, вызывает естественное отторжение зарубежного опыта. Отсюда попытки (чаще практические, нежели философско-методологические) создания различных моделей национальной школы.

В принципе, эта тенденция вполне оправдана. Во-первых, русская культура, подобно другим великим культурам человечества, несет в себе универсальное содержание, и поэтому движение русской школы к русской культуре в сопряжении с освоением лучших достижений мировой культуры, может существенно обогатить образовательно-воспитательный потенциал нашей школы. Во-вторых, в ситуации глобального кризиса российского общества национальное начало может и должно стать тем фундаментом, опираясь на который можно будет преодолеть и государственный, и общественный, и школьный кризис.

Говоря о поисках модели национальной школы, следует указать, что эти поиски идут во всех компонентах: формах, методах, организации, методиках, но прежде всего – на уровне поиска целей образования и подлинно национального содержания воспитания и образования. При этом авторы как теоретических, так и практических разработок в качестве его важнейшего компонента называют православие, ставшее историческим фундаментом русского воспитания и образования и всегда занимавшее важное место во всем строе русской школы.

5. Религия: нужна ли она в современном обществе?

Прежде чем говорить о месте православной культуры в современном обществе, мы должны решить два вопроса: а) имеет ли право на существование религия в наше время; б) нужно ли заниматься религиозным воспитанием.

Ответ на первый вопрос – может быть только утвердительным. Религия – это такая же абсолютно необходимая сфера культуры человечества, как и наука искусство. И если с потерей науки исчезает сама цивилизация, а вслед за ней рассыпается и соответствующее социальное устроение общества, если с потерей искусства народ превращается в дикарей (в истории это наблюдается с древнего времени), то с потерей религии человечество вообще перестает существовать, поскольку, потеряв религию, народ вымирает физически, так как, отказавшись от религии, народ более-менее быстро, буквально через несколько поколений, доходит до скотского состояния, не способного к продолжению своего рода. Это опять же известно с древних времен. И остается абсолютной истиной до сегодняшних дней. Современная Россия является лучшим подтверждением этой истины. Как известно, с середины XIX века одним из основных вопросов обществоведческой мысли России был спор о роли православия в судьбе русского народа. Тогда радикальная часть русской интеллигенции доказывала, что, уничтожив Православную Церковь, русский народ обретет свободу, материальное благополучие и счастье. Напротив, гении русской культуры Н.В. Гоголь, К.Д. Ушинский, М.П. Мусоргский и др. предупреждали о том, что если русский народ потеряет православие, то исчезнет, потому что ему останется только «оскотиниться и вымереть» (Ф.М. Достоевский). Как известно, сегодня уже можно видеть результаты одного из самых чудовищных в истории человечества эксперимента: он завершился развалом великой страны и угасанием величайшего народа в мире, деградацией русской семьи и русского человека. Не видеть этого нельзя. Отрицать невозможно. Отсюда, очевидно, что без религии ни народ, ни общество, ни отдельный человек жить не могут.

И задача государства, общества, каждого русского человека состоит в том, чтобы возродить религиозную жизнь, религиозное сознание на всех уровнях: от государства до жизни конкретного человека. Одним из важнейших факторов этого религиозного возрождения должно стать религиозное воспитание человека, и особенно детей. Следовательно, сегодня мы просто обязаны всемерно и всемирно (всем миром) возрождать православие и православное воспитание.

6. Возможно ли изучение религии в современной школе?

Однако сразу встает вопрос: а возможно ли изучение религиозной культуры в современной российской школе? Среди множества аргументов, высказываемых против изучения религии наиболее серьезны два: права человека на свободный религиозный выбор и несовместимость науки и религии.

Что касается первого аргумента, то очевидно, что свобода человека должна быть реальной. Человек должен быть религиозно образованным, чтобы сознательно сделать свой выбор в пользу религии или безрелигиозности, подобно тому, как человеку, чтобы сделать выбор между возможностью ходить или не ходить, надо уметь ходить, иначе никакого выбора не будет.

Что же касается проблемы противоречия науки и религии, то ее не существует, так его также нет, как нет противоречия между наукой и искусством – это разные сферы жизни, абсолютно необходимые для общества и человека, и в силу этого религия, как и наука, должна быть предметом изучения в школе.

В пользу же изучения религии однозначно свидетельствует история. Начиная с древних времен выжили те народы, которые имели религиозное воспитание. Древний Китай и Древняя Индия, имевшие религию в качестве основы своего образования (в Китае – нравственного воспитания), сохранились в истории, тогда как от Древнего Рима, положившего в основу своего образования право, сохранились только памятники культуры.

В пользу изучения религии свидетельствует и современный опыт. По большому счету, в практике образования есть два ответа на этот вопрос (путь атеизации мы исключаем, потому что его, кроме России и еще нескольких стран не было нигде в мире) – американский и европейский. Американский вариант – разрешая широкую религиозную терпимость в обществе, исключил изучение религии в школе. Это произошло в силу религиозного многообразия американского общества, и неспособности успешно разрешить эту проблему. Американское государство просто исключило изучение религии из школы. Европейский вариант, сохраняя широкую веротерпимость, предполагает изучение религии в школе, поэтому европейские государства сохранили изучение Закона Божия.

И достаточно сравнить между собой европейскую и американскую системы образования, чтобы понять, насколько благополучнее обстоит дело с воспитанием в европейских школах, нежели в американских или французских, также отказавшихся от преподавания религии. В связи с этим и сегодня изучение религиозной культуры в школе абсолютно необходимо, чтобы воспитать полноценного человека.

Date: 2015-11-13; view: 622; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию