Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Здравоохранение в системе рыночных отношенийОсобенности динамики спроса на медицинские услуги, подверженного значительному влиянию временного фактора. Так, спрос на медицинские услуги учреждений здравоохранения ослабевает в летний период, а в осенне-зимний - увеличивается. Особенности территориальной сегментации рынка услуг здравоохранения зависит от структуры заболеваемости населения данного региона. Относительно высокую скорость оборачиваемости капитала, поскольку производство медицинских услуг, как правило, представляет собой короткий цикл (менее года, а чаще - менее месяца). Высокую изменчивость рыночной конъюнктуры, поскольку происходит процесс совпадения производства и потребления медицинских услуг во времени и пространстве, а это обусловливает зависимость состояния рынка от спроса на медицинские услуги, сложившегося на данный момент (эпидемии, экологические катастрофы, вызывающие всплеск заболеваемости, реклама модных методик лечения и т.п.). Особенности процесса оказания медицинской услуги, которые обусловлены личным контактом производителя (медицинского работника) и потребителя (пациента). Это, с одной стороны, делает возможным «форсирование спроса» на дополнительные медицинские услуги, а, следовательно, увеличение их предложения в целом, а с другой стороны, общая неудовлетворенность пациента может уменьшить спрос, подорвать имидж учреждения и создать трудности на рынке. Сложную структуру спроса на услуги здравоохранения, связанную с необходимостью их персонификации и индивидуализации. Специфику результата медицинской деятельности, который может быть определен только после потребления услуги и который с трудом выражается в стоимостной форме (что может привести к неэффективности экономических отношений). «Асимметричность» информации на рынке медицинских услуг. Это особенно проявляется в системе медицинского страхования. Пациент намного лучше знаком с состоянием своего здоровья, чем любая страховая компания, даже если она проводит медицинское освидетельствование. Точно также учреждение здравоохранения, производящее медицинские услуги, лучше пациента знает о своих возможностях. Кроме того, недостаток медицинских знаний делает пациента (как потребителя) уязвимым по отношению к врачу, и врач может диктовать условия экономических отношений. Следовательно, здесь возникают неравные конкурентные условия и нарушается действие механизма рынка. Однако, и врач как производитель медицинских услуг, имеет неоднозначное положение по отношению к пациентам, так как недостаток медицинских знаний у них может привести к потере врачом потребителей, приносящих доход. Необходимость стандартизации, так как «асимметричность» информации, в свою очередь, делает важным поддержание репутации и стандартизацию на рынке медицинских услуг. Хорошую репутацию и успех на рынке имеет то лечебное учреждение, которое предлагает медицинское обслуживание в соответствии со стандартом медицинской помощи и соблюдает протоколы ведения больных. На других рынках возможен коммерческий успех в результате предложения именно новинки, в здравоохранении - чаще наоборот: именно стремление врача обеспечить стандарт медицинской помощи привлекает пациента, защищает его права как потребителя. Финансовые и моральные потери. Дополнительная моральная нагрузка на рынке с асимметричной информацией, каким и является рынок услуг здравоохранения, ведет к дополнительным финансовым потерям. Например, если пациент застраховал свое здоровье на все возможные случаи, то он может посещать доктора чаще, чем при ограниченном договоре. И если у страховой компании нет возможности наблюдать за пациентом и отслеживать каждый его шаг (а, как правило, это именно так), то выплата по страховке окажется больше ожидаемой. Также страхующая сторона может меньше заботиться о предотвращении потерь после заключения договора, чем до этого. Негативным моментом является и то, что страховая компания чаще заинтересована иметь дело с относительно здоровыми людьми и не страховать так называемые «плохие риски», т.е. тяжелобольных людей, чье лечение требует больших затрат. С социальной точки зрения, отбор «рисков» недопустим, снижает социальную эффективность здравоохранения и требует вмешательства государства. Это явление можно охарактеризовать как «изъян» рынка услуг здравоохранения. «Форсирование» спроса пациентом. Для рынка услуг здравоохранения характерно нерациональное потребительское поведение. Это психологический фактор, особенность которого заключается в том, что пациент стремится получить максимальный объем услуг (настоять на дополнительных, а на самом деле, не нужных услугах, получении дорогого лекарства и т.п.). Этот фактор увеличивает спрос на медицинские услуги. Говоря о развитии рынка услуг здравоохранения, характеризуя его особенности, мы не должны забывать о главных принципах доступности и равных возможностей в получении медицинской помощи. Это усиливает роль государства в регулировании рынка медицинских услуг. Современный рынок услуг здравоохранения - это обмен услугами и товарами медицинского назначения, организованный по законам товарного обращения, но осуществляемый под жестким контролем государства и общества. Рассмотрим схему 1, которая характеризует основные условия становления рыночных отношений. Если характеризовать структуру рынка услуг здравоохранения по действию рыночного механизма, то нужно выделить три главных элемента: спрос, предложение и цену. Определим экономическое содержание названных категорий применительно к рынку медицинских услуг. Спрос - количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период времени по определенной цене. Спрос - это платежеспособная потребность в медицинских услугах. Спрос зависит от уровня доходов населения, изменений в структуре населения, численности пациентов в стране, изменения вкусов пациентов, от так называемого «форсированного спроса» на медицинские услуги, когда врачи своими диагнозами и рекомендациями способны увеличить спрос на свои услуги. Предложение - это количество медицинских услуг, которое врачи и медицинские сестры могут оказать в определенный период времени по определенной цене. На предложение влияют такие факторы, как количество врачей и среднего медицинского персонала, стоимость медицинского оборудования, технология лечения, налоги, новые конкуренты. Когда спрос соответствует предложению, это состояние называют рыночным равновесием.
|