- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;
- наличие ошибок на изученные правила орфографии.
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные контрольные работы (диктанты, списывания, словарные диктанты
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. — М.: Баласс, 2013.
2. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-х вариантах. - М.: Баласс, 2013.
3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса. - М.: Баласс, 2013 (ксерокопии)
1. Интернет – ресурсы: www.school2100.ru
2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Москва. Баласс. 2013
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:- компьютер.
№
п/п
| Темы
| Планируемые результаты
| Виды деятельности
| Кол-во
часов
| Дата
|
Предметные
| Метапредметные и личностные (УУД)
| по плану
| фактически
|
|
|
|
| Что мы знаем о слове
| Знать: содержание и виды работы по учебнику.
Уметь: вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки и оглавления.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные:самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
| Знакомство учащихся с новым учебником; повторение и закрепление полученных ранее знаний о тексте и предложении как единице речи
|
|
|
|
| Что мы знаем о тексте
| Знать: отличительные признаки слова, предложения, текста.
Уметь:отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять предложения из набора слов. Исправлять деформированные предложения
| Личностные:положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| Составление устного рассказа; сопоставление содержания своего рассказа и рассказов одноклассников
|
|
|
|
| Что мы знаем о тексте
| Знать: изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места
Уметь:читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; графически обозначать выбор тех или иных написаний
| Личностные: испытывать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка.
Познавательные: выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи
| Чтение текстов учебника. Составление простого плана небольшого текста. Списывание текста с выделением изученных орфограмм.
|
|
|
|
| Что мы знаем о слове, предложении, тексте
| Уметь: делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста; составлять простой план. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. Составлять схемы простого предложения, соотносить предложение и схему к нему
| Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; оценивать свою работу на уроке. Контролировать свои действия. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе
| Обобщение знаний о предложении, правилах оформления предложений на письме. Делить текст на предложения; выбор подходящей к предложению схемы.
|
|
|
|
| По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами
| Уметь: квалифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы «ъ» и «ь»)
| Личностные:Осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей. Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; оценивать свою работу на уроке. Контролировать свои действия. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе
| Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов
|
|
|
|
| Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение
| Знать:изученные орфограммы
Уметь: графически обозначать выбор тех или иных написаний; писать слова с изученными непроверяемыми написаниями; писать текст под диктовку. Группировать слова с изученными орфограммами
| Личностные: чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре
Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Воспроизводить и применять правила работы в группе.
| Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов
|
|
|
|
| Проверочное списывание.
| Знать:изученные орфограммы
Уметь: без ошибок списывать текст, находить «опасные места» в слове, находить корень в слове, подбирать однокоренные слова, графически обозначать орфограммы.
| Личностные:Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новые знания.
Регулятивные: определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)
| Списывание печатного текста. Выделение изученных орфограмм, графическое обозначение выбора написания
|
|
|
|
| Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение
| Знать:изученные орфограммы
Уметь: графически обозначать выбор тех или иных написаний; писать слова с изученными непроверяемыми написаниями; писать текст под диктовку. Группировать слова с изученными орфограммами
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
| Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов
|
|
|
|
| Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы
| Знать:изученные орфограммы
Уметь: графически обозначать выбор написания. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. Записывать небольшой текст под диктовку одноклассников, комментировать написанное.
| Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определенными признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания
|
|
|
|
| Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита
| Знать:правила об именах собственных.
Уметь: распознавать имена собственные в тексте. Делить текст на предложения. Записывать слова в алфавитном порядке, воспроизводить алфавит
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе
| Письмо под диктовку. Различие имен собственных и нарицательных в письменной и устной речи.
|
|
|
|
| Вводный контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»
| Знать:изученные орфограммы
Уметь: записывать под диктовку учителя текст (50 слов) с соблюдением всех изученных правил; разбирать слово по составу, выполнять фонетический разбор слова
| Личностные:испытывать интерес к письму, к письменной форме общения; интерес к изучению языка. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
| Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов.
|
|
|
|
| Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»
| Уметь: находить свои ошибки и объяснять правильное написание слов. Подбирать однокоренные слова
| Личностные:чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи Коммуникативные:высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов.
|
|
|
|
| Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова»
| Знать: что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне
Уметь: находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.
| Личностные: положительно относится к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач.
| Знакомство с понятием «чередование согласных звуков в корне». Выделение значимых частей слова (корень).
|
|
|
|
| Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
| Знать:правила однокоренных слов
Уметь: находить в словах изученные орфограммы по их познавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки
| Личностные: сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание
Коммуникативные: участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов
| Наблюдение за словами с изучаемыми орфограммами, установление несоответствие произношения и написания
|
|
|
|
| Правописание проверяемых согласных в корне слова (на конце и в середине слова)
| Знать:алгоритмсоставления связного текста из деформированных предложений
Уметь: обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.
| Личностные: сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия Коммуникативные: участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них.
| Составление связного текста из деформированных предложений. Наблюдение за словами с чередующимися согласными в корне. Письмо под диктовку
|
|
|
|
| р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений
| Знать:алгоритм составления текста
Уметь: работать с деформированными предложениями; писать небольшие связные тексты по опорным словам; письменно пересказывать текст
| Личностные: осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
| Составление связного текста из деформированных предложений. Запись слов с изученными орфограммами
|
|
|
|
| Коррекция текста. Правописание проверяемых согласных в корне слова
| Уметь: подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова; объяснять правильность написания в случаях, если допущены ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил
| Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Познавательные: выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи
| Упражнение в написании слов с изученной орфограммой, группировка слов в зависимости от имеющихся в них орфограмм
|
|
|
|
| Проверочная
работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова»
| Уметь: применять правило написания парных звонких и глухих согласных; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| Проверка уровня
усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний учащихся.
|
|
|
|
| Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму
| Знать:правило нахождения корня в слове.
Уметь: применять правило написания парных звонких и глухих согласных; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов.
| Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению
заданий. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| Упражнение в на-
писании слов с
изученной орфограммой, группировка слов в зависимости от имеющихся в них орфограмм.
|
|
|
|
| Понятие об удвоенных согласных буквах.
| Знать:правило переноса слов с удвоенной орфограммой.
Уметь: осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
| Запись слов с изученными орфограммами. Наблюдение над словами
с удвоенными согласными. Объяснение выбора написания слов.
|
|
|
|
| Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Р/р. Творческая работа.
| Знать:правило переноса слов с удвоенной орфограммой.
Уметь: писать слова с удвоенными согласными; писать под диктовку учителя с соблюдением орфографических норм, знакомым учащимся; проводить звукобуквенный анализ слова.
| Личностные: чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Коммуникативные: участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них.
Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
| Наблюдение за
написанием слов.
Нахождение по определенным признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания.
|
|
|
|
| Коррекция текста. Правописание слов с удвоенными согласными в корне.
| Знать:алгоритм составления текста по вопросам.
Уметь: писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи; на практике применять изученные орфографические правила.
| Личностные: испытывать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической формой речи.
| Запись слов с изученными орфограммами. Составление и запись тек-
ста на заданную тему с соблюдением всех изученных правил.
|
|
|
|
| Проверочная
работа № 2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова»
| Уметь: правильно переносить слова с удвоенной согласной, приводить собственные примеры слов с удвоенной согласной; составлять небольшой текст с предложенными словами, находить и справлять ошибки в тексте, объяснять написание слов с удвоенными согласными.
| Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Оценивать свою работу на уроке.
| Проверка уровня
усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний учащихся.
|
|
|
|
| Правописание слов с удвоенными согласными в корне.
| Знать:правило правописания слов с удвоенной согласной
Уметь: Писать слова с удвоенными согласными; писать под диктовку учителя с соблюдением орфографических норм, знакомых учащимся; проводить звукобуквенный анализ слова.
| Личностные: сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия. Регулятивные: оценивать свою работу на уроке.Познавательные:контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе.
| Наблюдение за написанием слов.
Нахождение по определенным признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания.
|
|
|
|
| Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне.
| Уметь:воспроизводить правило проверки проверяемых согласных в корне слова. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми словами в корне слова.
| Личностные:положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне. Объяснение написания слов с изученными орфограммами.
|
|
|
|
| Правило написания букв, обозначающих
непроизносимые согласные звуки в корне.
| Знать:правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне.
Уметь: подбирать проверочное слово и обосновывать написание
проверяемого слова; объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
| Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определенным признакам изучаемых орфограмм в словах.
|
|
|
|
| Правописание непроизносимых согласных в корне.
Р/р. Творческая работа (сочинение по опорным словам).
| Знать:алгоритм написания сочинения по опорным вопросам
Уметь: письменно пересказывать текст по предварительно составленному плану; правильно оформлять предложение на письме, применять знание орфографических правил на практике. Различать проверочное и проверяемое слова.
| Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению задании.Коммуникативные: участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них.
| Составление и запись текста по опорным словам. Правильное употребление слов в письменной речи. Объяснение выбора написания слов.
|
|
|
|
| Коррекция текста. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.
| Знать:правило написания слов, в которых нет непроизносимого согласного звука
Уметь: проводить звукобуквенный анализ слова с удвоенными согласными и с непроизносимыми согласными в корне. Без ошибок писать слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.
| Личностные: осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свою работу на уроке. Познавательные: контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе.
| Запись слов с изученными орфограммами. Наблюдение за словами, в которых нет непроизносимого согласного звука.
|
|
|
|
| Обобщенное правило правописания слов с проверяемыми согласными в корне.
| Знать:правило правописания слов с проверяемыми согласными в корне
Уметь:формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
| Личностные: чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
| Формулирование
обобщенного правила правописания
слов с проверяемыми согласными в корне слова. Объяснение выбора написания слов.
|
|
|
|
| Правописание слов с проверяемыми согласными в корне.
| Знать:правило подбора примеров для изученных орфограмм
Уметь: подбирать проверочное слово и обосновывать написание
проверяемого слова; объяснять
правильность написания в случаях, если допущена ошибка
| Личностные:сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новые способы действия. Познавательные:анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
| Упражнение в на-
писании слов с проверяемыми согласными в корне, подбор проверочных слов. Различение проверочных и проверяемых слов.
|
|
|
|
| Проверочная работа № 3 по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»
| Уметь: подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Приводить собственные примеры слов с непроизносимыми согласными в корне.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| Проверка уровня
усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.
|
|
|
|
| Правописание безударных гласных в корне слова.
| Знать: правило правописания безударных гласных в корне слова
Уметь: распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова; обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге; графически обозначать орфограмму «Безударная гласная в корне»; слышать безударную гласную в слове.
| Личностные: чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свою работу на уроке. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.
| Подбор проверочных слов к словам
с двумя безударными гласными в корне. Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.
|
|
|
|
| Контрольный
диктант № 2 по теме «Непроизносимые согласные»
| Уметь: безошибочно писать под диктовку учителя. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свою работу на уроке. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.
| Проверка уровня
усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.
|
|
|
|
| Анализ работ и коррекция знаний. «Пишу правильно»
| Уметь: находить свои ошибки и объяснять правильное написание
слов. Подбирать однокоренные слова; обозначать на письме непроизносимые согласные звуки; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
| Личностные: чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов.
|
|
|
|
| Развитие умения
видеть в словах
орфограммы.
| Знать:изученные орфограммы
Уметь: распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова; обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге; графически обозначать орфограмму «Безударная гласная в корне»; слышать безударную гласную в слове.
| Личностные: Испытывать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| Подбор проверочных слов к словам
с двумя безударными гласными в корне. Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.
|
|
|
|
| Проверочная
работа № 4 на тему «Буквы безударных гласных в корне слова»
| Уметь: ставить ударение в словах, выделять корень. Из предложенных слов выбирать только те, в которых две безударные гласные в корне, обозначать орфограмму в словах, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
| Личностные: сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия. Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Познавательные: выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
| Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний учащихся.
|
|
|
|
| Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова.
| Знать: правило правописания безударных гласных в корне слова
Уметь: подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого слова; объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
| Запись слов с изученными орфограммами. Запись слов с изученными орфограммами с комментированием. Объяснение выбора написания слов.
|
|
|
|
| Контрольный
диктант № 3 с грамматическим заданием на тему «Безударные гласные в корне»
| Уметь: без ошибок записывать текст под диктовку учителя с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации. Обозначать изученные орфограммы, находить и исправлять ошибки.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| Проверка уровня
усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.
|
|
|
|
| Анализ работ и коррекция знаний. «Пишу правильно»
| Уметь: находить свои ошибки и объяснять правильное написание
слов. Подбирать однокоренные слова; писать слова с безударными гласными в корне слова.
| Личностные: чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов.
|
|
|
|
| Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова.
| Знать: правило правописания безударных гласных в корне слова
Уметь: подбирать проверочное слово и обосновывать написание
проверяемого слова; объяснять
правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил.
| Личностные: сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новые способы действия. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах.
|
|
|
|
| Р/р. Сочинение по опорным словам.
| Знать:алгоритм написания сочинения по опорным вопросам
Уметь: правильно оформлять предложения на письме, делить самостоятельно составленный текст на смысловые части и оформлять абзацы. Без ошибок писать слова с изученными орфограммами, правильно использовать различные части речи в тексте.
| Личностные: испытывать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
| Составление текста на заданную тему по опорным словам. Запись самостоятельно придуманного текста, объяснение правильного написания слов.
|
|
|
|
| Коррекция текста.Сложные слова.
| Уметь: находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Записывать без ошибок сложные слова под диктовку учителя.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы
действий при решении учебных задач.
| Знакомство с понятиями «соединительная гласная», «сложное слово». Запись слов с изученными орфограммами.
|
|
|
|
| Соединительные гласные ои ев сложных словах.
| Знать:соединительные гласные в сложных словах
Уметь: выделять два корня в сложных словах; разбирать слова по составу; применять на практике правило написания сложных слов с соединительной гласной.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком. Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе.
| Наблюдение над написанием сложных слов. Письмо с комментированием, разбор слов по составу.
|
|
|
|
| Образование
сложных слов.
| Знать:правило образования сложных слов
Уметь: осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Выделять два корня в сложных словах; разбирать слова по составу; применять на практике правило написания сложных слов с соединительной гласной.
| Личностные: сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Стремиться открывать новое знание
Коммуникативные: Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них.
| Наблюдение над образованием сложных слов. Письмо с комментированием и под диктовку учителя, разбор слов по составу.
|
|
|
|
| Сложные слова: имена существительные,
имена прилагательные.
| Знать:правило образования сложных слов
Уметь:грамотно употреблять существительные и прилагательные в речи; правильно писать сложные слова; писать слова под диктовку учителя, применяя изученные нормы письменной речи. Распознавать существительные и прилагательные. Читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после.
| Личностные:осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Принимать социальную роль обучающегося. Регулятивные: оценивать собственную успешность выполнения заданий. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Познавательные:Строить логические рассуждения, использовать обобщенные способы и приёмы действий. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе.
| Наблюдение над использованием в
речи сложных слов
- имен существительных и имен прилагательных
для характеристики людей. Объяснение выбора написания слов.
|
|
|
|
| Употребление в речи и правописание сложных слов.
| Знать:правило образования сложных слов
Уметь:грамотно употреблять существительные и прилагательные в речи; правильно писать сложные слова; писать слова под диктовку учителя, применяя изученные нормы письменной речи. Распознавать существительные и прилагательные.
| Личностные:положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться
русским языком, грамотно
говорить и писать. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
| Использование в
речи сложных слов
разных тематических групп, в том
числе характеризующих человека (внешность, характер).
|
|
|
|
| Проверочная
работа № 5 на тему «Сложные слова и их правописание»
| Уметь:выделять соединительные гласные в сложных словах, правильно записывать сложные слова, приводить собственные примеры сложных слов с предложенными корнями, составлять сложные слова (существительные и прилагательные) по значению слова.
| Личностные:положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться
русским языком, грамотно говорить и писать. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| Проверка уровня
усвоения учащимися изученного
материала, умения
применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний
учащихся.
|
|
|
|
| Приставка, ее роль в слове (повторение).
Различение приставок и предлогов.
| Уметь:объяснять слитное и раздельное написание (по- - это приставка, так как... поэтому пишется слитно; по - это предлог, так как... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).
| Личностные:чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свою работу на уроке. Познавательные: контролировать свои действия при решении познавательной задачи.
| Нахождение в словах корня, суффиксов, приставок.
Различение омонимичных приставок и предлогов.
|
|
|
|
| Правописание безударных гласных в приставках.
| Знать:правило правописания безударных гласных в приставках
Уметь:выделять приставку в словах, графически верно её обозначать; соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается одна и та же приставка; видеть в речи слова с приставками, слова с предлогами.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться
русским языком, грамотно говорить и писать
Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свою работу на уроке.
Познавательные: Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.
| Упражнение в написании и комментировании слов с безударной гласной в приставках. Разбор слов по составу.
|
|
|
|
| Правописание безударных гласных в приставках.
| Знать:правило правописания безударных гласных в приставках
Уметь:выделять приставку в словах, графически верно её обозначать; соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается одна и та же приставка; видеть в речи слова с приставками, слова с предлогами.
| Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе. Коммуникативные: участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них.
| Наблюдение за написанием слов.
Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания.
|
|
|
|
| Приставки про - и пра-, по- и па, их правописание.
| Знать: как подбирать слова, в которых встречается одна и та же приставка
Уметь:различать приставки по- и па-, про- и пра-. Выделять приставку в словах, графически верно её обозначать; соотносить слово и схему слова; находить значимые части слова.
| Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свою работу на уроке. Познавательные: контролировать свои действия при решении познавательной задачи.
Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе.
| Уточнение представлений учащихся о значении приставки в словообразовании. Развитие умения выделять приставку в словах, графически верно её обозначать.
|
|
|
|
| Приставки про - и пра-, по- и па, их правописание.
| Знать: как подбирать слова, в которых встречается одна и та же приставка
Уметь: называть отличия приставок от предлогов; иметь представление о значении приставок в словообразовании; анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: контролировать свои действия при решении познавательной задачи.
Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе.
| Запись слов с изученными орфограммами. Разбор слов по составу, соотнесение слова и его схемы.
|
|
|
|
| Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.
| Уметь: различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке
приставки и корня; иметь представление о значении приставок в словообразовании; анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
| Наблюдение случаев написания слов с удвоенными согласными на стыке приставки и корня. Разбор слов по составу.
|
|
|
|
| Различение и правописание слов с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня.
| Знать:алгоритм разбора слов по составу
Уметь: выделять приставку в словах, графически верно её обозначать; переносить слова с удвоенной согласной; подбирать слова к предложенным схемам; разбирать по составу доступные слова; анализировать состав слова; отличать приставки от предлогов.
| Личностные: осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свою работу на уроке. Познавательные: контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе.
| Сравнение слов с удвоенными согласными в корне
со словами с удвоенными согласными на стыке приставки и корня. Запись слов под диктовку и с комментированием.
|
|
|
|
| Различение и правописание слов с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня.
| Знать:отличия приставки от предлогов
Уметь: находить и исправлять ошибки; находить в слове приставки; правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня, в корне; разбирать по составу доступные слова; анализировать состав слова; графически обозначать выбор написания.
| Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе. Коммуникативные: высказывать и основывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
| Запись слов с изученными орфограммами. Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах.
|
|
|
|
| Различение и правописание слов с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня.
| Знать:отличия приставки от предлогов
Уметь: находить в слове приставки; правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня, в корне; разбирать по составу доступные слова; анализировать состав слова; графически обозначать выбор написания.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
| Наблюдение за написанием слов.
Нахождение по определённым при-
знакам изучаемых орфограмм в словах. Графическое обозначение выбора написания.
|
|
|
|
| Звук [й,]и его обозначение на письме. Правила правописания
разделительного ъ и ь.
| Знать:правила правописания разделительного ъ и ь знака
Уметь: анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ьили ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Делить для переноса слова с мягким знаком; выполнять фонетический разбор слов с мягкими согласными; правильно писать слова с разделительными ъ и ь.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться
русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: выполнять универсальные логические действия: анализ, обобщение, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе.
| Систематизация
знаний учащихся о
твердых и мягких
согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме. Обобщение правил написания слов с разделительными ъ и ь.
|
|
|
|
| Правописание слов с ъ и ь.
| Знать:правила правописания разделительного ъ и ь знака
Уметь: выполнять фонетический разбор слов с мягкими согласными; применять на практике изученные правила; правильно писать слова с разделительными ъ и ь; правильно их переносить.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться
русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные: оценивать собственную успешность выполнения заданий Познавательные: строить логические рассуждения, использовать обобщенные способы и приёмы действий.
| Упражнение в написании слов с ьи
ь. Упражнение в переносе слов с ьи ъ. Фонетический разбор доступных слов.
|
|
|
|
| Правописание слов с ъи ь.
| Знать:правила правописания разделительного ъ и ь знака
Уметь:обозначать мягкость согласных на письме; делить для переноса слова с мягким знаком; выполнять фонетический разбор слов с мягкими согласными; правильно писать слова с разделительными ъи ь, правильно их переносить.
| Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Регулятивные: оценивать собственную успешность выполнения заданий. Оценивать свою работу на уроке. Познавательные: строить логические рассуждения. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.
| Упражнение в написании слов с ъи
ь. Упражнение в переносе слов с ъ
и ь. Фонетический
разбор доступных слов.
|
|
|
|
| Упражнение в написании слов с разделительными ъи ь.
| Знать:правила переноса слов с разделительным ъ и ь знаками
Уметь: обозначать мягкость согласных на письме; делить для переноса слова с мягким знаком; выполнять фонетический разбор слов с мягкими согласными; правильно писать слова с разделительными ъи ь, правильно их переносить.
| Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе.Познавательные:анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
| Наблюдение за написанием слов.
Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания.
|
|
|
|
| Проверочная
работа № 6 по теме
«Части слова.
Приставка. Разделительные ъ и ь»
| Уметь: видеть в словах приставки; объяснять правильность написания в случаях, если допущена ошибка; подбирать примеры для изученных орфографических правил; правильно писать слова с приставками, образовывать слова с приставками.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| Проверка уровня
усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Обобщение и закрепление знаний учащихся.
|
|
|
|
| Понятие об окончании и основе слова.
| Знать:правило подбора однокоренных слов
Уметь: называть части слова; определять их роль в слове; составлять схему слова; находить схемы к предложенным учителем словам, проводить разбор слов по составу; подбирать однокоренные слова; изменять форму слова
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: контролировать свои действия при решении познавательной задами.
Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе.
| Разбор слов по составу. Упражнение
в определении окончаний в словах. Подбор однокоренных слов. Сравнение и анализ состава слова.
|
|
|
|
| Контрольный диктант № 4 на тему «Разделительный ъ и ь знаки»
| Уметь: без ошибок записывать текст под диктовку учителя с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации. Обозначать изученные орфограммы, находить и исправлять ошибки.
| Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности.Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| Проверка уровня
усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.
|
|
|
|
| Анализ работ и коррекция знаний. «Пишу правильно»
| Уметь: находить свои ошибки и объяснять правильное написание
слов.
| Личностные: чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов.
|
|
|
|
| Развитие умения находить окончание в слове.
| Уметь: называть части слива, определять их роль в слове; составлять схему слова; находить схемы к предложенным учителем словам, проводить разбор слов по составу; подбирать однокоренные слова; изменять форму слова. Писать слова с изученными орфограммами.
| Личностные: осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.
Коммуникативные: участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них.
| Систематизация
представлений
учащихся о роли
окончания в слове. Упражнение в выделении основы и окончаний в словах. Подбор однокоренных слов.
|
|
|
|
| Как найти в слове основу.
| Уметь: выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму; проводить разбор слов по составу; подбирать однокоренные слова; сравнивать, анализировать состав слова.
| Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Коммуникативные: участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.
| Упражнение в выделении основы и окончаний в словах. Подбор однокоренных слов.
|
|
|
|
| Развитие умения находить в слове окончание и основу.
| Знать: как находить в словах основу и окончание
Уметь: находить окончание и основу в слове; проводить разбор слов по составу; подбирать однокоренные слова; сравнивать, анализировать состав слова. Соотносить слово со схемой, приводить примеры слов к предложенным учителем схемам.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
| Упражнение в выделении основы и окончании в словах. Подбор однокоренных слов. Сравнение и анализ состава слова.
|
|
|
|
| Суффикс и его роль в слове.
| Уметь:выделять суффикс в словах, графически верно его обозначать; соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается один и тот же суффикс; образовывать с помощью суффиксов новые слова.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться
русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свою работу на уроке. Коммуникативные: воспроизводить и применять правила работы в группе. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.
| Систематизация
представлении
учащихся о роли
суффикса в слове. Упражнение в выделении суффиксов в словах. Подбор однокоренных слов.
|
|
|
|
| Развитие умения находить в слове суффикс.
| Уметь:выделять суффикс в словах, графически верно его обозначать; соотносить слово и схему слова; подбирать слова, в которых встречается один и тот же суффикс; образовывать с помощью суффиксов новые слова.
| Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Регулятивные: оценивать собственную успешность выполнен
|