Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологии развития фантазии и творческого мышления ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Трудно оспорить тот факт, что для развития творческого начала в ребенке, сам взрослый должен быть творческой личностью, с развитым воображение, гибким, оригинальным мышлением. Этой цели развития воображения и фантазии педагогов служат технологии и приемы развития фантазии, которые были разработаны или дополнены в процессе нашей деятельности. Мы поставили задачу не просто развить фантазию участников мастерской, но научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать им в руки технологии для развития качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и готовой решать проблемы нестандартным путем. Перечислим некоторые приемы и технологии, используемые в мастерской: А. Приемы «Вопросы, как форма активизации творческого мышления ребенка». Б. Приемы создания загадок. В. Технология «Фантазейки». Г. Технология "Образная пластика". Д. Приемы «Триз - фантазирование». Среди них: · Метод разрешения противоречий. · Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. · Метод "Системный анализ”, который помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. · Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)– моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире. Существуют и другие приемы ТРИЗ-фантазии: · прием " Сделать наоборот" ( прием изменяет свойства и назначение объектов на противоположные, превращает их в антиобъекты); · прием " Увеличить – уменьшить" (п рименяется для изменения размеров объекта); · прием "Динамика – статика" (п рименяется для изменения динамических характеристик объекта); · прием "Перспективы” (п осмотри, что получится в будущем); · прием "Динамика – статика" (п рименяется для изменения динамических характеристик объекта); · прием "Перспективы” (п осмотри, что получится в будущем).
2. Технологии создания сказок-игр По мнению современных исследователей (Н.Я. Большунова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Я. Еремина, И.А. Мухина) не только участие педагога-воспитателя в сказках и играх, но, но, прежде всего, опыт их коллективного создания под руководством педагога можно рассматривать как значимую педагогическую деятельность в детско-взрослой общности. Сочиняя сказку, проигрывая те или иные ситуации, создавая условия для переживания детьми сказочных коллизий, помогая им решить духовно-нравственные и экологические проблемы сказочного мира, педагог не только стимулирует развитие способностей детей действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, принимать правильные, природосообразные решения, совершать нравственные поступки, но, что особенно важно, он вместе с детьми развивает свои творческие способности. Творческая мастерская позволяет ее участникам совершенствовать ценностные ориентации и поведение, развивает интеллектуальные, театрально-сценические, актерские, режиссерские способности, помогает им актуализировать готовность к проектированию и рефлексии, позволяет накапливать опыт сотворчества и самоопределения. Участие в мастерской позволяет педагогам-воспитателям освоить технологические приемы создания сказок, которые строятся на ценностно-смысловом подходе. А. В технологическом приеме создания пластических сказок акцент делается на пластическую выразительность ее участников. Вначале педагог показывает сам и просит детей изобразить в пластике тот или иной образ персонажа, его движения и жесты, на основе чего создается действенный каркас сказки, и затем он разрабатывает ее литературный вариант. Б. В приеме создания доброго финала педагог рассказывает детям сказку, в которой нет конца и просит их придумать добрый конец. В. В приеме создания сказочного сериала представлен алгоритм, позволяющий создавать серию сказок. Г. В приеме создания сказок-задач реализована идея соединения сказки с обучением математике. Основным обучающим модулем стал арифметический пример, который затем раскрывается как сказочный сюжет. Д. Во время походов или на прогулках с детьми создаются сказки на основе приема сказочных походов, в которых педагог обращает внимание детей на явления природы, растения и разные образы, встречающиеся по пути как объекты сказочной фантазии. Е. Прием фотосказок (коллективных и индивидуальных) позволяет создавать оригинальные оформленные сказки с фотографиями детей. Также перечисленных приемов мы используем техники сочинения новых сказок с использованием приемов "ТРИЗ + Грамматика фантазии Дж. Родари": · Коллаж из сказок. · Знакомые герои в новых обстоятельствах. · Спасательные ситуации в сказках. · Сказки по-новому. · Моделирование сказок (по предметно – схематической модели). 3.Технология эко-гимнастики и образной пластики Данные упражнения являются единым сказочно-игровым комплексом, оказывающим огромное положительное воздействие на детей. Эта методика представляет гимнастику, построенную на близких и понятных образах природных явлений (облаках, ветрах, воде, огне и др.), на образах животных и птиц, насекомых и рыб, сказочных персонажей. Она проводится педагогом-воспитателем с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в помещении (под музыку и без музыки, как релаксационные паузы на уроке-занятии или как самостоятельный комплекс), а также на улице, во время прогулки. С ее помощью можно научиться двигаться, не уставая, двигаться свободно, красиво и естественно. Природа дарит детям и взрослым через эко-гимнастику свое многообразие и богатство. Она помогает оставаться в тонусе, а также учит расслабляться. И это тем более важно, поскольку естественное расслабление необходимо для поддержания здоровья ребенка и педагога, оно используется как метод, с помощью которого можно снять нервное напряжение и усталость, избавиться от симптомов, сопровождающих стрессовое состояние. Необходимо обращать внимание на то, чтобы релаксация была полной (как мышечной, так и психической), и этого добиться легче именно в движении. Отмечено, что человек более раскрепощенный и пластичный значительно свободнее формирует вокруг себя гармоничное пространство. В упражнениях эко-гимнастики важное значение придается образности и осмысленности движения, они оказывают положительное влияние на развитие творческого мышления, на эмоциональную и социальную сферы деятельности человека.
Примерная тематика упражнений эко-гимнастики: Упражнения Воды: изобрази ручей, река, пруд, море, волны, водопад, океан, дождь и др.; Упражнения Воздуха: ветер, превращения облаков, роза ветров, ураган, смерч и др.; Упражнения Огня: солнце, свеча, костер, игры огня и др.; Упражнения Земли: жизнь растений, жизнь насекомых, жизнь животных, птиц, рыб, игры с минералами и др. Также к упражнениям Земли относятся: бег (как бежит медведь, мышь, слон); прыжки (обезьяна, заяц, кенгуру); шаг (кот, верблюд, страус, павлин); полет (орел, воробей, ворона, бабочки, стрекозы) и др.
Таким образом, упражнения эко-гимнастики дают возможность взрослым повысить жизненный тонус, снять стрессовое состояние, восстановить душевное равновесие, а детям укрепить здоровье, развить воображение и творческое мышление. Они проводятся в формате от 5 минут до 45 минут, как в помещении, так и на улице.
|