Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая зависимость. Игромания





Названные проблемы сделали необходимым исследования, направленные на выявление особенностей подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными играми.

Эмоциональная сфера и социальные контакты. Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены пользователи в возрасте от 7 до 13 лет. Оказалось, что они гораздо чаще играют в компьютерные игры, чаще всего играют в одиночку. Дети, не увлеченные компьютером, чаще посещают кружки, разные массовые мероприятия, выполняют различные поручения.

Опасность физических и психических расстройств. Анализ литературы показывает, что в группе подростков, занимающихся компьютером, не обнаружено серьезных нарушений психической деятельности или симптомов "компьютерной" зависимости. Имеются лишь данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.

Хотелось бы отметить одно важное отличие компьютерных игр от реальных (оно в основном относится к сюжетно-ролевым играм). В реальной игре участники сами придумывают условия игры, взаимодействуют друг с другом, могут изменять свое поведение в процессе игры, что позволяет мыслить более гибко, развиваются коммуникативные навыки. Виртуальные игры в определенной степени снижают эти возможности, так как игра обычно имеет разработчика, закладывающего в нее определенный алгоритм, который в процессе игры кардинально не изменяется.

Различное влияние компьютерных игр на психику индивида объясняется так же специальными приемами, которыми обычно пользуются разработчики компьютерных игр. Так, например, вид из глаз компьютерного героя провоцирует идентификацию с персонажем, и человек может терять связь с реальной жизнью, в отличие от вида извне своего компьютерного героя, что характеризуется меньшей степенью вхождения в роль.

Интересной, на наш взгляд, является особенность парадигмы "жизнь-смерть" в игровом пространстве. С одной стороны, переживания по поводу гибели героя, с которым индивид идентифицирует себя в игре, достаточно сильны, с другой – есть основания предполагать, что дети и подростки (у которых представления о смерти и так относительно незрелые) отчасти перенесут представления о возможности иметь несколько "жизней" и, в крайнем случае, "загружать" новую игру из виртуальной реальности в обычную жизнь.

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Эта зависимость особенно опасна для детей. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать ребёнка от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов. Компьютер превращается из друга во врага.

Детские психологи и психиатры уже давно бьют тревогу по поводу компьютерных игр, так как они провоцируют постоянное возбуждение тех участков мозга, которые отвечают за удовольствие.

В итоге, ребенок хочет испытывать эти ощущения снова и снова, и играет все больше. Возникает самая настоящая зависимость, которую можно сравнить с наркотической. К тому же дети, имеющие зависимость от таких игр, обладают большей агрессией, чем другие и плохо умеют контролировать свои эмоции.

Для начала, давайте определим понятие что такое «игромания» и причины ее возникновения.

Итак, Игромания – это заболевание, которое выражается в непреодолимой неконтролируемой тяге к игре.

Причины возникновения:

Повышенная подверженность ребенка к стрессовым ситуациям и не умение с ними справляться.

Недостаток любви и внимания родителей к ребенку

Неблагополучная атмосфера в семье (конфликты, скандалы, унижения, физическое и эмоциональное насилие, как между взрослыми, так и по отношению к ребенку)

Формирование взрослыми высокой самооценки у детей уже после первых успехов в игре. (Детям нравится, когда ими восхищаются взрослые. Для них это признак любви! Мы считаем, что если уж ребенок справляется с таким сложным устройством, то простые навыки письма, чтения, общения у них сформируются и сами)

Суровое воспитание родителей.

Для детей с высоким формальным интеллектом компьютер просто волшебное избавление от скуки. Они начинают скучать и теряют интерес к жизни, если их мозг не перерабатывает большое количество информации.

Выделяют 4 стадии игровой зависимости, или игромании:

1. Когда играть нужна, чтобы снять стресс.

2. Когда к игровому автомату или компьютеру тянет постоянно, даже когда ничего плохого не случилось.

3. Когда придя в школу, подросток думает только о том, как бы скорее оттуда вырваться и погрузиться в компьютерные игры.

4. На четвертой и последней стадии проявления естественного образа жизни (учеба, друзья, спорт, и другие интересы) теряют всякую ценность, игры становятся единственным смыслом жизни для подростка.

Признаки компьютерной зависимости:

У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере. Любому, даже самому любимому некогда занятию, он с радостью предпочтет общество «железного» друга;

Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре;

Ночные бдения у компьютера и отказ от еды, потому что в Сети идет «очень важная битва»

«Потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером;

Невыполнение обещаний, данных самому себе или другим относительно уменьшения времени, проведенного за компьютером;

Намеренное преуменьшение или ложь относительно времени, проведенного за компьютером;

Утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду;

Оправдание собственного поведения и пристрастия;

Смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером;

Раздраженное поведение, которое появляется в случае, если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.

Мы провели свое небольшое исследование среди детей разного возраста и результаты этого опроса заставили нас задуматься о будущем. Нами было опрошено 30 человек, всем детям была предложена единая анкета (Приложение 1). Входе данного исследования нам удалось выяснить следующее:

Из 30 опрошенных детей – 20 мальчиков и 10 девочек, в возрасте от 8-17 лет) (рис.1)

Рисунок 1. Соотношение опрошенных по половому признаку

Компьютер или ноутбук имеют 100% опрошенных, планшет имеет почти 60% опрошенных. Данными устройствами дети пользуются регулярно.

На вопрос играете ли вы в компьютерные игры, мы получили следующие ответы: Да – 21человек, Нет – 2 человека, Иногда – 7 человек. (рис.2)

Рисунок 2. Играете ли вы в компьютерные игры

На вопрос, с какого возраста ты играешь компьютерные игры (рис.3)

Рисунок 3. Возраст играющих

На вопрос в какие игры ты предпочитаешь играть, мы получили следующие результаты (рис.4)

Рисунок 4. Любимые игры

Еще один вопрос из анкеты, который заставляет задуматься, это вопрос о социальных сетях. Большинство опрошенных зарегистрированы в социальных сетях. Таких как VKontakte, Одноклассники.(рис.5) Большинство опрошенных в социальных сетях проводят по нескольку часов в день.

Рисунок 5. Социальные сети

Получив ответ на вопрос о социальных сетях нами был задан еще один вопрос: чем вы предпочтете заняться в свободное время? (Рис.6)

Рисунок 6. Занятия в свободное время

Исходя из тех данных что нам удалось получить мы видим, что во многом проявления игромании возникают уже в раннем возрасте, но, к большому сожалению, взрослые в большинстве своем не хотят или не могут распознать данные проблемы. И уже как следствие мы получаем глобальную проблему игромании. Чтобы данные проблемы не возникали необходимо пристально наблюдать за тем, во что играет ваш ребенок.

Как мы говорили ранее существует несколько типов компьютерных игр, которые можно разделить на две большие группы:

Ролевые компьютерные игры

§ Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя

§ Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя

§ Руководительские игры.

Неролевые компьютерные игры

§ Аркады.

§ Головоломки.

§ Игры на быстроту реакции.

§ Традиционно азартные игры.

Ролевые компьютерные игры. Основная их особенность — наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина "вхождения" в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе "затягивания" в игру, и степени "глубины" психологической зависимости.

Неролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, в следствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте "прохождения" и (или) набирания очков.

Итак, ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку "войти" в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. В следствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы "спасения человечества" в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни. Психологическая классификация компьютерных игр, в основе которой лежит разделение последних на ролевые и неролевые, поможет нам отбросить незначимые по силе влияния неролевые игры и заострить внимание на наиболее интересном с точки зрения психологии детище компьютерных технологий — ролевых компьютерных играх.

Исходя из проведенного опроса мы уже выяснили что большинство опрошенных предпочитает стрелялки, этот тип игр относится к ролевым играм, что наиболее негативно влияет на психику наших детей. В данном случае не упустить шанс избавиться от данной зависимости. Для более эффективного выхода из данной ситуации необходимо понять на какой стадии ребенок находится.

Вообще можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику. Применительно к этому аспекту напомним, что все теоретические выкладки основаны на изучении влияния ролевых компьютерных игр, однако возможность их распространения на другие игры и виды компьютерной деятельности не исключена.

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то — посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Ребенок получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. В следствие этого человек начинает играть уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры. На самом деле новая потребность лишь обобщенно обозначается нами как потребность в компьютерной игре. На самом деле структура потребности гораздо более сложная, ее истинная природа зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к игре — это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.

3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями — в ценностносмысловой сфере личности. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидулизированная форма.

Индивидуализированная форма – это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики — она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра — это своего рода наркотик.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Конечно в данном случае мы выделили 4 стадии психологической зависимости от компьютерных игр в целом. А как же психологическая зависимость проявляется у детей?

1. Защитная активность. Проявляется, если ребенок оправдывается и очень нервничает, когда родители ему говорят, что он длительное время проводит за компьютером.

2. Пренебрежение другими увлечениями и общением. Если ребенка кроме компьютера больше ничего и никто не интересует.

3. Время, проведенное за компьютером. Врачи-офтальмологи рекомендуют не более 1-2 часов подряд. Но опять же все зависит от возраста, если это 6 лет, то не более 1 часа, если 13 лет, то можно и 2 часа. Но лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку здесь важно еще и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

4. После окончания игры долгое время наблюдается повышенная активность, раздражительность, агрессивность.

5. Плохая успеваемость. Если ребенок получил плохую оценку – это не страшно, но когда это превращается в закономерность, да еще и появляется игнорирование замечаний учителя, родителей, а мысли все только об игре – то здесь стоит призадуматься.

Что же делать тем родителям да и детям если данные признаки проявляются все отчетливее? Что делать если игровая зависимость уже есть? Как избавится от игромании?

Конечно, не стоит медлить и лучше всего при данных обстоятельствах обратится к специалисту, который найдет индивидуальных выход для каждого ребенка. Специалист сможет разглядеть причину и устранив ее – устранить и саму зависимость. К тому же специалист может предоставить грамотные рекомендации, как для коррекции данного вопроса, так и дальнейшей профилактики. Мы же в свою очередь составили методические рекомендации для родителей по профилактике игромании. (Приложение 2)

Date: 2015-12-11; view: 561; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию