Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характерные чертыСвязь с православной теологией и литературой, антропологическая ориентация, космизм мысли, постоянное внимание к проблемам смысла истории – эти особенности концентрируются в следующих признаках философской классики: 1) придание бытийного статуса гносеологическим и этическим понятиям (онтология «Добра» Соловьева, «Непостижимого» Франка); 2) утверждение единства Бога, человека и космоса, мессианской роли человека в деле спасения мира; 3) метафизичность тесно связана с онтологизмом: рассуждения о связи мира тварного с миром нетварным, о Боге, о человеческой душе; 4) интуитивизм и гносеологический реализм: интуиция стоит выше рационального, интеллектуального познания, ее предмет – целостность мира во всей его сложности и трагичности; 5) антропологизм; соборность (приоритет нравственных ценностей и единство всех людей на основе их любви к Богу); 6) историософичность (смысл истории, конец истории); 7) соединение теоретического и нравственно-религиозного опыта, истинность сближается с праведностью; 8) стремление придать философским идеям прикладной характер, т.е. использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности. Древнерусский период (Киевская Русь (XI–XIII вв.)). Ø Илларион – первый древнерусский философ, киевский митрополит. Ему принадлежит «Слово о Законе и Благодати», где раскрывается соотношение Закона, данного евреям Богом в Ветхом Завете, и Благодати, данной всем людям в Евангелии. Закон рассматривается как средство организации человеческого общества, спасающее людей от взаимоистребления. В «Слове» содержатся размышления о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире. Ø Владимир Мономах(«Поучение детям») изложил кодекс этического поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом. Ø Кирилл Туровскийразвивал мистико-аскетическую идеологию, только монастырское служение отождествлялось с желанной Богу жертвенностью. В «Притче о слепце и хромце» Туровский рассуждает о равной ответственности души и тела за прегрешения, о долге духовной и светской властей перед Богом и законом. Стремился к примирению веры и знания. Ø Климент Смолятич ( «Послание пресвитеру Фоме» – проблемы разума, познания). Ø Филипп Пустынник(«Плач» – взаимоотношение души и тела, материального и духовного). II. Средневеково-русский период (Московская Русь (XIII–XVII вв.)). Проблема взаимоотношения церкви и государства оказалась центральной в полемике стяжателей (Иосиф Волоцкий, иосифляне) и нестяжателей (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек). Нестяжатели требовали отказа церкви от владения частной собственностью, разграничивая сферу деятельности церкви и государства. Сергий Радонежский: сила, могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига. Филофей отстаивал идею преемственности христианства по линии Рим-Константинополь-Москва. Максимилиан Грек отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость. Андрей Курбский выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным. Нил Сорский, Вассиан Патрикеев выступали за реформу церкви, искоренение церковной праздности, парадности, за приближение церкви к народу. Аввакум и Никон боролись за обновление церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум – за сохранение старых обрядов. Юрий Крижанич стоял на позициях провиденциализма. Однако божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного развития исторического процесса. Крижанич проводил различие между мудростью, знанием и философией. Мудрость – «познание наиболее важных и наивысших вещей» (Бога, природы, общества, человека), знание – «понимание причин вещей», философия – желание мудрости. «Политическая мудрость» – средство достижения общественного благополучия.
|