Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К истории египетской культуры и религии





Манфред Луркер


ЕГИПЕТСКИЙ СИМВОЛИЗМ

 

Книга из серии "Символы" Издательство Ассоциации Духовного Единения «Золотой Век».

Москва 1998.

Содержание

 

Введение в мир египетских символов.008/001.
К истории египетской культуры и религии.008/004.
Хронологическая таблица.008/007.htm>.

 

А

 

Акер.
Амулет.
Анубис.
Апоп.
Атум.008/009.htm>

Амон.
Андрогины.
Апис.
Атон.008/009.htm>

 

Б

 

Ба.
Бант Са.
Баст.
Бедро.
Бес.
Букрании.
Бык.008/010.htm>

Бант жизни.
Баран.
Бегемот.
Белый цвет.
Благоухание.
Булава.008/010.htm>

 

В

Венок.008/011.htm>
Вино.008/011.htm>
Воздух.008/011.htm>
Восьмерка.008/011.htm>

Веревка.008/011.htm>
Вода.008/011.htm>
Волосы.008/011.htm>
Вспахивание земли.008/011.htm>

 

Г

 

Геб.008/012.htm>
Глаз Утчат.008/012.htm>
Голова.008/012.htm>
Головной платок.008/013.htm>
Гора.008/013.htm>
Государственное святилище.008/013.htm>
Гроб.008/013.htm>
Гусь.008/013.htm>

Глаз.008/012.htm>
Глаза Гора.008/012.htm>
Головное украшение богов.008/012.htm>
Гор.008/013.htm>
Горизонт.008/013.htm>
Грифон.008/013.htm>
Гробница.008/013.htm>

 

 

Д

Дверь.008/014.htm>
Дерево Ишед.008/014.htm>
Дом.008/014.htm>
Дуализм.008/014.htm>

Дерево.008/014.htm>
Джед. Колонна Джед.008/014.htm>
Дополнения к гробнице.008/014.htm>
Душа.008/014.htm>

 

Ж

Жезл бога.008/015.htm>
Животное.008/015.htm>

Жертвенная плита.008/015.htm>

З

 

Заяц.008/016.htm>
Зеркало.008/016.htm>
Знаки Хекер.008/016.htm>

Звезды.008/016.htm>
Змея.008/016.htm>
Золото.008/016.htm>

И

Ибис.008/017.htm>
Иероглифы.008/017.htm>
Имиут.008/017.htm>
Ихневмон.008/017.htm>

Игра на доске.008/017.htm>
Изида.008/017.htm>
Имя.008/017.htm>

 

К

Ка.008/018.htm>
Камутеф.008/018.htm>
Коза.008/018.htm>
Копье Гора.008/018.htm>
Короны.008/019.htm>
Кошка.008/019.htm>
Кровь.008/019.htm>
Крокодил.008/019.htm>
Крюк (Жезл).008/019.htm>

Камень.008/018.htm>
Картина.008/018.htm>
Кольцо.008/018.htm>
Корова.008/018.htm>
Коршун.008/019.htm>
Красный цвет.008/019.htm>
"Кровь Изиды".008/019.htm>
Крылатое солнце.008/019.htm>

 

Л

Ладья.008/020.htm>
Латук.008/020.htm>
Леопард.008/020.htm>
Лотос.008/020.htm>
Луна.008/020.htm>
Лягушка.008/020.htm>

Ласточка.008/020.htm>
Лев.008/020.htm>
Лестница.008/020.htm>
Лук.008/020.htm>
Лунный глаз.008/020.htm>
Ляпис-Лазурь.008/020.htm>

 

М

Маат.008/021.htm>
Мафдет.008/021.htm>
Мефьер.008/021.htm>
Мнимая дверь.008/021.htm>
Мотив расчленения.008/021.htm>
Мут.008/021.htm>

Мази.008/021.htm>
Менат.008/021.htm>
Мин.008/021.htm>
Молоко.008/021.htm>

Мумия зерна.008/021.htm>Муха.008/021.htm>

 

Н

Наос.008/022.htm>
Нейт.008/022.htm>
Нехбет.008/022.htm>
Носитель неба.008/022.htm>

Небесная лестница.008/022.htm>
Нефертем.008/022.htm>
Нож.008/022.htm>
Нут.008/022.htm>

 

О

Обезьяна.008/023.htm>
Объединение.008/023.htm>
Озирис.008/023.htm>
Опахало.008/023.htm>
Осел.008/023.htm>
Очищение.008/023.htm>

Обелиск.008/023.htm>
Огонь.008/023.htm>
Окуривание.008/023.htm>
Ориентация.008/023.htm>
Открывание уст.008/023.htm>

 

П

Пальма.008/024.htm>

Папирус.008/024.htm>

Первохолм.008/024.htm>
Пирамида.008/024.htm>
Плеть.008/024.htm>
Пояс Шесмет.008/024.htm>
Принесение животных в жертву.008/024.htm>
Пта.008/024.htm>
Пчела.008/024.htm>

Пещера (Полость).008/024.htm>
Планировка.008/024.htm>
Похороны.008/024.htm>
Превращение.008/024.htm>
Процессия.008/024.htm>
Путь.008/024.htm>

 

Р

 

Ра.008/025.htm>
Рыба.008/025.htm>

Рог.008/025.htm>

 

С

Сатис.008/026.htm>
Свет.008/026.htm>
Священное озеро.008/026.htm>
Сет.008/026.htm>
Сешат.008/026.htm>
Систр.008/026.htm>
Скипетр Уас.008/026.htm>
Скорпион.008/027.htm>
Слюна.008/027.htm>
Солнечный глаз.008/027.htm>
Солнце.008/027.htm>
Сосуд.008/027.htm>
Сухос.008/027.htm>

Сахмет.008/026.htm>
Свинья.008/026.htm>
Сердце.008/026.htm>
Сехем.008/026.htm>
Сикомора.008/026.htm>
Скарабей.008/026.htm>
Скорбь.008/027.htm>
Слово.008/027.htm>
Сокол.008/027.htm>
Солнечный корабль.008/027.htm>
Сопду.008/027.htm>
Спираль.008/027.htm>
Сфинкс.008/027.htm>

 

Т

Танец.008/028.htm>
Тень.008/028.htm>
Тот.008/028.htm>

Текену.008/028.htm>
Тефнут.008/028.htm>
Тоэрис.008/028.htm>

 

У

Узел.008/029.htm>
Урей.008/029.htm>
Ух.008/029.htm>

Упуаут.008/029.htm>
Уто.008/029.htm>
Ушебти.008/029.htm>

 

Ф

Фаллос.008/030.htm>

Феникс.008/030.htm>

 

Х

Харсафес.008/030.htm>
Хепри.008/030.htm>
Хонс.008/030.htm>

Хатор.008/030.htm>
Хнум.008/030.htm>
Храм.008/030.htm>

 

Ц

Царь.008/031.htm>
Цветы.008/031.htm>

Цвета.008/031.htm>

 

Ч

Человеческие жертвы.008/031.htm>

Черный цвет.008/031.htm>

Четыре.008/031.htm>

Числа.008/031.htm>

 

Ш

Шакал.008/032.htm>
Штандарт.008/032.htm>

Шкура.008/032.htm>
Шу.008/032.htm>

 

Щ

Щит.008/032.htm>

 

Э

Эгис.008/033.htm>

Эмблема нома.008/033.htm>

 

Ю

Юн.008/033.htm>

 

Я

Яйцо.008/033.htm>

 

Введение в мир египетских символов.

 

Духовный мир древних египтян нам, западным народам двадцатого столетия, раскрывается не сразу. Магические и символические представления идут в одном ряду и иногда переплетаются друг с другом крайне запутанным образом. Египтолог Зигфрид Шотт говорит о "символе и магии как об основных формах древнеегипетского мышления". При всех наших рассуждениях мы не должны забывать, что жителю страны священного Нила не была свойственна наша логика. Он жил не в мире понятий, а в мире образов. Египетский мир образов нам будет часто казаться полным противоречий, но только потому, что мы не можем подходить к нему с масштабом тогдашнего времени. И все же нет никакого смысла "противопоставлять Миф и Логос (мифическое и логическое). Существуют два способа, с помощью которых человечество воспринимает действительность, два способа понимания мира и бога" (Геббард Фрай).

Можно было бы считать глупостью, когда небо художник представляет в виде коровы или когда жука почитают как символ бога Солнца; однако в прежние времена у народов с мифической картиной мира господствовала не логика, а наглядное представление в виде системы образов, формирующее принцип. Если солнце заходит на западе, чтобы утром снова начать свой путь, то и умершего в стране этой культуры хоронят на западе, с тем, чтобы он мог быть одарен новой жизнью. Вся система символов основана на принятом и, в конце концов, на действительном описании вещей, при котором интуитивно чувствуется и проглядывается зависимость между микрокосмом и макрокосмом. Для человека древности мир был не менее цельным, чем для пас, и понимаемая буквально Вселенная хранит для нас не меньше загадок, чем для людей древности или античности. Также и «расширение мира», другими словами, расширение нашего духовного горизонта является относительным. Современный человек пытается понять мир путем измерений и расчетов; он разлагает его на части, анализирует. Древние египтяне, вавилоняне и отчасти греки пользовались изображениями, для них мир был синоптикумом. Прежде чем человек попытался сосчитать звезды, он связал их в картины (образы). Так насыщенный звездами небосвод стал мощным учебником человечества. В этой картине мира человек видел нечто божественное, смысл бытия. И он пытался закрепить этот смысл в образе.

В конечном счете, символы ирреальны, они абстрактны и разрывают рамки конкретных форм. Было бы ошибочно думать, что человек, мыслящий символами, всегда принимает их за реальность, он, скорее, усматривает во всем видимом вокруг себя некий символ. Совсем иначе воспринимает мир человек, живущий представлениями магии, для него символ - это реальная картина; изображение и прототип для него одно и то же. Так, красный цвет считается не только символом жизни, но он должен поддерживать жизнь или после смерти делать возможным возрождение жизни. Имя человека служит не только для обозначения, оно является и основным составным элементом его самого; искажение (уродование) имени нанесет вред самому носителю имени. В "Текстах Пирамид" иероглифический знак "змея" был снабжен множеством ножей, тем самым опасное животное должно было становиться безопасным. Вся магия древних египтян зиждилась на вере в таинственную силу, которая вызывает сверхъестественное воздействие; египтяне называли ее Хике. Эта сила принадлежит к сущности богов, но может также использоваться сведущими людьми, например, жрецом на похоронах, которому надлежало отогнать власть смерти и обеспечить умершему в дальнейшем счастливую загробную жизнь.

Магия и религия не должны исключать друг друга, поскольку первое понятие относится больше к определенной картине мира, в то время как религия очерчивает отношение человека к богу. Существуют как различные представления о божественной сущности, так и различные картины мира. В основе можно различить магическую, мифическую и рациональную картины мира, которые пытались сопоставлять с состоянием сна, с картинами сна и с состоянием бодрствования. Магическое мышление особенно характерно для народов, не имеющих письменности, которые все условия бытия умели связывать друг с другом путем "participation mystique" (участия мистики).

 

Бог воздуха Шу (с пером на голове) разъединяет небо и землю. По небу плывет корабль бога Солнца (на рисунке солнечный диск с головой барана)

 

С появлением письменности - а с ней и культуры - в большинстве случаев происходит переход к мифическому мышлению; человек отходит от идеи единства происхождения и переводит свое бытие в космическую полярность. В мифе обнаруживается освобождение Я от окружающего мира; только теперь человек "узнает" пространство и время. Бог Неба Шу отделяет Небо (Нут) от Земли (Геба) - символический акт для осознания "наверху" и "внизу", света и тьмы, добра и зла. Хотя в мифической картине мира магическое мышление вытеснено, оно все еще действует, это же самое обнаруживается и в рациональном мире западных стран.

Магическая картина мира нашла в стране Нила первое художественное отражение в геометрической орнаментике раннего периода каменного века. Рисунки елочкой из нижнеегипетского места раскопок Меримде или заполненные белой пастой процарапанные линии на черных сосудах верхнеегипетской культуры Таса появляются не только "из-за условий, связанных с материалом и техникой изготовления, но и благодаря человеческой потребности в игре и подражании". Геометрический орнамент додинастической эпохи является скорее "символом и поднимает тему, которую он несет в себе, в более высокую сферу" (Вальтер Вольт). В целом египетская культура имеет религиозное происхождение. Астрономия возникла из потребности сохранять необходимое для ритуалов чередование событий (восход Сойдет, Собачьей звезды - египетское название Сириуса; фазы Луны). Старейшие картографические представления основаны на "Географии потустороннего мира", карты на днищах гробов должны были помочь сориентироваться на пути в другой мир. Врачи большей частью принадлежали к сословию жрецов. Для гигиены и предупреждения болезней существовали правила в форме религиозных заповедей. Управление государством было установлено властью бога; служить фараону означало служить богу. Судебные чиновники носили титул "Старший Жрец". Закон устанавливался самим богом-творцом, а исполнялся фараоном. И наконец, изобразительные искусства нужно также понимать исходя всецело из религиозных корней. Египетское искусство в значительно меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, нежели многочисленным культовым и магическим целям. Строго говоря, нельзя говорить об искусстве того времени в западноевропейском смысле. Статуи времен пирамид или картины фиванских погребений должны были пониматься не как отображение реальной действительности, не как отражение ее, а как символы.

Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и пространства. Перспективы и теней нет и в помине. Любопытно, что греки Платон и Аристотель называют египетский знаковый способ соответствующим действительности и осуждают перспективу как обманчивую. Задача искусства - победить смерть, поэтому влияние времени на жизненный путь показывается очень редко. Движение и действие должны показывать не отдельный процесс, а выражать символически деятельность как таковую. Египетское искусство стремится вырвать вещи из потока времени и перевести их в нескончаемую форму бытия (отрицая понятие вечности в западном смысле). Поэтому египетское искусство никогда не является личностным в обычном представлении, а всегда выступает отстраненным.

Высший жрец бога-творца Пта имел титул "Старейшина художников". Иероглифы, нацарапанные на глине и камне или нарисованные на дереве, служили для одухотворения художественного произведения; ручная работа ремесленника посредством священных знаков получала ритуальное посвящение.

Драгоценный камень и цветок лотоса, лягушка и цапля, лодка и пирамида волновали душу египтянина, смотрящего на их внешнюю форму, поскольку он через их вид ощущал встречу с бесконечностью. Однако изобилие символических мотивов затрудняло восприятие египетской религии и искусства. Так как все истинные символы должны указывать людям с ограниченным восприятием бытия на цель бытия, все символические представления разбивались на несколько типических групп символов. Вся символика кристаллизовалась вокруг полюсов бытия: вокруг возникновения и исчезновения, вокруг света и тьмы, вокруг добра и зла. Подлинный символ указывает всегда на Здесь и Теперь; он указывает путь в "другой" мир. Все низшее указывает символически на нечто высшее, каждый фрагмент - на целое, и все преходящее в конечном счете является только рассказом о вечном.

Часть может указывать на целое (pars pro toto), но она никогда не может его заменить. Также и символ всегда меньше того, на что он должен указывать. Символы не должны объяснять рациональным образом скрытую связность мира, а прямо указывать на иррациональность. Знание об устройстве космоса принадлежит тем, кто охраняет тайны от профанов. Так устанавливается в Древнем царстве часто встречающийся титул "Хранитель тайн". Символ должен указывать на нечто высшее, он как бы заключает его в себе; но у него есть одновременно скрытая от непосвященных функция. Знание о смысле символа не всем доступно. Представим в качестве примера "хранителя тайн царского гардероба": он не только один из немногих, которые знают, как и при каких обстоятельствах должны быть надеты различные части царского облачения, но он знает о роли, закрепленной за каждой отдельной частью одежды и украшения в мифе, да и само одевание является символическим действием (Рудольф Антее).

Символ многозначен, что не позволяет часто объяснить полностью его происхождение и назначение. Иногда кажется, что символ сам себе противоречит. Да, есть символы, которые обозначают оба полюса бытия - жизнь и смерть, добро и зло. Эту амбивалентность мы часто встречаем в стране Пила. Не только многочисленные символы, но иногда и носители символа характеризуются двойственно. Так, Озирис считается богом подземного мира и богом мертвых, но одновременно и господином неба; он был заходящим вечерним солнцем и восходящим утренним солнцем; он мог быть убитым своим братом Сетом и был-таки бессмертным.

Особенно поразителен амбивалентный характер у некоторых божеств женского рода. Богиня Баст может выступать как ласковая кошка, которую женщины чествуют танцами и музыкой; ее жрецами были врачи. Но та же богиня под именем Сахмет могла появиться в образе львицы как свирепая пожирательница, как кровавая воительница.

При нервом знакомстве с едва обозримым изобилием символов можно подумать, что символическое изображение произвольно и несет в себе индивидуальные различия. Стоит возразить, что возникновение символов не связано ни с временем, ни с местом и что оно большей частью независимо от законов, устанавливаемых народными традициями или религией. Психология установила, что символы выступают не только как видимые людям вещи, но находятся в глубине их собственной души, в подсознании. Швейцарский психолог Карл Густав Юнг назвал эти первичные образы, которые в настоящее время могут являться отдельным людям во сне или при сумеречном состоянии сознания, архетипами. Архетип может проявиться в сознании в форме символов и мифа. Так, символы кошки и львицы относятся к архетипу "Великой Матери", родительницы и пожирательницы детей, богини земли, из которой выходит все живое и в которую возвращается обратно все живое. Так как первообразы покоятся в душе всех людей, они могут выступать на поверхность сознания у всех народов и во все времена. Известные архетипы из других религий, Magna Mater, бога земли, живой воды, священного ларя или пути в другой мир, находятся также в архетипическом мире представлений и образов.

 

 

Богиня-змея Уто и богиня-коршун Нехбет над гербовыми цветами своих стран

 

 

Архетип бога на земле находил свое видимое выражение в царской символике. Согласно мифическому преданию, в древние времена страной Нила правили отдельные боги. Особое значение приписывалось Озирису, сыну бога Земли Геба и богини Неба Нут. "Как только он достиг трона, так тотчас он освободил египтян от жизни, полной лишений, и от диких зверей. Он показал им плоды земли, дал им законы и научил их почитать богов" (Георгес Позенер). После смерти Озириса власть над египтянами перешла к его сыну Гору. Вся египетская царская символика строится на двух понятиях: что Озирис - это, в определенных обстоятельствах, умерший бог-царь, а Гор - царь "живущих па троне". Таким образом, простому верующему власть каждого царя должна была казаться властью бога: царь был его подданным, видимым воплощением бога Гора. Как потомок Озириса, который когда-то правил смертными, царь сам станет после своей жизни Озирисом. С пятой династии царь дополнительно назывался сыном бога Солнца Ра или "живым образом отца на Земле". В храме Аменхотепа III в Луксоре показано, как бог Солнца -на этот раз Амон - принимает образ правящего царя и сочетается с царицей; так обеспечивалась преемственность следующих правителей. Последний слабый отзвук этого архетипа находим мы в божественном почитании западных монархов.
Так как египетский царь был центральной фигурой не только в политической истории, но также и в религиозной жизни, мы хотим еще немного остановиться на нем и на окружающей его символике. Это превосходное дополнение к введению в многослойный мир символов. С каждым новым царем начиналась новая эра, каждое восшествие на трон было повторением трех мифически-исторических событий: введение Озирисом благоденствия и порядка, победа Гора над своим врагом, который хотел взять власть над Египтом и, наконец, объединение Верхнего и Нижнего Египта. В качестве символов-животных обеих стран были приняты коршун верхнеегииетского города Элькаб и змея из Буто в дельте Пила. На роскошном саркофаге Тутанхамона мы видим на лбу умершего в раннем возрасте властителя коршуна и королевскую змею как символы обеих стран. Коршун считался священной птицей богини Нехбет и символизировал белую корону Верхнего Египта, змея указывала на ее госпожу Уто и была символом красной нижнеегипетской короны. Здесь, таким образом, выражается в обоих гербовых животных, в коронах и в двух богинях дуалистическое представление древних египтян о том, что воспринимаемый разумом мир возник путем разделения первоначального единого целого.
В то время как в греческой мифологии имелись многочисленные примеры перехода из сферы богов в сферу смертных, в египетской религии оба мира были строго разделены. Есть только одно связующее звено, и это звено - царь. Мы до сих пор сознательно избегали понятия "фараон". В Древнем и Среднем царствах "пир-о" означало царский дворец ("большой дом"). С 18-й династии этим словом стали обозначать царскую персону, а с 22-й династии оно служило титулом перед именем царя. Ритуальные действия при восхождении на трон были полны символики. Вначале кандидат на трои очищался водой жизни, "чтобы он был юн, как Ра", который также очищается, прежде чем начинает свой путь но небу. Накануне коронации сооружался так называемый джед, вид колонны - возможно, как ритуал плодородия. Само коронование исполнялось, согласно изображениям на сохранившихся барельефах, - богами. После коронации царь посылал в направлении каждой из сторон света стрелу, тем самым он символически захватывал власть над миром.

Царь - это гарант как земного, так и космического порядка. Как и боги, он является носителем жизни, символ которой, крест с рукояткой, он держит в руках. Он несет на своей диадеме или на короне золотую налобную змею (урея), символ огненного глаза Солнца, который уничтожает всех врагов света. После длительного времени правления, обычно в течение тридцати лет после своего восшествия на трон, властитель нуждается в обновляющем притоке божественных сил. Этой цели служит празднование юбилея (Хеб-сед). "Накануне показывают статую царя, которая должна быть погребена, причем это действие нужно было правильно истолковывать. Статуя служила, вероятно, для того, чтобы в этих сценах древних юбилейных празднеств представить символически останки умершего ритуальной смертью царя" (Вольфганг Хельк). Ритуальное умерщвление царя проводилось также и у других народов стран Нила, например, в области культуры Мерое, где жрецы до времен Птолемеев определяли время жертвенной смерти. Когда мы обозначаем ритуальную смерть царя как жертвенную смерть, мы полностью осознаем значение этого слова. Народ, который приносит в жертву свое высшее благо, надеется тем самым получить новую жизненную силу. Как из убитого Озириса приходит новая жизнь, так и царь через свою смерть должен обеспечить дальнейшее существование своего народа. В юбилейном празднестве доисторический обычаи убийства царя был превращен в продолжение его жизни. Основанием для того, чтобы юбилей восхождения на трон отмечался именно через тридцать лет, служило время обращения Сатурна вокруг Солнца. В древности в Южной Индии имело место ритуальное умерщвление царя, когда проходило двенадцать лет его правления; здесь определяющим было время обращения планеты Юпитер. То, что положение небесных тел стало основанием для ритуальной смерти, но Фробениусу, свидетельствует о низком культурном уровне народов. В Кордофане гасили все огни до возведения на трон нового царя. Со смертью властителя гибнут право и порядок (символизируемые пламенем). При таком рассуждении церемония "зажигания огня" в египетский праздник Хеб-сед получает особое значение: царь сам раздувает новый огонь и гарантирует тем самым свет и жизнь.

 

 

К истории египетской культуры и религии

Во время ледникового периода в Европе долина Пила, вероятно, была областью болот, заселенной людьми только в отдельных местах. С постепенным превращением Северной Африки в стенные зоны кочевые племена, тянувшиеся к воде, попадали на плодородные земли у Нила, где они соприкасались с культурой земледелия раннего неолита. Одной из старейших исследованных земледельческих культур неолита является культура, названная но имени раскопок в Мерниде на западе дельты Пила. Люди жили в овальных хижинах из тростника и глины. К материальной культуре относились изделия из камня и украшения из каменных бусинок, костей животных и слоновой кости, а также примитивные глиняные сосуды, сделанные без применения гончарного круга и лишь изредка украшенные чем-то похожим на рисунок елочкой. Умерших хоронили в поселении, иногда прямо под полом жилищ, в сидячем положении. Вероятно, этот вид погребения - умерший остается вместе с живыми - корень так характерной для Египта идеи жилого дома при сооружении гробниц. Из находок особенно интересны человеческая фигура из обожженной глины и голова быка, которые Эберхард 0тто связывает с дохристианскими и времен раннего христианства амулетами в виде головы быка, связанными с историческим культом быка. В религиозно-историческом плане интересны выразительные женские фигуры несколько более поздней культуры Бадари (Верхний Египет) - неодетые и большей частью с особым акцентом на гениталии. Они служат доисторическим свидетельством о широко распространенных на всем Востоке культовых и образных идеях Magna Mater, которые вскоре после этого вошли в образы Хатор и Изиды.

Египтяне образно называли свою страну "Черное и Красное". Черная страна была плодородной, ежегодно затопляемой Нилом областью; отложенный ил был прекрасным средством удобрения. Уже и в древние времена дожди шли редко, так что Египет по нраву называют "Даром Нила". Густые болотные заросли дельты Нила были родиной растения папирус и цветка лотоса, которые повлияли на форму колонн египетской архитектуры. Красная страна - это метафора для бесплодной, выжженной солнцем пустыни, чьи горы на востоке и западе видны как светлые полосы над плодородной страной. Все, что было за пределами долины Нила, египтянин отражал, одним и тем же словом "пустыня" и писал его вместе с символом также для обозначения гор, заграницы и др. Эти территориальные природные различия отражаются в мифологическом дуализме. Так, бог плодородия Озирис противостоит богу пустыни Сету. Озирис, который дал людям плоды земли и законы неба, был убит своим братом, мрачным Сетом. Но из тела мертвого Озириса взошли новые всходы, как это показывают многочисленные изображения времен фараонов. По народному обычаю, из нильского ила делали маленькие фигурки Озириса и втыкали их в зерно в амбарах; выращивание урожая было символом пробуждения после смерти. Как бог, так и египетская земля умирает каждый год от летнего зноя, чтобы после засухи и последующего разлива Нила (вода жизни) пышная растительность снова вышла наружу. Мы, может быть, недостаточно осторожны с мифологическими сравнениями, но пара непохожих друг на друга братьев Сет и Озирис имеют много точек соприкосновения с Каином и Авелем. Не было ли в стране Нила поводов - осознанных или неосознанных - для разногласий между кочевыми пастухами и оседлыми земледельцами? Возможно, к этому приводили противоречивые мысли о вере в мертвых. "Характерный для кочевых народов могильный курган со стелой образует первый пример египетских могил, равно как и могила поселенца в форме дома" (Рудольф Антее).

Регулярность смены времен года, при которой всходы и урожай сменяют друг друга беспрерывной чередой, и постоянная борьба с разливом Нила и песками пустыни, все вело к тому, чтобы обозначить контуры духовного портрета древнего египтянина. Он почитал божественные силы, которые позволяли ему вырастить плоды и умножать скот; и он боялся зловещих сил, которые разрушали его посевы, захватывали его стада и угрожали его собственной жизни. Скоро из удивления но поводу бытия вырос и вопрос о возникновении и исчезновении вещей. Над черной и красной страной небо образовывало свод, на котором были видны днем солнце, а ночью луна и звезды. Не являются ли они намеком на светлую и на темную половину жизни?

Вера в то, что Царство мертвых находится на западе, вдвойне обоснована. Во-первых, заходом солнца (символ умирания) и, во-вторых, расположенной на западе долины Нила пустыней, где умирает все живое. Поэтому значительные захоронения располагались на западе долины Нила, точно так же располагались пирамиды Гизы или Абусира, как и через тысячелетие фиванский некрополь в Долине фараонов. Находки древнейших останков эпохи раннего неолита из Верхнего Египта (место находки - Таса) позволяют узнать, что голова лежащего на левом боку тела в направлении север-юг была повернута на запад; там находилось Царство мертвых. С начала Древнего царства направление, в котором была повернута голова умершего стало восточным, где после каждой ночи показывался непобедимый свет солнца. С 18-й династии направление тела умершего стало западно-восточным головой на запад (символическое указание на вход в Царство мертвых), но лицом навстречу восходящему солнцу.

Самой древней формой объединения в государство было объединение соседних племен в номы. Каждый ном составлял религиозную единицу с одной почитаемой божественной сущностью, которая была представлена в виде изображения на "штандарте", состоящем из шеста с поперечной перекладиной. Знак для обозначения нома (сапат) представляет часть страны, которая изборождена регулярными каналами. Самый высший титул правителя нома означал "тот, который проложил каналы", - указание на государственный факт столь важного для управляемой страны орошения земли. Первоначальное число областей с 38 позднее увеличили до 42, чтобы довести его до числа помогающих Озирису Судей мертвых. Все египетские номы лежали по берегам Нила, который, как ось страны, проходит с юга на север. Египетские крестьяне воспринимали реку как божественный дар. Нил и его олицетворение назывались Хапи. Наводнение, столь важное для хорошего урожая, чествовали как "приход Хапи" песнями и жертвоприношениями. Поскольку всеохватывающее плодородие обусловлено взаимной игрой мужской и женской потенций, Нил представлялся в разное время в виде гермафродита, мужчины с женской грудью.

вода канал гора горы (пустыня) ном страна две страны (Египет)

Три важнейших "образа неба" дают возможность обратиться к окружающему отдельную область миру. "Пожалуй, на побережье небо казалось морем, по которому бог Солнца плыл на лодке. Другим образом неба, по всей вероятности, в самой дельте, была богиня неба в виде громадной коровы, у которой маленький человек видел только брюхо, покоящееся на четырех йогах, как на опорах в углах земли. Третье небо, скорее всего, у жителей пустыни, было женщиной, которая как дом стоит на своих ногах и руках, чтобы между своими ногами на востоке каждое утро родить солнечное дитя" (Гюнтер Редер).

Вследствие изолированности от остального мира - Египет имел, собственно, только двух соседей: пустыню и море - здесь мог образоваться оазис культуры в действительном смысле этого слова. "Несмотря на это, страна не вела никакой отшельнической жизни, она имела во все времена своей истории контакт с другими народами. Сама египетская нация уже на ранней стадии свидетельствует о специфике нахождения страны на перешейке двух континентов. За четыре дохристианских тысячелетия здесь можно выделить три расы: малорослую стройную средиземноморскую; немного более рослую и крепко сложенную кроманьонскую, чьи следы можно найти также и в других частях Северной Африки, и негроидную (не путать с негридами, не являющимися неграми). С началом собственной истории в финикийский период в поле зрения попадают еще представители короткочеренной расы; их численность была незначительна, но их присутствие указывает на возможное соприкосновение в это время с Месопотамией" (Эберхард Отто).

В истории Египта мы часто наталкиваемся на дуализм Верхнего и Нижнего Египта. По преданию, царь Менее объединил соперничавшие до тех нор страны. Он - первый правитель, кто из темноты раннего периода (безвременья) вступил в свет истории. Как "Господин обеих стран" он носил вместе с собственной верхнеегипетской короной белого цвета также красную корону Нижнего Египта. Общий иероглиф "Египет" означает удвоенный иероглиф "страна" (обе страны). В качестве растения-символа для северной части служил куст папируса, для южной - вид цветущего тростника, называемого также лилией. Дуализм Верхнего и Нижнего Египта обнаруживается также и в социальной структуре: покрытый степями юг давал приют всем животноводам-кочевникам, которые при образовании египетского государства были активной частью и покорили земледельческий север. Различные части царского облачения, такие как жезл, так называемая плеть, бычий хвост, возможно, также и головной платок, -это отголоски культуры кочевников (Вальтер Вольф).

Обратимся теперь к кратко упомянутому влиянию Азии. Уже в ранние доисторические времена переселенцы из Передней Азии ввели в египетский язык свои семитские элементы. Известный нам египетский язык занимает промежуточное место между семитским и хамитским языками. На исходе четвертого тысячелетия на этане культуры Негаде II (названной но имени города, расположенного вблизи Фив) прослеживается несколько озадачивающих параллелей с шумерской культурой Месопотамии, среди которых живописное изображение кораблей определенного тина (нос и корма были установлены почти вертикально) или геральдические группы животных, как, например, большие кошки со змеиными шеями, которые также быстро исчезли из египетского образного мира, как и появились. Были ли обнаруженные, у мертвых печати также месопотамского происхождения, еще не выяснено. Некоторые египтологи считают возможным возникновение иероглифов из шумерских письмен, обнаруженных недавно (Александер Шарф).

Более позднюю волну азиатского влияния образовало вторжение гиксосов в XVII в. до н.э. Их принадлежность к какому-либо из известных народов еще не доказана; можно установить только, что они входили в поколение большого перед неазиатского переселения народов, в котором участвовали также хефиты и вторгшиеся в Вавилонию касситы. С гиксосами в страну Нила попали новое оружие, лошадь, боевая повозка и определенные орнаменты. Главное божество гиксосов по имени Ваал (следовательно, сирийского происхождения) был интерпретирован египтянами как Сет. При 18-й династии Сирия была завоевана, и тем самым было положено начало принятию различных сирийских культурных изделий (как музыкальные инструменты) и знакомству с их богами (наиболее близко принята богиня любви Кадеш).

Бросим еще один взгляд на божества, особенно выдвинувшиеся в истории. Для доисторического времени можно указать на две группы богов. Во-первых, это особо связанные с определенным местом божества, древние боги номов, - животные или с головой животного. В Дендере, например, почиталась Хатор в образе коровы, в Гермополе - Тот в образе ибиса, а Хнум с туловищем барана считался "господином Элефантины". Не столь тесно связанные с местностями божества представляли различные части и явления космоса и, как правило, воспроизводились в человеческом облике. К ним принадлежат богиня Неба Нут, бог Земли Геб, бог растительности Озирис и бог-творец Пта. Звероподобные божества принадлежат североафриканскому и хамитскому кругу культур, божества антропоморфные связаны с западно-семитским миром представлений (Александер Шарф).

Уже в начале Древнего царства царь воспринимался как воплощение бога-сокола Гора. Считали, что короной царя наделили боги, да он и сам был богом; чтобы сделать это все известным, перед царским титулом стояло имя бога Гора. С пятой династии Гор был вытеснен богом Солнца Ра. Новый бог царства был обязан своим господствующим положением в египетском пантеоне жрецу из Она (названного греками Гелиополем). Теперь царь представлялся родным сыном бога Ра. Как культовый символ бога Ра по всей стране нашли распространение обелиски. Фараон Аменемхет I возвысил фиванского бога Амона до бога царства. В своем облике животного, в виде барана или нильского гуся, он был постижим для простых слоев населения; в теологической системе своего жречества он был, однако, "невидимым", душой (ба) всех вещей. Имена египетских божеств могли узнавать но несущему символическое значение звуковому образу. Отсюда возможно, что отдельные имена богов возникли из боязни перед их настоящими именами - отсюда табу на имена подобно тому, как было у иудеев. С другой стороны, египетские имена характеризуют очень метко их носителей. Амон - это "Скрытый", первоначально бог ветра. Хонс - "Странник", который как бог Луны пересекает небо; а имя богини Изиды происходит от "трона", который она первоначально воплощала (Зигфрид Моренц). При царе Тутмосе III и Аменхотепе III сделался заметным рационалистический подход, который, с другой стороны, противостоял застывшей догматике. Оба подхода соединил, вероятно, Эхнатон, при котором остался только один бог Атон, чьим символом считался солнечный диск. Все же этот монотеизм не отвечал многослойным религиозным ощущениям египетского народа и наталкивался на ожесточенное сопротивление жрецов Амона. В результате последовавшей после смерти "царя-еретика" реставрации духовная жизнь обновилась после возникшего было окостенения.

При Рамессидах с конца Древнего царства на передний план выступил Озирис, управляющий умершими; но мифу он был по-человечески более понятен, чем Ра или Амон. С этим умирающим и воскресающим богом связывалась надежда на продолжение собственной жизни после смерти.

 

 

Озирис с короной атеф, крюком и плетью

 

 

Изида с коровьими рогами (между которыми находятся солнечный диск и "тронное место") и бантом жизни

 

С падением египетского могущества распространилась магия; чего не делали человеческая энергия и направленные в адрес богов молитвы и жертвоприношения, надеялись добиться с помощью волшебства (чар). В поздний период Древнего Египта культ животных распространялся все-таки больше чем прежде. Если до сих пор в священных животных видели прежде всего очевидных носителей качеств богов или просто их символы, то в первое дохристианское тысячелетие животные сами стали объектом почитания. Это было время, о котором греческий историк и писатель Геродот сообщает, как некий египтянин предавал огню свою собственность, но ценой своей жизни вынес из пламени считавшуюся священной кошку. Особое значение приобретал теперь также культ быка Аписа, который уже в финикийский период был символом плодородия и чей круг почитания, исходящий из своего первоначального места культа, Мемфиса, вскоре охватил весь Египет. Во времена Персера, Птолемея и Ремера выросло уважение к владевшей магическим искусством Изиде, которой однажды с помощью хитрости удалось узнать имя верховного бога, благодаря чему сама она получила власть над всем миром. Как верная супруга н образцовая мать, Изида стала скоро популярной богиней, чьи мистерии, в конце концов, вошли во все культуры античного Средиземноморья.

Хронологическая таблица

Хронологические данные по книге Эберхарда Отто: "Египет, путь царства фараонов". Штутгарт, второе издание, 1955 (первоисточник - Е.Дриотон, Д.Вандлер; "Египет", Париж, 1952).

Время Политическая история История религии и искусства
Доисторическое время, V-IV тысячелетие 5000 - 4000 гг., новый каменный век 4000 - 3000 гг., медный век Взаимные переходы верхнеегипетских кочевых племен и нижне-егииетских крестьян Господствующее положение городов Буто, Иеракониоля и Абидоса Тотемные изображения Местные божества в образе животных и растений Поклонение матери-богине Геометрическая орнаментика нового каменного века Первые письмена на памятниках Иераконполя
Ранняя эра, примерно с 3000 до 2780 гг. 1 - 2-я династии Финикийски период Цари 1-й династии: "Скорпион", Нармер, Менес Антропоморфизация образа бога Персонификация сил природы Царь - воплощение бога мира Гора Палитра для косметики (известная как палитра Нармера). Вершина искусства резьбы по слоновой кости
Древнее царство, около 2780 до 2250 гг. 3 - 8-я династии Столица Мемфис 3 - я династия: царь Джосер 4 - я династия (около 2720 до 2560 гг.): Снофру, Хеопс, Хефрен, Микерин 5 - я династия: Сахур, Унас 6 - я династия: Пиопи II Теологическая система Гелиополя (бог Солнца Ра, местный бог Атум) и Мемфиса (местный бог Пта) Царь - сын бога Ра Сооружение пирамид, начиная с 3-и династии Ступенчатая пирамида Джосера - первое в мире большое сооружение из камня. Сфинкс и Гизе (4-я династия). Открытый храм Солнца (5-я династия). Рельефы на гробнице Ти
Первое междуцарствие, около 2250 до 2040 гг. 9-10-я династии. Период Гераклеоиоля Распад государства с преобладанием могущественных городов Гераклеополя и Фив Учение о ба. Зарождается вера в то, что каждый умерший попадет к Озирису. Абидос - столица поклонения Озирису. Идея о судьях в Царстве мертвых Древние загробные тексты. Упадок и застой пластического искусства
Среднее царство, примерно от 2040 до 1730 гг. От 11 - до начала 14-й династии 11 - я династия: царские имена Ментухотепа 12 - я династия (около 1991 до 1778 гг.): резиденция в Фаюме Царские имена Аменемхета и Сесостриса 13 - я династия: царские имена Себекхотепа Приход культа Амона в Фивы. Более молодые загробные тексты Старейший обелиск, установленный в Гелиополе. Гробницы правителей Бени Хазан Первое упоминание о так называемой игре в кости и о колонне Хатор Храм мертвых Аменемхета III, известный как "Лабиринт"
Второе междуцарствие, примерно от 1730 до 1580 гг. 15 - 16-я династии: чужеземное господство гиксосов; резиденция Ауарис В Фивах в 1680 - 1580 гг. местная 17-я династия Внедрение сирийских богов; Ваал приравнивается Сету Последняя царская гробница в виде пирамиды (17-я династия)
Новое царство, от 1580 до 1085 гг. 18 - 20-я династии 18-я династия (1580 - 1314 гг.): цари Аменхотеп I, Тутмос I, царица Хатшепсут, Тутмос III (подчинил большую часть Сирии), Аменхотеп III, Аменхотеп IV - Эхнатон (резиденция: Амарна), Тутанхамон 19-я династия (1314 - 1200 гг.): Сетос I, Рамзес II. (Соглашение с Хепитерном. Новая резнденция: город Рамзес) 20-я династия (1200 - 1085 гг.): цари от Рамзеса III (последний расцвет могущества) до Рамзеса XI Амон становится богом государства. При царе-"еретике" Эхнатоне монотеизм как вера только в Атона "Книга Мертвых" как оснащение гробницы Сооружение храма Амона в Фивах Храм мертвых Хатшепсут в Эль-Бари Колосс в Мемносе -статуя сидящего Аменхотепа III Гробницы ночи и Рамос Натуралистическое искусство периода Амарны Храм мертвых Сетоса I о Абидосе Храм в скале в Абу-Симбеле Строительство "большого храма" Мединетом Хабу (начатого Рамзесом III)
Переход к позднему периоду, с 1085 но 663 гг. 21 - 25-я династии 21-я династия имеет резиденцию в Танисе В Верхнем Египте "Государство бога Амона" 22-я династия (950 - 730 гг.) основана ливийским военачальником в Бубастисе 23-я династия и в Саисе 24-я династия (также ливийская) 25-я династия эфиопских (нубийских) чужеземных правителей 671 г. - Ассирия завоевывает Египет Считавшиеся до сих нор носителями священных качеств животные становятся сами объектами поклонения, особенно бык, крокодил и кошка (растущее значение богини Баст) Частое изображение фигур, несущих наос Исключительно реалистически выполненные статуи при 25-й династии
Поздний период, с 663 но 332 гг. 26 - 30-я династии 26-я династия (663 - 525 гг.): цари Псаметик I и Неко, проживавшие в Саисе 27-я династия - чужеземная, власть персов 28 - 30-я династии с последним местным князем в Дельте Царь Нектанебус I Теологизация религии приводит к народному противоположному течению, выросшему из магических представлений и практики Так называемый Серапиум (сооружение для гробницы Аписа) Псаметика I в Саккаре
Греческий период, от 332 до 30 гг. до н.э. 332 г. Завоевание Египта Александром Македонским Династия Птолемееи со столицей в Александрии Птолемей I утвердил образ эллинистического и египетского гибрида бога Сераписа. Распространение но Египту культа Изиды Храм Хнума в Эсне Храм Гора в Эдфу Храм Хатор в Дендере Двойной храм Сухоса и Хороериса в Ком Омбо

 

АКЕР

 

 

 

Пара львов со знаком восхода солнца, над ними иероглиф "небо"

 

Бог Акер олицетворяет землю. Он изображается в виде узкой полоски страны с головой человека или льва на конце или в образе двух стоящих спинами друг к другу львов. Одно животное смотрит на запад, где заходит солнце, начинающее свой ночной путь в Царство мертвых, другое глядит на восток, где каждое утро солнце поднимается над царством тьмы. Картины показывают Акера, несущего солнечную ладью, чем символизируется ночное путешествие солнца через царство Акера. Оба льва (обе головы львов) охраняют вход в нижний мир и выход из него. Кому открываются ворота в нижний мир, о том говорится в изречении из "Текстов Пирамид": "Открыты для тебя створки ворот Акера".

 

АМОН

 

 

Уже в "Текстах Пирамид" Амон вместе со своей женой Амаунет упоминается как древний бог (прабог). Но только с 11-й династии он появляется в качестве бога Фив. Египтяне толковали его имя как "Скрытый", он был невидимым дуновением воздуха. Но также можно думать, что в связи с ливийско-берберийским словом "аман", т.е. вода, Амон как древний бог созидания одновременно почитается в образе гуся. Его священным животным, как правило, считается баран с закрученными рогами - намек на признак бога плодородия (на это указывают также ифифаллические изображения). Дальнейшей формой изображений в виде животного является змея, причем бог имеет прозвище Кематеф, т.е. "тот, который завершает свое время". Как. бог столицы Фивы Амон приобрел в период Нового царства положение бога страны, который как Амон-Ра воплощал сущность бога Солнца. И наконец, его считают богом, "который остается во всех вещах», как душа (ба) всех явлений.

 

 

АМУЛЕТ

 

 

Подголовник

 

"Маленькие подвешенные на шейной цепочке или положенные в могилу с умершим фигурки должны служить защитой их владельцу. Из "Книги Мертвых" известны многочисленные предписания, путем чтения которых амулет должен стать волшебным. Важнейшими формами амулетов являются образы богов (например, Озириса, Беса, Тоэрис), фигуры животных (таких как львы, бараны, скарабеи), части тела человека (глаз, рука), знаки власти (особенно короны) и собственно символы, вроде банта жизни и колонны джед. Особенно мы хотим выделить подставку для головы - защитное средство против потери головы; в "Книге Мертвых" - (гл. 166) говорится: "О, ты, который парализован, страдалец... Твоя голова подвешена высоко, глядит в небо... После кровавой бани битвы вернет он (Пта) тебе твою голову; не будет отнята она навечно".

 

 

Date: 2015-11-13; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию