Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансирование дефицита государственного бюджета





Дефицит государственного бюджета является одним из важных макроеко-номических показателей, который характеризует стойкость экономической системы.

 

Страны, которые создали эффективные экономические системы, имеют положительное сальдо или незначительный дефицит.

 

В Украине на протяжении последних лет наблюдается дефицит государственного бюджета.

Дефицит обусловлен как недостаточными поступлениями, вызванными экономическим кризисом, так и чрезмерными (относительно доходов) расходами в поддержку неэффективных областей, ликвидацию последствий на ЧАЭС, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.

 

Сокращение дефицита за счет уменьшения расходов на социальную сферу является нецелесообразным, поскольку может вызвать ее полное разрушение, снижение жизненного уровня самых бедных слоев населения, а это будет иметь негативные политические следствия.

Поэтому важными являются поиски путей увеличения доходов государственного бюджета, в частности, расширение базы налогообложения за счет развития предпринимательства, внедрения налога на недвижимость, а также за счет продажи части государственного имущества.

Основными путями покрытия дефицита государственного бюджета являются:

- дополнительная эмиссия наличных денег;

- продажа государственных ценных бумаг;

- государственные займы;

- усиление налогообложения.

Накопление сумм бюджетного дефицита формирует государственный долг.

Государственный долг имеет негативные экономические следствия:

- усиливает дифференциацию доходов населения;

- снижает стимулы развития производства;

- содействует передаче созданного продукта за границу;

- снижает международный авторитет страны;

- усиливает неуверенность населения относительно будущего;

- угрожает экономической безопасности страны.

По состоянию на 1 октября 2006 г. валовой внешний долг Украины достигал 45 млрд долл. Доля государственного долга составляла 25,7 %, или 11,6 млрд долл. Доля банковских долгов возросла до 21,5 %, а долгосрочных обязательств небанковских корпораций - до 25,6 %.

Валовой внешний долг страны представляет свыше 50 % ВВП, внешний государственный долг является незначительным (14 - 15 % ВВП), однако они усиливают риски относительно обеспечения финансовой стабильности в Украине.

 

Внешний долг государства - это накопленные обязательства государства иностранным государствам; иностранным частным лицам и организациям; международным финансовым учреждениям.

Внутренний долг государства - это обязательства перед банками, кредиторами, владельцами государственных ценных бумаг, задолженность по заработной плате, пенсиям и другим выплат гражданам.

Государственный долг - объективное экономическое явление, обусловленное привлечением государством дополнительных финансовых ресурсов на условиях кредита для обеспечения реализации функций и задач, положенных на него.

 

 

 

Среди украинских экономистов и научных работников преобладают негативные взгляды на привлечение государством внешних финансовых ресурсов.

Следует отметить, что полный отказ от государственного заимствования, как внутреннего, так и внешнего, невозможен, поскольку необходимо обеспечивать обслуживание и погашение уже накопленного государственного долга, поддерживать платежный баланс, сохранять и накапливать валютные резервы.

Государственным долгом необходимо управлять.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность государственных мер, которые связаны с выпуском и погашением государственных долговых обязательств, определением ставок процентов и выплатой дохода по государственным ценным бумагам, установлением лимита долга, поддержанием курса государственных обязательств, определением условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Угрозу экономикепредставляет не столько государственный долг как такой, особенно если он не очень отвергается по своим параметрам от обобщенных макроэкономических показателей, сколько рост суммы расходов на его обслуживание.

 

Стратегической задачей бюджетно-налоговой политики является минимизация стоимости обслуживания государственного долга.

 

Правительства всех уровней при управлении долгом ставят задачу достижения оптимальной структуры долга, а также хотят соблюдать «золотое правило» государственных финансов: увеличение долгосрочных займов при сокращении удельного веса краткосрочных займов.

Обслуживание долга - это комплекс мер по погашению займов, выплаты процентов по ним, уточнению и изменению условий погашения выпущенных займов.

Обслуживанием внутреннего долга занимаются эмиссионные банки стран, которые выступают финансовыми агентами казначейства или Министерства финансов.

 

Варианты финансирования бюджетного дефицита: кредитно - денежная эмиссия (монетаризация); базовое финансирование (внутреннее и внешнее); увеличение налоговых поступлений, доходов от приватизации.

Монетаризация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться эмиссией денежной наличности, а осуществляться в виде расширения кредитов центрального банка предприятиям по льготным ставкам.

Дефицит бюджета, который непосредственно финансируется центральным банком, имеет негативное влияние на платежный баланс, поскольку увеличивается предложение денег. Он порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, разные финансовые активы, который приводит к росту цен и повышению уровня инфляции.

 

В переходных экономиках монетаризация дефицита государственного бюджета используется в случаях значительного внешнего долга, исчерпанных возможностей внутреннего долгового финансирования и резкого уменьшения официальных валютных резервов центрального банка.

 

Внутреннее долговое финансирование государственного дефицита предусматривает выпуск правительством облигаций государственного займа и других государственных ценных бумаг, которые обеспечивают увеличение спроса на кредитные ресурсы.

Государственные ценные бумаги будут пользоваться спросом при условии большего дохода с них по сравнению с другими вариантами вкладывания денежных средств. Если доход будет низким, то возможности внутреннего долгового финансирования государственного дефицита значительно уменьшатся, независимо от уровня развития внутреннего рынка капитала. В таком случае владельцы средств будут покупать не облигации, а товары, будут вкладывать средства за границей.

Этот образ финансирования государственного дефицита не отстраняет угрозы роста инфляции, а лишь отодвигает ее.

Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита (например, получение субсидий, льготных займов по низким ставкам с продолжительными периодами погашения) является наиболее привлекательной формой. Она эффективна при условии, если внутренние процентные ставки выше среднемировых, и есть возможность относительно стабилизировать валютный курс.

Однако если макроэкономическая политика направлена на относительное сокращение внутреннего долгового дефицита бюджета за счет использования внешних источников, то восстановить равновесие платежного баланса сложно. При этом не устраняется дефицит государственного бюджета, а наоборот, увеличивается внешняя задолженность.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что внешнее финансирование бюджетного дефицита является менее инфляционным, чем монетаризация, поскольку внешние займы содействуют расширению импорта, активизируют предложение товаров на внутреннем рынке.

Итак, привлечение средств иностранных источников для финансирования государственного дефицита может быть эффективным при условиях: организации концессионного финансирования; дефицита капитала на внутреннем рынке при высокой внутренней норме прибыли; незначительных первичных размеров внешнего долга; благоприятных перспектив расширения рынка и нормального торгового баланса.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Цена - важный инструмент регулирования экономики.

Цены влияют на макроэкономические показатели - реальный ВВП, ВНП, инфляцию, уровень благосостояния населения.

Это предопределяет необходимость их государственного регулирования с целью обеспечения оптимизации.

Мировая практика хозяйствования удостоверяет, что государственное регулирование цен существует во всех странах.

В условиях экономического кризиса государство усиливает свое влияние на ценовую политику, и регулирование цен осуществляется преимущественно административными методами, применением фиксированных цен.

На стадиях выхода из кризиса, экономического стагнации и развития экономики государство проводит политику ценовой либерализации, постепенно ослабляя свое влияние на цены.

В условиях плановой экономики цена была негибкой, что приводило к постоянному дефициту или излишку тех или других групп товаров (работ, услуг), потере доходов при выпуске конкурентоспособных видов продукции.

В условиях рынка цена является гибкой, формируется в основном путем взаимодействия спроса и предложения и устанавливается потребителем.

 

В Украине действуют три основных вида цен: государственные фиксированные, регулированные и свободные (рыночные).

1. Фиксированные ценыустанавливаются на ресурсы производителей, которые занимают монопольное положение на рынке: энергию, топливо, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта.

Эти цены устанавливаются на разных уровнях управления (государственном, региональному) и не могут увеличиваться свыше установленных предельных значений.

Перечень продукции (работ, услуг), на которую установленные фиксированные цены, очень незначительный и при переходе к рынку в условиях сбалансирования спроса и предложения будет уменьшаться.

 

2. Регулированные цены устанавливаются на товары и услуги, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень цен, имеют решающее социальное значение.

Регулирование цен осуществляется путем установления предельных уровней цен, торговых наценок; предельных нормативов рентабельности к себестоимости продукции.

 

3. Свободные ценырегулируются договором между производителем и оптовым покупателем.

Они занимают все более большую долю в общем количестве цен. В Украине происходит широкая либерализация цен, то есть вывод их из-под государственного контроля.

Государственное регулирование цен и тарифов в Украине осуществляется согласно Закону Украины " О ценах и ценообразовании" (1990) и внесенных в него изменений.

В ценообразовании действует принцип экономического равновесия. Если при данной цене товара нужно больше, чем могут поставить производители, то цена увеличивается. Если существует избыточное предложение, то цены начинают падать.

В Украине государственное регулирование цен и тарифов осуществляется согласно Законам Украины " О ценах и ценообразовании" (1990), " О защите экономической конкуренции" (2001), постановлений КМ Украины и других нормативно-правовых актов.

 

Одна из самых важных задач экономической политики - это предотвращение разрушительного влияния цен на экономику. С этой целью устанавливаются фиксированные цены на наиболее необходимые виды товаров и услуг, дотируются производители этой продукции.

На нынешнем этапе хозяйствования особенно актуальными являются мероприятия по повышению жизненного уровня населения, поэтому государственная поддержка, в первую очередь, низкоокооплачиваемых и малообеспеченных граждан осуществляется путем введения компенсации потерь в связи с повышением цен и тарифов, индексации доходов граждан, предоставления субсидий.

Государство обеспечивает доступ к товарам и услугам первой необходимости всем слоям населением независимо от уровня доходов. С этой целью проводится политика высоких и низких цен.

Высокие цены устанавливаются под влиянием повышенных косвенных налогов, и, в первую очередь, акцизного сбора на товары "роскоши" - ювелирные изделия, одежда с натурального меха и т.п.; на товары "порока" - алкогольная, табачная продукция и т.п.

Низкие цены формируются под влиянием льгот или освобождение от налогообложения, ограничение прибыльности, торговых наценок, предельных цен на товары первой необходимости - социальные виды хлеба, молочная продукция, лекарство и т.п.

Государственное регулирование цен и тарифов обеспечивает защиту внутреннего рынка и производителя от влияния внешней конкуренции.

Разные расходы на производство продукции, особенности и отличия в налогообложении приводят к тому, что цены в каждой стране на один и тот же товар - разные. Поэтому, если внутренние цены являются более высокими чем мировые, то выгодным является ввоз товаров иностранного производства.

Если же внутренние цены являются низшими, чем мировые, то выгодным является вывоз товаров отечественного производства.

Засилие внутреннего рынка товарами иностранного производства приводит к спаду производства, росту безработицы, социального напряжения в обществе.

С целью предотвращения такого явления государство должно осуществлять таможенное регулирование:

Государство проводит таможенное регулирование:

а) При потребности увеличения импорта (при условии дефицита определенных видов товаров и невозможности их оперативного производства) государство уменьшает или отменяет ввозную пошлину.

б) Если возникает необходимость сдержать экспорт отечественной продукции, государство прибегает к нетарифным методам и ограничивает вывоз с помощью квотирования, лицензирование, а также вводит экспортную пошлину.

Государственное регулирование цен также направлено на создание благоприятной среды для конкуренции и сдерживания монополизма, а также защиты от недобросовестной конкуренции.

Производители монополисты, как правило, занимают господствующее положение на рынке, диктуют свои правила и условия, формируют свою ценовую политику и тем самым создают невозможные условия для мелких производителей и потребителей. Государство путем установления фиксированных или предельных уровней цен, декларирование изменения цен, контроля по объему выпуска сдерживает монополизм и содействует конкуренции.

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в следующих формах:

Использование конкретных средств ценового регулирования зависит от состояния экономики страны, конкурентоспособности продукции, развития международного сотрудничества.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

1. Государственное регулирования развития промышленного производства

2. Показатели промышленного производства

3. Определение потребности народного хозяйства в промышленной продукции

4. Государственное регулирование качества и конкурентоспособности продукции

 

Date: 2015-11-13; view: 370; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию