Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Пути развития русской музыки в эпоху Просвещения





Модуль І. Русская музыкальная культура до середины 19 столетия

XVIII столетие в истории русского музыкального искусства ознаменовано отходом от средневекового аскетизма и активным становлением светского мировоззрения. В «век Разума и Просвещения» произошло размежевание светской культуры и собственно веры, в противоположность цельной древнерусской традиции, в которой органично слились «религиозное» и «художественное».

Храмовое искусство в культурной жизни России постепенно отходит на второй план, светская традиция приобретает самодовлеющее значение. Развиваются разнообразные виды и жанры светского искусства, тяготеющие к реалистической образности. Взаимодействие «религиозного» и «художественного» переходит в новую стадию, когда «христианское» отражает не столько храмовое, сколько нравственное начало, включенное в контекст содержания светских произведений искусства.

Русское ПросвещениеGotoPage "Просвещение" развивалось в процессе освоения и творческой переработки политических, философских, эстетических взглядов европейских мыслителей. Несколько поколений российской интеллигенции выросло на книгах французских авторов (ВольтерGotoPage "Им. Ук. Вольтер", ДидроGotoPage "Им. Ук. Дидро", РуссоGotoPage "Им. Ук. Руссо" и др.), творчество которых было целиком подчинено задачам критики устоев феодального государственного устройства. Французское Просвещение вызвало к жизни великое искусство, мощь и яркость которого оказали влияние на формирование многих европейских художественных школ, в том числе русской. Само слово «просвещение» вошло в лексику русских как аналог нового мироощущения и символ государственных преобразований. Просвещение понималось как деятельность для «общественной пользы». Русские просветители исповедовали высокие нравственные ценности – гражданственность, чувство долга, гуманизм, уважение к личности.

Русское искусство эпохи Просвещения отразило всю сложность и неординарность духовного состояния общества, парадоксальным образом совместившего крепостничество с обретенной европейской цивилизованностью. В нем произошло соединение противоположных начал: аристократической утонченности и простонародной грубоватости, традиционной аскетичности и привнесенной светской фривольности, национального «своего» и европейского «чужого».

Средневековое миропонимание, одухотворявшее труд безымянных художников Киевской Руси, ушло в прошлое. Мастера XVIII столетия были разительно не похожи на своих предшественников. Это были люди разного, в том числе крепостного происхождения, мировоззрение которых определяли не нормы крепостнического государства, а скорее европейские взгляды. Многие из них осознавали собственную творческую неповторимость. Произведения поэтов, архитекторов, скульпторов, живописцев постепенно становятся предметом профессиональной гордости. Однако роль музыкантов в культурной среде XVIII века была особой: музыка считалась «низшим» искусством по сравнению с другими «художествами», а сам музыкант в аристократическом обществе занимал положение полуприслуги.

Подобное отношение к профессии сохранялось на протяжении всего XVIII в., что не могло не отразиться на состоянии отечественного музыкального образования. Специальных школ, готовивших профессионалов-музыкантов, в России не было. Музыкальные классы в различных учебных заведениях также не готовили своих выпускников к профессиональной деятельности. Основные музыкальные кадры формировались в Придворной певческой капеллеGotoPage "Придворная капелла", придворном оркестре и в многочисленных частных (в том числе крепостных) оперных и инструментальных коллективах, где работали специалисты-иностранцы, а также отечественные исполнители, получившие образование частным путем или за границей. Из среды придворных певчих и оркестрантов выдвинулись украинские композиторы Д.С. БортнянскийGotoPage "Им. Ук. Бортянский", М.С. БерезовскийGotoPage "Им. Ук. Березовский", а также В.А. ПашкевичGotoPage "Им. Ук. Пашкевич", И.Е. ХандошкинGotoPage "Им. Ук. Хандошкин".

Положение отечественных композиторов было незавидным: музыка русских авторов считалась «второсортной» по сравнению с произведениями немцев или итальянцев, практически ни один отечественный мастер не достиг высокой должности при дворе, большая часть партитур после нескольких исполнений уничтожалась за ненадобностью, судьбы многих талантливых музыкантов (М.Березовского, Е.ФоминаGotoPage "Им. Ук. Фомин" и др.) глубоко трагичны.

Русская музыка XVIII в. проделала сложный путь освоения европейского музыкального языка и светских жанров. В эволюции отечественного музыкального искусства можно выделить три периода.

Первый период (конец XVII – первые десятилетия XVIII в.) – петровская эпоха, заложившая основы светской культуры и просветительской идеологии, утверждающей воспитательную, назидательную роль искусства в обществе. Приметы нового – это и градостроительная деятельность творцов Санкт-Петербурга, и портретная живопись И.Н.НикитинаGotoPage "Им. Ук. Никитин" и А.М.МатвееваGotoPage "Им. Ук. Матвеев", и работы гравера Оружейной палаты А.Ф.ЗубоваGotoPage "Им. Ук. Зубов", и труды ученого-монаха Ф.ПрокоповичаGotoPage "Им. Ук. Прокопович", и развитие школьных театровGotoPage "Школьный театр".

Музыка петровской эпохи во многом сохранила традиции предшествующего века. По-прежнему достаточно высокой была хоровая храмовая культура (в новой столице славились хоры Александро-Невской лавры), продолжил свое развитие жанр барочного партесного концертаGotoPage "Партесное пение" в творчестве В.П.ТитоваGotoPage "Им. Ук. Титов", создателя знаменитых праздничных сочинений.

Но были в музыкальной культуре петровского периода и совершенно новые явления. Прежде всего, в культурный обиход вошла инструментальная музыка, чему способствовали великосветские формы быта (гуляния в парках, ассамблеи и дипломатические приемы). Уже в первые годы своего правления Петр I велел содержать в каждом военном полку духовые оркестры. Вслед за этим возникают домашние оркестры в домах петербургской и московской знати. Исполняли в то время в основном модную европейскую музыку ТелеманаGotoPage "Им. Ук. Телеман", КореллиGotoPage "Им. Ук. Корелли", ТартиниGotoPage "Им. Ук. Тартини" и др.

Самым любимым «массовым музыкальным жанром» был кант GotoPage "Кант" – трехголосная бытовая песня без инструментального сопровождения, созданная на основе светского поэтического текста. В этот период особенно распространились так называемые канты-виваты, прославляющие петровские военные победы и преобразования («Орле российский, пусти свои стрелы», «Виват Россия, именем преславна», «Радуйся, Россие, радости сказую» и др.).

Кант имел строфическую форму – на одну и ту же мелодию пелся довольно длинный текст, состоящий из нескольких куплетов. Незамысловатые тексты кантов отличались простотой и злободневностью, несложной была и сама музыка. Со временем канты начали исполняться с инструментальным аккомпанементом.

Второй период в развитии русского музыкального искусства 18 века (30-50-е гг.) совпадает с временем правления Анны Иоановны и Елизаветы Петровны. В этот период художественно-стилевое направление бароккоGotoPage "Барокко" в русской художественной культуре сочетается с переходом к классицизмуGotoPage "Классицизм". Среди творцов, оставивших заметный след в искусстве, выделяются имена живописцев И.Я.ВишняковаGotoPage "Им. Ук. Вишняков" и А.П.АнтроповаGotoPage "Им. Ук. Антропов", архитекторов Ф.Б.РастреллиGotoPage "Им. Ук. Растрелли" и Д.В.УхтомскогоGotoPage "Им. Ук. Ухтомский", поэтов и теоретиков русского поэтического классицизма М.В.ЛомоносоваGotoPage "Им. Ук. Ломоносов" и А.П.СумароковаGotoPage "Им. Ук. Сумароков". В музыкальном искусстве партесный концерт сменяется более развитым барочным многоголосием, достигшим высот в творчестве М.С.Березовского. В это же время осваиваются классические инструментальные жанры и операGotoPage "Опера".

Характерным явлением музыкальной культуры этого периода был роговой оркестрGotoPage "Роговой оркестр". Рог как музыкальный инструмент, способный издавать один звук приятного тембра, был известен давно. Однако идея создать из рогов оркестр наподобие симфонического является чисто русской. Она принадлежала одному из самых богатых вельмож елизаветинского двора С.К.Нарышкину. Играли в оркестре крепостные музыканты, освоившие нехарактерную для рога технику ансамблевого исполнения. В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Гайдна и Моцарта. Однако искусство роговой музыки оказалось недолговечным: слишком трудоемким был процесс исполнения, слишком сложной для рогов становилась и сама музыка.

Третий период охватывает 60-90-е гг. XVIII в. (время правления Екатерины Великой). Этот период был кульминацией русского Просвещения. Активно развивается просветительская мысль, во всех видах искусства рождаются свои национальные школы. В литературе выделяются имена Д.И.ФонвизинаGotoPage "Им. Ук. Фонвизин", В.В.КапнистаGotoPage "Им. Ук. Капнист", А.Н.РадищеваGotoPage "Им. Ук. Радищев", Г.Р.ДержавинаGotoPage "Им. Ук. Державин", Н.М.КарамзинаGotoPage "Им. Ук. Карамзин". В живописи рождается русская школа классицистского парадного портрета (Ф.С.РокотовGotoPage "Им. Ук. Рокотов", Д.Г.ЛевицкийGotoPage "Им. Ук. Левицкий", В.Л.БоровиковскийGotoPage "Им. Ук. Боровиковский"). В архитектуре выдающихся успехов достигают М.Ф.КазаковGotoPage "Им. Ук. Казаков", В.И.БаженовGotoPage "Им. Ук. Баженов", И.Е.СтаровGotoPage "Им. Ук. Старов". В русском драматическом театре формируется актерская школа во главе с Ф.ВолковымGotoPage "Им. Ук. Волков" и И.ДмитревскимGotoPage "Им. Ук. Дмитревский". В музыкальном искусстве происходит становление первой светской композиторской школы, куда вошли основоположники русской оперы В.А.Пашкевич и Е.И.Фомин, мастер инструментальной музыки И.Е.Хандошкин, выдающиеся творцы классического духовного концерта М.С.Березовский и Д.С.Бортнянский, создатели камерной «российской песни» О.А.КозловскийGotoPage "Им. Ук. Козловский" и Ф.М.ДубянскийGotoPage "Им. Ук. Дубянский" и др. Главным достижением русской музыки «века Разума и Просвещения» было освоение достижений европейской музыкальной классики, попытка увидеть эстетические ценности Запада сквозь призму собственных национальных установок.

Date: 2015-12-11; view: 1692; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию