Экологический проект «зимующие птицы»
Тип проекта: творческий
Вид: групповой
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца)
Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, группа, участок группы, семья.
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема: нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Задачи проекта:
- развитие познавательных способностей
- развитие творческого воображения и мышления
- развитие коммуникативных навыков
Задачи исследовательской деятельности:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
-развивать умение определять возможные методы решения проблемы самостоятельно,
- формировать умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.
Линии развития личности:
-познавательно-речевое развитие дошкольников,
-художественно-эстетическое развитие дошкольников,
-социально-личностное развитие дошкольников.
Ожидаемый результат:
-сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах,
-научить детей самостоятельно решать экологические задачи,
-научить детей самостоятельно находить решения в сложных ситуациях,
-сформировать гуманное отношение к природе,развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н.Николаева. Программа «От рождения до школы» определяет следующие задачи познавательно-речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, - знать пять-семь видов зимующих птиц, - иметь представление о зимующих птицах и о помощи человека природе. Учитывая, что программа «От рождения до школы» предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно: - развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном труде; - учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; - приобщать детей к театральному искусству; - развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам, - воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями; - совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей. Содержание экологического воспитания включает два направления: - экологические знания детей, - отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе. Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей.
Цель экологического проекта: формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе.
1.Задачи оздоровительной направленности:- учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой
2. Задачи образовательной направленности: - формировать элементарные экологические знания - развивать экологические представления - формировать начала экологического мировоззрения - формировать умения решать самостоятельно различные экологические задачи - учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях - учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: а) познакомить детей с особенностями жизни птиц б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена. - познакомить детей с Красной книгой
3. Задачи воспитательной направленности: - продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы - формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам - воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту
4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями: - учить детей заботиться о зимующих птицах - учить делать кормушку для птиц из бросового материала
5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности: - развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации - учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.
^ Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах
2. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года
3. Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой
4. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи
5. Обогатить словарный запас детей
6. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
7. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку
8. Приобщить к совместной деятельности родителей
|
| | Раздел программы
|
| Формы и методы работы
| Познавательное развитие
|
| Занятия: «Зимние гости», «Кто, как проводит зиму в лесу?» «Зимующие птицы». Экскурсия по экологической тропе к рябиновой аллее. Дидактические игры: «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний»….
| |
| | Игровая деятельность
|
| Сюжетно-ролевые игры: «Парк птиц», «Детский сад».
| |
| | Развитие речи
|
| Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели». Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?».
| Ознакомление с художественной литературой
|
| Чтение: В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.
| |
| | Конструирование
|
| Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», «Изготовление кормушек из бросового материала».
| |
| | Рисование
|
| Занятия: «Синичка - птичка-невеличка», «Снегири на ветках».
| Лепка
|
| Занятие: «Вылепи любую птицу».
| |
| | Аппликация
|
| Занятия: «Снегири на ветках», «Сорока – белобока».
| |
| | Театрализованная деятельность
|
| Экологическая сценка «Доживем до весны».
| |
| | Физическое воспитание
|
| Подвижные игры: «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц»…
| Опытно-исследовательская деятельность
|
| Исследование различного оперения с помощью лупы. Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом. Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.
|
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.
«Кто как голос подает?»
Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети: Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать. Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать. Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать. Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать. Я голубь. Я умею ворковать. Я снегирь. Я умею свистеть. Я воробей я умею чирикать.
«Сосчитай птиц» Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.
«Большой – маленький». Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик. Тонкие лапки – тоненькие лапки. Длинная шея – длинненькая шейка. Белая грудь – беленькая грудка. Черное крыло – черненькое крылышко. Толстая шея – толстенькая шейка. Короткий хвост – коротенький хвостик. Светлые перья – светленькие перышки.
«Один – много» Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных. Одна ворона – много ворон, Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию» Цель - научить составлять описательный рассказ. Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Четвертый лишний» Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных. Воробей, грач, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, ласточка.
«Чье это?» Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.
«Скажи наоборот» Цель: закрепить знание детьми антонимов. Клюв толстый – клюв тонкий, Хвост длинный – хвост короткий
Пальчиковая гимнастика "Кормушка". Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки). Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек.
Подвижная игра «Собачка и воробьи». Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи». Скачет, скачет воробей (дети скачут). Скок-поскок! Скок-поскок! Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!») Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!») Чик-чирик! Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются.
Подвижная игра «Совушка» Цель: учить выполнять движения по сигналу ведущего. «День наступает – все оживает, Ночь наступает – все замирает».
Физкультминутка «Воробышки как проснутся Очень любят потянуться Обязательно зевнуть Ловко хвостиком махнуть»,
а теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет Галка крылышками машет И взлетает без оглядки Это Галкина зарядка».
Наблюдение за птицами зимой. Цель: - формировать представления о жизни птиц зимой; - воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого. Ход наблюдения: Не видно в лесу тропинок, В тулупах кусты стоят. Уснувших жуков и личинок Укрыл под корой снегопад. Лети же, пичуга, к людям И прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будем Крошками хлеба, пшеном. Воспитатель задает детям вопросы. - Каких птиц вы видите зимой около своего дома? - Почему они прилетают к жилью человека? - Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? - Почему зимующих птиц надо подкармливать? - много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
- Какой корм они охотнее поедают? - Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? - Есть ли кормушка возле вашего дома?
Наблюдение за синицей. Цели: - продолжать вызывать интерес к пернатым - знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу. Угадай, какая птица, Бойкая, задорная, ловкая, проворная, Звонко тенькает: «тень-тень! Как хорош весенний день!» (синица) Синица расписная свистит, не уставая. За окном повешу ей Я кусочек сала, Чтоб теплей и веселей Бедной птахе стало.
- Что это за птица? - Как она выглядит и какого она цвета? - Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? - Чем питаются синицы? - Как люди заботятся о них? - Какую пользу синицы приносят? - Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
Наблюдение за зимующими птицами. Цели: - закреплять знания о зимующих птицах; - формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; - воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Ход наблюдения: Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки. Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц называют зимующими? - Чем они питаются? - Каких зимующих птиц вы знаете? - Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края? - Как человек может помочь зимующим птицам? Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Наблюдение за вороной Цели: - расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; - воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам. Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький А ходит босиком (ворона)
- Кто это, как зовут эту птицу? - В чем особенности ее внешнего вида? - Где она живет? - Чем питается? - Есть ли у нее враги? Приметы: Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
Наблюдение за снегирем. Цели: - формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; - знакомит с характерными особенностями снегиря. Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку. - Как выглядит снегирь? - Чем питается? - Где зимует? - Как человек заботится о нем? - почему снегирь прилетел к нам зимовать? Каждый год я к вам лечу – Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.
|