Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 13. Мифологические исследования в России в XIX в





дись ее организационные формы, совершенствовались методы сбо­ра этнографического и фольклорного материала и его обобщения.

В 1834 г. была учреждена Археографическая комиссия, которая начала подготовку фундаментальных изданий памятников русской старины — летописей, исторических и юридических актов, грамот, памятников древнерусского канонического права, писем русских царей, произведений фольклорного творчества. В 1846 г. возникает Русское Географическое общество, а в 1848 г. в нем образуется отде­ление этнографии.

Большую роль в исследованиях славянской фольклористики и мифологии сыграли труды И.П. Сахарова (1807—1863), А.В. Тере­щенко (1806—1865), И.М. Снегирева (1793—1868), Н.И. Надеждина (1804—1856) и других, которые не только развивали отечественную мифологию, но и оказывали громадное воздействие на обществен­ное сознание, способствовали укреплению уважения к русской народности и ее старине, выработке национального самосознания. В целом, однако, труды этих авторов еще отличают эмпиризм, нераз­работанность методологии исследования и изложения материала; не­различение мифологического и фольклорного, мифологии и языче­ства; большое число поспешных, поверхностных и необоснованных утверждений о славянской мифологии (в частности, по вопросу за­имствования богов славянами на Западе, Севере, Востоке) и др.

В конце 1840-х гг. на общем фоне роста интереса к националь­ной культуре усиливается интерес к славянским культурам, основы­ваются кафедры славянских языков в университетах, что приводит к более близкому знакомству со славянским миром, появляются допол­нительные возможности для сравнительно-исторического изучения славянских культур, языков, фольклора и др. Впервые переводятся на русский язык зарубежные славяноведы, в частности П.И. Шафарик1.

В 1840-е гг. фронт научных исследований национальной куль­туры значительно расширился. «Логика дела» потребовала инте­грации исследований в области языка, народной поэзии, славянской мифологии, изобразительного искусства; введения исследования славянской мифологии в ткань социально-исторической действи­тельности; выявления тех нитей, которые связывают славянскую мифологию с историей языка, фольклора, историей религии, до-

ШафарикП.И. Славянские древности. Т. 1, 2. М., 1837—1848; Шафа­рик П.И. Славянское народописание. М., 1843.


ЩЕНШ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

христианской и христианской историей словесного и изобразитель­ного искусства... В этих условиях резко повышались требования к философско-мировоззренческим и теоретико-методологиче­ским аспектам исследования мифологии. Возросло значение ра­бот, посвященных анализу и поиску новых мировоззренческих и методологических установок исследования мифологических пла­стов народной культуры. Появились и новые яркие имена: И.И. Срезневский, Н.И. Костомаров, Ф.И. Буслаев и др.

Духовно-мировоззренческая обстановка в России середины XIX в. была неблагоприятной для развития отечественной науки о мифе. Поскольку мифология тесно связана с религией, то выра­ботка мировоззренческих установок науки о мифе задевала церков-но-религиозные устои, догматы, традиции, идеологические позиции и оценки. Те революционно-демократические силы, которые отста­ивали идеалы секуляризации общества (что открывало перспекти­вы раскрытия своеобразия мифологии, ее отличий от религии, раз­работки научной методологии ее познания и др.), так или иначе ориентировались на Запад, на усвоение западноевропейских образ­цов жизни, традиций и форм культуры (для которых романтизм остался в прошлом), на будущие кардинальные преобразования российского общества по лекалам западных идеологий, среди ко­торых все большую роль начинали играть социальные мифоуто-пии (в том числе и коммунистическая). Заостренность на социаль­но-политической проблематике, ориентация на утопическое мифотворчество определяли их весьма прохладное отношение к идее народности, к идеалам романтизма, к разработке проблем науки о мифе и фольклористики, к народной культуре в целом.

Такая позиция была характерна, например, для В.Г. Белинского, который, как известно, нередко грешил поспешными оценками и утверждениями. Понимая под национальностью и народностью лишь адекватную и полную передачу быта, нравов, жизненного ко­лорита народа, Белинский утверждал, что «одно небольшое стихо­творение истинного художника-поэта неизмеримо выше всех про­изведений народной поэзии, вместе взятых!»' Негативное отношение к романтикам и их последователям выражал и А.И. Герцен, обвиняв­ший их в дилетантизме, закостенелости, в неспособности воспринять и оценить новые реалии, в том, что они «проглядели, смотря со своей колокольни, всю поэзию индустриальной деятельности»2.

Белинский В.Г. Поли. соб. соч. М., 1953—1959. Т. V. С. 309. 2 Герцен А.И. Соч. в 9 т. М., 1955. Т. 2. С. 28.


ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. ИИЬИ

Поэтому становление мировоззренческих оснований науки о славянской мифологии шло по пути усвоения отечественной на­укой о мифе наследия романтизма. Оно стало делом исследовате­лей, ориентировавшихся на традиционалистское развитие россий­ского общества — славянофилов и близких к ним по духу деятелей науки и культуры. При этом они также сталкивались с идеологи­ческими препятствиями, вынуждены были развивать свои взгляды в обстановке строжайшей цензуры, как светской, так и церков­ной. Христианская доктрина, с одной стороны, противопоставля­ла язычество христианству, а с другой — заявляла об укорененно­сти монотеизма в сознании людей. В таких условиях было сложно теоретически зафиксировать специфику мифологии как каче­ственно определенного этапа истории сознания. Исследователи были вынуждены «подтягивать» славянское язычество к представ­лению об извечном монотеизме. На этом пути возникали мнимые проблемы связи представления древнего человека о едином Боге и образов мифологических богов.

Выработка мировоззренческих ориентиров параллельно со­провождалась дискуссиями о методологических установках иссле­дований славянского фольклора, мифологии. Большой вклад в раз­работку методологических установок познания первобытной культуры и мифологии внес К.Д. Кавелин (1818—1885).

Наряду с СМ. Соловьевым, Кавелин — один из основополож­ников отечественной историко-юридической школы, которая изуча­ла закономерности перерастания родовых отношений в государ­ственно-правовые. В центре ее внимания проблема сочетания идеи исторического прогресса России с идеей своеобразия русской исто­рии. Кавелин выступал против концепций диффузионизма и отстаи­вал необходимость «представить русскую историю как развива­ющийся организм, живое целое, проникнутое одним духом, одними началами»1.

Кавелин трактовал российскую историю в аспекте развития в ней личного принципа (своеобразия личности, свобода которой подчинена обществу и государству). Первобытное общество он ха­рактеризовал как кровно-родовое, мифологическое сознание ко­торого не знало принципа личности, «в древности человек как че-

Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России // Каве­лин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской ис­тории и культуры. М, 1989. С. 15.


■££■ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

ловек ничего не значил»1. Особого внимания заслуживает мысль Кавелина о том, что славянскую мифологию следует объяснять с учетом отношений, которые складывались между людьми и не могли быть ими объяснены и прояснены. Это указание на истоки мифологии в системе общения для своего времени было новатор­ским. Кроме того, Кавелин обращал внимание на недостаточность филологических данных для разработки теории мифа и призывал шире использовать этнографические данные; особенно выделял простонародные обряды и обычаи, которые могут быть даже бо­лее устойчивы, чем мотивы, их породившие, и словесные форму­лировки самих обрядов. Он остро и справедливо критиковал оте­чественных ученых за пренебрежение принципом историзма, за разрыв между эмпирическим и теоретическим уровнями исследо­ваний славянской мифологии, за то, что эмпирические данные не подвергаются критическому анализу2, и др. Ученый обращал вни­мание на сложную динамику процессов в области народной пси­хологии, отмечал, что актуализация ее отдельных сторон, черт за­висит от различных исторических обстоятельств.

Значительный вклад в разработку мировоззренческих и мето­дологических ориентиров конкретно-научного исследования сла­вянской мифологии внес Ф.И. Буслаев (1818—1897), который был по сути основоположником, идейным вдохновителем и организа­тором «мифологической школы» русской фольклористики XIX в.

Теоретические и методологические основания «мифологической школы»

Как исследователь отечественной мифологии и фольклора Ф. Буслаев сформировался под влиянием немецкого романтизма. С самого начала своего творческого пути он заявил категориче­ское несогласие с попытками принизить национальную культуру.

По мнению Буслаева, отечественная национальная культура характеризуется возвышенными нравственными идеалами, высо­чайшими образцами художественного творчества и занимает до­стойное место в истории мировой культуры. Весь пафос его науч­ных работ направлен на утверждение преимуществ народной поэзии перед «искусственной» литературой, подчеркивание ее «поэтических достоинств». Буслаев формировал установку на ува-

Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России. С. 19. 2 Там же. С. 6.


ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. ЩЦШ

жение фольклорных произведений. Он любил говорить, что до по­нимания роли народной словесности нужно не снизойти, а возвы­ситься. Народ не нуждается в том, чтобы ему навязывали некие «высшие нравственные и художественные ценности», как будто бы он их лишен. Эти ценности как бессознательную основу своей духовности он несет в себе извечно. Ему только не нужно мешать их развивать и проявлять.

Первой формой сознательного творчества народа, по мысли Буслаева, является мифология. Сущность мифотворчества он трак­товал в духе идей В. Гумбольдта о связи мифа и языка1.

Первоначально предметы получали свои названия по тем свой­ствам, которые бросаются в глаза и затрагивают воображение. Вследствие их ежедневного употребления впечатления превраща­ются в общие понятия, а вновь возникающее начальное впечатление откладывается в памяти народа в виде постоянного эпитета. При этом разные предметы вполне могли вызывать сходные впечатления; так, и ветер, и стрела, и быстро летящая птица производят одно впечатле­ние «быстроты передвижения», в результате язык приписывает стре­ле свойства и птицы, и ветра, а ветру — свойства стрелы и птицы и т. д. В дальнейшем из первоначального впечатления и постоянного эпи­тета развивается мифологический образ, благодаря чему впечатле­ния и эпитеты не тускнеют в памяти народа. История языка дает воз­можность восстановить и мифологию, и культуру, верования, древнейший быт народа.

Буслаев обращал внимание не только на познавательную, но и на нравственно-волевую сторону мифологии, в которой выраже­но и стремление к нравственному самосовершенствованию2.

Вслед за романтиками Буслаев обращается к идеям сравнитель­но-исторической мифологии. Все индоевропейские народы име­ют один общий праязык и одну общую прамифологию, первона­чальная свежесть которой дошла до нас в индийских Ведах. Но «при разветвлении языков необходимо должно было оказаться и раз­ветвление в мифах»3. На содержание этномифологий оказали свое влияние быт народа, его тип хозяйства (пастушеский или земле­дельческий), географические особенности местности, где живет народ (берег моря, горы, равнина и др.) и особенно его язык. Так

Буслаев Ф.И. О влиянии христианства на славянский язык. Опыт ис­тории языка по Остромирову Евангелию. М., 1848. С. 8—9.

2 Буслаев Ф. О литературе. Исследования. Статьи. С. 35.

3 Там же. С. 253.


■*££■ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

индоевропейская мифология со временем видоизменилась в каж­дом этносе. Сейчас уже нужен особый научный метод, который бы позволил извлечь из сохранившихся этномифологий как их ин­доевропейские истоки, так и конкретные национальные черты.

Буслаев неоднократно возвращался к вопросу о своеобразии славянской мифологии. Он подчеркивал, что славянская мифо­логия по своей сути ничем не отличалась от мифологий других индоевропейских народов. Другое дело, что в дальнейшем каж­дая этномифология формировалась в особых географических, ис­торико-культурных условиях. Славянская мифология несколько задержалась в своем развитии, и ей не удалось создать такие мас­штабные мифопоэтические полотна, как поэмы Гомера, сканди­навская «Древняя Эдда» или финская «Калевала». Естественный процесс ее развития был прерван насильственной христианиза­цией и принятием письменности. Буслаев был склонен усматри­вать в славянской мифологии преимущественно «низшую демо­нологию»1.

Таким образом, в творчестве Буслаева были заложен^ теоре­тические и методологические основания отечественной «мифоло­гической школы». Теоретические основания этой школы могут быть выражены в следующих позициях:

♦ мировоззрение — объективный идеализм романтическо-шеллингианского типа; допускаются трансцендентные основания мифологии;

♦ на начальных этапах истории творцом культуры выступа­ет народ как целое;

♦ народ созидает свои культурные формы в активном, твор­ческом, деятельном процессе; народное творчество носи­ло и носит коллективный характер;

♦ народное творчество выражает «дух народа» и является единством сознательного и бессознательного;

♦ мифология выступает составной и неотъемлемой частью народного творчества;

♦ мифология исторически развивается;

♦ мифология носит чувственно-образный характер; в ней эмоциональное, рациональное и нравственно-волевое тес­но переплетены;

♦ мифология тесным образом связана с народной поэзией;

Буслаев Ф.И. Бес. К истории московских нравов XVII века. СПб, 1881.


ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. К£Ш1

♦ существует неразрывное единство истории мифологии и истории языка;

♦ язык, мифология и народная поэзия создавались бессоз­нательно не отдельными личностями, а народными масса­ми в течение многих поколений.

Ф.И. Буслаев уделял много внимания и методологическим про­блемам науки о славянской мифологии. Он считал возможным перенести в область исследований славянской мифологии тот ме­тодологический опыт изучения немецкой мифологии, который был накоплен Я. Гриммом; прежде всего его привлекал сравнительно-исторический метод.

В своих исследованиях Буслаев показал, что из единого мифо­логического истока на разных этапах его исторического развития выделились основные жанры народного творчества — от героиче­ского эпоса до пословиц и загадок. Отличительная особенность ме­тодологического творчества Буслаева — реализм, тонкое чувство «историко-культурной дистанции». В отличие от многих зарубеж­ных и отечественных коллег, он стремился избегать крайностей в определении связей между мифологическими и фольклорными образами и их смыслами.

Он постоянно обращался к изучению мифологических исто­ков русской старины; выяснял, насколько эти элементы скрыва­ются в языке, памятниках устного народного творчества, в остат­ках народных обычаев и обрядов, в преданиях, поверьях, сказках, былинах, письменности. При этом он подчеркивал, что мифологи­ческий элемент проявляется в позднейших пластах народной куль­туры уже в преломленном виде, измененном под воздействием гео­графических, бытовых, исторических, культурных обстоятельств.

Методологические установки отечественных исследований славянской мифологии могут быть обобщены и сформулированы следующим образом:

♦ принцип историзма: мифологические (и фольклорные) формы народной культуры должны рассматриваться в их историческом развитии;

♦ принцип взаимосвязи и взаимообусловленности культур­ных форм; учет взаимосвязи мифологии с языком и по­этическом творчеством;

♦ сравнительно-исторический метод, позволяющий изучать памятники мифологического творчества в тесной связи с мифологическими памятниками других этнокультур;


Е£Я ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

♦ элементы системной методологии: учет иерархической организации культуры, наличия в ней качественно различ­ных пластов, сложной динамики проявления свойств низ­ших пластов в высших и т.д.;

♦ представление о закономерном образовании высших форм культуры из низших; о том, что предпосылки выс­шего готовятся в недрах низшей формы.

На базе таких теоретических и методологических принципов в 1840—1850-е гг. сформировалась получившая мировое признание «мифологическая школа» в русской фольклористике (Ф.И. Бусла­ев, А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер, А.А. Котляревский, П.Н. Рыбни­ков и др.). Ее наработки и достижения не потеряли своего значе­ния вплоть до нашего времени.

Вместе с тем следует отметить, что теоретико-методологиче­ские установки «мифологической школы» были недостаточны для полной идентификации первобытной мифологии1. Четких и одно­значных критериев, которые бы позволяли разграничивать пер­вобытную мифологию и производные от нее формы фольклорно­го сознания, отечественная научно-философская мысль к середине XIX в. не разработала. Это стало возможно только в конце XIX в.

Date: 2015-11-13; view: 594; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию